Современный урок: от качества процесса к качеству результата

Молокова Анна Викторовна

В статье, адресованной руководителям образовательных организаций, представлены наиболее значимые критерии анализа и оценки современного урока, которые могут и должны являться основой проектирования урока каждым учителем, использоваться в качестве ориентира для организации и содержания методической работы в школе, инициатором которой выступает методический лидер – директор.

Ключевые слова: урок, проектирование, анализ, оценка, критерии, системно-деятельностный подход, функциональная грамотность.

Потенциал искусственного интеллекта в обучении английскому языку

Колотова Наталья Александровна

В статье описывается потенциал искусственного интеллекта (ИИ) при обучении английскому языку. В качестве примера приведены некоторые инструменты и приложения, основанные на ИИ, отмечено их влияние на мотивацию учащихся и помощь учителям при подготовке к урокам, индивидуализацию обучения и развитие языковых навыков. Также рассматриваются возможные трудности при интеграции ИИ педагогами в учебный процесс.

Ключевые слова: искусственный интеллект, английский язык, обучение языку.

Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника

Мишенина Светлана Евгеньевна

Статья посвящена исследованию особенностей школьного театра как средства развития личности школьника и его творческой индивидуальности. Автор анализирует положительное влияние занятий в школьном театре на формирование всесторонне развитой личности. Описана успешная реализация школьной театральной деятельности на примере школьного театра «Фантазия».

Ключевые слова: школьный театр, личность, творческая индивидуальность, искусство, внимание, воспитание.

Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов

Шпиякина Наталья Викторовна

В статье рассматривается понятие нравственно-патриотического воспитания в истории и современности дошкольного образования, значение регионального компонента в его реализации на примере произведений искусства, отображающих в своем содержании нравственные и патриотические образы; приводится примерный перечень произведений искусства сибирских и, в том числе, новосибирских авторов.

Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы

Жигулина Ирина Сергеевна, Королькова Ольга Олеговна

В статье проанализирована необходимость использования технологии визуализации учебного материала для реализации требований ФГОС ООО 2021. Авторами охарактеризованы основные приемы этой технологии. В статье описан опыт использования данной технологии на уроках литературы в 8 классе и приведены примеры творческих работ обучающихся.

Ключевые слова: основное общее образование, литература, функциональная грамотность, информационная грамотность, технология визуализации учебного материала.

Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе

Папич Олеся Анатольевна

В статье рассматриваются понятия дистанционного обучения, образовательной платформы Moodle, инклюзивного образования, ограниченных возможностей здоровья; анализируются ключевые аспекты применения системы Moodle в логопедической работе, включая преимущества и недостатки использования; отмечены особенности организации занятий; описаны инструменты для индивидуализации обучения.

Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации

Пецух Ольга Петровна, Бибанаева Наталья Николаевна, Мордвинова Юлия Анатольевна

В статье рассматриваются подходы к реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи детям, имеющим риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации, описаны задачи командной работы специалистов на разных этапах коррекционно-развивающего воздействия, раскрыты формы организации взаимодействия с родителями детей в рамках модели. Представлены результаты апробации программы ранней помощи детям, имеющим риск возникновения нарушений речи.

Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений

Андреева Вера Николаевна, Лепетухина Ольга Анатольевна

В статье акцентируется внимание на проблеме проведения мероприятий с группой детей старшего дошкольного возраста, в состав которой входят нормотипичные дети и дети с ОВЗ. Авторы рассматривают квест-игру как одну из практик по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная культура, практика, дошкольное воспитание, квест-игра.

Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе

Миронюк Анна Александровна, Мишурова Ольга Ивановна

В статье актуализируется роль буктрейлера – короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной форме о какой-либо книге, как инновационной технологии в современном научно-образовательном пространстве. В частности, рассматривается, как учебные буктрейлеры могут влиять на развитие коммуникативной культуры учащихся и студентов в обучении иностранному языку в контексте диалога искусств в школьном и вузовском образовании. Авторы выделяют преимущества данной технологии и приводят этапы реализации буктрейлера как междисциплинарного учебного проекта на иностранном языке.

Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования

Сбитнева Оксана Анатольевна

В статье анализируется важность физической активности, роли физической культуры и спорта в образовательном процессе вуза. Проведено исследование проявления интереса студентов к спортивной деятельности и потребности у них в занятиях физкультурой и спортом. Для исследования использовались методы опроса, анкетирования, педагогического наблюдения.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, двигательная активность, физическая культура и спорт, высшее образование, интерес, потребности, мотив.

Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях

Траулько Елена Владимировна

В статье рассматривается проблема развития слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста. Описывается комплексный подход к проектированию педагогической работы в процессе индивидуальных занятий, а также указаны этапы, направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками.

Ключевые слова: слуховое восприятие, развитие, дети с нарушениями слуха, коррекционно-педагогическая работа.

Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике

Ильина Лариса Викторовна

В статье рассматриваются способы активизации мыслительной деятельности и развития функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Автор приводит конкретные примеры проблемных ситуаций, решение которых направлено на развитие логического мышления и математической грамотности учащихся при изучении разных тем.

Ключевые слова: способы активизации мыслительных процессов, развитие функциональной грамотности.

Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)

Михальков Евгений Геннадьевич

Вопрос педагогического мастерства является одним из приоритетных в современном научно-образовательном пространстве. Автор статьи, опираясь на исследования ученых и собственный педагогический опыт, акцентирует внимание на признании педагогической культуры как главной ценности личности учителя. Использование интерактивных методов и игровых технологий на уроках русского языка и литературы рассматривается как часть образовательного пространства в контексте диалога искусств.

Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Хмелевская Анастасия Андреевна

В статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе формирования социокультурной компетенции при обучении английскому языку; даются некоторые практические рекомендации по организации работы с ними.

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, ИКТ, урок английского языка, интернет-ресурсы.

Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения

Черепова Вера Юрьевна

В статье представлены результаты практической работы по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения. Развитие связной речи у младших школьников с нарушениями слуха является сложной и многогранной задачей. Для успешного решения проблемы речевого развития слабослышащих учащихся необходимо использовать разнообразные методы и подходы, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты

Лукашенко Наталья Сергеевна

В статье раскрываются методические аспекты создания условий для формирования и развития читательской грамотности младших школьников. Предложен проект учебного занятия по литературному чтению, созданный в логике системно-деятельностного подхода и содержащий методические кейсы, которые педагог может использовать на различных этапах занятия, составлять из них вариативные комбинации, а также использовать их в проектировании учебных занятий по другим предметам.

Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Альшаева Олеся Александровна

В статье описаны подходы в логопедической работе, которые способствуют созданию благоприятных условий для формирования полноценной речевой деятельности у обучающихся младшего школьного возраста, их адаптации к образовательной среде и успешному усвоению школьной программы.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, задержка психического развития, логопедическая работа, коррекционная работа.

Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи

Максименко Марина Александровна

В статье представлены результаты исследования и обоснование методики выявления нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также предложены пути коррекции данных нарушений.  

Ключевые слова: связное высказывание, общее недоразвитие речи, дошкольники, логопедическая работа.

Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе

Петричук Ирина Ивановна

В статье описывается опыт автора по внедрению двух разных моделей обучения начальным педагогическим навыкам и развития педагогических способностей у обучающихся 10-11-х педагогических классов в процессе обучения английскому языку, а также подводятся итоги внедрения каждой из моделей. Описываемый в статье опыт может быть тиражирован полностью или частично без привлечения дополнительных ресурсов.

Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга

Леонова Наталья Григорьевна, Ширзай Венера Закиевна

В статье предлагается авторская версия карты, отражающей динамику развития учащихся и их образовательные достижения в рамках адаптированной образовательной программы (АОП) дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработанная с учетом актуальных требований и обобщенного практического опыта. В ней содержатся диагностические задания для обследования детей, имеющих особые возможности здоровья, критерии оценки динамики развития ребенка, сводные таблицы мониторинга. Практический материал предназначен для логопедов и педагогов ДОУ.

Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста в рамках педагогического проекта по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы)

Александрова Марина Владимировна, Золотухина Надия Тагировна

В статье представлен опыт работы с родителями воспитанников ДОО в рамках совместного педагогического проекта по развитию речи детей. Описаны формы и методы взаимодействия с родителями в условиях работы детского сада.

Ключевые слова: опыт работы, речевое развитие, взаимодействие с родителями.

Проблемы развития самоконтроля обучающихся средней школы в контексте выбора методов, способов и приемов организации учебного занятия

Бородина Ирина Сергеевна

В статье рассмотрены актуальные проблемы современного образования, связанные с развитием самоконтроля обучающихся средней школы. Отдельно выделена проблема поиска методов обучения, направленных на развитие самоконтроля школьников. Проведен анализ приемов развития самоконтроля в контексте актуальности, новизны и положительного результата апробации на учебных занятиях.

Исследовательская работа в проектной деятельности студентов как фактор развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология»

Окрушко Наталья Владимировна

В статье рассматривается роль исследовательской работы в проектной деятельности студентов как ключевого фактора развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология». Представлены примеры проектов, выполненных студентами колледжа.

Ключевые слова: исследовательская работа, проектная деятельность, научное познание, критическое мышление, эксперимент, наблюдение, анализ, профессиональное развитие.