Ерофеева Елена Ивановна,педагог дополнительного образования МБУДО Центр «Юность», Новосибирск, Российская Федерация
Elena I. Yerofeeva, teacher of additional education MBIAE Center «Yunost», Novosibirsk, Russian Federation |
Особенности голосовых изменений подростка в мутационный период
В статье освещены несколько ключевых тем, которые помогут понять влияние мутационного периода на голосовые изменения и возможности занятий вокалом с детьми в это время. Рассмотрено влияние мутационного периода на голосовые изменения, включая физиологические аспекты, такие как изменение диапазона, тембра и силы голоса. Также описаны различные подходы к обучению, которые учитывают индивидуальные особенности детей, их возрастные и физиологические изменения, и представлены несколько тренировочных сетов.
Ключевые слова: период мутации, дифференциация подходов, речевые упражнения
This article highlights several key topics that will help to understand the impact of the mutation period on vocal changes and the possibilities of vocal lessons for children during this time. The influence of the mutation period on vocal changes, including physiological aspects such as changes in range, timbre, and strength of the voice, is considered. It also describes various approaches to learning that take into account the individual characteristics of children, their age and physiological changes, and presents several training sets.
Keywords: the mutation period, differentiation of approaches, speech exercises.
Вокальный голос – уникальный и хрупкий дар, в отличие от любого другого музыкального инструмента. Скрипку можно настроить, флейту починить, рояль заменить – пусть даже для музыканта расставание с любимым инструментом подобно личной утрате. Но когда «ломается» голос, привычные решения оказываются бессильными. Восстановление поврежденного голоса – это тернистый путь, требующий огромного терпения и самоотдачи от ученика и педагога, и, к сожалению, не всегда приводящий к полному выздоровлению. Именно поэтому профилактика, бережное отношение и грамотный подход – лучший способ сохранить этот бесценный инструмент.
Вокальное обучение должно быть индивидуальным и проходить под чутким руководством опытного наставника. Даже занятия в небольшой группе несут в себе риски, ведь каждый голос уникален и требует персонального внимания. Вокальное искусство – это не массовое производство, а тонкая ручная работа, требующая точности, деликатности и постоянного контроля.
Детский организм, подобно податливой глине, легко поддается воздействию. Неумелое обращение может нарушить его гармоничное развитие и исказить природные данные. К сожалению, именно так часто и происходит: многие прекрасные детские и подростковые голоса, не успев раскрыть свой потенциал, угасают из-за неправильного подхода к обучению в этот период. Именно поэтому так важно, чтобы преподаватели вокала обладали чутким слухом и глубоким пониманием природы детского голоса. Умение распознать уникальные особенности звучания каждого ученика, вовремя скорректировать недостатки и бережно развивать сильные стороны – вот залог сохранения и расцвета молодого вокального дарования. Судьба голоса ребенка во многом зависит от квалификации и проницательности педагога.
Вокальное искусство открывает перед детьми и подростками целый мир возможностей, положительно влияющих на их всестороннее развитие. Занятия пением становятся мощным инструментом эмоционального роста. В особенности это актуально для подростков, находящихся в процессе активного формирования личности и самоидентификации. Пение позволяет безопасно выражать чувства, справляться с эмоциональным напряжением, поднимать настроение и укреплять самооценку. Это не просто уроки вокала – это инвестиция в эмоциональное благополучие и уверенное будущее ребенка.
Работа с подростковым голосом, находящимся в стадии мутации, представляет собой серьезный вызов для вокального педагога. Успех обучения в этот непростой период напрямую зависит от способности преподавателя применять гибкие, индивидуализированные стратегии и инновационные методики. Необходимо уметь адаптироваться к быстро меняющимся вокальным возможностям ученика, чтобы не только сохранить, но и развить его природный талант.
Период мутации голоса – краеугольный камень в вокальной педагогике. Именно в этот момент закладывается прочный фундамент для будущего здорового и сильного голоса. На плечи педагога ложится огромная ответственность: обеспечить щадящий и грамотный подход к обучению в то время, когда организм подростка переживает гормональную бурю и претерпевает значительные физиологические изменения, в том числе изменения в гортани, известные в медицине как мутация. Важно понимать, что формирование голоса – это сложный процесс, на который влияют не только физиологические факторы, но и общее состояние организма, поэтому вокальный педагог должен учитывать все сопутствующие изменения.
Качество вокального звука напрямую зависит от положения гортани. Объем и форма резонаторов, размеры выходного отверстия – все это влияет на высоту, силу и тембральную окраску голоса. Свойства стенок резонаторов определяют явление резонанса, усиливая и обогащая звук. Вокальное мастерство требует гармоничного взаимодействия: повышения тонуса и активации голосового аппарата через нервно-рефлекторные механизмы, а также эластичности, свободы и управляемости мышц. Целостность и равновесие всех компонентов – залог правильной работы голосового аппарата. Стереотип вокально-голосовой деятельности имеет рефлекторную природу. В период мутации происходят значительные перемены: меняется структура гортани, она увеличивается в размерах и обретает большую подвижность, меняются размеры и строение резонаторов. Эти изменения могут сопровождаться отечностью, потерей эластичности, нарушением структуры тканей и слизистой оболочки. Нервная система становится нестабильной, с повышенной возбудимостью и функциональной лабильностью. Гормональные всплески, изменения в кровообращении, отеки тканей, гиперактивность или вялость мышц – все это влияет на голос. Неравномерность и асимметрия роста и развития различных частей голосообразующего аппарата могут приводить к дисбалансу и проблемам с голосом.
Не стоит бояться слова «мутация» – в контексте вокала оно означает всего лишь «изменение» или, проще говоря, «ломку» голоса. Этот период связан с гормональной перестройкой организма и ростом органов, отвечающих за голосообразование. Мутация – это естественный и неизбежный этап, поэтому воспринимать его нужно не как проблему, а как закономерное явление на пути к зрелому голосу.
Начало мутации голоса – процесс индивидуальный, зависящий от ряда факторов. Климат, этническая принадлежность и уникальные физиологические особенности каждого ребенка играют важную роль. Например, дети, проживающие в южных регионах, зачастую вступают в период мутации раньше своих сверстников из северных широт.
Ломка голоса связана с изменениями гортани, которая в подростковом возрасте существенно увеличивается (в 1,5-2 раза у мальчиков, и на 30 % у девочек). Увеличиваются также и голосовые связки, к тому же они начинают колебаться целиком, а не только краями, как это было раньше.
Мутационный период является критическим этапом в жизни каждого ребенка, когда происходят значительные изменения в голосе, особенно у мальчиков. Эти изменения могут вызывать не только физический дискомфорт, но и психологические трудности, такие как неуверенность в себе и страх перед публичными выступлениями. Важно понимать, что занятия вокалом в этот период могут стать не только способом развития музыкальных навыков, но и эффективным инструментом для адаптации к изменениям, происходящим в организме.
Примерно в 13-14 лет у мальчиков происходят существенные изменения в строении гортани: ее скелет и мышцы быстро увеличиваются, причем гортань растет гораздо интенсивнее, чем у девочек. Голосовые складки также значительно удлиняются. Эти анатомические изменения приводят к заметному снижению голоса – детский голос (дискант или альт) трансформируется в мужской (тенор, баритон или бас). Длительность этого периода перехода может сильно варьироваться: от нескольких недель до нескольких лет, но чаще всего занимает около года. Важно отметить, что изменение певческого и разговорного голоса не всегда происходит одновременно. Вокальный педагог должен быть готов к различным сценариям: преждевременной мутации (в 10-11 лет), которая может быть вызвана как ранним половым созреванием, так и перенапряжением голосового аппарата; затянувшейся мутации (5-7 лет); запоздалой мутации (после полового созревания); и даже вторичной мутации, проявляющейся во взрослом возрасте.
У мальчиков в период мутации первым делом страдает верхний регистр. Поэтому крайне важно подбирать учебный материал, учитывая текущий, уменьшающийся диапазон голоса. Важно помнить, что этот процесс происходит у каждого ученика по-своему, с разной скоростью.
Сокращение диапазона и изменение тембра голоса в период мутации могут быть психологически сложными для мальчиков. Поэтому педагогу необходимо разъяснить причины этих изменений, успокоить учеников и внушить им уверенность в том, что голос восстановится, но приобретет зрелое, мужское звучание. Многие ребята с гордостью и интересом принимают эту информацию, предвкушая появление мужского голоса.
Мутация у девочек (11-13 лет) характеризуется не столько радикальной сменой голоса, сколько его развитием: увеличивается сила, улучшается тембр, голос становится более объемным. В этот период формируются регистры. Тем не менее, изменения в гортани могут приводить к временным проблемам: осиплости, вялости, неблагозвучности, детонации, неустойчивости голоса, дискомфорту и быстрой утомляемости. Покраснение голосовых связок в этот период считается физиологической нормой. В редких случаях возможна временная потеря голоса (афония).
У девочек период мутации, связанной с ростом гортани, протекает менее интенсивно и заметно, чем у мальчиков. Тем не менее, изменения происходят, и их нельзя игнорировать при вокальном обучении. Особое внимание следует уделять влиянию менструального цикла. В период менструации гормональные изменения могут усугублять признаки мутации: покраснение и набухание гортани усиливаются, слизистая становится более раздражительной, а сосуды расширяются. Несмотря на то, что некоторые девочки отмечают легкость пения в эти дни, это может привести к перенапряжению голосовых связок и последующей хрипоте. Поэтому рекомендуется полный голосовой покой, и задача педагога – объяснить важность этого и убедить ученицу в необходимости его соблюдения.
Среди вокальных педагогов и авторов нет единого мнения о том, следует ли прекращать занятия пением в период мутации у подростков. Многие рекомендуют полный отказ от вокала как для мальчиков, так и для девочек. Однако большинство сходятся во мнении, что занятия возможны, но требуют исключительной осторожности и грамотного подхода. В этот период интенсивного роста голосовой аппарат особенно уязвим и нуждается в бережном отношении и покое. Личные наблюдения показывают, что, если мальчик занимался вокалом с детства и овладел навыками легкого и свободного пения до начала мутации, эти навыки сохраняются и помогают ему адаптироваться к изменениям в голосе, даже когда смена вокальных механизмов приводит к более компактному звучанию.
В этот период на первый план выходит щадящий режим. Недопустимы любые напряжения голосового аппарата и выход за пределы комфортного диапазона. Время занятий следует строго дозировать, с обязательными и частыми перерывами на отдых. Главная заповедь вокального педагога – «Не навреди». Также крайне важно соблюдать все основные правила гигиены голоса.
В период мутации голоса у юных вокалистов педагогу необходимо быть особенно внимательным к следующим признакам. Чрезмерное напряжение голосовых связок при пении высоких нот и, наоборот, их расслабление при переходе в низкий регистр, свидетельствуют о нестабильности голосового аппарата. Эти явления часто сопровождаются заметными нарушениями певческого голоса, такими как легкая или выраженная хрипота. Как следствие, голос быстро утомляется, возникают неожиданные срывы и «соскальзывания» с нот, известные в вокальном мире как «киксы». Своевременное выявление и коррекция этих проблем – залог сохранения здоровья голоса и дальнейшего вокального развития.
В период мутации голосовая перегрузка представляет особую опасность. Интенсивные занятия вокалом могут привести к развитию заболеваний голосового аппарата или нарушению работы голосовых связок. Понимание особенностей этого периода позволяет создать максимально безопасные и эффективные условия для вокального обучения. Педагогам необходимо внимательно прислушиваться к голосу ученика, чутко реагировать на любые признаки переутомления и с осторожностью подходить к вокальным нагрузкам. Бережное отношение и грамотный подход – залог сохранения здоровья голоса и успешного прохождения этого сложного этапа.
В период мутации, когда голос особенно уязвим, необходимо создать максимально благоприятную атмосферу на уроках вокала. Важно избегать любого напряжения голосовых связок и стремиться к комфортному пению. Ученик должен чувствовать себя расслабленно и уверенно, несмотря на непредсказуемость голоса. Нередко в это время подростки начинают сомневаться в своих способностях, полагая, что их вокальный талант угас. Задача преподавателя – провести теоретическое занятие, доступно объяснив, что такое мутация и как она протекает, чтобы развеять страхи и непонимание.
Индивидуальный подход – ключевой элемент обучения. Необходимо учитывать уникальные особенности каждого ребенка, внимательно отслеживать изменения в голосе и оперативно корректировать упражнения и репертуар в соответствии с текущим состоянием голосового аппарата. Например, в начале мутации, когда часто возникают хрипота и нестабильность тона, следует избегать интенсивных вокальных упражнений, способных перегрузить связки.
Каждый урок вокала начинается с речевой разминки и распевания. В период мутации, когда происходят значительные изменения не только в голосе, но и во всем организме подростка, необходимо с особым вниманием относиться к звучанию. При выборе упражнений важно ориентироваться на ощущения ученика и учитывать его обратную связь. Разогрев голосовых связок играет ключевую роль как для здоровых голосов, так и для голосов в период мутации. Это подобно разминке спортсмена перед тренировкой – в обоих случаях происходит подготовка мышц к предстоящей нагрузке.
Далее представлены несколько эффективных тренировочных сетов, которые помогут разогреть голосовые связки.
СЕТ 1: ТРЕЛЬ. Проделать упражнение «липролл» (трель губами) сначала на одном длинном звуке, затем по мере удачного исполнения сделать слайд (законченный маневр) на терцию квинту, октаву, оценивая при этом стабильность выполнения этого упражнения. Кстати, по тому, как делает трель ученик, можно сразу понять, как он поет, потому что хороший звук получается лишь при правильном балансе озвученного выдоха.
При помощи октавной трели можно попытаться «объехать» невидимые препятствия, как бы держа руль машины.
Рисунок 1. Трель «Руль»
СЕТ 2: СИРЕНА. Разогреваемся на упражнении «Полет комара» на базовом звуке «энжи» (прием «сирена» – очень легким звуком). Можно начать с тональности пониже, постепенно поднимаясь выше и выше комфортного, затем повторяем все на прием «сирена».
Рисунок 2. Упражнение «Комар»
СЕТ 3: МОДАЛЬНЫЙ. Спеть на модальном (удобном) участке диапазона мелодию песни «Маленькой елочке холодно зимой» (или любую другую) сначала трелью, а затем на звуке «И» и «ДА».
СЕТ 4: ПОДДЕРЖКА. Особенно важно в период мутации работать с поддержкой (анкеровкой) звука. В производстве качественного звука при щадящем режиме для голосовых связок она просто необходима, ведь одними голосовыми связками мы не обойдемся – могут возникнуть зажимы и дискомфорт.
На занятии мы тренируем торсовую поддержку (многие называют ее диафрагмальной). В поддержке все способы хороши: подушки, игрушки, коврики. В данном случае они играют роль фиксатора для обеспечения мышечных ощущений, которые со временем превратятся в нужную мышечную память.
Упражнения заключаются в пропевании отдельных звуков, а затем и фраз. Сначала без поддержки, а затем с поддержкой, запоминая правильные мышечные ощущения и слушая, как качественно меняется звук. Так же можно работать с фразами и отрывками из песен, пропевая их и делая «велосипед» одновременно руками и ногами. Затем, поднявшись, спеть тот же отрывок с запомнившимся ощущением поддержки. Вся работа вокалиста идет на ощущениях, так как работу голосового аппарата, мышц торса, головы и шеи мы увидеть не можем.
Рисунок 3. Упражнение «музыкальный велосипед»
Тренируем на одном звуке удобном участке диапазона гласные (И, Э, А, О, У, Ы) с подключением опоры торса (центр усилия в спине), фиксируем ощущения.
Рисунок 4. Упражнение на опорную гласную
Те же упражнения с разными звуками, музыкальными фразами мы можем проделать и с использованием подушки, на поддержке как бы сжимая её.
Рисунок 5. Фиксация ощущений с помощью подушки
Только после разогрева голосовых связок и работы с поддержкой звукам мы можем переходить к пению репертуара, который не должен быть сложным и с высоким диапазоном. Вокалисту в мутационный период жизненно важно работать в удобном для себя регистре.
Даже самым талантливым ученикам в период мутации не следует предлагать сложные, технически перегруженные произведения с высокими нотами. В моменты волнения и гормональной перестройки такой репертуар может прозвучать не лучшим образом, что приведет не только к разочарованию, но и к проблемам в дальнейшей работе голосового аппарата. Вместо этого стоит сосредоточиться на расслаблении тела, развитии вокального дыхания, раскрытии замысла музыкального произведения и передаче его образности.
При малейшем дискомфорте лучше прервать занятие и дать подростку отдохнуть несколько дней. Распеваться в период мутации следует в комфортной тесситуре, начиная с удобной ноты, где голос звучит уверенно и свободно. Особое внимание можно уделить упражнениям «на закрытый рот». При полном расслаблении речевого аппарата (разомкнутые зубы, опущенная нижняя челюсть и т. д.), пение на сомкнутых губах позволяет голосовым связкам работать в щадящем режиме. Важно следить за тем, чтобы звук опирался на дыхание, так как пение без поддержки приведет к зажимам, что особенно опасно в период мутации. И конечно, репертуар необходимо подбирать строго по голосу.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что некомпетентный подход к детскому вокалу может привести к серьезным негативным последствиям. Неправильно пройденная мутация порой требует исправления ошибок, допущенных в детстве, формирования новых вокальных рефлексов и даже лечения фониатрических проблем. Этот процесс может занять долгие месяцы, а то и годы, что для многих талантливых ребят ставит под вопрос или отодвигает на неопределенный срок возможность поступления в соответствующие профессиональные учебные заведения. Мутационный период играет важнейшую роль в вокальной педагогике. Правильный и бережный подход к занятиям в это время – это инвестиция в здоровый и сильный голос в будущем.
Тщательная, целенаправленная и точечная работа способствует развитию осознанности, самостоятельности, методических навыков и вокального слуха. Изменение подхода к обучению в период мутации с акцентом на формирование умений осознанного управления певческим процессом, анализ и контроль работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов повышает уровень знаний об акустико-физиологических закономерностях, улучшает практические навыки, ассоциативное и сенсорное восприятие. Приобретаются умения целенаправленно корректировать, активизировать или расслаблять отдельные части голосового аппарата и мышцы. Формируется индивидуальная система организации работы организма в целом и голосового аппарата в частности, а также приемы коррекции недостатков, связанных с анатомическими, физиологическими и психологическими изменениями.
Эти навыки имеют огромное значение для сохранения функциональности и здоровья голоса на протяжении всей жизни, а также для нейтрализации негативного влияния внутренних и внешних факторов, возраста и т. д. на процесс голосообразования. Непрерывность обучения и постепенное приобретение мышечной координации позволяет смягчить переход между восприятием вокальной деятельности до и после мутации, делая его менее травматичным для ученика.
Терминология:
Период мутации (смены голоса) – физиологическое явление, связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков.
Дифференциация подходов – это общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приёмов в зависимости от целей обучения, вида формируемой деятельности, этапа обучения, осваиваемого материала, возраста учащихся и других факторов.
Речевая разминка – общее укрепление речевого аппарата воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения, артикуляции.
Литература
- Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей / проф. В. А. Багадуров, д-р искусствоведения; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. воспитания. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. – 96 с.
- Вокальная школа Российской академии музыки имени Гнесиных. 1944-2004 / [авт.-сост. М. С. Агин], М.: РАМ, 2004. – 590 с.
- Записки вокального тренера: Часть 1 / Евгения Ордина. – [б.м.]: Издательские решения, 2021. – 132 с.
- Записки вокального тренера: Часть 2 / Евгения Ордина. – [б.м.]: Издательские решения, 2022. – 122 с.
- Записки вокального тренера: Часть 3 / Евгения Ордина. – [б.м.]: Издательские решения, 2023. – 158 с.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 192 с.
- Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей / [Предисл. В. Морозова]. – Ленинград: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1967. – 88 с.
- Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО/В. И. Петрушин, – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2017. – 380 с. – (Серия: Проф. Образование).
- Развитие детского голоса: (материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи, 26-30 марта 1961 г.) / Академия педагогических наук СССР, Институт художественного воспитания; под ред. В. Н. Шацкой. – Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 341 с.
Количество просмотров: 96 |
Добавить комментарий