Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами

 

Траулько Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ЛиДР ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», заместитель директора по учебно-методической работе института социальных технологий ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», Новосибирск, Российская Федерация

 

Elena V. Traulko,

associate professorin of the Federal State Budget Educational Institution of Higher School «Novosibirsk State Pedagogical University», vice-director in academical-methodological work of the Institute of Social Technologies Federal State Budget Educational Institution of Higher School «Novosibirsk state technical university», candidate of pedagogical sciences, associate professor, Novosibirsk, Russian Federation

 

Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами

Development of communication skills in primary school children with cochlear implants

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами. Описывается комплексный подход к проектированию коррекционной работы в процессе групповых занятий, а также указаны направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками.

Ключевые слова: коммуникативные умения, развитие, дети с нарушениями слуха, кохлеарная имплантация, реабилитация.

The article examines the problem of developing communication skills in children of primary school age with cochlear implants. An integrated approach to the design of correctional work in the process of group classes is described, and the directions and content of correctional work with primary schoolchildren are indicated.

Keywords: communication skills, development, children with hearing impairments, cochlear implantation, rehabilitation.

 

Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста является важнейшей задачей, от решения которой зависит успешность обучения и социализации ребенка. Дети, обладающие развитыми навыками общения, демонстрируют следующие преимущества. Во-первых, облегчение усвоения новых знаний: умение выражать мысли словами помогает лучше понимать учебный материал, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время занятий, что способствует лучшему восприятию и запоминанию новой информации. Во-вторых, успешное решение учебных задач. Способность ясно формулировать свои идеи позволяет детям эффективнее сотрудничать с одноклассниками, обсуждать проблемы, искать совместные пути решения задач. В-третьих, адаптация в школьной среде, ведь хорошее владение языком и умение устанавливать контакт способствуют быстрой адаптации в коллективе, установлению дружеских отношений, развитию чувства принадлежности к группе, снижению тревожности и повышению уверенности в себе.

Отсутствие способностей организовать взаимодействие с окружающими создает для детей с кохлеарными имплантатами значительные трудности в их дальнейшей социализации и успешной интеграции в общество.

Вопросы коммуникации как категории психологии рассматривались в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, В. П. Глухова, А. В. Мудрика и др. [1-5].

Известные отечественные сурдопедагоги С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская утверждают, что у детей со слуховой депривацией коммуникативные способности развиваются в практической деятельности, такой, как игра, совместный труд, конструкторская и изобразительная деятельность [6; 7].

 При работе над речевым материалом используют общие и специальные методы обучения. Структурно-семантический принцип помогает определить выбор речевых средств, очередность их введения в учебный процесс и способы освоения данных средств детьми.

У детей с кохлеарными имплантатами речевые навыки формируются на слуховой основе, в отличие от слабослышащих, у которых основой является слухозрительное восприятие речи. Методика их слухоречевой реабилитации после операции кохлеарной имплантации должна с необходимостью включать и развитие коммуникативных умений [8; 9]. И. В. Королева определяет коммуникативные навыки как «способность взаимодействовать с окружающими людьми, применяя доступные формы общения» [8].

В соответствии с исследованиями Е. С. Хименковой, для развития коммуникативных умений у детей после кохлеарной имплантации необходимо планомерное развитие навыков речевого слуха, речевого поведения, зрительно-моторной координации, слухозрительного восприятия устной речи, а также расширение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, звукопроизношения, осознанного использования словесной речи в разных ситуациях общения [10]. Структура коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами не отличается от таковой у обычных обучающихся и включает три компонента:

– информационно-коммуникативный,

– интерактивный,

– перцептивный.

В соответствии с этим система коррекционно-педагогической работы должна включать три необходимые направления.

Для развития всех компонентов коммуникативных умений эффективно использовать такие игры, как «Магазин», «Давай поговорим», «Ситуации». Методы и приемы для развития коммуникативных умений включают работу с сюжетными картинками, дежурными фразами, беседы по различным лексическим темам и прочитанному тексту, работу с раздаточным материалом, в том числе с деформированным текстом, работу над диалогом по знакомой теме [11].

В процессе коррекционно-педагогической работы следует уделять внимание развитию слухозрительного восприятия фраз, составлению монологических высказываний, включающих знакомый речевой материал, актуализации речевого материала для диалогов.

Система работы по развитию коммуникативных умений должна предусматривать расширение образовательного пространства для увеличения круга общения обучающихся с кохлеарными имплантатами. Следует также уделить внимание организации работы с родителями и активному сотрудничеству со специалистами, причастными к решению проблемы реабилитации детей [12].

Развитие коммуникативных умений у детей с кохлеарными имплантатами – это долгий и сложный процесс, требующий терпения и усилий. При правильном подходе и поддержке ребенок сможет успешно общаться и жить полноценной жизнью. Современные технологии и методы сурдопедагогики открывают широкие возможности для слухоречевой реабилитации таких детей.

 

Литература

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2024. – 576 с.
  2. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
  3. Зыков С. А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977. – 200 с.
  4. Королева И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. СПб.: КАРО, 2016. – 872 с.
  5. Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. – 168 с.
  6. Кукушкина О. И. «3П-реабилитация» детей кохлеарной имплантации – поворот в развитии сурдопедагогики. Основные положения и отличия от «слухоречевой реабилитации» / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Дефектология.  – 2018.   – № 2.  –  С. 3-13.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2013. – 365 с.
  8. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 2001. – 208 с.
  9. Люкина А. С., Красильникова О. А. Развитие коммуникативных умений у детей с кохлеарными имплантами в образовательном пространстве школы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – 127 с.
  10.  Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 07–09 декабря 2022 года / Под редакцией Л.В. Ковригиной, Л.А. Калугиной. Том Часть 3. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – 430 с. – ISBN 978-5-00104-930-2. – EDN AJJWOX.
  11. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
  12. Хименкова Е. С. Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната // Теория и практика образования в современном мире. СПб: Реноме, 2012. С. 146-149. – Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2927/  (дата обращения: 15.01.2025).
Количество просмотров: 47  

Добавить комментарий

Target Image
1. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через деятельность патриотического клуба «Я – Патриот»
2. Развитие системы военно-патриотического воспитания обучающихся в рамках юнармейского отряда образовательной организации
3. Реализация модели внутриклассной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания в начальной школе посредством современных педагогических технологий
4. Патриотическое воспитание дошкольников через цикл занятий «Разговоры о важном» (из опыта работы)
5. Особенности голосовых изменений подростка в мутационный период
6. Формирование эмоционального интеллекта и его значимость для студентов педагогического вуза
7. Формирование социокультурной толерантности как средство социализации и адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях дошкольного учреждения
8. Современные тенденции проектирования урока русского языка
9. Анализ урока труда (технологии) в начальной школе
10. Выявление и поддержка одаренных детей в начальной школе
11. Проектируем урок окружающего мира в начальной школе
12. Внеурочное занятие по программированию в начальной школе: особенности проектирования и реализации
13. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования
14. Реализация актуальных методических идей на уроке литературного чтения в начальной школе
15. Реализация воспитательного потенциала предметного содержания в начальной школе
16. От ценности денег до планирования бюджета: программа «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет» для развития экономических навыков у детей дошкольного возраста
17. Методические рекомендации по проектированию и экспертизе современного урока математики
18. Межведомственное взаимодействие. Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
19. Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством участия в шумовом оркестре
20. Использование современных цифровых технологий в качестве инструмента повышения уровня конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностью

Страницы

1. Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития № 34 (2), июнь 2025
2. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков № 34 (2), июнь 2025
3. Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева) № 34 (2), июнь 2025
4. Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта № 34 (2), июнь 2025
5. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами № 34 (2), июнь 2025
6. Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности № 34 (2), июнь 2025
7. Методы и формы работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с расстройством акустического спектра № 34 (2), июнь 2025
8. Современные практики развития способностей и поддержки талантов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по ранней профориентации № 34 (2), июнь 2025
9. Использование современных цифровых технологий в качестве инструмента повышения уровня конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностью № 34 (2), июнь 2025
10. Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством участия в шумовом оркестре № 34 (2), июнь 2025
11. Межведомственное взаимодействие. Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации № 34 (2), июнь 2025
12. Методические рекомендации по проектированию и экспертизе современного урока математики № 34 (2), июнь 2025
13. От ценности денег до планирования бюджета: программа «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет» для развития экономических навыков у детей дошкольного возраста № 34 (2), июнь 2025
14. Реализация воспитательного потенциала предметного содержания в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
15. Реализация актуальных методических идей на уроке литературного чтения в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
16. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования № 34 (2), июнь 2025
17. Внеурочное занятие по программированию в начальной школе: особенности проектирования и реализации № 34 (2), июнь 2025
18. Проектируем урок окружающего мира в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
19. Выявление и поддержка одаренных детей в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
20. Анализ урока труда (технологии) в начальной школе № 34 (2), июнь 2025

Страницы