Современный урок: от качества процесса к качеству результатаМолокова Анна ВикторовнаВ статье, адресованной руководителям образовательных организаций, представлены наиболее значимые критерии анализа и оценки современного урока, которые могут и должны являться основой проектирования урока каждым учителем, использоваться в качестве ориентира для организации и содержания методической работы в школе, инициатором которой выступает методический лидер – директор. Ключевые слова: урок, проектирование, анализ, оценка, критерии, системно-деятельностный подход, функциональная грамотность. |
Потенциал искусственного интеллекта в обучении английскому языкуКолотова Наталья АлександровнаВ статье описывается потенциал искусственного интеллекта (ИИ) при обучении английскому языку. В качестве примера приведены некоторые инструменты и приложения, основанные на ИИ, отмечено их влияние на мотивацию учащихся и помощь учителям при подготовке к урокам, индивидуализацию обучения и развитие языковых навыков. Также рассматриваются возможные трудности при интеграции ИИ педагогами в учебный процесс. Ключевые слова: искусственный интеллект, английский язык, обучение языку. |
Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьникаМишенина Светлана ЕвгеньевнаСтатья посвящена исследованию особенностей школьного театра как средства развития личности школьника и его творческой индивидуальности. Автор анализирует положительное влияние занятий в школьном театре на формирование всесторонне развитой личности. Описана успешная реализация школьной театральной деятельности на примере школьного театра «Фантазия». Ключевые слова: школьный театр, личность, творческая индивидуальность, искусство, внимание, воспитание. |
Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторовШпиякина Наталья ВикторовнаВ статье рассматривается понятие нравственно-патриотического воспитания в истории и современности дошкольного образования, значение регионального компонента в его реализации на примере произведений искусства, отображающих в своем содержании нравственные и патриотические образы; приводится примерный перечень произведений искусства сибирских и, в том числе, новосибирских авторов. |
Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературыЖигулина Ирина Сергеевна, Королькова Ольга ОлеговнаВ статье проанализирована необходимость использования технологии визуализации учебного материала для реализации требований ФГОС ООО 2021. Авторами охарактеризованы основные приемы этой технологии. В статье описан опыт использования данной технологии на уроках литературы в 8 классе и приведены примеры творческих работ обучающихся. Ключевые слова: основное общее образование, литература, функциональная грамотность, информационная грамотность, технология визуализации учебного материала. |
Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школеПапич Олеся АнатольевнаВ статье рассматриваются понятия дистанционного обучения, образовательной платформы Moodle, инклюзивного образования, ограниченных возможностей здоровья; анализируются ключевые аспекты применения системы Moodle в логопедической работе, включая преимущества и недостатки использования; отмечены особенности организации занятий; описаны инструменты для индивидуализации обучения. |
Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организацииПецух Ольга Петровна, Бибанаева Наталья Николаевна, Мордвинова Юлия АнатольевнаВ статье рассматриваются подходы к реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи детям, имеющим риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации, описаны задачи командной работы специалистов на разных этапах коррекционно-развивающего воздействия, раскрыты формы организации взаимодействия с родителями детей в рамках модели. Представлены результаты апробации программы ранней помощи детям, имеющим риск возникновения нарушений речи. |
Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношенийАндреева Вера Николаевна, Лепетухина Ольга АнатольевнаВ статье акцентируется внимание на проблеме проведения мероприятий с группой детей старшего дошкольного возраста, в состав которой входят нормотипичные дети и дети с ОВЗ. Авторы рассматривают квест-игру как одну из практик по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений. Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная культура, практика, дошкольное воспитание, квест-игра. |
Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузеМиронюк Анна Александровна, Мишурова Ольга ИвановнаВ статье актуализируется роль буктрейлера – короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной форме о какой-либо книге, как инновационной технологии в современном научно-образовательном пространстве. В частности, рассматривается, как учебные буктрейлеры могут влиять на развитие коммуникативной культуры учащихся и студентов в обучении иностранному языку в контексте диалога искусств в школьном и вузовском образовании. Авторы выделяют преимущества данной технологии и приводят этапы реализации буктрейлера как междисциплинарного учебного проекта на иностранном языке. |
Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образованияСбитнева Оксана АнатольевнаВ статье анализируется важность физической активности, роли физической культуры и спорта в образовательном процессе вуза. Проведено исследование проявления интереса студентов к спортивной деятельности и потребности у них в занятиях физкультурой и спортом. Для исследования использовались методы опроса, анкетирования, педагогического наблюдения. Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, двигательная активность, физическая культура и спорт, высшее образование, интерес, потребности, мотив. |
Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятияхТраулько Елена ВладимировнаВ статье рассматривается проблема развития слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста. Описывается комплексный подход к проектированию педагогической работы в процессе индивидуальных занятий, а также указаны этапы, направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками. Ключевые слова: слуховое восприятие, развитие, дети с нарушениями слуха, коррекционно-педагогическая работа. |
Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математикеИльина Лариса ВикторовнаВ статье рассматриваются способы активизации мыслительной деятельности и развития функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Автор приводит конкретные примеры проблемных ситуаций, решение которых направлено на развитие логического мышления и математической грамотности учащихся при изучении разных тем. Ключевые слова: способы активизации мыслительных процессов, развитие функциональной грамотности. |
Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)Михальков Евгений ГеннадьевичВопрос педагогического мастерства является одним из приоритетных в современном научно-образовательном пространстве. Автор статьи, опираясь на исследования ученых и собственный педагогический опыт, акцентирует внимание на признании педагогической культуры как главной ценности личности учителя. Использование интерактивных методов и игровых технологий на уроках русского языка и литературы рассматривается как часть образовательного пространства в контексте диалога искусств. |
Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языкаХмелевская Анастасия АндреевнаВ статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе формирования социокультурной компетенции при обучении английскому языку; даются некоторые практические рекомендации по организации работы с ними. Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, ИКТ, урок английского языка, интернет-ресурсы. |
Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтенияЧерепова Вера ЮрьевнаВ статье представлены результаты практической работы по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения. Развитие связной речи у младших школьников с нарушениями слуха является сложной и многогранной задачей. Для успешного решения проблемы речевого развития слабослышащих учащихся необходимо использовать разнообразные методы и подходы, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. |
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспектыЛукашенко Наталья СергеевнаВ статье раскрываются методические аспекты создания условий для формирования и развития читательской грамотности младших школьников. Предложен проект учебного занятия по литературному чтению, созданный в логике системно-деятельностного подхода и содержащий методические кейсы, которые педагог может использовать на различных этапах занятия, составлять из них вариативные комбинации, а также использовать их в проектировании учебных занятий по другим предметам. |
Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развитияАльшаева Олеся АлександровнаВ статье описаны подходы в логопедической работе, которые способствуют созданию благоприятных условий для формирования полноценной речевой деятельности у обучающихся младшего школьного возраста, их адаптации к образовательной среде и успешному усвоению школьной программы. Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, задержка психического развития, логопедическая работа, коррекционная работа. |
Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речиМаксименко Марина АлександровнаВ статье представлены результаты исследования и обоснование методики выявления нарушений связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также предложены пути коррекции данных нарушений. Ключевые слова: связное высказывание, общее недоразвитие речи, дошкольники, логопедическая работа. |
Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классеПетричук Ирина ИвановнаВ статье описывается опыт автора по внедрению двух разных моделей обучения начальным педагогическим навыкам и развития педагогических способностей у обучающихся 10-11-х педагогических классов в процессе обучения английскому языку, а также подводятся итоги внедрения каждой из моделей. Описываемый в статье опыт может быть тиражирован полностью или частично без привлечения дополнительных ресурсов. |
Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторингаЛеонова Наталья Григорьевна, Ширзай Венера ЗакиевнаВ статье предлагается авторская версия карты, отражающей динамику развития учащихся и их образовательные достижения в рамках адаптированной образовательной программы (АОП) дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработанная с учетом актуальных требований и обобщенного практического опыта. В ней содержатся диагностические задания для обследования детей, имеющих особые возможности здоровья, критерии оценки динамики развития ребенка, сводные таблицы мониторинга. Практический материал предназначен для логопедов и педагогов ДОУ. |
Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста в рамках педагогического проекта по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы)Александрова Марина Владимировна, Золотухина Надия ТагировнаВ статье представлен опыт работы с родителями воспитанников ДОО в рамках совместного педагогического проекта по развитию речи детей. Описаны формы и методы взаимодействия с родителями в условиях работы детского сада. Ключевые слова: опыт работы, речевое развитие, взаимодействие с родителями. |
Проблемы развития самоконтроля обучающихся средней школы в контексте выбора методов, способов и приемов организации учебного занятияБородина Ирина СергеевнаВ статье рассмотрены актуальные проблемы современного образования, связанные с развитием самоконтроля обучающихся средней школы. Отдельно выделена проблема поиска методов обучения, направленных на развитие самоконтроля школьников. Проведен анализ приемов развития самоконтроля в контексте актуальности, новизны и положительного результата апробации на учебных занятиях. |
Исследовательская работа в проектной деятельности студентов как фактор развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология»Окрушко Наталья ВладимировнаВ статье рассматривается роль исследовательской работы в проектной деятельности студентов как ключевого фактора развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология». Представлены примеры проектов, выполненных студентами колледжа. Ключевые слова: исследовательская работа, проектная деятельность, научное познание, критическое мышление, эксперимент, наблюдение, анализ, профессиональное развитие. |
№ 33 (1), март 2025
Статей в выпуске: 38 |