Спецова Мария Алексеевна,директор МБОУ СОШ № 56, Новосибирск, Российская Федерация Maria A. Spetsova, director MBOU secondary school No. 56, Novosibirsk, Russian Federation |
Чуб Елена Валентиновна,кандидат педагогических наук, доцент, методист МБОУ СОШ № 56, Новосибирск, Российская Федерация Elena V. Chub, candidate of pedagogical sciences, associate professor, methodologist of MBOU secondary school No. 56, Novosibirsk, Russian Federation |
Заика Татьяна Ивановна,методист, учитель французского языка, МБОУ СОШ № 56, Новосибирск, Российская Федерация Tatiana I. Zaika, methodologist, french language teacher, MBOU Secondary School No. 56, Novosibirsk, Russian Federation |
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков
Статья посвящена профессиональному определению подростков, описаны созданные в ОО условия, при которых процесс сопровождения профессионального самоопределения и профориентации обучающихся становится эффективным.
Ключевые слова: профориентация, сопровождение профессионального самоопределения подростков.
The article examines the issue of professional determination of teenagers, describes the conditions created in the educational institution, under which the process of supporting professional self-determination and career guidance of students becomes effective.
Keywords: career guidance, support of professional self-determination of teenagers.
В Стратегии молодежной политики Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 17.08.2024 года № 2233-р) «создание благоприятных условий для профессионального развития, научной и творческой деятельности, личного роста молодых людей, повышения их мотивации к активному построению карьеры» определяется как приоритетное направление, так как молодежь признается важнейшим социальным стратегическим и кадровым ресурсом для повышения уровня развития общества и российского государства [1]. В условиях формирования «новой экономики» происходит активное появление и новых профессиональных направлений, возникают профессии-гибриды, что, в свою очередь, приводит к серьезным изменениям в карте профессий. На данный момент приоритетом для государства является целенаправленное формирование кадрового потенциала, активная непрерывная профориентация граждан, что требует необходимости создания нового формата профессиональной навигации молодежи.
Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается путь в профессиональную карьеру. Именно подростковый возраст принято считать наиболее результативным для профессиональной подготовки и осваивания школьниками профессиональных компетенций. Сегодня многие подростки готовы стать субъектом своего профессионального выбора, осваивать трудовые навыки и в более ранний период. Так, уже в возрасте 14–17 лет перед молодыми гражданами встает вопрос выбора будущей профессии.
Ранее профориентационная деятельность в общеобразовательных организациях чаще всего носила ознакомительный характер. Данный формат предполагал оказание информационной поддержки старшеклассникам в формировании у них личностного взгляда на виды трудовой деятельности, способности оценивать свои возможности, выделять для себя наиболее привлекательные направления предстоящей профессиональной деятельности. Такую поддержку профессионального самоопределения сложно назвать результативной [6].
В связи с этим на уровне основного и среднего общего образования было предусмотрено осуществление мероприятий по профессиональной ориентации на основе Единой модели профориентации для учащихся 6-11 классов, которая
В указе Президента РФ В. В. Путина от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 и на перспективу до 2036 года» в качестве приоритетной задачи обозначена необходимость обеспечения «функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся».
Профессиональное самоопределение является ключевым аспектом в развитии личности и определяющим фактором в построении будущего карьерного пути. По мнению С. Н. Чистяковой, профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной трудовой сфере и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения [7, с. 20]. Л. В. Мальцева рассматривает профессиональное самоопределение как «последовательный выбор профессиональной деятельности, обеспечивающий полноценную самореализацию личности в конкретных социальных условиях» [4, с. 157]. Вопросами психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи и педагоги: Э. М. Александровская, Е. А. Александрова, Е. И. Казакова, Т. В. Кудрявцева, Л. В. Мальцева, К. Роджерс, С. Н. Чистякова и др.
Важно понимать, что именно в старшем подростковом возрасте происходит расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, осознание собственных интересов, возможностей, личностной готовности к освоению определённого профессионального опыта. Выбор профессионального будущего является очень важным жизненным решением, которое без поддержки извне самостоятельно школьникам принять крайне сложно. Поэтому особенно важно сформировывать такую систему профориентационного сопровождения, которая позволяла бы подросткам успешно пройти этап профессионального самоопределения. Поэтому поиск новых способов сопровождения профессиональной ориентации подрастающего поколения является важнейшей задачей, стоящей перед государством, образовательными организациями различного вида и типа.
В 2022 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет"». Целью проекта являлось обеспечение страны рабочими профессиями и кадрами среднего звена.
Общеобразовательные организации города, родительская общественность также заинтересованы в том, чтобы определённая часть школьников – выпускников 9-х и 11-х классов – за короткий срок смогла получить востребованную рабочую профессию в средних специальных учебных заведениях – колледжах и техникумах города Новосибирска.
Каждая образовательная организация сегодня разрабатывает собственную модель ранней профориентации и самоопределения обучающихся. Так, мероприятия по профессиональной ориентации на уровне основного общего образования осуществляются в МБОУ СОШ № 56 по образовательной программе основного общего образования в видах и формах воспитательной деятельности по модулю «Профориентация», предусмотренному Рабочей программой воспитания. В нашей образовательной организации профориентационная работа рассматривается как процесс вхождения личности школьника в сферу будущей профессиональной деятельности посредством включения ее как в учебную, так и во внеурочную деятельность.
С 2023 года в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» МБОУ СОШ № 56 является участником образовательно-производственного центра (кластера) «Машиностроение», организованного на базе ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж промышленных технологий». В 2022-2023 учебном году в МБОУ СОШ № 56 была разработана модель профессиональной навигации обучающихся уровня основного общего образования «Выбери свой путь в профессию». Школьная модель основывалась на сетевом партнерском взаимодействии с рядом профессиональных образовательных учреждений города Новосибирска, региональным союзом работодателей «Союз руководителей предприятий и работодателей», а также рядом предприятий города. На сегодняшний день школа, являясь участником кластера, активно сотрудничает с учреждениями системы среднего профессионального образования, обладающими ресурсами, необходимыми для функционирования системы ранней профессиональной ориентации и реализации мероприятий по профессиональной навигации обучающихся 6-11 классов в рамках федерального проекта «Профессионалитет» национального проекта «Молодёжь и дети».
Однако профессиональное самоопределение происходит у разных детей по-разному, что требует своевременно организованного сопровождения со стороны старшего поколения. Только грамотная педагогическая помощь, целенаправленно разработанный профориентационный инструментарий помогут старшеклассникам успешно реализовать свои профессиональные намерения с учётом своих индивидуальных особенностей и интересов, а также избежать возможных ошибок при предстоящем профессиональном выборе. К сожалению, в современных социально-экономических условиях создание подобного рода инструментария остаётся актуальным.
В связи с этим нами было принято решение об оказании психолого-педагогической и методической поддержки обучающимся 8-9 (2023, 2024 гг.) «А» класса МБОУ СОШ № 56 в их профессиональном выборе. Была разработана Дорожная карта по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся 8 «А» класса «Мои шаги в профессию». При создании данной Дорожной карты разработчики опирались на общешкольную модель профориентационной работы, а также учитывали возможные внутренние ресурсы (знание личностных особенностей школьников, целевые установки, система ценностных ориентаций, состояние здоровья и др.) и внешние ресурсы (информация о современной карте профессий, профессиональных образовательных организациях города, участие в работе образовательно-производственного центра (кластера) «Машиностроение» и др.).
Создание Дорожной карты было направлено на поддержку школьников в осознанном профессиональном выборе и повышение престижа рабочих профессий. Мы предполагали, что такой инструмент поможет обучающимся достаточно быстро сориентироваться в мира профессий и объективно оценить свои
Дорожная карта по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся предполагала несколько этапов (таблица 1).
Таблица 1
Основные этапы Дорожной карты по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся 8-9 «А» класса (2023, 2024 гг.) МБОУ СОШ № 56 г. Новосибирска
Этапы реализации Дорожной карты |
Характеристика этапа |
1 этап – диагностический |
Выявление индивидуально-личностных особенностей обучающихся; определение их резервных возможностей, уровня их личностно-профессионального интереса. |
2 этап – профессионально-ориентирующий |
Определение школьниками актуальных для них профессиональных сфер и интересующих их рабочих профессий и специальностей. |
3 этап – информационно-деятельностный |
Участие обучающихся в профориентационных мероприятиях различного уровня. |
4 этап – обучающий |
Освоение школьниками программ профессионального обучения на базе учреждений СПО. |
5 этап – итоговый |
Участие школьников в профессиональных конкурсных испытаниях, выбор профессиональных образовательных учреждений, в которые планируют поступать. |
Важным условием эффективного профессионального самоопределения обучающихся является своевременный мониторинг данного процесса. Проводимая диагностика была направлена на изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, выявление у них степени сформированности представлений о профессии и требованиях, которые она предъявляет к личности специалиста.
На первом этапе работы с обучающимися 8 «А» МБОУ СОШ № 56 проводилась диагностика личностных качеств (тест Г. Айзенка, опросник Басса-Дарки, методика А. М. Прихожан и др.); определялся уровень развития познавательных процессов (методика А. Р. Лурии, тест Р. Амтхауэра и др.). Особое внимание было уделено диагностике профессионального самоопределения (методика Е. А. Климова «Типы профессий», опросник Дж. Голланда «Опросник профессиональных предпочтений» и др.).
В ходе проведения диагностики были выявлены профессиональные сферы, к которым у обучающихся наметился выраженный личностный интерес и соответствующие способности. Тип профессии «человек – техника» оказался преобладающим (80 %).
Также школьники приняли участие в тестировании на платформе проекта «Билет в будущее». Обучающиеся 8 «А» обозначили для себя интересными такие области профессиональной и трудовой деятельности, как сфера услуг и потребительский рынок, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленный дизайн, промышленное и хлебопекарное производства и др.
На втором этапе реализации Дорожной карты по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на основе проведенной диагностики школьники были разделены на основные группы по выбранным ими специальностям. В этот период обсуждались условия и возможности их обучения, ученики знакомились с возможными направлениями подготовки, предлагаемыми учреждениями СПО, прошли обучение по выбранным ими компетенциям в объеме 36 часов.
На третьем этапе внедрения Дорожной карты в соответствии с выбранными специальностями школьникам была предоставлена возможность принять участие в профориентационной мероприятиях и освоить программы профессионального обучения.
Завершающий этап реализации Дорожной карты предполагал непосредственную практическую подготовку обучающихся данного класса в рамках сетевого взаимодействия на базе средних профессиональных образовательных учреждений реального сектора экономики. Ученики освоили программы профессионального обучения по следующим направлениям: «Контролер станочных и слесарных работ» (144 ч.); профессия 13444 «Макетчик макетно-модельного проектирования» (144 ч.); профессия 15220 «Облицовщик-плиточник» (390 ч.); профессия 16909 «Портной» (192 ч.) и др.
Предложенная Дорожная карта по сопровождению профессионального самоопределения «Мои шаги в профессию» ориентировала обучающихся 8-9 «А» класса на составление персонализированных образовательно-профессиональных траекторий (индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов – ИОПМ).
Особенность работы с обучающимися данного класса заключалась в том, что в 8 «А» классе дети с ОВЗ (ЗПР) составили 20 % от общего числа школьников. Процесс профессиональной ориентации и профессиональной адаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ требует разработки специального инструментария по сопровождению школьников в предстоящем профессиональном выборе. Поэтому особое значение в качестве инструмента профориентации Дорожная карта приобретает при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так как их физическое и психическое состояние значительно сужает круг их профессионального выбора.
Значимым результатом внедрения в образовательный процесс обучающихся 8-9 «А» класса (2023, 2024 гг.) Дорожной карты по сопровождению их профессионального самоопределения «Шаги в профессию» и реализации Индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов стало повышение личностной мотивации школьников к участию в профессионально-ориентированных конкурсных испытаниях.
Так, в рамках подготовки участников регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и чемпионата высоких технологий в Новосибирской области в 2024 году (соревновательная категория «Юниоры») ученики 8-9 «А» класса (2023, 2024 гг.) прошли обучение по выбранными ими компетенциям: неразрушающий контроль (юниоры); сухое строительство и штукатурные работы (юниоры); графический дизайн и др. Результатами конкурсных испытаний обучающихся стали дипломы, полученные за вторые и третьи места. А подростки 9 «А» класса, участвующие в IX Региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс-2024» в Новосибирской области, получили сертификаты участников и Диплом 3 степени.
Достигнутыми результатами эффективного внедрения Дорожной карты и реализации Индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов обучающихся МБОУ СОШ № 56 можно считать:
– возросший уровень сформированности личностной готовности школьников к осознанному выбору конкретной профессиональной сферы деятельности по окончании уровня основного общего образования (72 % обучающихся);
– успешное профессиональное обучение (72 % обучающихся);
– результативное участие в профессиональных конкурсных испытаниях по выбранным компетенциям (24 % обучающихся);
– продолжение профессионального образования как следствие выполнения школьниками Индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов (40 % обучающихся).
Результаты описанной выше педагогической практики по сопровождению профессионального самоопределения подростков были представлены на городском конкурсе успешных педагогических практик «От замысла до воплощения». Предложенная методическая разработка «Дорожная карта по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся МБОУ СОШ № 56 "Мои шаги в профессию"» была удостоена Диплома лауреата в номинации «Билет в будущее» (2025 г.).
Практическая значимость представленной педагогической практики по сопровождению профессионального самоопределения и профориентации школьников определяется тем, что разработанный и реализованный в работе со старшеклассниками инструментарий («Дорожная карта по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся», «Индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут») позволяют обучающимся максимально успешно осуществлять свой профессиональный выбор, еще находясь в стенах общеобразовательной организации.
Разработанный нами может быть использован в работе педагогическими работниками, классными руководителями других общеобразовательных организаций, решающих вопросы профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Литература
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.». – Электронный ресурс. – URL: https://text.ru/rd/aHR0cDovL3NvdXpvcCydS9uZXdzL29maWNpYWx5bmllLW5vdm9zdGkvMzU2My8%3D (дата обращения: 28.02.2023).
- Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
- Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е. А. Климов. – . М.: Просвещение, 2010. – 352 с.
- Мальцева Л. В., Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Курганского государственного университета. – 2008. – № 7. – С. 157 – 158.
- Пилюгина Е. И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях / Е. И. Пилюгина, М. Д. Иванова. // Молодой ученый. – 2017. – № 15 (149). – С. 619-623. – Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения: 28.02.2023).
- Талюкина Г. Ф. Технология «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» как предиктор успешности профессиональной навигации молодежи / Г. Ф. Талюкина Е. В. Романова Е. В. Чуб // Управление развитием образования. – 2024. – № 4. – С. 50-56. – EDN LESELF.
- Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. – 2005. – № 1. – С. 19-26.
Количество просмотров: 86 |
Добавить комментарий