Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений

 

Андреева Вера Николаевна,

воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 132», Череповец, Российская Федерация

Vera N. Andreeva,

educator, kindergarten No 132, Cherepovets, Russian Federation

 
 

Лепетухина Ольга Анатольевна,

воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 132», Череповец, Российская Федерация

Olga A. Lepetukhina,

educator, kndergarten No 132, Cherepovets, Russian Federation

 

Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений

Practice of organizing the quest game «Playlist "Exercise for grandmothers"» to form an inclusive culture of participants in educational relations

В статье акцентируется внимание на проблеме проведения мероприятий с группой детей старшего дошкольного возраста, в состав которой входят нормотипичные дети и дети с ОВЗ. Авторы рассматривают квест-игру как одну из практик по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная культура, практика, дошкольное воспитание, квест-игра.

The article focuses on the problem of conducting activities with a group of children of senior preschool age, which includes normotic children and children with disabilities. The authors consider the quest game as one of the practices for the formation of an inclusive culture of participants in educational relations.

Keywords: inclusion, inclusive culture, practice, preschool education, quest game.

 

Современное дошкольное образование претерпевает значительные изменения под влиянием новых образовательных стандартов и подходов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОО) устанавливает требования к содержанию и организации образовательного процесса, обеспечивая баланс между развитием личности ребенка и формированием необходимых знаний и умений. Важной частью этих изменений стала инклюзивная практика, направленная на создание условий для обучения и воспитания всех детей, независимо от их физических, психических или иных особенностей [2].

Подготовительная группа детского сада № 132 города Череповца имеет статус общеразвивающей направленности, но ее посещают 5 детей с общим недоразвитием речи и один ребенок с задержкой психического развития. Мы, воспитатели, ставим перед собой задачу, чтобы эти дети не были изолированы от общего коллектива воспитанников, а стали активными участниками социальных отношений и взаимодействий. В практике нашей работы это новый опыт. Недостаток специализированных методов и приемов, разработанных сценариев мероприятий приводит нас, педагогов, к адаптации существующих педагогических технологий к данным условиям. Наиболее успешной, по нашему мнению, технологией является участие дошкольников в волонтерском движении, где дети с ОВЗ становятся активными участниками всех событий. Одним из таких мероприятий стала квест-игра [3]. Игра является главной деятельностью дошкольника, которая стимулирует его интеллектуальное развитие, формирует организаторские способности и любознательность, а также воспитывает навыки самодисциплины. Она не только помогает детям развиваться физически и эмоционально, но и способствует социальной адаптации. В условиях детского сада игра становится важным инструментом интеграции детей с ОВЗ в коллектив сверстников. Для таких ребят игра предоставляет уникальную возможность выразить свои чувства, мысли и переживания через действия и взаимодействия с окружающими. Это позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и комфортно среди других детей. Кроме того, игра стимулирует развитие коммуникативных навыков, что крайне важно для успешной социализации.

Квест – это командная игра. Идея игры проста: команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Квест-игры – одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Квест-игры не только стимулируют дошкольников на поиск правильного, логического решения поставленной задачи, но и создают положительную психологическую атмосферу, которая позволяет максимально раскрыться личности каждого ребенка, вовлекая дошкольников в поисковую и коммуникативную деятельность [1]. 

В рамках волонтерского движения «БиВ» (Бабушки и внуки) нами была проведена квест-игра «Плейлист "Зарядка для бабушек"», рассчитанная на участие дошкольников, том числе детей с ОВЗ, их родителей, людей старшего поколения – «серебряных волонтеров», которые пройдя через серию заданий, собирают плейлист (QR-коды) любимых песен людей старшего возраста, необходимых для музыкального сопровождения зарядки на свежем воздухе (сценарий квеста в приложении).

Сфера применения игры – воспитательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста.

Целевая группа – нормотипичные дети и дети с ОВЗ (с нарушением речи – 5 человек, с задержкой психического развития – 1) – воспитанники подготовительной группы № 8 МАДОУ «Детский сад № 132» и их родители, «серебряные волонтеры» Центра активного долголетия «Забота».

Сценарий квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» выстроен на основе взаимодействия и сотрудничества группы № 8 МАДОУ «Детский сад № 132» с «серебряными волонтерами» Центра активного долголетия «Забота», который функционирует на базе бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения города Череповца и Череповецкого района «Забота» в рамках социального проекта «Бабушки и внуки». Квест объединяет дошкольников, их родителей, людей старшего поколения в достижении общей цели: участники квеста, пройдя через серию заданий, которые необходимо выполнить сообща, собирают плейлист любимых песен людей старшего возраста. Игровая ситуация квеста предполагает культурную практику, активную самостоятельную апробацию каждым ребенком инструментального и ценностного содержания, полученного от взрослого через личный опыт, это опыт проявления заботы и милосердия к людям старшего поколения.

В реализации инклюзивной практики участвуют воспитатели. Особое место отводится родителям (законным представителям), которые помогают ребенку в выполнении заданий, что, в свою очередь, повышает педагогическую грамотность родителей.

Степень участия детей, нозология: все дети группы были включены в подготовку и проведение мероприятия, стали активными участниками игры, выполняя задания ведущего.

Степень вовлечения родителей: родители оказали помощь в организации квест-игры (распечатали задания, подготовили подарки, создали афишу мероприятия). Во время проведения квеста они стали активными участниками, наравне с детьми и «серебряными волонтерами» выполняли задания ведущего, оказывали помощь в организационных моментах (расстановка ориентиров, уборка оборудования), фотофиксация события.

Условия, необходимые для реализации данной практики:

Материально-технические:

  • смартфон с функцией чтения QR-кода, колонка;
  • карточки с QR-кодами песен, снежинки (размер 6х9 см);
  • подготовить визитницу «Плейлист "Зарядка для бабушек"»;
  • 4 ориентира, 2 пары лыж, 2 санок, 2 клюшки, 2 ворот;
  • подарки: ледянки, снежколепы, лопатки.

Организационные:

  • учет возрастных особенностей и диагнозов детей;
  • организация образовательной среды в соответствии с санитарными нормами и погодными условиями;
  • создание благоприятного эмоционального фона.

Социальные:

  • социальный проект «БиВ» (Бабушки и внуки).

Предварительная работа:

  • Знакомство с понятием «квест», правилами квеста.
  • Сотрудничество с центром активного долголетия «Забота».
  • Слушание песен о спорте, дружбе.
  • Знакомство с понятием QR-код, приложением в телефоне «Сканер».

Таблица 1

Время, необходимое для реализации всей практики и каждого этапа

Название этапа

Длительность

1

Вводная часть

2 мин

2

Организационный момент

2 мин

 

Правила квеста

 

4

1 задание

6 мин

5

2 задание

6 мин

6

3 задание

6 мин

7

4 задание

6 мин

8

Заключительная часть

3 мин

9

Флэш-моб

4 мин

 

                                                                            Итого:

35 мин

 

Результаты, на которые направлена данная практика:

– реализация современных подходов к организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса с включением в работу детей с ОВЗ;

– максимальное использование образовательных возможностей предметно-пространственной среды для реализации образовательных задач в инклюзивной практике как в рамках ДОО;

– возникновение у ребёнка, в том числе с ОВЗ, нравственного, социально значимого поведения, приобретение опыта милосердия и заботы через поисковую, художественно-эстетическую деятельность и физическую активность.

Проект «Бабушки и внуки» объединяет активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях, что помогает эффективному формированию у дошкольников таких духовно-нравственных качеств, как милосердие, ответственность, самостоятельность, а также способствует оптимизации детско-родительских отношений.

Перспективы развития практики:

подключение к совместной деятельности команды специалистов для достижения максимально эффективной образовательной и социальной адаптации детей с ОВЗ;

– обобщение опыта работы, возможность демонстрации удачной инклюзивной практики коллегам;

– продолжение сотрудничества с социальными партнерами, разработка совместных мероприятий.

Таким образом, квест-игра представляет собой отличный инструмент социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, который помогает им развивать важные социальные навыки, такие как коммуникация и сотрудничество. Благодаря структурированному игровому процессу участники квеста активно вовлекаются в совместную деятельность, учатся работать в команде, принимать решения и находить общий язык друг с другом.

 

Литература

  1. Мещерякова, Е. А. Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ / Е. А. Мещерякова, Н. М. Воронина, Л. А. Давыдова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6993 /  (дата обращения: 17.02.2025).
  2. Михеева Е. В. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград, издательство «Учитель», 2020. – 222 с.
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/ (дата обращения: 17.02.2025).

 

Приложение

 

Сценарий квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"»

 

Вводная часть

Организационный момент. Дети и родители, гости – «серебряные волонтеры» – стоят на площадке у центрального входа в детский сад.

Воспитатель:

– Дети, сегодня у нас в гостях наши «серебряные волонтеры», поприветствуем их.

Волонтер:

– Ребята, мы обращаемся к вам за помощью. Мы очень любим заниматься в парке, делать зарядку с палками для скандинавской ходьбы. Для проведения таких мероприятий нам не хватает музыкального сопровождения – любимых песен о спорте, дружбе. Искать в интернете сложно.

Воспитатель:

– Как же мы можем помочь нашим друзьям?

Ответы, предположения детей.

– Я предлагаю собрать плейлист – список воспроизведения, включающий в себя, песни о спорте, у каждой песни будет свой QR-код, который поможет легкому поиску песни. Согласны?

– Наша цель – собрать плейлист, который мы назовем «Зарядка для бабушек». Чтобы его собрать, дети, надо выполнить задания, спрятанные на территории нашего детского сада. Когда вы выполните одно задание, то получаете QR-код одной песни. А если вы сможете заполнить весь плей лист, то вас ждет награда.

 

Организационная часть

– Дети, я вам напомню правила квеста: ваша задача – выполнить задания, которые приведут к конечной цели квеста. Задания выполняйте самостоятельно.     

Действуйте по следующей схеме:

1. Внимательно прослушайте задание, разберитесь, что нужно сделать.

2. Выполните задание.

3. Получите QR-код, вложите его в плейлист.

4. Квест – командная игра, поэтому при выполнении задания внимательно слушайте друг друга, обсуждайте предложения друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях.

5. Наши друзья, «серебряные волонтеры», помогут вам собрать плейлист, отгадывая названия песен.

 

Основная часть

Задание 1.

Обращаем внимание детей на большую снежинку, возможно, так спрятано первое задание.

– Как вы думаете, что собирается делать эта снежинка? (ответы детей) Правильно, собирается на прогулку.

Задание детям: Расскажите, как вы одеваетесь на прогулку зимой, что нужно учитывать при этом? Дети рассказывают алгоритм одевания на прогулку зимой, в зависимости от температуры воздуха, скорости ветра. Как вести себя, если на улице гололед.

– Молодцы, правильно все рассказали. Посмотрите: с обратной стороны снежинки есть QR-код – первая мелодия для нашего плейлиста.

Задание для «Серебряных волонтеров» – отгадайте название песни по описанию: в песне рассказывается о выполнении физической нагрузок в светлое время суток. Ответ: Песня В. Высотского «Утренняя гимнастика».

Разминка.

– Предлагаю под эту песню сделать разминку. Все вставайте в круг, дети по очереди будут выходит в середину круга и показывать упражнения, а мы будем их повторять.

Первыми для выполнения задания приглашается нормотичные дети, затем с ОВЗ. В случае затруднеения ребенку дается словесное пояснение (например: наклоны, прыжки) или предлагается помочь друг другу.

На снежинке написано: второе задание ищите на березе.

2 задание. 

Задание детям. Каким видом спорта занимается снежинка? Расскажите, какие правила нужно соблюдать при ходьбе на лыжах. (Лыжи подбирать по росту, убедиться, что они исправны. При катании соблюдать интервал, двигаться только по лыжне. Кататься на лыжах можно в парке, за городом, на стадионе).

Задание для «серебряных волонтеров». Отгадайте песню: песня о победе в соревнованиях, о желании назвать своим именем спортивный рекорд. Ответ: А. Пахмутова, Н. Добронравов «Герои спорта».

Лыжная эстафета. Для получения этой снежинки нужно поучаствовать в лыжной эстафете. Дети и взрослые строятся в 2 команды у ориентиров. Нужно на лыжах доехать до ориентира, снять лыжи, взять их в руки, бегом назад, передать лыжи следующему участнику. Взрослые (родители) страхуют детей с ОВЗ во время эстафеты.

На снежинке написано: третье задание ищите на прогулочном участке.

Дети идут на участок в поисках карточки-задания.

3 задание.

Дети находят карточку.

Задание детям. Что изображено на картинке? (ответы детей) Правильно, снеговик-хоккеист. Где можно детям играть в хоккей? (на спортивной площадке, хоккейной коробке) Можно играть на тратуаре, проезжей части?

Эстафета «Попади шайбой в ворота». Дети и волонтеры делятся на 2 команды, строятся у ориентиров. Дети в команде строятся с учетом их физиологических особенностей так, чтобы дети, бегущие в паре, были ментально равными. По команде клюшкой ведут шайбу, попадают в ворота, ведут шайбу клюшкой, передают следующему участнику.

Задание для «Серебрянных волонтеров». Для победителей будет звучать песня, но нужно отгадать название песни: о мужском виде спорта, которым не будет заниматься трусливый человек. Ответ: С. Гребенников и Н. Добронравов, А. Пахмутова «Трус не играет в хоккей».

На снежинке написано: четвертое задание ищите на горке.

4 задание.

Дети находят карточку-задание.

Задание детям. Что изображено на картинке? (ответы детей) Правильно, снеговик катается на санках. Где можно кататься на санках, ледянках? (с горки, в парке, на детском участке) Можно кататься у проезжей части? Как правильно садиться на ледянку; катясь с горки, можно ехать стоя, лежа на животе?

Эстафета с санками «Кто быстрее?». Все делятся на 2 команды. От каждой команды 2 взрослых человека везут санки за веревку, им нужно перевести участников на другой конец площадки.

Задание для «Серебряных волонтеров». Отгадайте песню: в ней поется о том, что не нужно бояться холода, жары, нужно тренировать организм, и тогда будешь всегда молодым. Ответ: В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский «Спортивный марш».

 

Заключительная часть

Участники квеста под марш проходят «круг почета».

– Ребята, вы молодцы – собрали плейлист «Зарядка для бабушек», в который вошли песни о спорте. В ваш плейлист хочется добавить еще одну детскую песенку, а какую – отгадайте: песня о том, что даже грустный дождик перестанет плакать, если чем-то друг с другом поделиться. Облака запляшут, кузнечик будет играть на скрипочке. Ответ: М. Пляцковский, Э. Шаинский «Улыбка».

– Скажите, почему я решила добавить эту песню в плейлист? (ответы детей, взрослых). Действительно, очень важно по-доброму относиться к людям, дарить им улыбку, хорошее настроение. Дети, как вы думаете, вы подарили сегодня хорошее настроение, частичку бодрости, любви нашим друзьям – «серебряным волонтерам»?

Воспитанники дарят волонтерам плейлист «Зарядка для бабушки». 

«Серебряные волонтеры»: «Ребята, мы благодарим вас, за плейлист «Зарядка для бабушки», ведь это наши любимые песни о спорте. Они нас заряжают энергией, молодостью, наши занятия оздоровительной ходьбой будут наполнены новыми мелодиями и красками. В благодарность за это мы дарим вам ледянки и снежколепы. Мы уверены, что вы знаете и будите соблюдать все правила безопасности на прогулке зимой. Будьте здоровы, не болейте!».

 

Флэш-моб под песню «Улыбка».

Количество просмотров: 205  

Добавить комментарий

Target Image
1. Современный урок: от качества процесса к качеству результата
2. Потенциал искусственного интеллекта в обучении английскому языку
3. Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника
4. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов
5. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы
6. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе
7. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации
8. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений
9. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе
10. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования
11. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике
13. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)
14. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
15. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения
16. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты
17. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
18. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи
19. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе
20. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга

Страницы

1. Исследовательская работа в проектной деятельности студентов как фактор развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология» № 33 (1), март 2025
2. Проблемы развития самоконтроля обучающихся средней школы в контексте выбора методов, способов и приемов организации учебного занятия № 33 (1), март 2025
3. Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста в рамках педагогического проекта по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
4. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга № 33 (1), март 2025
5. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе № 33 (1), март 2025
6. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи № 33 (1), март 2025
7. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития № 33 (1), март 2025
8. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты № 33 (1), март 2025
9. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения № 33 (1), март 2025
10. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка № 33 (1), март 2025
11. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике № 33 (1), март 2025
13. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях № 33 (1), март 2025
14. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования № 33 (1), март 2025
15. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе № 33 (1), март 2025
16. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений № 33 (1), март 2025
17. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации № 33 (1), март 2025
18. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе № 33 (1), март 2025
19. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы № 33 (1), март 2025
20. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов № 33 (1), март 2025

Страницы