Лукашенко Наталья Сергеевна,старший преподаватель кафедры начального образования, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, Новосибирск, Российская Федерация Natalia S. Lukashenko, senior lecturer Department of Primary Education, State Autonomous Institution of Additional Professional Education Novosibirsk Scientific Research Institute of Professional Education, Novosibirsk, Russian Federation |
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты
В статье раскрываются методические аспекты создания условий для формирования и развития читательской грамотности младших школьников. Предложен проект учебного занятия по литературному чтению, созданный в логике системно-деятельностного подхода и содержащий методические кейсы, которые педагог может использовать на различных этапах занятия, составлять из них вариативные комбинации, а также использовать их в проектировании учебных занятий по другим предметам.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, проектирование учебного занятия.
The article reveals the methodological aspects of creating conditions for the formation and development of reading literacy in younger schoolchildren. The proposed project of a literary reading lesson was created in the logic of a system-activity approach and contains methodological cases that a teacher can use at various stages of the lesson, make up variable combinations from them, and also use them in designing training sessions in other subjects.
Keywords: functional literacy, reading literacy, lesson planning.
В соответствии с единой региональной темой деятельности муниципальных методических объединений в городе Новосибирске и Новосибирской области реализуется проект по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся. На уровне начального общего образования перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения возможности формирования всех шести видов функциональной грамотности обучающихся [5]. Опыт подобной деятельности представляется педагогами на методических мероприятиях различного уровня: семинарах, открытых занятиях, во время участия в конкурсах профессионального мастерства и т. д. Однако стоит признать, что не всегда озвученные методические решения соответствуют поставленным задачам.
Проектировочная сессия «Проектирование и анализ учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФОП НОО: создание условий для формирования читательской функциональной грамотности младших школьников» для руководителей муниципальных методических объединений учителей начальных классов, организованная специалистами кафедры начального образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, стала площадкой, на которой педагоги получили возможность обозначить свои сложности, сформулировать вопросы и коллегиально обсудить методические аспекты обозначенной актуальной темы. В качестве практической части педагогам было предложено в командной деятельности создать проекты учебных занятий, отвечающих современным вызовам, а именно – предусматривающих продуманные и четко организованные условия для формирования читательской функциональной грамотности обучающихся.
Для проектирования урока литературного чтения команде участников из числа руководителей была предложена тема, включенная в рабочую программу 3 класса, «Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Художник-иллюстратор». Также в «стартовый пакет» входила карточка с перечисленными умениями, составляющими читательскую грамотность (находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и делать оценочные суждения, использовать информацию из текста в жизненных ситуациях), таблица с планируемыми результатами учебного занятия и сформулированная цель педагога: совершенствовать навыки использования аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации); познакомить с профессией художника-иллюстратора; создать условия для понимания ценности чтения художественной литературы и осознания важности читательской деятельности.
Таблица 1
Планируемые результаты обучающихся
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Используют в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания). Выбирают книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки. Используют справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.
|
Коммуникативные: проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; признают возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывают своё мнение. Регулятивные: выполняют действия контроля (самоконтроля), оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносят коррективы в выполняемые действия. Познавательные: выявляют недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; осуществляют взаимопомощь, проявляют ответственность при выполнении своей части работы, оценивают свой вклад в общее дело.
|
Проявляют уважительное отношение и интерес к художественной культуре, к различным видам искусства. Осознают ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, проявляют интерес к различным профессиям. Демонстрируют потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы.
|
– Почему эти книги такие разные, но оказались на одной полке?
– Всем известна пословица «Встречают по одежке, провожают по уму». Как вы думаете, можно ли по обложке понять, о чем эта книга?
– Что помогает вам выбрать книгу?
Педагог предлагает ученикам выбрать из представленных на выставке книг одну для себя. Проблемность задания обусловлена тем, что ребенку необходимо объяснить, по каким признакам этот выбор был осуществлен.
Для принятия или самостоятельного выдвижения цели учебного занятия учениками учитель организует мозговой штурм, в результате которого коллегиально создается план действий, который фиксируется учителем на доске. К этому плану необходимо будет вернуться в конце урока.
На содержательно-деятельностном этапе урока организуется активная деятельность учеников по достижению цели. Целесообразно предложить им вспомнить и перечислить термины, которые имеют отношение к книге. Уместна будет работа с источниками информации: словарями, которые находятся в кабинете, электронными образовательными ресурсами, онлайн-словарями. Это задание способствует развитию умения находить и извлекать информацию. После уточнения тезауруса возможно использование следующих вариантов деятельности: выполнение заданий в команде по поиску определенной книги (использование картотеки книг) в школьной библиотеке, аналогичная работа в виртуальной библиотеке (пример ресурса – сайты детских библиотек г. Новосибирска); создание в команде памятки «Работа с картотекой» (письменная работа по кругу); работа в парах по сравнению книг с иллюстрациями и без иллюстраций. Пример задания: «Написать 3 отличительных признака, рассказать соседу напротив», работа по таймеру (развиваются умения «интегрировать и интерпретировать информацию», «осмысливать и делать оценочные суждения», «использовать информацию из текста в жизненных ситуациях»).
Важная составляющая этой деятельности – предоставление школьникам возможности корректировать свои действия во время выполнения заданий, направленных на достижение цели занятия. Для этого можно предусмотреть обмен мнениями в ходе работы при создании общей памятки или заполнение листа оценивания на различных этапах выполнения заданий с использованием приемов комментирования или обсуждения. Очевидно, что предложенные виды деятельности обеспечивают включенность каждого школьника в выполнение необходимых учебных действий и способствуют предотвращению неуспешности учеников.
Презентацию подготовленных учениками продуктов деятельности можно организовать следующим способом: каждая пара команд демонстрирует свои памятки, листы сравнения и т. д. друг другу, затем выбирают ту команду, которая представит свою работу всему классу. Последними учитель приглашает представить свои листы сравнения команды, которые анализировали книги с иллюстрациями. Сразу после этого ученикам предлагается для просмотра видеофильм о работе иллюстратора. Таким образом педагог может организовать переход к следующей смысловой части темы занятия, которая будет иметь продолжение на другом уроке или на внеурочном событии.
Результативно-оценочный этап занятия включает в себя обращение к листу оценивания, который ученики заполняли в течение урока, и к плану занятия, составленному в начале урока и зафиксированному учителем на доске. После краткого обсуждения можно предложить обучающимся поразмышлять и дописать пропущенные слова в предложении «Раньше я думал(а), что ..., теперь я знаю, что ...!». Озвучивание нескольких рефлексивных предложений даст возможность учителю еще расставить необходимые на его взгляд акценты по теме учебного занятия.
В зависимости от реализации замысла учителя по освоению содержания учебного занятия домашнее задание может варьироваться. Одно из решений – предоставить ученикам возможность самим сформулировать для себя творческое задание. Другой вариант – предложить каждому попробовать себя в роли художника-иллюстратора и создать иллюстрации к произведению Е. И. Чарушина. Этот писатель известен и как талантливый иллюстратор. Этот факт, а также выставка детских иллюстраций станут основанием и темой следующего занятия, посвященного художникам-иллюстраторам.
В процессе проектирования этого учебного занятия участники сессии предлагали много идей для реализации каждого этапа. Но в организованной дискуссии каждая идея подвергалась тщательному обоснованию, анализу целесообразности ее использования, обсуждению методических аспектов того или иного решения. Важно было удерживать фокус на формировании читательской грамотности, не оставляя без внимания и другие требования к уроку в современных реалиях [3]. Педагоги размышляли об использовании возможностей информационно-образовательной среды, приводили примеры из своего опыта включения в урочные и внеурочные занятия материалов ФГИС «Моя школа» [1, 2]. Была обозначена значимость воспитательной составляющей этого урока. Работа по комбинированию различных идей для урока вызвала предложение разместить проект урока в сетевом сообществе учителей начальных классов и продолжить обсуждение на этом ресурсе [4].
Важным результатом этой командной работы стал не только проект учебного занятия, на котором созданы условия для формирования функциональной читательской грамотности, но и констатация того факта, что педагоги критически оценивают проблемное поле, готовы коллегиального обсуждать возникающие вопросы, тем самым решая задачу обеспечения качества образования.
Литература
- Лукашенко Н. С. Активность педагога в информационно-образовательной среде школы как показатель его профессионального развития / Н. С. Лукашенко // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы X Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 21–22 февраля 2023 года / Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 5-8.
- Лукашенко Н. С. Повышение квалификации педагога: организация самостоятельной работы в цифровой среде / Н. С. Лукашенко // Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции, Минск, 03 ноября 2022 года. – Минск: Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», 2023. – С. 556-560.
- Лукашенко Н. С. Совершенствование профессионализма учителя в контексте развития функциональной грамотности младших школьников / Н. С. Лукашенко // Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы: сборник статей II Всероссийской научно-методической конференции, Москва, 21-22 июня 2018 года / Российская академия образования. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Диона», 2018. – С. 57-61.
- Лукашенко Н. С. Сетевые сообщества как актуальный ресурс взаимодействия педагогов в образовательном пространстве / Н. С. Лукашенко. Текст: непосредственный // Педагогическое обозрение. – 2021. – № 1 (45). – С. 60-64.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Гарант: официальный сайт. – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=m3v5gx8f2z749895501 (дата обращения: 05.03.2025).
Количество просмотров: 196 |
Добавить комментарий