Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника

 

Мишенина Светлана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы, руководитель школьного театра «Фантазия», МКОУ «Поспелихинская СОШ № 2», село Поспелиха, Алтайский край, Российская Федерация

 

Svetlana E. Mishenina,

teacher of Russian language and literature, director of the school theater «Fantasy», MKOU «Pospelikhinskaya Secondary School No. 2», village of Pospelikha, Altai Krai, Russian Federation

 

Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника

School theatre as a means of developing the student's personality and his creative individuality

Статья посвящена исследованию особенностей школьного театра как средства развития личности школьника и его творческой индивидуальности. Автор анализирует положительное влияние занятий в школьном театре на формирование всесторонне развитой личности. Описана успешная реализация школьной театральной деятельности на примере школьного театра «Фантазия».

Ключевые слова: школьный театр, личность, творческая индивидуальность, искусство, внимание, воспитание.

The article is devoted to the study of the characteristics of school theater as a means of developing the personality of a schoolchild and his creative individuality. The author analyzes the positive influence of classes in school theater on the formation of a comprehensively developed personality. An example of the successful implementation in practice of the school theater «Fantasy» is described.

Keywords: school theater, personality, creative individuality, art, attention, education.

 

Школьный театр – это уникальная форма внеурочной деятельности, которая обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности ребенка. В рамках театрального образования школьники имеют возможность не только проявить свои артистические способности, но и развить социальные, эмоциональные и когнитивные навыки, что делает театральную деятельность важным аспектом в процессе формирования творческой индивидуальности.

Сегодня на уровне государства признано значение школьного театра в деле воспитания, образования, социализации. Так, в декабре 2021 года состоялось расширенное совещание в Министерстве просвещения РФ, на котором было принято решение о создании и развитии школьных театров в субъектах Российской Федерации [6]. Разработан и реализуется план мероприятий по реализации проекта «Школьный театр». В рамках такой работы школьный театр можно рассматривать как воспитательный и образовательный ресурс. «В этом смысле его задача совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, где он, школьный театр, оказывается универсальным педагогическим средством» [1].

Театральная деятельность способствует формированию у школьников ценностей и навыков, важных для успешной жизни в обществе. В процессе создания и продвижения спектакля дети учатся принимать решения, работать в команде, решать конфликты, планировать свое время и ресурсы. Это помогает им научиться ценить труд других, самим ценить свой труд и достижения [8].

Школьный театр зачастую включает в себя изучение произведений классической и современной драматургии. Это способствует развитию у школьников интереса к истории, литературе, другим видам искусства, расширяя их кругозор. Знакомство с разнообразными культурными традициями, стилями, жанрами, историческими эпохами помогает формировать у них более глубокое понимание мира и своего места в нем.

Участие в школьном театре предоставляет детям возможность экспериментировать с различными ролями и образами, что способствует развитию их творческой личности. В процессе репетиций и исполнения спектаклей школьники учатся не только импровизировать, но и адаптироваться к новым условиям, а это развивает их креативное мышление. Каждый спектакль становится для них шансом проявить свои идеи и видение мира, а также научиться работать с текстом и образами [3].

Театр – это коллективное искусство, где каждая деталь имеет значение. Участие в школьном театре формирует у детей навыки командной работы: они учатся взаимодействовать с партнерами по сцене, договариваться, разделять обязанности и поддерживать друг друга. Это способствует развитию социальных навыков и улучшению коммуникации – качеств, которые необходимы в любой сфере жизни. Кроме того, театральное искусство требует от школьников не только технических навыков, но и способности к пониманию и выражению эмоций. Работа над ролями помогает им лучше понимать свои собственные чувства и чувства окружающих. Это способствует развитию эмпатии – важного компонента эмоционального интеллекта. Участие в театре позволяет детям проходить через разные эмоциональные состояния, что обогащает их внутренний мир и способствует личностному росту [6].

Выход на сцену перед аудиторией может быть настоящим вызовом для многих детей. Однако успешное исполнение ролей и положительная реакция зрителей помогают школьникам преодолеть страхи, повысить самооценку и уверенность в собственных силах. Театральная практика учит их справляться с неудачами, анализировать ошибки и стремиться к самосовершенствованию.

Отметим некоторые аспекты положительного влияния школьного театра на его участников.

1. Раскрытие индивидуальных творческих способностей. Одним из основных преимуществ участия в школьном театре является возможность раскрыть свои индивидуальные творческие способности. Это дает им возможность экспериментировать, делать ошибки и учиться на них. Чувствуя доверие со стороны своих товарищей и преподавателей, школьники обретают уверенность в себе и своих силах.

 2. Развитие внимания, воображения, мышления, воли и памяти. Театральная игра активно стимулирует развитие таких важных навыков, как внимание, воображение и мышление. Процесс подготовки к спектаклю требует от участников сосредоточенности, способности запоминать большие объемы текста и умения быстро реагировать на изменения, что способствует тренировке памяти и концентрации. Кроме того, школьники учатся управлять своей волей, преодолевая волнение и страх перед выходом на сцену [4].

3. Формирование навыков коллективной творческой работы. Работа над спектаклем — это командный процесс, который требует от участников навыков коллективной работы. Ребята учатся взаимодействовать друг с другом, обмениваться идеями, создавать и развивать совместный замысел. Такая деятельность формирует у них чувство ответственности и взаимопомощи, что важно не только в театре, но и в жизни.

 4. Развитие чувства прекрасного. Подготовка атрибутов, костюмов и элементов декораций театрального представления способствует развитию вкуса и формированию чувства прекрасного. Ребята учатся ценить искусство в его разнообразных проявлениях, что обогащает их внутренний мир и расширяет кругозор.

 5. Воспитательное воздействие. Театрализованная деятельность имеет огромное воспитательное значение. Участие в спектаклях учит детей добру, чуткости и честности. Они начинают осознавать важность моральных ценностей, а это активно формирует их представления о добре и зле. Связь с историческими и актуальными для общества темами помогает школьникам принимать осознанные решения и быть более отзывчивыми к окружающим.

 6. Терапевтический эффект. Многие дети сталкиваются с различными комплексами и страхами, которые могут негативно сказываться на их психическом здоровье. Театр позволяет им преодолевать эти барьеры, открывая новые горизонты для самовыражения. Дети учатся принимать себя, а также справляться с эмоциями, что играет важную роль в их психологическом благополучии [9].

Театральная деятельность позволяет школьникам взаимодействовать с различными аспектами жизни. Через игры, репетиции и спектакли они учатся видеть мир в его многообразии – от человеческих эмоций до социальных проблем. Эта способность воспринимать и интерпретировать окружающую действительность развивает у детей эмпатию, что, в свою очередь, способствует формированию их социальной идентичности. Они начинают осознавать свои чувства и чувства окружающих, учатся сопереживать и принимать разнообразие мнений и эмоций [5].

Школьный театр играет важную роль в формировании социально-нравственной направленности учащихся. На сцене они «вживаются» в роли, которые отражают важнейшие жизненные ценности, такие как дружба, доброта, честность и смелость. Через театральные спектакли дети не только осознают важность этих качеств, но и учатся применять их в реальной жизни. Это воспитывает в них ответственность за свои поступки и повышает уровень социальной активности.

Работа в театре требует от школьников целеустремленности и собранности. Чтобы создать успешный спектакль, необходимо четко ставить цели, планировать свои действия и работать на общий результат. Это развивает у детей такие качества, как настойчивость, организованность и способность к сотрудничеству. Актеры учатся работать в команде, поддерживать друг друга и стремиться к общему успеху, что формирует у них дух взаимовыручки и взаимозаменяемости.

Одним из наиболее значимых аспектов театральной деятельности является возможность преодоления смущения и застенчивости. Выход на сцену помогает детям избавиться от скованности, раскрепощает их и развивает навыки публичных выступлений. Благодаря этому у школьников укрепляется уверенность в себе, что положительно сказывается на их психологическом здоровье. Способность раскрыться перед аудиторией помогает им стать более открытыми и коммуникабельными людьми [2].

Школьный театр является уникальной площадкой для развития творческой индивидуальности и личностных качеств учащихся. Он формирует умения и навыки, которые способствуют не только артистическому росту, но и социализации, самовыражению и уверенности в себе. На примере работы нашего театрального коллектива «Фантазия» можно проследить, как школьный театр стал важным элементом не только досуга, но и образовательного процесса.

Театр «Фантазия» – это не просто кружок по интересам, а полноценный образовательный и культурный проект, который оказал позитивное влияние на жизнь многих школьников. Участвуя в театральной деятельности молодые люди не только раскрывают свои таланты, но и учатся важным жизненным навыкам, которые помогут им в будущем.

Творческий путь «Фантазии» начался в 2015 году с дебюта на районном фестивале-конкурсе «Театральный разъезд» с постановкой «Апрель 45-го». За десять лет существования коллектива его участники получили бесценный опыт и стали лауреатами множества конкурсов, что подтверждает их уровень и стремление к самосовершенствованию. Примечательными были постановки «До третьих петухов» (2018) и литературно-музыкальная композиция «Виват, театр, виват!» (2019), которые принесли коллективу заслуженные награды и признание на краевом уровне. Несмотря на вынужденную паузу, вызванную карантинными мерами, школьный театр «Фантазия» сумел вернуться на театральную сцену в 2022 году с новой литературно-музыкальной композицией «Большой секрет для маленькой компании».

Работа театрального коллектива «Фантазия» осуществляется в трех основных направлениях: спектакли, моноспектакли и художественное слово. Это разнообразие форматов позволяет каждому участнику найти свою нишу и развивать индивидуальные таланты. В течение десяти лет участники коллектива демонстрировали свои навыки на конкурсах различного уровня, завоевывая призовые места, что создало положительную мотивацию для дальнейшего развития. Школьный театр помогает молодым людям развивать не только творческие способности, но и важные жизненные навыки, такие как работа в команде, ответственность, эмоциональная грамотность и способность к аналитическому мышлению.

Участие в театральных постановках способствовало формированию уверенности в себе, а также улучшению коммуникативных и социальных навыков. Ученики, посещавшие школьный театр, демонстрируют свои способности в различных областях школьной жизни, принимают активное участие в различных мероприятиях и проектах – учебных и творческих, а по окончании школы успешно адаптируются в обществе. Наши выпускники продолжают обучение в выбранных ими учебных заведениях, где также показывают себя как уверенные и целеустремленные личности, достигая поставленных целей.

Таким образом, школьный театр играет важную роль в развитии личности школьников и их творческой индивидуальности. В процессе подготовки к постановке ребенок вживается в роль, погружается в сюжет, историю и образы персонажей. Это помогает ему лучше понять себя и окружающий мир, развивает эмпатию и сочувствие к другим людям. К тому же, театр является прекрасным инструментом для раскрытия творческого потенциала ребенка. В процессе создания спектакля школьник может выразить свои чувства, мысли, идеи через актерскую игру, музыку, танцы, а также через подготовку костюмов и декораций.  Многие ценности, навыки и качества, приобретенные в театре, останутся с детьми на всю жизнь, помогая им стать успешными и гармонично развитыми личностями. «В этом мире театр с новой силой реализует свои воспитывающие функции, со всей полнотой воздействуя на личность, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляя свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность» [1].

 

Литература

  1. Антонова О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-prostranstvo-obrazovaniya-shkolnaya-teatralnaya-pedagogika   (дата обращения: 28.12.2024).
  2. Беззуб А. М., Иванов В. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников средствами театральной педагогики // Научные высказывания. – 2022. – № 15 (23). – С. 27-29.
  3. Гаврилова Е. Э. Влияние школьного театра на формирование личности подростка / Е. Э. Гаврилова. // Молодой ученый. — 2011. — № 2 (25). — Т. 2. — С. 77-80. — Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/archive/25/2724/  (дата обращения: 28.12.2024).
  4. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. – 2020. – Том 16. – № 1. – С. 57–67.
  5. Крылова А. В. Современный музыкальный театр в многообразии жанровых решений // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2017. – № 4 (29). – С. 84-89.
  6. Накишова Е. Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. – № 2 , 2012. 
  7. Протокол расширенного совещания в Министерстве просвещения РФ от 21.12.2021 № СК-31/06-пр. – Электронный ресурс. – URL: https://docs.cntd.ru/document/728163112 (дата обращения: 28.12.2024).
  8. Рубцова О. В., Поскакалова Т. А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. – 2020. – Том 25. – № 6. – С. 144–156.
  9. Ульянченко Е. Д. Роль школьного театра в воспитании позитивных ценностей у детей среднего возраста: на примере проекта «АКСАМИТ» // Международный студенческий научный вестник. – 2024. – № 1. – Электронный ресурс. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=21483  (дата обращения: 28.12.2024).
Количество просмотров: 244  

Добавить комментарий

Target Image
1. Современный урок: от качества процесса к качеству результата
2. Потенциал искусственного интеллекта в обучении английскому языку
3. Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника
4. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов
5. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы
6. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе
7. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации
8. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений
9. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе
10. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования
11. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике
13. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)
14. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
15. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения
16. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты
17. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
18. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи
19. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе
20. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга

Страницы

1. Исследовательская работа в проектной деятельности студентов как фактор развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология» № 33 (1), март 2025
2. Проблемы развития самоконтроля обучающихся средней школы в контексте выбора методов, способов и приемов организации учебного занятия № 33 (1), март 2025
3. Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста в рамках педагогического проекта по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
4. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга № 33 (1), март 2025
5. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе № 33 (1), март 2025
6. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи № 33 (1), март 2025
7. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития № 33 (1), март 2025
8. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты № 33 (1), март 2025
9. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения № 33 (1), март 2025
10. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка № 33 (1), март 2025
11. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике № 33 (1), март 2025
13. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях № 33 (1), март 2025
14. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования № 33 (1), март 2025
15. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе № 33 (1), март 2025
16. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений № 33 (1), март 2025
17. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации № 33 (1), март 2025
18. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе № 33 (1), март 2025
19. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы № 33 (1), март 2025
20. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов № 33 (1), март 2025

Страницы