Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования

 

Сбитнева Оксана Анатольевна,

старший преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени Д. Н. Прянишникова», Пермь, Российская Федерация

Oksana A. Sbitneva,

the senior teacher of chair of physical culture, FSBEI HE «Perm State Agrarian-Technological University named after D. N. Pryanishnikov», Perm, Russian Federation

 

Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования

The importance of physical education and sports activities at the stage of higher education

В статье анализируется важность физической активности, роли физической культуры и спорта в образовательном процессе вуза. Проведено исследование проявления интереса студентов к спортивной деятельности и потребности у них в занятиях физкультурой и спортом. Для исследования использовались методы опроса, анкетирования, педагогического наблюдения.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, двигательная активность, физическая культура и спорт, высшее образование, интерес, потребности, мотив.

The article analyzes the importance of physical activity, the role of physical education and sports for university students. A study of students' interest and needs in physical education and sports was conducted. The survey method and pedagogical observation were used for the study.

Keywords: Physical culture and sports activity, physical activity, physical culture and sports, higher education, interest, needs, motive.

 

Физическое воспитание в высших учебных заведениях составляет неотъемлемую часть образовательного процесса. Разделы, предусмотренные программой, направлены на укрепление здоровья студентов, обучение использованию средств физической культуры в быту и на производстве, формирование всесторонней физической готовности будущих специалистов в аграрном секторе. В связи с интенсификацией учебного процесса в высших учебных заведениях возникает необходимость поддержания и повышения двигательного режима студентов на протяжении всего периода обучения в вузе.

Систематические занятия спортом и физической культурой играют ключевую роль в жизни студентов. Регулярная активность и здоровый образ жизни повышают успеваемость, помогают достигать целей в учебе и будущей карьере. Физическая культура и спорт (далее – ФКиС) развивают уверенность в себе, коммуникативные навыки и физическую выносливость, уменьшают стресс и улучшают концентрацию, что особенно важно для успешного обучения. Физкультурно-спортивная деятельность способствует формированию личности, подготавливая студентов к будущей профессии, развивая необходимые навыки и умения, полезные в любой сфере деятельности и позволяющие быстро адаптироваться к новым ситуациям. Физкультурно-спортивная деятельность будет эффективно отражаться на развитии личности студентов только в том случае, если она будет частью целостной системы воспитания студенческой молодежи [2; с. 184]. В высшем образовании доступны различные формы занятий спортом: учебные занятия по программе, секции, оздоровительные группы, массовые мероприятия и самостоятельные тренировки. Все это благотворно влияет на работу всех систем организма, укрепляя здоровье и физическую подготовку.

С целью выявления значимости физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения в вузе нами проведено исследование среди студентов Пермского Государственного Аграрно-Технологического университета имени Д. Н. Прянишникова. Для этого был определен ряд задач:

– изучить и проанализировать методическую литературу по теме;

– выявить факторы, повышающие интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности;

– выяснить отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в целом;

– определить популярные виды спорта у студентов;

 – выявить мотивы к занятиям ФКиС;

– проанализировать причины снижения интереса студентов к занятиям ФКиС;

– выявить отношение студентов к физкультурно-спортивной деятельности в вузе;

– проанализировать влияние физкультурно-спортивной деятельности на уровень заболеваемости.

В исследовании приняли участие 32 человека – студенты факультета ИФПАЛХ Пермского Государственного Аграрно-Технологического университета имени Д. Н. Прянишникова, занимающиеся в рамках учебной программы по ЭДФКиС: ПФКиС. В ходе исследования был использован метод анкетирования, опроса, педагогического наблюдения.

Целью первого этапа исследования было проведение анкетирования для оценки значимости физкультурно-спортивной деятельности для студентов, а именно: выявление наиболее популярных видов спорта, которыми занимаются обучающиеся, частота занятий ФКиС, факторы, побуждающие их вести спортивный образ жизни, а также причины, по которым студенты не занимаются ФКиС в свободное время и не участвуют в спортивной деятельности вуза.

На данном этапе по результатам опроса выяснено, что в свободное от учебных занятий время физической культурой и спортом занимаются 71,9 % студентов, 28,1 % не проявляют интерес к занятиям.

Выявлены самые распространенные, популярные виды спорта среди студентов: гимнастика, акробатика и йога – 40,6 %; силовые виды спорта – 31,2 %; зимние виды спорта – 25,0 %; игровые виды спорта – 21,9 %; экстремальные виды спорта – 18,7 %; единоборства – 15,6 %; плавание – 12,5 %; легкая атлетика и туризм – 9,4 % (рисунок 1).

 

Рисунок 1.  Популярные среди студентов виды спорта

Проведенный опрос показал, что во внеурочное время ежедневно физической культурой и спортом занимаются 12,5 % студентов; 1-2 раза в неделю занимаются 37,5 %; 21,9 % студентов занимаются 3-4 раза в неделю; 28,9 %, не занимаются физической культурой и спортом в свободное от учебных занятий время.

Анализируя ответы респондентов, мы выявили, что у 62,5 % студентов отсутствие свободного времени является основной причиной, по которой они не могут заниматься физической культурой и спортом; отсутствие спортивной инфраструктуры по месту жительства – 46,9 %; нет подходящей компании –  31,2 %, отсутствие интереса к занятиям – 28,1 %; отсутствие самодисциплины – 25,0 %; чувство усталости после занятий – 21,9 %; противопоказания по здоровью – 15,6 % студентов (рисунок 2).

В ходе исследования выявлено, что регулярно посещают занятия физической культурой в вузе 50 % студентов; нет интереса у 28,1 % студентов; пропуски занятий, связанные с противопоказаниями по здоровью у 15,6 % студентов, 6,3 % студентов редко посещают занятия физической культурой в вузе. 46,9 % студентов постоянно принимают участие в спортивной деятельности вуза; редко – 31,2 %. никогда не принимали участия 21,9 % студентов.

 

Рисунок 2.  Причины, снижающие интерес к занятиям физической культурой и спортом

 

62,5 % студентов нравится заниматься физической культурой и спортом; отрицательное отношение к физической культуре и спорту у 25,0 % студентов; безразличное отношение, не задумывались над этим вопросом – 12,5 % студентов. Результаты анкетирования выявили факторы, повышающие интерес студентов к занятиям ФКиС: потребность в физическом здоровье – 71,8 %; потребность иметь хорошую спортивную форму – 65,6 %; потребность в движении, двигательной активности – 46,8 %; потребность в познании нового – 40,6 %; потребность в самовыражении – 31,2 %; потребность в спортивных успехах – 18,7 % (рисунок 3).

 

Рисунок 3.  Факторы, повышающие интерес к занятиям ФКиС

Осознанные занятия ФКиС, интерес к физкультурно-спортивной деятельности являются условием успешной умственной и физической работоспособности, достижения высокого уровня здоровья, физической подготовленности. Поэтому был проведен второй этап исследования, целью которого было изучение взаимосвязи регулярных занятий ФК с частотой заболеваний студентов.

На втором этапе исследования в педагогическом эксперименте приняли участие студенты, регулярно посещающие занятия ФК в вузе (50 %) и не посещающие занятия ФК по разным причинам (50 %). В качестве критерия оценки эффективности положительного влияния физкультурно-спортивной деятельности на уровень здоровья было выбрано сопоставление показателя посещаемости занятий ФК и уровня заболеваемости студентов. В течение учебного года были проведены наблюдения по количеству заболеваний на основании медицинских справок. Выявлен низкий уровень заболеваемости у студентов, регулярно занимающихся ФК в течение учебного года. Это подтверждается учетными данными: количество пропусков по болезни у них составило 17 занятий. В группе не занимающихся ФКиС пропущено 64 занятия (это низкая посещаемость). В рамках образовательного процесса наблюдается взаимосвязь между заболеваемостью и двигательной активностью, доказывается оздоровительная эффективность физкультурно-спортивной деятельности, соответственно, повышаются функциональные возможности организма, физическое благополучие обучающихся.

Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют об интересе студентов к физической культуре. Самые популярные виды физической активности: гимнастика, акробатика, йога, силовые виды спорта. Для студентов важно иметь хорошую спортивную форму, ведущими мотивами является потребность в физическом здоровье, потребность в движении, двигательной активности.

Процесс, который позволяет индивиду обрести личностный смысл, создать устойчивость его интереса, превратить цели, которые были заданы внешне, во внутренние потребности личности, является мотивацией в занятиях физической культурой и спортом [1; с. 112]. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что существующие социально-педагогические условия вуза формируют высокий уровень мотивации, который позволяет реализовать готовность обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты подготовлены к освоению и использованию знаний, умений и навыков для оздоровительной деятельности с опорой на глубокое понимание сути физической активности. Наличие теоретического и практического компонента в области преподавания физической культуры в вузе позволяет выработать навыки здорового образа жизни.

Одним из ключевых элементов оптимизации физической активности являются самостоятельные тренировки. Они должны включать утреннюю гимнастику, упражнения для улучшения кровообращения, дыхательные практики, основываться на циклических видах спорта (ходьба, бег, плавание, лыжные гонки, конькобежный спорт, велосипедный спорт), подвижных играх. Важно следовать принципам тренировок, постепенно увеличивая нагрузку, составляя план с учетом индивидуального состояния здоровья и подготовки. Это способствует формированию здорового образа жизни, пониманию ценности спорта, развитию физических качеств, сохранению двигательных навыков и предотвращению возрастных изменений [3; с.470].

Вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность вуза также способствует формированию высокого уровня мотивации у студентов. Для того чтобы он не снижался, необходимо регулярно совершенствовать материально-техническую базу, расширять перечень секционных занятий, регулярно проводить спортивные соревнования, фестивали, слеты, конференции, материально поощрять активных студентов, приглашать на спортивные мероприятия ведущих спортсменов.  

В завершение подчеркнем, что систематическое применение физических упражнений способствует поддержанию высокого уровня работоспособности в учебной и трудовой деятельности студентов, а также повышает степень организованности, необходимой для личностного и профессионального роста. Таким образом, невозможно недооценивать значимость физкультурно-спортивных мероприятий на протяжении всего процесса обучения в высшем учебном заведении.

 

Литература

  1. Григорович С. И. Рекомендации по развитию мотивации к занятиям физической культурой. / Григорович С. И., Птушкин А. С // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 11(101). – С. 112-114.
  2. Сбитнева О. А. Значимость физкультурно-спортивной деятельности для образовательного пространства ВУЗА / О. А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 1-1.  – С. 181-185.
  3. Ситникова А. Р. Влияние физической активности на здоровье студентов: эффективность и значение здоровьесберегающих подходов в обучении // Педагогический журнал. – 2024. – Т. 14. – № 4А. – С. 466-472.
Количество просмотров: 1282  

Добавить комментарий

Target Image
1. «ВОЙНА – ЖЕСТОЧЕ НЕТУ СЛОВА…»: Как мы с детьми читаем книги о Великой Отечественной войне
2. ПРОЕКТ «ИСКУССТВО БЕЗ ГРАНИЦ» КАК ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ КАК ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
4. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЖАНР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
5. РАБОТА С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
6. МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ
7. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
8. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
9. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
10. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
11. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
12. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
13. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
14. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
15. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
16. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
17. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
18. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
19. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
20. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)

Страницы

1. Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития [field_article_number]
2. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков [field_article_number]
3. Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева) [field_article_number]
4. Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта [field_article_number]
5. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами [field_article_number]
6. Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности [field_article_number]
7. Методы и формы работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с расстройством акустического спектра [field_article_number]
8. Современные практики развития способностей и поддержки талантов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по ранней профориентации [field_article_number]
9. Использование современных цифровых технологий в качестве инструмента повышения уровня конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностью [field_article_number]
10. Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством участия в шумовом оркестре [field_article_number]
11. Межведомственное взаимодействие. Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [field_article_number]
12. Методические рекомендации по проектированию и экспертизе современного урока математики [field_article_number]
13. От ценности денег до планирования бюджета: программа «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет» для развития экономических навыков у детей дошкольного возраста [field_article_number]
14. Реализация воспитательного потенциала предметного содержания в начальной школе [field_article_number]
15. Реализация актуальных методических идей на уроке литературного чтения в начальной школе [field_article_number]
16. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования [field_article_number]
17. Внеурочное занятие по программированию в начальной школе: особенности проектирования и реализации [field_article_number]
18. Проектируем урок окружающего мира в начальной школе [field_article_number]
19. Выявление и поддержка одаренных детей в начальной школе [field_article_number]
20. Анализ урока труда (технологии) в начальной школе [field_article_number]

Страницы