Габер Ирина Владимировна,кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой охраны здоровья, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация Irina V. Gaber, candidate of medical sciences, associate professor, head of the department of health protection, fundamentals of life safety, physical culture and sports in the State Autonomous Institution of Additional Professional Education of the Novosibirsk Region Research Institute of Pedagogical and Professional Development, Novosibirsk, Russian Federation |
Формирование у школьников навыков безопасного поведения средствами активных методов обучения в условиях террористической угрозы
В статье рассматривается актуальность формирования культуры безопасности жизнедеятельности у школьников в условиях террористической угрозы. Предлагается методика обучения, основанная на активных методах, включающих анализ кейсов, ролевые игры, симуляции и проектную деятельность. Апробация методики показала её эффективность в повышении уровня готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях. Приводится пример урока ОБЗР по теме «Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта».
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, террористическая угроза, школьники, методика обучения, активные методы обучения, ролевые игры, основы безопасности и защиты Родины, алгоритм безопасного поведения, захват заложников.
The article discusses the importance of developing a safety culture in schoolchildren in the face of terrorist threats. A teaching methodology is proposed based on active methods, including case studies, role-playing, simulations, and project activities. Testing of the methodology showed its effectiveness in increasing the level of preparedness of students to act in emergency situations. An example of a «Basics of security and protection of the Motherland» lesson on the topic «Rules of safe behavior in the event of a threat and the commission of a terrorist act» is given.
Keywords: life safety, terrorist threat, schoolchildren, teaching methodology, active learning methods, role-playing, basics of security and protection of the Motherland, safe behavior algorithm, hostage-taking.
Образовательные организации играют важную роль в формировании культуры безопасности среди молодёжи. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности и обеспечение безопасности обучающихся в образовательных организациях требует комплексного подхода, включающего правовое регулирование, подбор эффективных педагогических технологий и методик обучения. В контексте нарастания угроз безопасности, вызванных терроризмом, становится особенно важным подготовить школьников к адекватному реагированию в экстренных ситуациях. Это позволяет не только снизить риск паники, но и развить у учащихся навыки критического мышления и социальной ответственности.
Актуальность формирования теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения обуславливается рядом факторов:
– образовательные организации становятся мишенью для террористов, поэтому подготовка учащихся важна для их безопасности;
– практические навыки, развиваемые через регулярные тренировки, делают знания о действиях в чрезвычайных ситуациях применимыми;
– школьники учатся анализировать ситуации, принимать решения в условиях неопределенности, что способствуют снижению страхов и повышению психологической устойчивости;
– обучение безопасному поведению распространяет ценности безопасности на семьи и сообщество, создавая более защищённую среду;
– учебные тренировки симулируют реальную ситуацию, позволяя учащимся получать полезный опыт взаимодействия.
Однако перед учителями и образовательными организациями стоят определённые проблемы, такие как:
– эпизодический характер мероприятий по обеспечению безопасности, недостаток систематичности и комплексности подхода;
– отсутствие унифицированных методических инструментов для оценки эффективности учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины»;
– слабая интеграция с другими учебными предметами, что ведёт к фрагментарному пониманию темы безопасности и снижению интереса у учеников.
Для решения указанных проблем необходимо создание межпредметного подхода, который сделает обучение безопасному поведению более актуальным и интересным. Это позволит интегрировать различные знания и навыки, что является необходимым для формирования полноценной культуры безопасности жизнедеятельности.
Цель данного исследования – разработка и обоснование методики обучения школьников правилам безопасного поведения в условиях террористической угрозы для формирования у них теоретических знаний и практических навыков, способствующих повышению готовности к действиям в экстренных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Изучить значимость активных методов обучения в рамках предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
2. Создать методику, включающую активные формы и методы обучения (анализ кейсов, ролевые игры, симуляции, проектная деятельность), способствующие формированию навыков безопасного поведения.
3. Провести экспериментальную проверку разработанной методики в образовательных организациях.
4. Разработать рекомендации для внедрения методики в учебный процесс.
5. Определить возможности интеграции знаний по безопасности с другими предметами.
6. Исследовать влияние участия в антитеррористических учениях на поведение и уверенность учащихся.
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности и обеспечения безопасности обучающихся в образовательных организациях рассматриваются в работах многих исследователей, среди которых Айзман Р. И., Абаскалова Н. П., Мошкин В. Н., Байбородова Л. В., Сапронов В. В., Мишин Б. И. и другие. В их трудах раскрываются теоретико-методологические основы и ключевые факторы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Также отмечается, что несмотря на значительный объём литературы, остаются нерешённые задачи, связанные с отсутствием единых подходов и междисциплинарных связей.
Современные методики обучения не обеспечивают достаточной комплексности, что в свою очередь влияет на подготовленность школьников к угрозам. В этом контексте проводится наше исследование, целью которого является разработка методики, учитывающей современные вызовы и обеспечивающей высокий уровень готовности учащихся.
Для разработки методики формирования навыков безопасного поведения в школах применяется системно-деятельностный подход, который активно «включает» учащихся через различные методы, такие как:
– групповая работа для развития навыков коллективного взаимодействия;
– анализ кейсов для выработки планов действий и развития критического мышления;
– симуляционное моделирование, которое способствует принятию решений в условиях неопределенности;
– ролевые игры и проектная деятельность для создания наглядных инструментов, помогающих усвоить важные рекомендации.
– проектная деятельность, позволяющая обобщить и систематизировать изученный материал, создать наглядный инструмент, помогающий запомнить важные рекомендации и алгоритмы действий в чрезвычайных ситуациях.
Методы активного обучения, такие как ролевые игры, анализ конкретных ситуаций и групповые обсуждения, делают учебный процесс живым, интересным и вовлечённым. Они помогают учащимся глубже осознать важность изучаемого материала и закрепить полученные знания на практике.
Остановимся на методике обучения школьников правилам безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта. Опыт проведения уроков в 9-м классе по теме «Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта» в учебном предмете «Основы безопасности и защиты Родины» показывает, что использование активных методов обучения способствует формированию у школьников необходимых навыков. Занятия, основанные на активных методах, позволяют учащимся глубже понять, как действовать в экстренных ситуациях, а участие в антитеррористических учениях повышает уровень готовности. Пример такого занятия представлен в приложении 1. Методические рекомендации к данному уроку разработаны с учётом современных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и обеспечивают достижение метапредметных и личностных образовательных результатов. Это позволяет интегрировать вопросы безопасности в общий контекст современного школьного образования. Представленный урок не ограничивается передачей теоретических знаний, а даёт возможность учащимся активно осваивать практические навыки безопасного поведения. Ролевая игра помогает глубже понять, как действовать в экстремальных ситуациях, что значительно повышает уровень подготовки учащихся и формирует у них культуру безопасности. Использование активных методов обучения делает занятие увлекательным и полезным, позволяя учащимся осознать важность полученных знаний для обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.
Проведённое исследование показало, что обучающиеся, с которыми проведен урок с применением отмеченных выше активных форм обучения, во время всероссийских учений вели себя более четко и уверенно, сохраняли спокойствие и самообладание. Следовательно, для формирования культуры безопасности жизнедеятельности и обеспечения безопасности обучающихся при угрозе и совершении террористического акта следует увеличить число практических занятий и тренировочных учений, повысить внимание к развитию навыков самоконтроля и эмоциональной устойчивости.
В образовательных организациях необходимо более широко включать активный компонент (ролевые игры, анализ кейсов, проектную деятельность, моделирование реальных ситуаций для формирования навыков принятия решений в условиях неопределённости) в рабочую программу учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Учителя и преподаватели-организаторы ОБЗР должны не только передавать знания, но и создавать условия, моделируя реальные жизненные ситуации, чтобы учащиеся могли развивать необходимые компетенции и уверенность в собственных силах.
Целесообразно утвердить внутренние стандарты оценки сформированности навыков безопасного поведения у обучающихся.
Вместе с тем для эффективного формирования у школьников навыков безопасного поведения в условиях террористической угрозы рекомендуется комплексный подход и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Учителям-предметникам следует помнить о необходимости формирования интегративного взгляда на безопасность и шире использовать межпредметные связи, а именно, включать вопросы безопасности на уроках математики, физики, химии, биологии, истории и обществознания, искусства, музыки, физической культуры. Использовать в критериальных шкалах оценки достижений по каждому предмету показатель безопасного поведения. Постоянно отслеживать динамику формирования навыков безопасного поведения у учащихся, фиксируя прогресс и выявляя трудности.
Руководству образовательных организаций необходимо координировать работу педагогов и обслуживающего персонала для обеспечения целостности процесса формирования навыков безопасного поведения, отслеживать обученность кадров, проводить просветительскую работу среди родителей и общественности о важности формирования навыков безопасного поведения, регулярно проводить мониторинг качества реализации программы ОБЗР и при необходимости вносить коррективы.
В заключение еще раз отметим, что использование активных методов обучения позволяет учащимся не только освоить теоретический материал, но и приобрести важные практические умения, необходимые для действий в реальных критических ситуациях. Разработанные методические рекомендации выступают важным инструментом подготовки школьников к адекватному поведению в условиях чрезвычайной опасности. Опыт проведения урока ОБЗР по теме «Правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта», сопровождаемый практическим применением полученных знаний в рамках антитеррористического учения, показал высокую эффективность формирования у школьников навыков безопасного поведения.
Ключевая цель формирования навыков безопасного поведения — это не только решение текущих задач обеспечения безопасности, но и долговременная инвестиция в будущее детей, способствующая развитию уверенности и психологической устойчивости. Важно отметить, что предлагаемые подходы учитывают необходимость сохранения психологического комфорта учащихся, формируя у них навыки саморегуляции и стрессоустойчивости, исключая любые элементы насилия и травматизации в процессе обучения.
Предлагаемые методические рекомендации по обучению школьников правилам безопасного поведения, учитывающие современные вызовы (включая угрозу террористических актов), станут полезным инструментом для учителей, стремящихся эффективно организовать уроки по основам безопасности жизнедеятельности и значительно повысить качество образования в этой сфере, сделав обучение одновременно увлекательным и продуктивным, а также обеспечив высокий уровень готовности учащихся к применению навыков безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта, в других экстремальных ситуациях.
Литература
- Картавых М. А., Воронина, И. А., Аракелян, А. А. Воспитательный потенциал школьного курса основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-1. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-shkolnogo-kur... (дата обращения: 05.09.2025).
- Козыренко Ю. С. Формирование культуры безопасности: теоретические и методологические аспекты / Ю. С. Козыренко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 40-42.
- Ласута Г. Ф. Интерактивные технологии в формировании культуры безопасности жизнедеятельности: потенциал социальных площадок МЧС Беларуси / Г. Ф. Ласута, А. Б. Богданович, А. С. Щур // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. – 2025. – Т. 9, № 2. – С. 280-291.
- Леонов В. В., Шабанова М. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в системе основного общего образования (5-7 классы) // Московский педагогический журнал. – 2023. – №1. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-obuchayuschihsya-v-sisteme-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-5-7-klassy (дата обращения: 05.09.2025).
- Лыскова И. Е. Основные направления формирования и развития культуры безопасности в российской федерации // Глобальная ядерная безопасность. – 2021. – № 2 (39). – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-formirovaniya-i-... (дата обращения: 05.09.2025) (дата обращения: 05.09.2025).
- Письмо Минпросвещения от 30.05.2023 № АК-630/14 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по подготовке и проведению учебно-практических мероприятий, направленных на повышение уровня готовности педагогических и иных работников и обучающихся образовательной организации, работников, осуществляющих охрану образовательной организации, к действиям при совершении (угрозе совершения) преступлений террористической направленности»). – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454218/ (дата обращения: 05.09.2025).
- Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171 (ред. от 09.10.2024) «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2024 N 77830). – Электронный ресурс. – URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-19032024-n-171/prikaz/ (дата обращения: 05.09.2025).
- Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» для 8-9 и 10-11 классов, 2025. – Электронный ресурс. – URL: https://edsoo.ru/2024/03/28/razmeshheny-frp-po-uchebnomu-predmetu-obzr/ (дата обращения: 05.09.2025).
- Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция) – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 05.09.2025).
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» – Электронный ресурс. – URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 05.09.2025).
Приложение 1
Урок по теме «Правила безопасного поведения при угрозе
и совершении террористического акта»
Цели урока:
Учитель создает условия для:
– Формирования у учащихся навыков управления эмоциями, анализа собственных чувств и мотивации окружающих, а также регулирования способов выражения эмоций.
– Освоения учениками алгоритма безопасного поведения в ситуации захвата заложником через ролевую игру.
– Воспитания чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, осознания ценности жизни и долга перед обществом.
Учащиеся развивают способность:
– Управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей, избегать влияния чужих переживаний.
– Овладеть алгоритмом безопасного поведения в ситуации захвата заложником.
– Понимать значимость личного выбора и осознавать личную ответственность за себя и окружающих.
Задачи урока:
Обучающая – изучить основные правила безопасного поведения при захвате заложников, разработать алгоритм действий и применить его в ролевой игре.
Развивающая – развивать эмоциональный интеллект, понимание мотиваций и намерений других людей, умение справляться со стрессовыми ситуациями.
Воспитывающая – формировать ответственное отношение к себе и окружающим, воспитывать уважение к ценности жизни.
Планируемые результаты:
Предметный – ученики знают и применяют алгоритм безопасного поведения при захвате заложников.
Метапредметный – учащиеся сохраняют спокойствие и действуют разумно в экстремальных ситуациях, контролируя свои эмоции и понимая намерения окружающих.
Личностный – ученики осознают ценность жизни и принимают ответственность за себя и окружающих.
Предлагаемый алгоритм формулирования концептуальной части урока позволяет сконструировать взаимосвязанную систему целей и задач, обеспечивающих достижение требуемых во ФГОС и ФООП, в частности, в федеральной рабочей программе по учебному предмету ОБЗР, результатов в условиях субъект-субъектного учебного взаимодействий на основе системно-деятельностного подхода.
Процесс обучения построен на поэтапном формировании навыков безопасного поведения. Выделяются следующие этапы урока:
1. Мотивационно-целевой этап
На данном этапе происходит актуализация ранее изученного материала и введение новой темы. Учитель организует фронтальную беседу, сопровождаемую презентацией, где обсуждаются актуальные угрозы безопасности, понятие терроризма и захвата заложников. Совместно с учащимися формулируются тема, цели и задачи урока.
Цель первого этапа урока – создать мотивацию и интерес к изучению новой темы через выявление актуальных угроз современной действительности, определить основные направления изучения безопасного поведения в условиях террористической угрозы.
Задачи первого этапа урока:
1. Актуализировать знания учащихся о различных угрозах безопасности, выявить пробелы в понимании современных рисков.
2. Сформировать понимание особой опасности терроризма и захвата заложников, акцентируя внимание на психологическом аспекте переживаний человека в экстремальной ситуации.
3. Организовать совместное формулирование темы урока, цели и задач занятия, вовлекая учащихся в активное осмысление предстоящей учебной деятельности.
4. Разработать совместно с учениками критерии самооценки, обеспечивающие прозрачность и осознанность процесса формирования компетенций по управлению эмоциями и соблюдению правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Таким образом, на данном этапе урока учащиеся смогут не только осознать важность изучаемой темы, но и активно включиться в процесс планирования собственных образовательных достижений, что повысит их ответственность и мотивацию к обучению.
2. Изучение нового знания и отработка навыков
На втором этапе урока учитель организует активную деятельность учащихся, создавая условия для глубокого изучения новой информации и закрепления необходимых навыков. В рамках данного этапа предложены следующие учебные задачи:
1. Анализ признаков подготовки к теракту.
Цель – научить учащихся распознавать признаки, указывающие на возможную подготовку к теракту, и сообщать о них в соответствующие органы.
2. Разработка алгоритма действий при захвате заложников.
Цель – сформировать у учащихся чёткий пошаговый алгоритм действий, позволяющий минимизировать риски и обеспечить безопасность в случае захвата заложников.
3. Ролевая игра «Правила поведения в ситуации, когда вы оказались заложником».
Цель – закрепить на практике полученные знания путём погружения в реальную ситуацию, развить навыки самоконтроля, эмоциональной устойчивости и эффективного общения в условиях стресса.
4. Анализ кейса «Беслан».
Цель – познакомить учащихся с исторически значимым событием, проанализировать причины и последствия трагедии, выявить ошибки и правильные действия участников событий, сделать выводы о правилах поведения в подобной ситуации.
5. Создание памятки «Правила безопасного поведения при захвате заложников».
Цель – обобщить и систематизировать изученный материал, создать наглядный инструмент, помогающий запомнить важные рекомендации и алгоритмы действий в чрезвычайных ситуациях.
Второй этап урока организован таким образом, чтобы учащиеся могли не только получить новые знания, но и активно тренироваться в их применении, развивая навыки, необходимые для эффективной защиты собственной жизни и здоровья в условиях угрозы террористического акта. Учитывая ограничения по продолжительности урока, учитель выбирает задачи для решения в рамках одного урока. Остальные задачи могут решаться на внеурочных занятиях, классных часах или других видах внеклассной воспитательной работы.
3. Рефлексия
Цель этапа – помочь учащимся осмыслить результаты своей учебной деятельности, провести объективную самооценку своего участия и достижений на уроке, выявить пробелы в знаниях и определить направления для дальнейшего личностного роста.
4. Планирование
Цель четвертого этапа урока – определение возможностей применения полученных знаний и опыта в реальной жизни и формирование мотивации к дальнейшему изучению темы.
Этот этап урока позволяет учащимся не только закрепить полученные знания, но и задуматься о том, как они могут использовать эти знания в будущем, чтобы защитить себя и своих близких. Это способствует формированию ответственного и осознанного отношения к вопросам безопасности.
Количество просмотров: 9 |
Добавить комментарий