Окрушко Наталья Владимировна,преподаватель, ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж печати и информационных технологий», Новосибирск, Российская Федерация
Natalia V. Okrushko, teacher, «Novosibirsk College of Printing and Information Technology», Novosibirsk, Russian Federation |
Исследовательская работа в проектной деятельности студентов как фактор развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология»
В статье рассматривается роль исследовательской работы в проектной деятельности студентов как ключевого фактора развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология». Представлены примеры проектов, выполненных студентами колледжа.
Ключевые слова: исследовательская работа, проектная деятельность, научное познание, критическое мышление, эксперимент, наблюдение, анализ, профессиональное развитие.
This article studies the role of research in students' project works as a key factor in the development of scientific knowledge within the discipline «Biology».
Keywords: research, project works, scientific knowledge, critical thinking, experiment, observation, analysis, professional development.
В условиях быстро меняющегося мира и научно-технического прогресса преподавателю важно не только передавать знания, но и развивать у студентов навыки самостоятельного исследования и критического мышления. Исследовательская деятельность позволяет студентам углубить свои знания в различных предметных областях и научиться применять их на практике, что является ключевым аспектом подготовки квалифицированных специалистов.
Актуальность темы возрастает в современном образовательном процессе, так как исследовательская работа является важным инструментом реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) в подготовке квалифицированных, конкурентоспособных специалистов [6].
Реализация требований ФГОС СПО через исследовательскую работу в проектной деятельности по учебной дисциплине «Биология» представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Реализация требований ФГОС СПО через исследовательскую работу в проектной деятельности по учебной дисциплине «Биология»
Требования ФГОС СПО |
Реализация через исследовательскую работу в проектной деятельности по биологии |
Овладеть научными методами познания |
Исследовательская работа в биологии развивает навыки наблюдения, экспериментирования и анализа данных |
Уметь работать с информацией |
Проектная деятельность требует от студентов поиска, анализа и систематизации информации |
Развивать самостоятельность |
Исследовательские проекты стимулируют инициативность и ответственность за процесс обучения |
Исследовательская работа, несомненно, оказывает большое влияние на формирование естественно-научного познания мира у студентов. Она играет ключевую роль в образовательном процессе, способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельного поиска информации, критического анализа и систематизации знаний. Кроме того, исследовательская работа помогает развивать творческое мышление и инициативу. Студенты учатся работать с научной литературой, применять полученные знания на практике и представлять результаты своей работы, что в свою очередь способствует более глубокому пониманию предмета, развивает навыки публичных выступлений и аргументации, помогает в подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Представим анализ результатов применения методов проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения по учебной дисциплине «Биология».
Исследовательская работа служит основой для проектной деятельности, потому что она позволяет обучающимся углубленно изучать определенные темы, формировать гипотезы и проводить эксперименты.
Проектная деятельность – это форма организации учебного процесса, в которой студенты работают над конкретной задачей или проблемой, создавая продукт, который представляется в различных видах: от письменных отчетов до мультимедийных презентаций или моделей.
В отличие от традиционного обучения, проектная деятельность акцентирует внимание на активном вовлечении студентов в процесс познания. Проектная деятельность в биологии позволяет студентам исследовать реальные биологические проблемы, применять теоретические знания на практике.
В контексте учебной дисциплины «Биология» исследовательская работа включает в себя теоретические и практические аспекты, позволяя студентам углубленно изучать биологические процессы, явления и закономерности. При выполнении индивидуального проекта студенты формулируют гипотезы, проводят эксперименты и анализируют полученные данные.
Нами используются несколько видов организации образовательной проектной деятельности:
– исследовательские проекты, где студенты проводят эксперименты или наблюдения, анализируют данные и делают выводы;
– творческие проекты, которые включают создание моделей, презентаций или выставок, направленных на визуализацию биологических концепций;
– социальные проекты фокусируются на решении актуальных экологических или социальных проблем, связанных с биологией, например, охрана окружающей среды или здоровья населения.
В рамках проектной деятельности студенты применяют усвоенные знания и навыки, которые они получили в ходе исследовательской работы, для решения практических задач. Это создает возможность для интеграции теоретических знаний с практическими навыками, что особенно важно в изучении биологии, где наблюдение и экспериментирование играют важнейшую роль.
Исследовательская работа в биологии требует применения разнообразных методов, которые позволяют студентам глубже понять изучаемые явления. Одним из основных методов, применяемых нами, является эксперимент, который дает возможность проверять гипотезы и наблюдать за результатами в контролируемых условиях.
Другой используемый важный метод – наблюдение. Этот метод позволяет студентам изучать биологические процессы в естественной среде. Например, наблюдение за поведением животных может дать ценную информацию о взаимодействии организмов. Наблюдение развивает внимательность и способность к анализу.
Также стоит отметить значимость метода анализа, который включает в себя работу с литературными источниками, данными и результатами предыдущих исследований. Студенты учатся критически оценивать информацию, выявлять закономерности и делать выводы на основе собранных данных.
Для успешной организации исследовательских проектов необходимо учитывать несколько моментов.
Во-первых, четкое определение тематики проекта и формулировка гипотезы. Это помогает студентам сосредоточиться на конкретной задаче и направить свои усилия на ее решение.
Во-вторых, обеспечение доступа к необходимым ресурсам: лабораторному оборудованию, литературе и другим материалам. Это создает условия для качественного выполнения исследовательской работы.
Кроме того, организация групповой работы способствует обмену идеями и совместному решению проблем. Студенты делятся своими находками и обсуждают результаты, что обогащает их опыт и способствует развитию навыков командной работы.
И наконец, необходимо осуществлять все этапы контроля и оценки выполнения проекта. Регулярные обсуждения и обратная связь помогают ребятам корректировать свои действия и достигать поставленных целей.
Важно подчеркнуть, что исследовательская работа в проектной деятельности предоставляет студентам множество преимуществ, которые способствуют их личностному и профессиональному развитию.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Исследовательская работа способствует развитию критического мышления. Студенты учатся анализировать информацию, формулировать гипотезы и проверять их на практике. Это позволяет им не только глубже понять предмет, но и развить навыки логического мышления, что является важным аспектом в любой научной дисциплине, включая биологию. Критическое мышление помогает студентам оценивать достоверность источников информации и принимать обоснованные решения.
2. Исследовательская работа углубляет знания студентов по учебной дисциплине. Погружаясь в исследовательские проекты, они изучают конкретные темы более детально, что позволяет им не только запомнить факты, но и понять взаимосвязи между различными биологическими процессами. Это знание становится основой для дальнейшего изучения более сложных концепций и тем в биологии.
3. Исследовательская работа формирует навыки взаимодействия в команде. Студенты часто работают в группах, что требует от них умения слушать, обсуждать идеи и находить компромиссы. Эти навыки являются важными и в учебе, и в будущей профессиональной деятельности, где командная работа играет решающую роль. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми помогает студентам развивать социальные навыки и уверенность в себе.
Приведем примеры успешных проектов по биологии, выполненных в разные годы студентами, которые иллюстрируют использование научных методов в исследовательской работе обучающихся.
1. Проект «Оптимальные виды кормушек для птиц, зимующих в Новосибирске» (рисунок 1).
В ходе выполнения данного проекта студентка:
- изучила литературу о разнообразии птиц, особенностях их жизнедеятельности и проблеме исчезновения многих видов;
- нашла информацию о птицах, зимующих в Новосибирске;
- выяснила правила подкормки птиц;
- изучила существующие виды кормушек;
- установила кормушки разных видов в удобных для птиц местах;
- провела наблюдения за поведением птиц рядом с размещенными кормушками;
- проанализировала результаты наблюдений;
- оформила отчет;
- разработала буклет с рекомендациями по организации мест подкормки птиц и интересными фактами о них;
- представила проект на областной научно-практической студенческой конференции «Индивидуальные проекты – шаг к будущей профессии», заняв 2 место в секции «Исследовательский проект» и став победителем в номинации «Лучшая защита проекта», Новосибирск (2024 г.).
Рисунок 1. Проект «Оптимальные виды кормушек для птиц, зимующих в Новосибирске»
2. Проект «Создание макета экосистемы – сухой аквариум» (рисунок 2).
В ходе выполнения данного проекта студентка:
- изучила литературу о природных и искусственных водных экосистемах;
- проанализировала информацию и определила основные сложности в создании и функционировании аквариумов;
- нашла и изучила информацию об успешных опытах создания макетов экосистем;
- на основе изученного разработала и создала оригинальный макет экосистемы;
- написала поэтапное руководство по созданию сухого аквариума;
- представила проект на областной научно-практической конференции студентов «Я и мир красоты», заняла 2 место в секции «Промышленный, ландшафтный, архитектурный дизайн», Новосибирск (2023 г.).
Рисунок 2. Проект «Создание макета экосистемы – сухой аквариум»
3. Проект «Снижение остроты зрения у подростков» (рисунок 3).
В ходе выполнения данного проекта студентка:
- изучила статистические данные о масштабах и темпах роста распространения различных нарушений зрения у детей и подростков в период с1990 по 2020 годы;
- ознакомилась с информацией о различных видах и основных причинах нарушения зрения у детей и подростков;
- проанализировала способы профилактики нарушения зрения у детей и подростков;
- изучила методику и провела исследование остроты зрения у одногруппников;
- подготовила буклет, содержащий рекомендации по профилактике ухудшения зрения;
- представила свой проект на областной научно-практической конференции студентов «Студент. Образование. Креативные индустрии», Новосибирск (2022 г.).
Рисунок 3. Проект «Снижение остроты зрения у подростков»
4. Проект «Альтернатива пластику» (рисунок 4).
В ходе выполнения данного проекта студентка:
- изучила историю появления пластика;
- привела статистику по уровню его использования в быту;
- проанализировала информацию о времени разложения отходов различного происхождения;
- рассмотрела возможность использования альтернативных экологически безопасных материалов;
- подготовила буклет, содержащий рекомендации по экологически безопасному поведению;
- представила свой проект на областной научно-практической конференции студентов «Студент. Образование. Креативные индустрии», Новосибирск, 2023 г.).
Рисунок 4. Проект «Альтернатива пластику»
Представленные выше примеры демонстрируют, как образовательные проекты способствуют развитию научного познания и формированию у студентов навыков самостоятельной работы, критического мышления и ответственности за результаты своей работы.
Реализация образовательных проектов доказала, что исследовательская работа студентов значительно углубляет понимание биологических процессов и функционирования экосистем. Они не только получают теоретические знания, но и учатся применять их на практике, социализируя учебный материал.
В проекте о загрязнении окружающей среды пластиком студенты смогли предложить меры по улучшению ситуации. Эти выводы не только обогащают их знания, но и формируют активную гражданскую позицию, что является важным аспектом их образования.
Однако, несмотря на все преимущества проектной деятельности и исследовательской работы, преподаватель часто сталкивается с рядом проблем и трудностей, которые могут негативно повлиять на успешную реализацию проектов.
В таблице 2 представлены основные проблемы и возможные способы их преодоления для успешной реализации образовательных проектов.
Таблица 2.
Основные проблемы и возможные способы их преодоления для успешной реализации образовательных проектов
Препятствия в реализации проектов |
Возможные способы решения |
Зачастую образовательные учреждения не располагают в достаточном количестве необходимым оборудованием или материалами для проведения качественных исследований. Это может ограничивать возможности студентов в проведении экспериментов или наблюдений. |
Образовательные учреждения могут организовать партнерское сотрудничество с научными учреждениями или организациями, которые могут предоставить необходимые ресурсы и оборудование для проведения исследований. |
Учебный процесс насыщен, и у студентов может не хватать времени для глубокого погружения в исследовательскую деятельность. Это может привести к поверхностному изучению темы и недостаточной проработке проекта. |
Преподаватель, курирующий выполнение проекта, может рассмотреть возможность внедрения индивидуального гибкого графика для исследовательских проектов, чтобы студенты могли выделить время для работы над ними без ущерба для учебного процесса. |
Если преподаватели не оказывают должной поддержки и не направляют студентов в процессе работы, то это может привести к снижению мотивации и интереса к исследовательской деятельности. |
Администрация образовательного учреждения может использовать мотивационные компоненты для более глубокой заинтересованности преподавателей развитием научно-исследовательской работы студентов, что повысит их интерес к научно-исследовательской работе. |
Многие студенты на первом курсе СПО могут не иметь достаточного опыта в проведении исследовательской работы. Это может привести к неуверенности и затруднениям в выборе темы, методологии и подходов. |
Важно организовать консультации или семинары по методам исследовательской работы, где студенты смогут получить необходимые знания и навыки. Наставничество со стороны более опытных студентов или преподавателей также является полезным. |
В заключение ещё раз подчеркнем, что исследовательская деятельность в работе над проектами является важным фактором развития научного познания учебной дисциплины «Биология», впрочем, как и всех других общеобразовательных предметов. Ведь интеграция исследовательских методов в проектную деятельность способствует углублению знаний студентов, развитию у них критического мышления и формированию необходимых навыков для успешной профессиональной деятельности в будущем.
Литература
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков. — 2-е изд., доп. — Москва: АБВ-Издат, 2018. — 100 с.
2. Назарова И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС / И. П. Назарова // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3073/ (дата обращения: 18.03.2025).
3. Проектная и исследовательская деятельность школьников по биологии и химии. Московский педагогический государственный университет, Москва, 2023. – 233 с.
4. Проектная деятельность школьников. Как успешно представить свой проект и победить в конкурсе: Учебно-методическое пособие / С. А. Ганат, А. П. Денисов, И. Ю. Жильцова, Е. В. Масловская. М.: НИЯУ МИФИ, 2023. 100 с.
5. Уразаева Л. Ю. Проектная деятельность в образовании: от идеи к реализации. Москва: Флинта. – 2018. – 77 с.
Количество просмотров: 190 |
Добавить комментарий