Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через деятельность патриотического клуба «Я – Патриот»

 

Суханова Светлана Николаевна,

воспитатель, руководитель детского патриотического клуба «Я – Патриот», МБДОУ № 6 «Сказка», Барабинск, Новосибирская область, Российская Федерация
 
Svetlana N. Sukhanova,
educator, head of the «Ya – Patriot» club, MBDOU No. 6 «Skazka», Barabinsk, Novosibirsk region, Russian Federation
 
 

Нор Елена Николаевна,

воспитатель, руководитель детского патриотического клуба «Я – Патриот», МБДОУ № 6 «Сказка», Барабинск, Новосибирская область, Российская Федерация

Elena N. Nor,

educator, head of the «Ya – Patriot» club, MBDOU No. 6 «Skazka», Barabinsk, Novosibirsk region, Russian Federation

 
 

Дмитриева Светлана Николаевна,

воспитатель, руководитель детского патриотического клуба «Я – Патриот», МБДОУ № 6 «Сказка», Барабинск, Новосибирская область, Российская Федерация

Svetlana N. Dmitrieva

educator, head of the «Ya – Patriot» club, MBDOU No. 6 «Skazka», Barabinsk, Novosibirsk region, Russian Federation

 

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через деятельность патриотического клуба «Я – Патриот»

Patriotic education of preschoolers through the work of the club «I am a Patriot»

В статье представлен системный подход и опыт работы коллектива дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством деятельности клуба «Я – Патриот».  Работа клуба направлена на создание условий для формирования личности каждого воспитанника, патриотизма и гражданственности, чувства сопричастности к историко-культурному наследию страны и малой Родины, воспитание любви к народной культуре.

Ключевые слова: патриотический клуб, старший дошкольный возраст, юнармейское движение, нравственно-патриотическое воспитание

The article presents a systematic approach and the experience of the staff of a preschool educational institution in the spiritual, moral and patriotic education of older preschool children through the activities of the club «I am a Patriot». The club's work is aimed at creating conditions for the formation of the personality of each pupil, patriotism and citizenship, a sense of belonging to the historical and cultural heritage of the country and small homeland, fostering love for folk culture.

Keywords: patriotic club, senior preschool age, unarmee movement, moral and patriotic education

 

 Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство,

 оно так многогранно по своему содержанию,

что не определимо несколькими словами.

Это и любовь к родным и близким людям,

 и к малой Родине, и гордость за свой народ.

О. А. Соломенникова

 

Современному обществу нужны не только образованные люди, которые могут принимать решения, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и люди, горячо любящие свою Родину, способные защищать её, ценить ее героические и нравственные достижения.

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Главной задачей системы образования является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Это зафиксировано в ряде основополагающих документов: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, паспорте федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», примерной Рабочей программе воспитания. Предъявляемые требования к гражданско-патриотическому воспитанию отражены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на ребенка. Наше дошкольное учреждение на протяжении многих лет уделяет первостепенное значение духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, что позволяет создать прочную основу для юнармейского движения в ДОУ.

Во многих образовательных организациях нашего города, начиная с 2017 года, начали создаваться военно-патриотические клубы и кадетские классы.          Мы тоже решили попробовать вовлечь детей старшего дошкольного возраста в юнармейское движение. На наш взгляд, это помогло бы сформировать у них интерес и желание по приходе в школу стать юнармейцем или кадетом. Для нашего детского сада эта форма работы была нова. Творческая группа педагогов разработала программу для детей старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Я – Патриот» на основе парциальной программы Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

Цель нашей работы – способствовать созданию условий формирования модели нравственно-патриотического воспитания дошкольников через деятельность клуба «Я – Патриот!».

Задачи:

1. формировать у детей первичный опыт деятельности и поведения в соответствии с базовыми традиционными ценностями, нормами и правилами российского общества;

2. овладевать первичными представлениями о России, родном крае, родной природе, историческом и культурном наследии;

3. формировать нравственно-патриотические качества личности детей старшего дошкольного возраста и вырабатывать у них чувство собственного достоинства как представителей своего народа;

4. способствовать развитию творческих талантов, участию воспитанников в проектной деятельности, конкурсах и фестивалях различных уровней;

5. усовершенствовать механизмы социального партнерства ДОУ с родителями (законными представителями) дошкольников, юнармейскими школьными организациями, ветеранами вооруженных сил города для развития преемственности поколений.

Работа по реализации программы патриотического воспитания в ДОУ выстраивается в целенаправленную систему, приобретает комплексный характер.

Деятельность клуба «Я – Патриот» включает несколько модулей: 

1. волонтерское движение «Добрые руки и сердца»;

2. культурно-досуговая деятельность «Я – гражданин России»;

3. декоративно-прикладное творчество через реализацию дополнительной программы «Родные истоки»;

4. музейная педагогика – Музей «Патриот», «Школа экскурсоводов»;

5. пресс-центр «Агентство детских новостей»;

6. детско-родительский клуб «Содружество».

Курсантами клуба «Я – Патриот» являются воспитанники старших и подготовительных к школе групп. У нас есть свои символы: герб, гимн, флаг. На торжественные мероприятия каждый участник надевает форму со значком клуба, повязывает галстук в цветах триколора. Важной традицией стало торжественное принятие в члены клуба новых участников.  Ребята дают клятву юнармейца, а старшие товарищи, курсанты школьных военно-патриотических кубов «Патриот» МБОУ СОШ № 92 и «Десантник» МБОУ СОШ № 47 повязывают им галстуки. Каждый год торжественно отмечаем день рождения клуба, на который приходят много гостей, среди них ветераны Вооруженных Сил города, которые дарят ребятам сладкие подарки.

В детском саду созданы все условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников.  РППС в ДОУ   оснащена многофункциональной декоративно-развивающей панелью «Кремль», стеной воинской славы, патриотическими центрами в каждой группе, благодаря которым проще организовать занятия по патриотическому воспитанию. Есть большой спортивный зал, красивый музыкальный зал, в котором проводятся праздники и торжественные мероприятия. В центре дополнительного образования ребята занимаются творчеством в рамках реализации дополнительных программ «Родные истоки» и «Мультстудия “Я творю мир”». Музейная среда в нашем дошкольном учреждении создана с помощью педагогов, родителей, социальных партнеров. В мини-музеях «Русская изба» и «Патриот» имеются особые условия для формирования первичного представления у детей об историческом и культурном наследии страны, родного края.        

Несмотря на тщательную организацию педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, ориентированного на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, достижение полноценного результата невозможно без активного участия социальных партнеров и семей воспитанников. Детско-родительский клуб «Содружество» максимально включился в данный процесс и стал партнёром и помощником клуба «Я – Патриот». Не раз родителями были организованы экскурсии в «Приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы», городской краеведческий музей, на Мемориал Славы, к памятнику бойцам 29-ой отдельной Новосибирской лыжной бригады, павшим в годы Великой Отечественной войны. Вместе с родителями организовали и провели праздники: Светлый праздник Пасхи, Масленицу, Православные спасы, Зарницу, Богатырские игры. Родители являются соавторами исследовательских проектов «Улица героя», (улицы, названные в честь героев-земляков), «Мой папа – участник СВО», «Военная профессия в четырех поколениях» (о героях- земляках нашего времени). Активно принимают участие в благотворительных и патриотических акциях, проходящих в детском саду. Вместе с родителями собирали «Музей в чемодане». Такая форма подачи выставки очень заинтересовала детей. У мальчишек и девчонок горели глаза, когда они рассматривали и брали в руки экспонаты: солдатскую каску и котелок, офицерский планшет, кобуру от пистолета, компас, кисет, военные карты, настоящий бинокль, ордена и медали времен Великой Отечественной войны, письмо-треугольник с фронта, макеты учебного оружия.

На протяжении пяти лет реализуется план работы «Школы экскурсоводов» для дошкольников подготовительных групп ДОУ. Участники клуба выступают в роли экскурсоводов и знакомят зрителей с экспонатами мини-музеев «Русская изба» и «Патриот», помогают рассказывать о памятных датах и днях воинской славы России.

Активная работа клуба «Я – Патриот» по организации волонтерского движения основывается на обучении детей видеть проблемы, находить пути их решения, в коллективе сверстников осуществлять собственную добровольческую деятельность, привлекая к взаимодействию взрослых. Наши воспитанники являются участниками таких акций, как «Добрые руки и сердца», «Окно Победы», «Георгиевская ленточка», «Сад памяти», «Письмо солдату» в поддержку участников спецоперации, принимают участие в волонтёрской деятельности «Своих не бросаем», в акциях по сбору кормов для бездомных животных «Рука помощи», «Покормите птиц зимой», в экологической акции «Дом, в котором я живу».

С целью создания условий для формирования предпосылок гражданской, культурной, естественно-научной, коммуникативной грамотности дошкольников, раскрытия их личностных качеств, инициативы, креативности и самостоятельности ежегодно в соответствии с планом работы клуба в нашем детском саду проводятся торжественные мероприятия, посвящённые Дню Победы, Дню народного единства, Дню России и т. д.  Нарядный зал наполняется детскими голосами, торжественной музыкой, песнями, стихами о войне и мире, которые дошкольники приготовили к празднику. Искренние, выразительные, непосредственные, дети в своем выступлении хотят донести до зрителей чувство сопричастности к великим событиям, гордости за свою великую Родину. Все эти чувства читаются в глазах ребят, когда они исполняют песню «День Победы», когда звучат песни и стихи о героях войны, дедах, прадедах. Эти мероприятия, организованные и проведенные совместно с родителями, участниками военно-патриотических клубов «Патриот» МБОУ СОШ № 92, «Десантник» МБОУ СОШ № 47, ветеранами Вооруженных Сил города, оставляют трогательные чувства в душе каждого из участников. Также стало доброй традицией ко Дню защитника Отечества для детей старших и подготовительных к школе групп проводить военно-патриотическую игру «Зарница» и лыжню России.

Проводятся конкурсы чтецов «Весь мир начинается с мамы», «Пою тебе, моя Россия!», «Мы – правнуки твои, Победа!», ежегодные смотры строя и песни, велопробеги, спортивные эстафеты. Дети участвуют в квест-играх «Мы патриоты большой страны», «Города-герои», театральных постановках, викторинах, виртуальных экскурсиях, конкурсах рисунков.

В прошлом году социальным партнёром МБУ «ЦБС Барабинского района» Новосибирской области на базе нашего учреждения был реализован региональный проекта «Читаем вместе – читаем вслух». Детей старшего дошкольного возраста знакомили с художественной литературой патриотической и духовно-нравственной направленности социально значимые люди нашего города, которые заинтересованы в воспитании подрастающего поколения.

В детском патриотическом клубе «Я – Патриот» дошкольники раскрывают свои таланты, каждый ребенок приобретает опыт социальных отношений, проявляет свои способности, раскрывает творческий потенциал. Все это формирует у детей организованность, ответственность, инициативу и творчество, создаются благоприятные условия для самоутверждения и самореализации личности. Это мощный инструмент, который позволяет плодотворно решать непростые педагогические задачи в воспитании личности будущего поколения.

2025 год объявлен президентом Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. В начале февраля в нашем детском саду состоялось торжественное открытие Года защитника Отечества. Этот праздник стал ярким свидетельством глубокого уважения к памяти героев, защищавших нашу Родину, и особой признательности нынешним героям – участникам специальной военной операции. Началось мероприятие с внесения в зал под звуки гимна флага Российской Федерации, флага детского патриотического клуба «Я – Патриот». Всех собравшихся поздравил глава Барабинского района Кутепов И., социальный координатор Филиала Государственного фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества» по Новосибирской области Песчанко М. В. Дошкольники представили театральную композицию «Партизанскими тропами Брянщины». Юные патриоты читали стихи, танцевали, исполняли песни. Не остались в стороне и педагоги ДОУ. Они подготовили танец, посвященный участникам СВО. Кульминацией праздника стал флешмоб с воздушными шарами и российскими флагами.

В такой знаменательный год нашему клубу исполнилось 6 лет! За текущий период мы добились хороших результатов. Все  реализованные нами проекты  в рамках клуба «Я – Патриот» только за прошедший 2024 год имеют  призовые места: золотой медалью во Всероссийском конкурсе «Патриот России» удостоен проект «Есть такая профессия – Родину защищать»; Благодарственным письмом Министерства образования Новосибирской области и Поощрительным дипломом от Новосибирской епархии награжден проект «Детский сад – первые шаги по дороге добра», участвующий в XIX Всероссийском  конкурсе «За нравственный подвиг учителя»; в региональном конкурсе «Экобеби-2024» проект «От добрых дел дошколят-эколят до маленьких волонтеров большой страны» получил диплом I степени; в XV Открытом межрегиональном конкурсе «Секрет успеха» дипломом лауреата награжден проект «Растёт гражданин и патриот». Воспитанники клуба получили много грамот за участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях.

За весь период деятельности патриотического клуба «Я – Патриот» осуществлялась фото- и видеохроника всех значимых событий с целью дальнейшего обобщения и распространения опыта работы. В этом году в детском саду начал работу пресс-центр «Агентство детских новостей». Маленькие журналисты через свои телепередачи освещают интересные события, проводимые в ДОУ, в том числе и деятельность патриотического клуба «Я – Патриот». Подготавливают видеоролики совместно с педагогами и родителями по акциям «Защитники Отечества в наших родословных», «Как мы в семье празднуем 9 мая», приуроченным к Году защитника Отечества. О проделанной работе юных патриотов можно ознакомиться на официальном сайте, в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Сферум» МБДОУ № 6. Периодически на страницах районной газеты «Барабинский вестник» печатаются репортажи с различных мероприятий, проводимых клубом совместно с нашими социальными партнёрами. Работа детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников постоянно освещается в новостной ленте на сайтах администрации Барабинского района и администрации г. Барабинска. На базе ДОО проводятся районные методические мероприятия, в рамках которых педагоги представляют опыт своей работы.

Апробированная нами модель патриотического клуба в детском саду может быть использована педагогами города и района в патриотическом воспитании дошкольников, а нам данная работа позволит значительно расширить рамки общественного партнерства и взаимодействия по патриотическому воспитанию дошкольников.

 

Литература

 

  1. Ельцова О. М., Антонова Г. А., Николаева Н. А Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2024. – 224 с.
  2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. Скрипторий, 2022. – 96 с.
  3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. Скрипторий, 2022. – 112 с.
  4. Теплова А. Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста как основа патриотического воспитания.  Методическое пособие. – Электронное издание. –  Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) с изменениями от 08.11.2022 г. – Электронный ресурс.  – URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=ltoa9h4yih211852904 (дата обращения: 12.03.2024).
Количество просмотров: 188  

Добавить комментарий

Target Image
1. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду через деятельность патриотического клуба «Я – Патриот»
2. Развитие системы военно-патриотического воспитания обучающихся в рамках юнармейского отряда образовательной организации
3. Реализация модели внутриклассной системы духовно-нравственного и патриотического воспитания в начальной школе посредством современных педагогических технологий
4. Патриотическое воспитание дошкольников через цикл занятий «Разговоры о важном» (из опыта работы)
5. Особенности голосовых изменений подростка в мутационный период
6. Формирование эмоционального интеллекта и его значимость для студентов педагогического вуза
7. Формирование социокультурной толерантности как средство социализации и адаптации обучающихся из семей мигрантов в условиях дошкольного учреждения
8. Современные тенденции проектирования урока русского языка
9. Анализ урока труда (технологии) в начальной школе
10. Выявление и поддержка одаренных детей в начальной школе
11. Проектируем урок окружающего мира в начальной школе
12. Внеурочное занятие по программированию в начальной школе: особенности проектирования и реализации
13. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования
14. Реализация актуальных методических идей на уроке литературного чтения в начальной школе
15. Реализация воспитательного потенциала предметного содержания в начальной школе
16. От ценности денег до планирования бюджета: программа «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет» для развития экономических навыков у детей дошкольного возраста
17. Методические рекомендации по проектированию и экспертизе современного урока математики
18. Межведомственное взаимодействие. Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
19. Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством участия в шумовом оркестре
20. Использование современных цифровых технологий в качестве инструмента повышения уровня конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностью

Страницы

1. Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития № 34 (2), июнь 2025
2. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков № 34 (2), июнь 2025
3. Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева) № 34 (2), июнь 2025
4. Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта № 34 (2), июнь 2025
5. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами № 34 (2), июнь 2025
6. Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности № 34 (2), июнь 2025
7. Методы и формы работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с расстройством акустического спектра № 34 (2), июнь 2025
8. Современные практики развития способностей и поддержки талантов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по ранней профориентации № 34 (2), июнь 2025
9. Использование современных цифровых технологий в качестве инструмента повышения уровня конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностью № 34 (2), июнь 2025
10. Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством участия в шумовом оркестре № 34 (2), июнь 2025
11. Межведомственное взаимодействие. Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации № 34 (2), июнь 2025
12. Методические рекомендации по проектированию и экспертизе современного урока математики № 34 (2), июнь 2025
13. От ценности денег до планирования бюджета: программа «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет» для развития экономических навыков у детей дошкольного возраста № 34 (2), июнь 2025
14. Реализация воспитательного потенциала предметного содержания в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
15. Реализация актуальных методических идей на уроке литературного чтения в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
16. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования № 34 (2), июнь 2025
17. Внеурочное занятие по программированию в начальной школе: особенности проектирования и реализации № 34 (2), июнь 2025
18. Проектируем урок окружающего мира в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
19. Выявление и поддержка одаренных детей в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
20. Анализ урока труда (технологии) в начальной школе № 34 (2), июнь 2025

Страницы