Максименко Марина Александровна,воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428», Новосибирск, Российская Федерация Marina A. Maksimenko, educator, municipal budgetary preschool educational institution of the city of Novosibirsk «Kindergarten No. 428», Novosibirsk, Russian Federation |
Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлены результаты исследования и обоснование методики выявления нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также предложены пути коррекции данных нарушений.
Ключевые слова: связное высказывание, общее недоразвитие речи, дошкольники, логопедическая работа.
Annotation: The article presents the results of the study and substantiation of the methodology for detecting violations of coherent utterance in preschoolers with general speech underdevelopment, as well as suggests ways to correct these violations.
Keywords: coherent utterance, general speech underdevelopment, preschoolers, speech therapy work.
Одним из основных направлений процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями является их социальная адаптация. Необходимо не только преодолеть речевое недоразвитие детей, но и подготовить их к школе, сформировав умения и навыки, которые позволят ребенку активно участвовать в процессе обучения.
Для детей с ОНР характерно наличие трудностей в усвоении навыков составления речевого высказывания. Это связано с имеющимися отклонениями в развитии языковой системы. Вторичные отклонения отражаются на уровне развития психических процессов, что ведет к дополнительным сложностям в овладении связной речью. Организационные аспекты обучения детей с дефицитом речевого развития заключаются в формировании навыков планирования собственных высказываний, самостоятельного ориентирования в речи и определения содержания высказываний.
На современном этапе наблюдается устойчивая тенденция к сохранению высокого уровня распространенности общего недоразвития речи среди детей, что обусловливает значительные затруднения при овладении ими школьными знаниями ввиду несформированности речевых компетенций и коммуникативных барьеров во взаимодействии с одноклассниками и педагогическим составом. Дети дошкольного возраста с ОНР совершают большое количество ошибок в использовании слов с неточным значением при составлении связных высказываний, часто повторяют слова, в рассказах и пересказах отмечается нарушенная логическая последовательность действий, также характерна стереотипия. Причиной данных явлений считается недостаточная сформированность связной речи.
Необходимость осуществления задач полноценной подготовки детей к школьному обучению, реализации коммуникативного подхода в процессе коррекции речи, потребность в дальнейшей разработке проблемы дифференцированного подхода к преодолению системных нарушений речи определяют важность изучения вопросов целенаправленного формирования коммуникативной деятельности у детей с ОНР [3].
В современной логопедии проблема формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи всё ещё не решена до конца, что говорит об актуальности данной темы. Проблема исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи изучалась многими авторами: В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым, Н. С. Луковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Н. А. Никашиной, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.
В исследованиях Ф. А. Сохина отмечается, что связная речь представляет собой последовательное, точное, логичное и грамматически правильное изложение определенной информации [4]. А. А. Леонтьева указывает на социальную обусловленность связной речи, этапность и последовательность ее развития [2]. С. Н. Шаховская подчеркивает наличие таких качественных характеристик связной речи, как целостность, связность, наличие логики изложения, коммуникативной направленности, структурной организации средств языка [6].
По мнению Л. С. Выготского, нарушения в диалогической и монологической речи отмечаются в неправильном грамматическом оформлении собственных высказываний, их последовательности и логичности, а также целостности передачи событий при пересказе текстов [1]. По данным О. С. Ушаковой, при анализе сформированности связной речи у детей с ОНР отмечаются трудности в овладении пересказом, с составлением рассказов посредством опоры на наглядный материал. В собственной речи при самостоятельном рассказывании дети обычно перечисляют изображенные предметы, зацикливаются на вторичных деталях, упуская главные события в содержании [5].
Для выявления особенностей нарушения связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи нами было проведено исследование. В нём участвовали дошкольники с общим недоразвитием речи в количестве 10 человек. Целью исследования было выявление особенностей нарушения связного высказывания и уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для достижения поставленной цели при исследовании использовалась методика В. П. Глухова (предназначена на детей с ОНР), методика Т. А. Фотековой, а также наблюдение.
Анализ результатов выполнения первого задания по методике В. П. Глухова показал, что некоторые дети испытывали трудности с самостоятельным составлением предложений на уровне простых полных фраз, поэтому им задавались дополнительные вопросы на называние изображенных действий: «Что делает мальчик, девочка?», «Что растет на поляне?». У большинства детей наблюдалось использование словоформ, нарушающих связь предложений, длительные паузы при поиске нужного слова, нарушения порядка слов и ошибки в окончаниях слов. В той или иной степени, сочетание семантических и синтаксических трудностей было обнаружено у двух детей из десяти. Таким образом, анализ данных, полученных в первой области, показывает, что в среднем дети находятся на неадекватном уровне (рисунок 1).
Рисунок 1. Составление предложений по индивидуальным ситуационным картинкам
В диаграмме мы видим, что 70 % детей имеют средний уровень, 30 % – низкий уровень при составлении предложений по индивидуальным ситуационным картинкам.
Диагностика, проведенная по методике «Составь рассказ» (В. П. Глухова), показала, что лишь несколько испытуемых смогли самостоятельно составить предложения с учетом взаимосвязей между тремя картинками. Остальным детям неоднократно объясняли задание, указывая на отсутствующую картинку, но даже после повторных объяснений трое детей не смогли составить предложения с учетом трех смысловых связей. Ни один кандидат не смог выполнить задание. Несколько детей проявили синтаксические трудности и неправильно назвали действия в ситуации.
Результаты показаны на рисунке 2.
Рисунок 2. Создание предложений по трем тематически связанным картинкам
Результаты исследования по методике «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой показали, что в исследуемой группе 12 % дошкольников имеют высокий уровень развития устной связной речи, 50 % – средний уровень, 38 % – низкий уровень.
При проведении методики нами были выявлены следующие ошибки:
– неправильная последовательность картинки и рассказа,
– скудный словарный запас ребят,
– дети составляли неразвернутые ответы, пропускали слова, делали словесные замены, допускали смысловые неточности.
Результаты этой диагностики представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровень сформированности устной связной речи по методике «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой
В ходе наблюдения по выявлению активности общения старших дошкольников со сверстниками мы выявили, что высокий уровень общения имеют 27 % учащихся класса. Дошкольники легко вступают в речевой контакт со сверстниками, вовлекают в общение других детей. Средний уровень общения со сверстниками показали 46 % учащихся. Такие ребята также легко вступают в контакт, но трудно поддерживают диалог со сверстниками. Низкий уровень общения со сверстниками мы определили у 27 % детей. Дошкольники характеризуются замкнутостью, не стремятся вступать в диалог, не проявляют желания общаться.
Для реализации коррекционных мероприятий, направленных на повышение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, нами была разработана комплексная программа логопедической работы. Данная работа включает разнообразные методы и приёмы, направленные на формирование и совершенствование речевых навыков, необходимых для успешного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. В ходе её реализации предполагается активное использование игровых технологий, индивидуальных занятий, а также групповых форм работы, что позволит максимально эффективно воздействовать на процесс коррекции речевого дефекта.
В деятельность по формированию связного высказывания у дошкольников при ОНР мы включили дидактические игры и упражнения, игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, инсценировку сказки, заучивание небольших текстов. Коррекционно-педагогическая работа с детьми проводилась на групповых и индивидуальных занятиях с учетом уровня коммуникативно-речевой деятельности каждого ребенка.
Для достижения наиболее результативной динамики стремились создавать положительную эмоциональную атмосферу при каждой форме занятий.
Каждое коррекционное занятие состояло из трех этапов:
I. Подготовительный этап коррекционного воздействия.
Задача первого этапа – обучать детей отвечать на вопросы.
Для решения этой задачи мы использовали условно-речевые упражнения. Например, упражнения, где ребенок находит формы общения, языковые нормы в рассказе педагога (в образце). Здесь ребенок должен был их использовать не меняя.
Пример упражнения «Подтверди, если это верно»:
– Собака – это животное домашнее?
– Да, собака – домашнее животное.
II. Основной этап коррекционного воздействия.
Задача второго этапа – развивать умение формулировать вопрос.
На данном этапе логопедической работы мы организовывали детский диалог в игре, составленный в формате вопросов и ответов. К примеру, дети отвечали на вопросы: «Что нарисовано на картинке?», «Предмет большой или маленький?», «Какого он цвета?». В упражнении со спрятанным предметом мы давали его классификацию («Это фрукт», «Это игрушка»).
Далее мы побуждали детей задавать вопрос:
– Спросите у меня, какую игрушку я спрятала.
– Спросите, груша большая или маленькая.
Так дети научились самостоятельно формулировать вопросы.
III. Заключительный этап коррекционного воздействия.
Задача третьего этапа – формировать умение продолжать и поддерживать диалог.
На данном этапе обучения мы использовали сюжетно-ролевые игры и неподготовленные диалоги воспитанников с взрослыми и сверстниками. Организация сюжетно-ролевых игр развивает у детей организаторские, лидерские умения и навыки, помогает совершенствовать формы, виды и средства общения. В данном виде работы складываются и осознаются непринужденные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Например, игра «Диалоги – переговоры». Детей мы делили на пары и выбирали тему для разговора. В начале игры объясняли главное правило: нельзя перебивать друг друга. После пятиминутного общения участники формулировали выводы, которые затем озвучивали педагогу. Занятия рассчитаны на реализацию в течение двух месяцев. Продолжительность проведения каждого занятия – 30-35 мин.
Таким образом, результаты проведённых диагностик продемонстрировали, что уровень навыков составления диалогов и связной речи у большинства детей с общим недоразвитием речи (ОНР) остаётся низким и нуждается в целенаправленном развитии. Для успешной коррекции недостатков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходима специально разработанная система логопедической работы, включающая разнообразные методы и подходы, адаптированные под индивидуальные потребности каждого ребенка.
Проведенная коррекционная логопедическая работа позволяет сделать вывод о том, что такие мероприятия позволяют достичь положительной динамики в способности формировать связное речевое высказывание дошкольниками с ОНР. Такая работа должна быть систематической и продолжительной на этапе подготовки детей к школьному обучению.
Литература
- Выготский Л. С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Собр.соч.: в 6-ти томах. – Т. 3. – М.: Просвещение, 1982. – 220 с.
- Леонтьев А. А. Исследование детской речи / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1994. – 319 с.
- Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2017. – 165 с.
- Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин. – М.: Просвещение, 1984. – 139 с.
- Ушакова О. С. Речь в общении человека / О. С. Ушакова. – М.: Наука, 2015. – 155 с.
- Шаховская С. Н. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи / С. Н. Шаховская. – М.: Педагогика, 2023. – 269 с.
Количество просмотров: 175 |
Добавить комментарий