Папич Олеся Анатольевна,учитель-логопед МАОУ СОШ № 109, студент 2 курса магистратуры, направление «Психолого-педагогическое образование», профиль «Педагогика и психология общего и профессионального образования», ИФМИТО, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация Olesya A. Papich, teacher-speech therapist of MAOU secondary school No.109 Novosibirsk, student 2nd year Master's degree, direction «Psychological and pedagogical education», profile «Pedagogy and psychology of general and vocational education», IFMITO, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation |
Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе
В статье рассматриваются понятия дистанционного обучения, образовательной платформы Moodle, инклюзивного образования, ограниченных возможностей здоровья; анализируются ключевые аспекты применения системы Moodle в логопедической работе, включая преимущества и недостатки использования; отмечены особенности организации занятий; описаны инструменты для индивидуализации обучения.
Ключевые слова: дистанционная форма образования, образовательная платформа Moodle, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья.
This article discusses the concepts of distance learning; the Moodle educational platform; inclusive education, limited health opportunities, examines the key aspects of using the Moodle system in speech therapy, including the advantages and disadvantages of using it; features of the organization of classes, tools for individualizing learning.
Keywords: distance education, Moodle educational platform, inclusive education, limited health opportunities.
На сегодняшний день инклюзивное образование является одним из приоритетных направлений развития Российской системы общего образования, поскольку необходимо обеспечить равными возможностями получение качественного образования для всех категорий граждан, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья [9]. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) воспринимают новую информацию очень медленно и достаточно трудно, необходимо повторять материал несколько раз, а также они быстро забывают услышанное. Именно поэтому для обучения данной группы детей необходимы новые подходы и формы обучения. Современные технологии обучения позволяют увеличить наглядность изучаемого материала, повысить интерес к получению новых знаний, а также мотивировать детей к приобретению определенных навыков [5].
В последнее время мы наблюдаем стремительное развитие информационных технологий, благодаря чему у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется доступный способ получения качественного образования дистанционно. У них появляется возможность учиться, не выходя из дома, по индивидуальной учебной программе, в удобное время, без ограничения пространственными и временными рамками [10].
Использование образовательной платформы Moodle открывает широкие возможности для учителей-логопедов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательных школах. Moodle предоставляет инструменты для организации эффективного дистанционного образования, адаптированного к индивидуальным потребностям и возможностям каждого ребенка в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта [4; 8]. Выбор системы Moodle обоснован тем, что данное программное обеспечение относится к категории бесплатного. К достоинствам системы можно отнести интуитивно понятный пользовательский интерфейс, удобство в использовании, что позволяет удовлетворить большинство требований, которые предъявляются к системам дистанционного образования. Необходимо отметить, что при разработке дистанционных курсов возможна реализация различных способов представления учебного материала, осуществление контроля знаний и учета успеваемости [7].
Методическое обеспечение реализации адаптированной общеобразовательной программы в рамках профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» для детей с ОВЗ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе учителя-логопеда предполагает подготовку специалистом дидактических и иных материалов для удаленной работы с обучающимися, в частности, материалов для проведения занятий по учебным предметам, коррекционным курсам, внеурочных развивающих занятий, файлов-заданий для выполнения домашней работы по закреплению учебного материала. Возможна адаптация уже имеющихся на различных образовательных платформах заданий, вопросов, упражнений, которые обеспечивали бы осознанное восприятие материала обучающимися с ОВЗ [2; 6].
В последнее время наблюдается рост детей с нарушениями устной и письменной речи, которые в силу особенностей своего развития (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, слабослышащие) не могут полноценно осваивать образовательную программу в школе. На основании гипотезы о том, что использование электронных учебных пособий в дистанционном формате безопасно, удобно и доступно практически каждому ученику, нами были применены новые формы и способы обучения в качестве экспериментального исследования. В работе учителя-логопеда МАОУ СОШ № 109 в форме дополнительных занятий для детей с ОВЗ были использованы дистанционные образовательные технологии на базе образовательной платформы системы Moodle, а также программ пакета Мicrosoft Office.
Следует отметить, что дистанционное обучение не было задумано как замена традиционному формату, оно рассматривалось лишь в сочетании с общепринятыми стандартными формами образования. Развитие детей с ОВЗ подчиняется общим законам формирования личности, поэтому учителем-логопедом использовались все доступные формы обучения и развития.
По результатам работы за период 2023-2024 учебного года были выявлены следующие преимущества использования системы Moodle в качестве платформы для дополнительного дистанционного образования:
– Доступность: система Moodle позволяет организовать обучение детей с ОВЗ, обеспечивая возможность участия в занятиях из дома. Так, путем нажатия нескольких клавиш на клавиатуре, ребенок с легкостью может выполнять веселые артикуляционные упражнения вместе с героями мультфильмов и складывать пазлы из слогов, отрабатывая слоговую систему. В результате выполнения задания получается цельное изображение и комментарий «Молодец!» в случае верного выполнения.
– Гибкость: платформа предоставляет широкий спектр инструментов для создания интерактивного контента, адаптированного под индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
Использование платформы Moodle в работе учителя-логопеда позволило значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение данной системы повысило мотивацию детей к логопедическим занятиям, сделало возможным поддержку внимания на всех этапах занятия, повышая познавательную активность ребят.
В дистанционной работе с детьми, имеющими ОВЗ были также использованы стандартные программы Мicrosoft Office: Мicrosoft Word – работа с документами; Мicrosoft Роint – работа с изображениями; Мicrosoft Роwег Роint – презентации к занятиям, рекомендации родителям; Мicrosoft Оffice Publisher – создание памяток, методических рекомендаций для родителей. Приведем описание некоторых видов деятельности с использованием данных ресурсов.
При осуществлении дополнительного образования для детей с ОВЗ были сформированы задания по различным направлениям коррекционно-развивающей работы. Так, в качестве упражнений для развития речевого аппарата детей разного возраста были подобраны комплексы артикуляционной, дыхательной, голосовой и мимической гимнастик, которые дети школьного возраста могут выполнять без помощи взрослых. Для расширения словарного запаса и кругозора школьников использовались задания, способствующие поиску значения незнакомых слов в электронных словарях сети Интернет, поиску нужной информации, работа с текстовой, аудио и видеоинформацией. Для развития речи, воображения, коммуникативных навыков применялись задания, в которых дети совместно с родителями составляли рассказы на заданную тему, например, «Как я провел выходные дни», «Поход в кино» и др. Подразумевалось, что рассказы оформляются на компьютере, сопровождаются картинками, фотографиями и сохраняются в семейном архиве. Для развития словесно-логического мышления дети выполняли в программе Мicrosoft Word следующие упражнения: «Ассоциации», «Цепочки предложений», «Придумай продолжение» и прочее. Были использованы специально подобранные тексты в соответствии с возрастом обучающихся для тренировки скорости, правильности чтения, улучшения понимания прочитанного. При работе на клавиатуре компьютера обучающиеся тренировали навык набора слов, предложений, текстов. При коррекции дисграфии на логопедических занятиях и в качестве домашнего задания детям были предложены некоторые упражнения из методических пособий Е. В. Мазановой, И. Н. Садовниковой, Л. Н. Ефименковой и др., выполняемые в программе Мicrosoft Word. Работа с клавиатурой, «мышью», сенсорной панелью планшета была направлена на развитие моторики рук детей с ОВЗ. Активно применяются на практике инновационные технологии Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. Б. Филичевой, Н. В. Нищевой и других авторов [3].
Отметим и недостатки использования системы Moodle. Доступность обучения оказалась для многих неэффективна в силу ограниченности цифрового оборудования у обучающихся (устаревшая техника, не поддерживающая данный интерфейс), а также из-за необходимости постоянного включения взрослых (родителей) в педагогический процесс и контроля за процессом обучения на дистанционной платформе. Е. В. Андриенко отмечает, что многие исследователи сосредотачиваются на системе взаимоотношений человека, формирующихся под воздействием социальной среды и предметной деятельности при участии взрослых. Контроль со стороны взрослых может быть разным: как систематическим, целенаправленным и организованным, так и стихийным, ситуативным, слабым и неэффективным. Поэтому современные проблемы, связанные с цифровой вовлеченностью детей, часто обусловлены именно спецификой родительского контроля. [1]. Гибкость платформы и широкий спектр инструментов значительно увеличил трудовые и временные затраты специалиста-логопеда в области создания интерактивного контента под индивидуальные особенности каждого ребенка в связи с широкой аудиторией обучающихся (в эксперименте принимали участие 25 школьников со 2 по 8 класс, имеющих более 5 разных нозологий).
Таким образом, к сложностям использования дистанционной платформы можно отнести высокие материальные затраты на необходимое оборудование и подключение к сети Интернет, высокие временные затраты специалиста, поскольку необходимо практически индивидуально подбирать учебный материал в зависимости от возраста и нозологии обучающихся, учитывать достаточный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями детей с ОВЗ и их родителей.
По результатам проведенного нами эксперимента по использованию дистанционной образовательной платформы Moodle в коррекционной работе учителя-логопеда в школе за 2023-2024 учебный год было выявлено, что на платформе успешно закончили обучение 30 % обучающихся из общего числа участников эксперимента. Причинами такого результата были следующие: во-первых, родители неохотно принимали участие в данном виде обучения, ссылаясь на временные, финансовые или образовательные трудности (сложности обучения в системе Moodle, отсутствие необходимых технических средств, отсутствие свободного времени); во-вторых, не все обучающиеся с ОВЗ активно погрузились в систему дистанционных занятий, ссылаясь на ограничения доступа в Интернет или отсутствие подходящих инструментов (компьютера, ноутбука), отсутствие времени родителей (старших), тех, кто бы мог оказать обучающемуся поддержку в освоении дистанционного обучения в новой системе.
Тем не менее, платформа Moodle продолжает активно развиваться, предлагая все больше возможностей для эффективной организации логопедической работы с детьми с ОВЗ. Перспективными направлениями являются дальнейшее совершенствование инструментов для индивидуализации обучения, расширение возможностей для использования мультимедийных ресурсов, интеграция с различными вспомогательными технологиями, а также улучшение систем отчетности и аналитики. Продолжение исследований в этой области и обмен лучшими практиками позволят учителям-логопедам максимально использовать потенциал Moodle для повышения качества и доступности образования для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Для успешного внедрения этой практики необходимо выполнение нескольких условий, таких как плодотворное сотрудничество с родителями обучающихся с ОВЗ, повышение преподавательской компетенции коррекционных специалистов (учителей-логопедов) в области информационных технологий, обеспечение информационно-коммуникационными инструментами, соответствующей техникой и доступом к сети Интернет.
Литература
- Андриенко Е. В. Ребенок в цифровом пространстве: риски и перспективы. // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы X Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2023. – С. 43-45.
- Ермолова В. М., Чальцева Т. А., Евдокимова Е. А. Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2020. – № 2 (54). – С. 36-39.
- Краснова Л. В. Слюсаренко Э. Е. Использование ассистивных сквозных цифровых технологий в работе с обучающимися с ОВЗ как предиктор оптимизации сопровождающей деятельности. // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 364-367.
- Мережко Е. Г., Томаровская И. Н., Ефанова Е. А. Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ. // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (295). – С. 316-318.
- Пегасова Н. А., Иванова Е. Н., Лесников И. Н., Родионов А. В., Лебедева С. Ю. Использование дистанционных образовательных технологий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 11. – С. 140-143.
- Приказ Минтруда России от 13.03.2023 N 136н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027).
- Рахмангулова Р. Ш., Петрова Ю. К. Создание электронного курса Moodle. // Проблемы науки. – 2021. – № 1 (158). – С. 6-8.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.
- Федоркевич Е. В., Михайлова М. С. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе. // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. – № 2. – Электронный ресурс. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN218.pdf (дата обращения: 21.01.2025).
- Шарифжанова Н. М., Юлдашов Р. Х., Якубов М. С. Использование системы Moodle в дистанционном образовании детей-инвалидов. // Academic Research in Educational Sciences. – 2021. – № CSPI CONFERENCE 3. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sistemy-moodle-v-distantsionnom-obrazovanii-detey-invalidov/viewer (дата обращения: 04.11.2024).
Количество просмотров: 246 |
Добавить комментарий