Радостев Александр Андреевич,преподаватель-организатор ОБЗР МБОУ СОШ № 160, Новосибирск, Российская Федерация Alexander A. Radostev, teacher of basics of safety and defense of the Motherland of MBOU Secondary School № 160, Novosibirsk, Russian Federation
|
Развитие системы военно-патриотического воспитания обучающихся в рамках юнармейского отряда образовательной организации
Статья посвящена вопросам развития системы военно-патриотического воспитания обучающихся посредством юнармейского отряда образовательной организации. Рассматриваются цели, задачи и методы формирования патриотизма, любви к Родине и готовности защищать её интересы среди молодежи. Анализируются формы и направления деятельности юнармейских отрядов, такие как участие в исторических реконструкциях, изучение военной истории, проведение спортивных мероприятий и другие мероприятия, направленные на формирование у школьников высоких нравственных качеств, необходимых будущему защитнику Отечества.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, Родина, юнармейский отряд, основы безопасности и защиты Родины, волонтерство и добровольчество.
The article is devoted to the issues of developing a system of military-patriotic education for students through the yunarmiya unit of school. The goals, objectives, and methods of forming patriotism, love for the Motherland, and readiness to defend its interests among young people are considered. Forms and directions of activities of yunarmiya detachments are analyzed, such as participation in historical reconstructions, studying military history, conducting sports events, and other events aimed at instilling high moral qualities necessary for future defenders of the country.
Keywords: military-patriotic education, Motherland, yunarmya unit, fundamentals of homeland security and defense, volunteering.
Военно-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса современной школы, направленного на формирование активной гражданской позиции, чувства гордости за свою страну и готовности защищать её интересы. Одним из эффективных инструментов реализации данной цели выступают юнармейские отряды, действующие в рамках образовательных организаций. Отряды способствуют формированию нравственных ценностей, укреплению физического здоровья, развитию интереса к военной истории и культуре России, что играет важную роль в подготовке подрастающего поколения к выполнению гражданского долга перед Отечеством.
Целью системы военно-патриотического воспитания обучающихся в рамках юнармейского отряда МБОУ СОШ № 160 является развитие духовно-нравственной личности Юнармейца средствами приобщения к основам военного дела, воинской дисциплине, получения навыков по начальной военной подготовке, приобщение к здоровому образу жизни, формирование российской гражданской идентичности у обучающихся, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России.
Задачи:
– воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
– историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
– развитие системы наставничества, волонтерства и добровольчества в рядах юнармейцев и обучающихся школы;
– развитие материально-технической базы образовательной организации для повышения эффективности военно-патриотического воспитания.
Юнармейский отряд «Наследники Победы» – комплексная структура, активно участвующая в развитии военно-патриотического воспитания в МБОУ СОШ № 160, реализующая задачи Рабочей Программы.
Ежегодно юнармейцы совместно с преподавателем-организатором ОБЗР и заместителем директора школы по воспитательной работе определяют перечень проводимых мероприятий, рассматривают актуальные вопросы и разрабатывают эффективные способы их решения на предстоящий учебный год.
С целью воспитания гражданственности и патриотизма, формирования у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к защите, воспитания уважительного отношения к ратным подвигам защитников Отечества, воспитания коллективизма и общей ответственности за судьбу страны, расширения знаний в области истории России ежегодно в МБОУ СОШ № 160 выстраивается целостная система работы, в которую вовлечены все участники образовательных отношений: педагоги, родители и учащиеся в рамках реализации юнармейского движения, включающая в себя:
– преподавание предмета «Основы безопасности и защиты Родины» с 7 по 11 класс;
– внеурочные занятия (5 часов в неделю);
– дополнительное образование (9 часов в неделю);
– военно-патриотические акции;
– социальные проекты;
– программу подготовки граждан Российской Федерации по основам военной службы.
В ходе подготовки курсантов юнармейского отряда основными возрастными группами являются обучающиеся 11–13, 14–17 лет.
Реализация системы предусматривает наставничество по формату «старший юнармеец – младший юнармеец», «опытный юнармеец – юнармеец, нуждающийся в повышении навыков». Старшие и/или опытные товарищи проводят разъяснительные беседы о важности и роли служения Отечеству, на занятиях помогают отрабатывать строевую подготовку, учат стрелять из пневматических винтовок, активно обучают правилам тактического боя, учат обращаться с оружием и управлять БПЛА. Выпускники и старшие воспитанники отряда являются правой рукой руководителя движения, помогают увеличить охват ребят.
К занятиям в отряде юнармии привлекаются родители курсантов для создания атмосферы семейного единения, взаимопомощи и взаимоподдержки, а также развития гражданской сознательности старшего поколения по отношению к службе на благо Отечества.
Для качественного сопровождения педагогического проекта выстроена система взаимодействия с социальными партнерами:
– сотрудничество и обучение на площадке детского морского центра «Каравелла» имени А. Москаленко в рамках реализации программ Навигатора дополнительного образования НСО (краткосрочные);
– работа с отрядом юнармейцев – участников парада Победы – на базе Новосибирского высшего военного командного ордена Жукова училища;
– отработка навыков огневой подготовки на страйкбольном и гидробольном полигоне «Рубеж»;
– Участие в обучающих и соревновательных мероприятиях на базе ЦГПВ «Пост № 1».
План юнармейского отряда «Наследники Победы» составляется с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся, с учетом мнения педагогов, администрации и родительской общественности, согласовывается на совете Учреждения школы. В него входят различные формы организации деятельности, в том числе и ставшие традиционными.
Юнармейцы выступают в качестве «проводников» и помощников, наставников и волонтёров в рамках реализации школьных дел и патриотических акций, отраженных в планировании деятельности юнармейского отряда, разработанного на базе мероприятий, предусмотренных рабочей программой воспитания.
Ежегодно отряд принимает активное участие в организации и проведении следующих школьных проектов:
– 22 октября в поэтическом празднике «День белых журавлей» для ветеранов, пожилых людей, переживших Великую Отечественную войну, членов общественных организаций «Память сердца», «Эхо», ТОС «Ватутинский». В проект включается вся школа (тематические классные часы с участием членов юнармейского отряда, экскурсии в школьном музее, экспозиции в библиотеке, изготовление бумажных журавликов учащимися начальной школы и т. д.);
– акции «Окна Победы» (оформление окон школы портретами воинов ВОв, родственников жителей микрорайона и учащихся школы);
– акции «Поём песни Великой Победы»;
– «Поем о славе России» – песенном фестивале учащихся 1–11-х классов с приглашением в жюри представителей общественных организаций ТОС «Ватутинский», «Память сердца», ветеранов Афганистана и т. д.;
– акции «Бессмертный полк»: шествие и/или онлайн выставка с портретами ветеранов Великой Отечественной войны (проходит ежегодно);
– акции «Письмо солдату» (накануне Дня защитника Отечества, в дни знаменательных дат школьники готовят творчески оформленные письма и отправляют их по почте выпускникам школы, проходящим на данный момент срочную службу в армии) и др.
Юнармейцы активно погружаются в поисково-собирательную работу школьного музея «Дети Войны», который содействует развитию коммуникативных компетенций курсантов, навыков проектно-исследовательской деятельности, поддержке творческих способностей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Совместно с педагогами-организаторами в 2023 году представители юнармейского отряда помогали в организации выставки «Фронтовой Новый год» в секции «Словом и делом» на форуме-выставке «Учсиб-2023», выступали в рамках круглого стола «Интеграция деятельности школьного музея в воспитательную систему школы».
В целях создания атмосферы семейного единения, развития гражданской сознательности старшего поколения по отношению к службе на благо Отечества ежегодно юнармейцы привлекают родителей обучающихся с 1 по 11 класс к участию в фестивале открытых уроков и дне открытых дверей МБОУ СОШ № 160, где происходит погружение в отработку навыков строевой подготовки, боевых свойств и устройства АК-74; укрепление навыков «неполной разборки / сборки автомата», производится повторение навыков первой медицинской помощи, демонстрируются навыки, приобретённые курсантами в области теоретических и практических знаний. Кроме того, реализация описанных военно-патриотических проектов способствует формированию личностных качеств истинных Патриотов РФ.
Важными событиями по включению обучающихся школы в среду военно-патриотического воспитания является ежегодная организация и проведение следующих мероприятий:
– школьной военно-патриотической игры «Зарница» (участники – 5–11 классы) и «Зарница 2.0» (участники – 3–10 классы);
– городского субботника и сезонных уборок на мемориальном ансамбле «Монумент Славы воинов-сибиряков» города Новосибирска;
– «Уроков Мужества» юнармейцами;
– военно-патриотической игры «А ну-ка, парни!».
Юнармейцы принимают активное участие в волонтерских акциях: «Помощь ветерану», «Помощь пострадавшим на Донбассе» (сотрудничество с Красным Крестом), «Протяни руку другу» в МБУ города Новосибирска «Городской центр социальной помощи семье и детям «Заря».
Результативность проведенных мероприятий: победа в III и V областных конкурсах строя и песни «Наследники Победы 2022 и 2024»; в 79-ой легкоатлетической эстафете, посвящённой памяти воинов-сибиряков, погибших в годы ВОВ; в соревнованиях, посвященных Дню Красной армии и Военно-морского флота в 2025 году.
Отряд «Наследники Победы» отмечен грамотой управления молодежной политики мэрии города Новосибирска как «Лучший караул Ленинского района по итогам несения Вахты Памяти у вечного Огня “Мемориального ансамбля Монумент славы воинов – сибиряков” города Новосибирска 2023-2024 года».
На протяжении трех лет юнармейцы принимают участие в парадах, посвящённых празднованию годовщин Великой Победы в г. Новосибирске: 2 человека в 2023 году, 8 – в 2024 и 10 – в 2025.
В 2025 году руководитель отряда стал лауреатом муниципального конкурса «От замысла до воплощения» в секции «Воспитать человека».
В ходе реализации проекта по комплексному формированию системы военно-патриотического воспитания обучающихся в рамках юнармейского отряда школы «Наследники Победы» в образовательной организации существенно повысился уровень гражданской идентичности обучающихся, уровень их воспитанности, а также доля выпускников-участников юнармейского движения, поступивших в ВУЗы, связанные с дисциплинами НВП. Выпускники отряда наделяются важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущим защитникам Родины, так и гражданским лицам.
Таким образом, юнармейские отряды становятся важнейшим инструментом формирования патриотического сознания молодежи, способствуя развитию лидерских качеств, ответственности, дисциплинированности и готовности служить Отечеству. Благодаря целенаправленной работе педагогов и наставников обучающиеся приобщаются к историческим традициям страны, у них воспитывается уважение к ратному подвигу предков и формируется понимание значимости защиты Родины.
Эффективность системы военно-патриотического воспитания заключается в комплексном подходе, объединении образовательных учреждений, общественных организаций и органов власти, что позволяет подготовить поколение молодых граждан, готовых достойно продолжить славные традиции российского воинства.
Литература
1. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: методические рекомендации / О. Г. Аванесова, В. О. Беклямишев и др. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», г. Москва, 2022. – 73 с.
2. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» (с изменениями и дополнениями). — Электронный ресурс. — URL: // https://base.garant.ru/182358/ (дата обращения: 13.04.2025).
3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». — Электронный ресурс. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 13.04.2025).
4. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 02.10.2024) «О воинской обязанности и военной службе». — Электронный ресурс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 13.04.2025).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании». — Электронный ресурс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.04.2025).
Количество просмотров: 184 |
Добавить комментарий