Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через деятельность патриотического клуба «Я – Патриот»Суханова Светлана Николаевна, Нор Елена Николаевна, Дмитриева Светлана НиколаевнаВ статье представлен системный подход и опыт работы коллектива дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством деятельности клуба «Я – Патриот». Работа клуба направлена на создание условий для формирования личности каждого воспитанника, патриотизма и гражданственности, чувства сопричастности к историко-культурному наследию страны и малой Родины, воспитание любви к народной культуре. |
Развитие системы военно-патриотического воспитания обучающихся в рамках юнармейского отряда образовательной организацииРадостев Александр АндреевичСтатья посвящена вопросам развития системы военно-патриотического воспитания обучающихся посредством юнармейского отряда образовательной организации. Рассматриваются цели, задачи и методы формирования патриотизма, любви к Родине и готовности защищать её интересы среди молодежи. Анализируются формы и направления деятельности юнармейских отрядов, такие как участие в исторических реконструкциях, изучение военной истории, проведение спортивных мероприятий и другие мероприятия, направленные на формирование у школьников высоких нравственных качеств, необходимых будущему защитнику Отечества. |
Реализация модели внутриклассной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания в начальной школе посредством современных педагогических технологийТимукина Надежда Сергеевна, Чуб Елена ВалентиновнаВ статье описан опыт работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников начальных классов через реализацию Модели внутриклассной воспитательной работы, ориентированной на конкретную возрастную аудиторию. Представлена сама модель и результаты ее внедрения в систему воспитательной работы образовательной организации. Ключевые слова: патриотизм, моделирование, внутриклассная система патриотического и духовно-нравственного воспитания. |
Патриотическое воспитание дошкольников через цикл занятий «Разговоры о важном» (из опыта работы)Лепетухина Ольга АнатольевнаВ статье анализируется работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственных ценностей в рамках образовательной деятельности «Разговоры о важном». Автором излагаются взгляды на ключевые позиции содержания занятий «Разговоры о важном», а также на особенности их организации. Ключевые слова: Родина, дошкольник, стратегия воспитания, семья, историческая память, преемственность поколений. |
Особенности голосовых изменений подростка в мутационный периодЕрофеева Елена ИвановнаВ статье освещены несколько ключевых тем, которые помогут понять влияние мутационного периода на голосовые изменения и возможности занятий вокалом с детьми в это время. Рассмотрено влияние мутационного периода на голосовые изменения, включая физиологические аспекты, такие как изменение диапазона, тембра и силы голоса. Также описаны различные подходы к обучению, которые учитывают индивидуальные особенности детей, их возрастные и физиологические изменения, и представлены несколько тренировочных сетов. |
Формирование эмоционального интеллекта и его значимость для студентов педагогического вузаРубцова Лариса ВикторовнаВ статье рассматривается теория поколений, эмоциональный интеллект и особенности его формирования, представлена технология по развитию эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза. Для них развитие эмоционального интеллекта является критически важным, поскольку именно эти будущие специалисты будут формировать новые поколения, влиять на мировоззрение детей и подростков. Педагоги с высоким уровнем ЭИ способны лучше адаптироваться к изменениям, находить индивидуальный подход к каждому ученику и выстраивать доверительные отношения. |
Формирование социокультурной толерантности как средство социализации и адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях дошкольного учрежденияБелякова Татьяна Сергеевна, Шураева Елена ВладимировнаВ статье представлен опыт создания в ДОУ динамической системы, направленной на формирование социокультурной толерантности на основе взаимодействия детей и родителей разных культур. Оптимальной формой работы была выбрана серия культурно-информационных мероприятий, организованных в детском саду музыкальным руководителем совместно с воспитателями групп и специалистами ДОУ. |
Современные тенденции проектирования урока русского языкаПогребняк Елена ВикторовнаКонкурсы профессионального мастерства не только способствуют развитию педагогов, но и играют важную роль в модернизации образовательного процесса, делая его более интерактивным, ориентированным на потребности учеников и достижение планируемых результатов. Применение обратной связи на уроке (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель) является хорошим ресурсом для повышения качества образования. Ключевые слова: обратная связь, качество образования, современный урок, факторы влияния. |
Анализ урока труда (технологии) в начальной школеМолокова Анна ВикторовнаВ статье, адресованной руководителям муниципальных и институциональных методических объединений учителей начальных классов, представлены методические рекомендации о проведении анализа уроков труда (технологии) в контексте изменений в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Ключевые слова: Урок, труд (технология), анализ, оценка, критерии, системно-деятельностный подход, начальная школа. |
Выявление и поддержка одаренных детей в начальной школеШарф Анна ЕвгеньевнаВ статье анализируются актуальные вопросы, стоящие перед системой образования сегодня, в частности, идентификация талантливых детей. Особое внимание уделяется задаче разработки стратегий поддержки одаренных школьников младших классов через вовлечение в олимпиадное и конкурсное движение. Ключевые слова: одарённость, одарённые дети, олимпиада, исследовательская деятельность, педагог. |
Проектируем урок окружающего мира в начальной школеПонуровская Виктория ВладимировнаВ статье раскрываются методические аспекты создания условий для формирования и развития естественно-научной грамотности младших школьников. Предложены проекты учебных занятий по окружающему миру, созданные в логике системно-деятельностного подхода, содержание и структура которых соответствуют планируемым результатам, применяются приемы формирующего оценивания. Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, проектирование урока. |
Внеурочное занятие по программированию в начальной школе: особенности проектирования и реализацииДвороковская Татьяна ВладимировнаВ статье представлен опыт проведения обобщающего занятия по программированию во 2 классе с использованием цифровой образовательной среды «Пиктомир». Рассматриваются методические аспекты формирования алгоритмического мышления у младших школьников через игровые и практико-ориентированные задания. Особое внимание уделено развитию универсальных учебных действий (УУД) в рамках системно-деятельностного подхода. |
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образованияРебус Ольга ГеннадьевнаСтатья анализирует проблемы организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, включая вопросы создания адаптированных программ, привлечения специалистов и обеспечения доступности. Исследуются законодательные основы инклюзивного образования и роль дополнительного образования в развитии детей с ОВЗ. Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дополнительное образование, адаптированная программа дополнительного образования. |
Реализация актуальных методических идей на уроке литературного чтения в начальной школеЛукашенко Наталья СергеевнаВ статье представлены особенности реализации методических идей, способствующих совершенствованию урока литературного чтения в начальной школе. Для демонстрации успешного педагогического опыта проанализированы уроки, подготовленные учителями для участия в региональном конкурсе «Мой лучший урок». Наряду с примерами автор предлагает ряд рекомендаций для совершенствования урока в соответствии с современными требованиями. Ключевые слова: литературное чтение, методические идеи, совершенствование урока. |
Реализация воспитательного потенциала предметного содержания в начальной школеКрамер Елена АлександровнаВ статье, адресованной учителям начальных классов, методистам общеобразовательных организаций, представлены методические рекомендации использования воспитательного потенциала учебного занятия на любом предметном содержании. Ключевые слова: младший школьник, воспитание, ценность, событие. |
От ценности денег до планирования бюджета: программа «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет» для развития экономических навыков у детей дошкольного возрастаЖихарева Ольга Михайловна, Панфилова Виктория МихайловнаСтатья посвящена разработке и анализу образовательной программы «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет», направленной на формирование базовых экономических навыков у детей в возрасте 5-7 лет. Авторами обосновывается необходимость раннего введения экономических понятий, таких как ценность денег, планирование бюджета, накопление средств и рациональное потребление, в образовательную среду. |
Методические рекомендации по проектированию и экспертизе современного урока математикиСмолеусова Татьяна ВикторовнаВ статье, адресованной школьным учителям, представлены наиболее значимые критерии анализа и экспертизы современного урока математики, которые могут и должны являться основой проектирования урока каждым учителем, использоваться в качестве ориентира для обновления методической работы учителя. Ключевые слова: урок, проектирование урока, экспертиза, анализ, критерии, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, функциональная грамотность, предметная грамотность. |
Межведомственное взаимодействие. Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуацииВласенко Юлия ИгоревнаВ статье рассматриваются проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Автор подчерчивает, что только комплексный подход с участием всех заинтересованных ведомств и институтов общества способен обеспечить полноценную помощь детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Ключевые слова: социальная работа, межведомственное взаимодействие, образовательные учреждения, дети, социальная реабилитация, обучение, воспитание. |
Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством участия в шумовом оркестреИсарева Марина ГеннадьевнаСтатья посвящена описанию практического опыта организации занятий, направленных на формирование и развитие музыкально-ритмических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью путем привлечения их к коллективной игре на детских шумовых музыкальных инструментах в оркестре. Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, детские музыкальные шумовые инструменты, оркестр. |
Использование современных цифровых технологий в качестве инструмента повышения уровня конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностьюЛяпустина Людмила Владимировна, Смирнова Ксения ИвановнаСтатья посвящена опыту использования современных цифровых технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения для взаимодействия ДОО с родителями. Ключевые слова: цифровые технологии, конструктивное взаимодействие, «Сферум», госпаблик, интернет-платформы, QR-код. The article is devoted to the experience of using modern digital technologies in the educational space of preschool institutions. |
Современные практики развития способностей и поддержки талантов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по ранней профориентацииПанасюк Юлия Викторовна, Мошкина Ольга ВладимировнаВ статье раскрывается опыт инновационной деятельности образовательного учреждения по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Авторы статьи акцентируют внимание на использовании спектра современных образовательных технологий, цифровых ресурсов и развивающей предметно- пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста для полного погружения в процесс ранней профориентации. |
Методы и формы работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с расстройством акустического спектраФедорищева Юлия ДмитриевнаВ статье представлен опыт работы педагога-психолога в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Даны практические рекомендации по установке контакта, развитию коммуникации, когнитивных навыков, устранению негативного поведения ребенка, имеющего РАС. Ключевые слова: расстройство акустического спектра, аутизм, формы работы, эмоциональное, сенсорное, двигательное развитие. |
Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельностиСбитнева Оксана АнатольевнаВ статье рассматривается значимость физической культуры в подготовке студентов вуза к профессиональной деятельности, роль профессионально-прикладной физической культуры в учебной и трудовой деятельности. Обосновывается целесообразное комплексное использование средств физической культуры в процессе обучения. Анализируется эффективность воздействия физических нагрузок на психоэмоциональное состояние. Разработаны и предложены комплексы упражнений разных видов спорта. Анализируется важность регулярных занятий для будущих специалистов. Даны рекомендации по выполнению упражнений. |
Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатамиТраулько Елена ВладимировнаВ статье рассматривается проблема развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами. Описывается комплексный подход к проектированию коррекционной работы в процессе групповых занятий, а также указаны направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками. Ключевые слова: коммуникативные умения, развитие, дети с нарушениями слуха, кохлеарная имплантация, реабилитация. |
Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллектаСоколова Александра ВладимировнаВ статье исследуется потенциал искусственного интеллекта (ИИ) в развитии ключевых компетенций, необходимых современным учащимся. Особое внимание уделяется компетенциям, входящим в концепцию «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация). Ключевые слова: концепция «4К», искусственный интеллект, критическое мышление, координация, коммуникация, креативность. |
Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева)Татаринцева Елена НиколаевнаСтатья посвящена проектно-исследовательской деятельности школьников. Представлен опыт проведения занятия на площадке Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева г. Новосибирска, в рамках которого была организована проектно-исследовательская деятельность учащихся 7–10 классов, направленная на речевое портретирование публичной личности. |
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростковСпецова Мария Алексеевна, Чуб Елена Валентиновна, Заика Татьяна ИвановнаСтатья посвящена профессиональному определению подростков, описаны созданные в ОО условия, при которых процесс сопровождения профессионального самоопределения и профориентации обучающихся становится эффективным. Ключевые слова: профориентация, сопровождение профессионального самоопределения подростков. |
Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развитияСамсонова Юлия ВикторовнаВ статье рассматриваются ключевые факторы, влияющие на формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей с ЗПР в инклюзивных классах и необходимостью разработки эффективных педагогических стратегий для их успешной адаптации к обучению. Ключевые слова: учебная мотивация, ЗПР, младшие школьники, инклюзивное образование, когнитивное развитие. |
№ 34 (2), июнь 2025
Статей в выпуске: 36 |