Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через деятельность патриотического клуба «Я – Патриот»

Суханова Светлана Николаевна, Нор Елена Николаевна, Дмитриева Светлана Николаевна

В статье представлен системный подход и опыт работы коллектива дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством деятельности клуба «Я – Патриот».  Работа клуба направлена на создание условий для формирования личности каждого воспитанника, патриотизма и гражданственности, чувства сопричастности к историко-культурному наследию страны и малой Родины, воспитание любви к народной культуре.

Развитие системы военно-патриотического воспитания обучающихся в рамках юнармейского отряда образовательной организации

Радостев Александр Андреевич

Статья посвящена вопросам развития системы военно-патриотического воспитания обучающихся посредством юнармейского отряда образовательной организации. Рассматриваются цели, задачи и методы формирования патриотизма, любви к Родине и готовности защищать её интересы среди молодежи. Анализируются формы и направления деятельности юнармейских отрядов, такие как участие в исторических реконструкциях, изучение военной истории, проведение спортивных мероприятий и другие мероприятия, направленные на формирование у школьников высоких нравственных качеств, необходимых будущему защитнику Отечества.

Реализация модели внутриклассной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания в начальной школе посредством современных педагогических технологий

Тимукина Надежда Сергеевна, Чуб Елена Валентиновна

В статье описан опыт работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников начальных классов через реализацию Модели внутриклассной воспитательной работы, ориентированной на конкретную возрастную аудиторию. Представлена сама модель и результаты ее внедрения в систему воспитательной работы образовательной организации.

Ключевые слова: патриотизм, моделирование, внутриклассная система патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников через цикл занятий «Разговоры о важном» (из опыта работы)

Лепетухина Ольга Анатольевна

В статье анализируется работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственных ценностей в рамках образовательной деятельности «Разговоры о важном». Автором излагаются взгляды на ключевые позиции содержания занятий «Разговоры о важном», а также на особенности их организации.

Ключевые слова: Родина, дошкольник, стратегия воспитания, семья, историческая память, преемственность поколений.

Особенности голосовых изменений подростка в мутационный период

Ерофеева Елена Ивановна

В статье освещены несколько ключевых тем, которые помогут понять влияние мутационного периода на голосовые изменения и возможности занятий вокалом с детьми в это время. Рассмотрено влияние мутационного периода на голосовые изменения, включая физиологические аспекты, такие как изменение диапазона, тембра и силы голоса. Также описаны различные подходы к обучению, которые учитывают индивидуальные особенности детей, их возрастные и физиологические изменения, и представлены несколько тренировочных сетов.

Формирование эмоционального интеллекта и его значимость для студентов педагогического вуза

Рубцова Лариса Викторовна

В статье рассматривается теория поколений, эмоциональный интеллект и особенности его формирования, представлена технология по развитию эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза. Для них развитие эмоционального интеллекта является критически важным, поскольку именно эти будущие специалисты будут формировать новые поколения, влиять на мировоззрение детей и подростков. Педагоги с высоким уровнем ЭИ способны лучше адаптироваться к изменениям, находить индивидуальный подход к каждому ученику и выстраивать доверительные отношения.

Формирование социокультурной толерантности как средство социализации и адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях дошкольного учреждения

Белякова Татьяна Сергеевна, Шураева Елена Владимировна

В статье представлен опыт создания в ДОУ динамической системы, направленной на формирование социокультурной толерантности на основе взаимодействия детей и родителей разных культур. Оптимальной формой работы была выбрана серия культурно-информационных мероприятий, организованных в детском саду музыкальным руководителем совместно с воспитателями групп и специалистами ДОУ.

Современные тенденции проектирования урока русского языка

Погребняк Елена Викторовна

Конкурсы профессионального мастерства не только способствуют развитию педагогов, но и играют важную роль в модернизации образовательного процесса, делая его более интерактивным, ориентированным на потребности учеников и достижение планируемых результатов. Применение обратной связи на уроке (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель) является хорошим ресурсом для повышения качества образования.

Ключевые слова: обратная связь, качество образования, современный урок, факторы влияния.

Анализ урока труда (технологии) в начальной школе

Молокова Анна Викторовна

В статье, адресованной руководителям муниципальных и институциональных методических объединений учителей начальных классов, представлены методические рекомендации о проведении анализа уроков труда (технологии) в контексте изменений в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Ключевые слова: Урок, труд (технология), анализ, оценка, критерии, системно-деятельностный подход, начальная школа.

Выявление и поддержка одаренных детей в начальной школе

Шарф Анна Евгеньевна

В статье анализируются актуальные вопросы, стоящие перед системой образования сегодня, в частности, идентификация талантливых детей. Особое внимание уделяется задаче разработки стратегий поддержки одаренных школьников младших классов через вовлечение в олимпиадное и конкурсное движение.

Ключевые слова: одарённость, одарённые дети, олимпиада, исследовательская деятельность, педагог.

Проектируем урок окружающего мира в начальной школе

Понуровская Виктория Владимировна

В статье раскрываются методические аспекты создания условий для формирования и развития естественно-научной грамотности младших школьников. Предложены проекты учебных занятий по окружающему миру, созданные в логике системно-деятельностного подхода, содержание и структура которых соответствуют планируемым результатам, применяются приемы формирующего оценивания.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, проектирование урока.

Внеурочное занятие по программированию в начальной школе: особенности проектирования и реализации

Двороковская Татьяна Владимировна

В статье представлен опыт проведения обобщающего занятия по программированию во 2 классе с использованием цифровой образовательной среды «Пиктомир». Рассматриваются методические аспекты формирования алгоритмического мышления у младших школьников через игровые и практико-ориентированные задания. Особое внимание уделено развитию универсальных учебных действий (УУД) в рамках системно-деятельностного подхода.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования

Ребус Ольга Геннадьевна

Статья анализирует проблемы организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, включая вопросы создания адаптированных программ, привлечения специалистов и обеспечения доступности. Исследуются законодательные основы инклюзивного образования и роль дополнительного образования в развитии детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дополнительное образование, адаптированная программа дополнительного образования.

Реализация актуальных методических идей на уроке литературного чтения в начальной школе

Лукашенко Наталья Сергеевна

В статье представлены особенности реализации методических идей, способствующих совершенствованию урока литературного чтения в начальной школе. Для демонстрации успешного педагогического опыта проанализированы уроки, подготовленные учителями для участия в региональном конкурсе «Мой лучший урок». Наряду с примерами автор предлагает ряд рекомендаций для совершенствования урока в соответствии с современными требованиями.

Ключевые слова: литературное чтение, методические идеи, совершенствование урока.

Реализация воспитательного потенциала предметного содержания в начальной школе

Крамер Елена Александровна

В статье, адресованной учителям начальных классов, методистам общеобразовательных организаций, представлены методические рекомендации использования воспитательного потенциала учебного занятия на любом предметном содержании.

Ключевые слова: младший школьник, воспитание, ценность, событие.

От ценности денег до планирования бюджета: программа «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет» для развития экономических навыков у детей дошкольного возраста

Жихарева Ольга Михайловна, Панфилова Виктория Михайловна

Статья посвящена разработке и анализу образовательной программы «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет», направленной на формирование базовых экономических навыков у детей в возрасте 5-7 лет. Авторами обосновывается необходимость раннего введения экономических понятий, таких как ценность денег, планирование бюджета, накопление средств и рациональное потребление, в образовательную среду.

Методические рекомендации по проектированию и экспертизе современного урока математики

Смолеусова Татьяна Викторовна

В статье, адресованной школьным учителям, представлены наиболее значимые критерии анализа и экспертизы современного урока математики, которые могут и должны являться основой проектирования урока каждым учителем, использоваться в качестве ориентира для обновления методической работы учителя.

Ключевые слова: урок, проектирование урока, экспертиза, анализ, критерии, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, функциональная грамотность, предметная грамотность.

Межведомственное взаимодействие. Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Власенко Юлия Игоревна

В статье рассматриваются проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Автор подчерчивает, что только комплексный подход с участием всех заинтересованных ведомств и институтов общества способен обеспечить полноценную помощь детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах.

Ключевые слова: социальная работа, межведомственное взаимодействие, образовательные учреждения, дети, социальная реабилитация, обучение, воспитание.

Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством участия в шумовом оркестре

Исарева Марина Геннадьевна

Статья посвящена описанию практического опыта организации занятий, направленных на формирование и развитие музыкально-ритмических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью путем привлечения их к коллективной игре на детских шумовых музыкальных инструментах в оркестре.

Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, детские музыкальные шумовые инструменты, оркестр.

Использование современных цифровых технологий в качестве инструмента повышения уровня конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностью

Ляпустина Людмила Владимировна, Смирнова Ксения Ивановна

Статья посвящена опыту использования современных цифровых технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения для взаимодействия ДОО с родителями.

Ключевые слова: цифровые технологии, конструктивное взаимодействие, «Сферум», госпаблик, интернет-платформы, QR-код.

The article is devoted to the experience of using modern digital technologies in the educational space of preschool institutions.

Современные практики развития способностей и поддержки талантов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по ранней профориентации

Панасюк Юлия Викторовна, Мошкина Ольга Владимировна

В статье раскрывается опыт инновационной деятельности образовательного учреждения по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Авторы статьи акцентируют внимание на использовании спектра современных образовательных технологий, цифровых ресурсов и развивающей предметно- пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста для полного погружения в процесс ранней профориентации.

Методы и формы работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с расстройством акустического спектра

Федорищева Юлия Дмитриевна

В статье представлен опыт работы педагога-психолога в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Даны практические рекомендации по установке контакта, развитию коммуникации, когнитивных навыков, устранению негативного поведения ребенка, имеющего РАС.

Ключевые слова: расстройство акустического спектра, аутизм, формы работы, эмоциональное, сенсорное, двигательное развитие.

Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности

Сбитнева Оксана Анатольевна

В статье рассматривается значимость физической культуры в подготовке студентов вуза к профессиональной деятельности, роль профессионально-прикладной физической культуры в учебной и трудовой деятельности. Обосновывается целесообразное комплексное использование средств физической культуры в процессе обучения. Анализируется эффективность воздействия физических нагрузок на психоэмоциональное состояние. Разработаны и предложены комплексы упражнений разных видов спорта. Анализируется важность регулярных занятий для будущих специалистов. Даны рекомендации по выполнению упражнений.

Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами

Траулько Елена Владимировна

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами. Описывается комплексный подход к проектированию коррекционной работы в процессе групповых занятий, а также указаны направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками.

Ключевые слова: коммуникативные умения, развитие, дети с нарушениями слуха, кохлеарная имплантация, реабилитация.

Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта

Соколова Александра Владимировна

В статье исследуется потенциал искусственного интеллекта (ИИ) в развитии ключевых компетенций, необходимых современным учащимся. Особое внимание уделяется компетенциям, входящим в концепцию «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация).

Ключевые слова: концепция «4К», искусственный интеллект, критическое мышление, координация, коммуникация, креативность.

Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева)

Татаринцева Елена Николаевна

Статья посвящена проектно-исследовательской деятельности школьников. Представлен опыт проведения занятия на площадке Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева г. Новосибирска, в рамках которого была организована проектно-исследовательская деятельность учащихся 7–10 классов, направленная на речевое портретирование публичной личности.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков

Спецова Мария Алексеевна, Чуб Елена Валентиновна, Заика Татьяна Ивановна

Статья посвящена профессиональному определению подростков, описаны созданные в ОО условия, при которых процесс сопровождения профессионального самоопределения и профориентации обучающихся становится эффективным.

Ключевые слова: профориентация, сопровождение профессионального самоопределения подростков.

Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития

Самсонова Юлия Викторовна

В статье рассматриваются ключевые факторы, влияющие на формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей с ЗПР в инклюзивных классах и необходимостью разработки эффективных педагогических стратегий для их успешной адаптации к обучению.

Ключевые слова: учебная мотивация, ЗПР, младшие школьники, инклюзивное образование, когнитивное развитие.