Бородина Ирина Сергеевна,учитель, МБОУ СОШ № 3 Куйбышевского района Новосибирской области, Куйбышев, Российская Федерация Irina S. Borodina, teacher, MBOU Secondary School № 3 Kuibyshev district, Novosibirsk region, Kuibyshev, Russian Federation |
Проблемы развития самоконтроля обучающихся средней школы в контексте выбора методов, способов и приемов организации учебного занятия
В статье рассмотрены актуальные проблемы современного образования, связанные с развитием самоконтроля обучающихся средней школы. Отдельно выделена проблема поиска методов обучения, направленных на развитие самоконтроля школьников. Проведен анализ приемов развития самоконтроля в контексте актуальности, новизны и положительного результата апробации на учебных занятиях.
Ключевые слова: самоконтроль, обучение, развитие, индивидуальные и возрастные особенности, обучающиеся, контроль, приемы и методы, интерактивные технологии, педагог.
The article examines current issues of modern education related to the development of self-control of secondary school students. The problem of finding teaching methods aimed at developing self-control of schoolchildren is separately highlighted. An analysis of self-control development techniques is conducted in the context of relevance, novelty and positive results of testing in classrooms.
Keywords: self-control, learning, development, individual and age characteristics, students, control, techniques and methods, interactive technologies, teacher.
Ни для кого не секрет, что в современном мире развивать самостоятельность детей – это большая сложность, и особую роль здесь должен играть самоконтроль школьника при выполнении любой задачи: от поиска информации до отслеживания времени, проведенного в сети Интернет.
Проблемы, связанные с развитием самоконтроля у современных школьников, включают следующие аспекты:
– Информационная перегрузка: школьники сталкиваются с огромным потоком информации из различных источников, что затрудняет концентрацию внимания и управление временем.
– Недостаток мотивации: отсутствие интереса к учебе или конкретным предметам снижает желание развивать самоконтроль, поскольку учащиеся не понимают значимости в систематической работе над собой.
– Снижение уровня физической активности: увеличение времени, проводимого за электронными устройствами, ведет к снижению физической активности, что негативно сказывается на общем состоянии здоровья и способности к самоконтролю.
– Недостаток навыков планирования и организации времени: многие школьники не обладают навыками эффективного планирования и организации своего времени, что приводит к хаотичному выполнению задач и снижению самоконтроля.
– Низкий уровень эмоциональной устойчивости: эмоциональная нестабильность и отсутствие навыков управления эмоциями также могут препятствовать эффективному самоконтролю.
– Отсутствие поддержки со стороны взрослых: замедлить процесс формирования самоконтроля может недостаточная поддержка и руководство со стороны родителей и педагогов.
Формирование навыков самоконтроля у современных школьников играет ключевую роль в успешном освоении учебного материала и развитии личности. Эти навыки помогают учащимся лучше организовывать своё время, эффективнее справляться с учебными заданиями и избегать переутомления. Развитие самоконтроля способствует повышению учебной мотивации и самостоятельности, а это особенно важно в условиях увеличивающегося объёма информации и разнообразия учебных дисциплин.
Процесс разработки методического сопровождения, обеспечивающего широкое применение самоконтроля обучающихся на всех этапах его образовательной деятельности, в сфере педагогики вызывает очень много размышлений и споров. Одни педагоги и психологи считают, что сопровождение развития самоконтроля обучающихся необходимо лишь на ступени начального образования, в дальнейшем эта стадия должна развиваться самостоятельно обучающимися, а педагоги и психологи должны оказывать сопровождающее наблюдение без каких-либо вмешательств в данный процесс. Другие же, напротив, считают, что самоконтроль детей – это феномен, который способен развиваться правильно лишь в условиях постоянного контроля и регуляции со стороны взрослого, причем контроль должен быть длительным – до стадии взросления личности, на всех этапах.
Разберем понятие самоконтроля в контексте современного обучения. На наш взгляд, самоконтроль – это побуждение к действию произвольного характера в заданном направлении. Такое действие может возникнуть спонтанно, в творческом порыве, но может быть и регулированным, обдуманным действием по всем «правилам». Самоконтроль – это работа длиною в жизнь, которая берет свое начало в раннем детстве и совершенствуется изо дня в день. Поэтому сегодня нет единого подхода к определению понятия «самоконтроль», оно собирается из множества различных утверждений, авторских взглядов и педагогических методов.
Педагогический вклад в развитие самоконтроля у обучающихся подростков особенно важен. Прежде чем выбрать траекторию развития навыков самоконтроля для обучающихся среднего звена, педагогу необходимо определить уровень сформированности самоконтроля у них на данный момент. Целесообразно проводить такую диагностику еще и на ранних уровнях обучения, например, когда дети перешли из начальной школы в пятый класс. Это даст не только полноту картины развития самоконтроля школьников, но и позволит выявить и своевременно откорректировать причины рецессивности самоконтроля. Диагностика проводится по уровням сформированности самоконтроля школьников, которые выделил А. Г. Асмолов [1] (таблица 1).
Таблица 1
Уровни сформированности самоконтроля школьников по А. Г. Асмолову
Уровень сформированности самоконтроля |
Характеристика |
Психодиагностический инструментарий |
Первый уровень |
Полное отсутствие критики к своим ошибкам |
Методика «Проба на внимание» П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая |
Второй уровень |
Произвольное внимание к своим ошибкам |
|
Третий уровень |
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания |
Методика «Продолжи узор» Г. Ф. Кумарина |
Четвертый уровень |
Актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
|
Пятый уровень |
Потенциальный, рефлексивный контроль |
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконин |
Шестой уровень |
Актуальный, рефлексивный контроль |
На основе инструментов, представленных в данной таблице, можно диагностировать уровень сформированности самоконтроля у обучающихся, а также проследить динамику развития самоконтроля на различных этапах работы. Когда педагогу известны сильные и слабые стороны определенной возрастной группы обучающихся, он может грамотно выбрать направление развития самоконтроля детей.
Для того чтобы выбор форм и методов работы по формированию навыков самоконтроля обучающихся был правильным и приводил к положительной динамике, необходимо изучить структурные элементы самоконтроля. Наиболее доступно и рационально структура самоконтроля описана в работах Н. Д. Левитова [2] (рисунок 1).
Рисунок 1. Структурные элементы самоконтроля по Н. Д. Левитову
Использование структурных элементов самоконтроля по Левитову в педагогической практике может включать:
– Уроки рефлексии: Регулярные занятия, направленные на обсуждение и анализ проделанной работы.
– Дневник самоконтроля: Ведение дневника, где ученики записывают свои цели, планы, результаты и самооценки.
– Групповые проекты: Работа в командах, где каждому участнику приходится планировать, контролировать и корректировать свою деятельность в зависимости от общего результата.
– Тренинги и мастер-классы: Проведение специальных тренингов и семинаров, посвященных развитию навыков планирования, контроля и коррекции.
Педагоги с большим стажем могут без труда определить методы и приемы, которые положительно влияют на развитие самоконтроля школьников подросткового возраста, но что же делать молодым педагогам, для которых эта проблема стоит особо остро в силу отсутствия должного опыта? Мы предлагаем перечень методов и приемов развития самоконтроля, которые целесообразно применять на различных этапах урока. Представленные методы можно комбинировать и интегрировать с другими для повышения интереса к изучаемому предмету. Очень важно при выборе методов и приемов учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, состав классного коллектива (кто преобладает – мальчики или девочки), есть ли в коллективе дети с ограниченными возможностями здоровья, а также специфику и тип учебного занятия.
Рассмотрим более подробно популярные методы и приемы развития самоконтроля.
- Систематизация знаний с эпизодической опорой на материал учебника – это самый распространенный прием развития самоконтроля в среднем звене. К сожалению, этот прием достаточно устарел, хотя до сих пор имеет большую популярность в образовательных учреждениях. Ему на смену пришел прием «До/После», который набирает все большую популярность во всех предметных областях.
- Прием «До/После» является связующем звеном всего урока: часть «До» вводится в качестве постановки проблемы, поиск решения которой и есть данное учебное занятие, а часть «После» – это первичная проверка изучаемого. Прием «До/После» незаменим в гуманитарных, общественных областях.
- Алгоритм наводящих вопросов – это не менее популярный прием в основной школе, он направлен на побуждение обучающихся к действию и нацелен на их первичное внимание. В отличие от большинства алгоритмов работы, данный алгоритм не заучивается, он вводится во время учебного занятия, сопровождается системой образов или изображений и побуждает первичный отдел головного мозга к запоминанию цепочки логических рассуждений и возникающих образов, тем самым подсознательно составляя порядок ответов на наводящие вопросы. Данный прием нашел свое признание у педагогов естественно-научной области.
- Сверка с образцом – очень популярный, а главное, по-настоящему развивающий навыки самоконтроля у школьников прием. Обучающийся может не только свериться с образцом, но и провести рефлексию, в каком месте и по какой причине он допустил ошибку.
- «Доска заданий». Доска может быть как обычной, школьной (меловой), магнитно-маркерной, так и виртуальной. На ней помещаются в хаотичном порядке части образца (алгоритма). Прежде чем начать сверку с образцом, школьникам необходимо выстроить правильный порядок всех частей образца. Данный прием может выполняться как коллективно, так и индивидуально или в парах. «Доска заданий» имеет красочный вид, привлекает внимание, повышая мотивацию школьников к изучаемому предмету. Наибольшую популярность прием «Доска заданий» имеет у педагогов преимущественно общественной и естественно-научной областей.
- Графический диктант – метод развития навыков итогового самоконтроля. Любой вид диктанта подразумевает самостоятельную деятельность обучающихся, а чем осознаннее самостоятельность, тем выше уровень самоконтроля. Графические диктанты могут иметь различный конечный результат, а значит, могут применяться на учебных занятиях с детьми разного возраста (от дошкольного образования до подросткового возраста).
Молодые педагоги имеют свои преимущества в методологической подготовке к занятиям, они отлично «дружат» с гаджетами и всеми техническими устройствами. Именно это позволяет молодому поколению учителей и методистов открыть новые возможности развития самоконтроля в педагогике. Применение гаджетов и интерактивных разработок на уроках может значительно повысить интерес обучающихся к учению. Целесообразнее делать акцент на повышении интереса к обучению посредством применения интерактивных заданий в работе с детьми подросткового возраста. Их умение использовать технологии достигает высокого уровня, а значит, работа с гаджетами не составит особого труда и все силы будут направлены не на организацию занятия, а на решение самой основной проблемной задачи.
Приведем несколько примеров использования интерактивных гаджетов и приложений, которые можно применять на уроках и во внеурочной деятельности для формирования навыков самоконтроля у школьников среднего звена.
- Использование ресурсов, представленных на различных образовательных порталах и платформах, таких как ФГИС «Моя школа», «ЯКласс» «Учи.ру». Система работы на платформах позволяет школьникам достигать планируемых результатов, контролировать свои действия и прогресс, оценивать свои достижения, выбирать комфортный режим работы, выполняя задания по различным предметам.
- Видеоуроки и приложения с элементами геймификации (например, приложение для изучения иностранных языков Duolingo, платформа «videouroki.net» и др.). Такие сервисы позволяют учащимся развивать навыки самоконтроля через отслеживание статистики и игровые механики. Школьники проходят видеоуроки, встроенные в приложение с элементами геймификации (зарабатывая баллы, повышая уровни, получая награды). После каждого урока они самостоятельно или вместе с учителем анализируют свои результаты, замечают, какие темы дались легко, а какие требуют дополнительного изучения.
- Интерактивные тесты с автоматической оценкой (например, Quizlet). Учащиеся выполняют интерактивные тесты, созданные учителем на платформах. Тесты содержат вопросы разного уровня сложности, и после их прохождения ученики получают мгновенный результат с указанием правильных и неправильных ответов. Они могут повторить тест столько раз, сколько потребуется, чтобы закрепить знания. Это задание помогает развивать навыки самоконтроля, позволяя ученикам самостоятельно оценить свои знания и определить области для дальнейшего изучения.
Таким образом, комплексная целенаправленная работа по развитию навыков самоконтроля обучающихся способна значительно повысить их учебную мотивацию и самостоятельность: обучающиеся подросткового возраста смогут точно определить свое направление в обучении, понять, какому предмету необходимо уделить больше сил и времени, в какой предметной области у них есть потенциал для дальнейшего развития.
Литература
- Асмолов А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 14-16.
- Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. – Москва: Издательство Акад. пед. наук РСФСР, 1952. – 383 с.
- Ржеуская И. С. Формирование самоконтроля учащихся на уроках математики // Студенчество и наука: Ступень к познанию. Куйбышев: НГПУ, 2017. – С. 120.
- Ржеуская И. С. Формирование самоконтроля учащихся на уроках математики // Шаг в науку: материалы региональной научнопрактической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2017. – С. 25.
- Ржеуская И. С. Развитие самоконтроля обучающихся 5 класса посредством электронной формы учебника при обучении теме: «Арифметические действия с обыкновенными дробями» // PORTALUS. – Электронный ресурс. – http:files.portalus.ru/files/1521546701.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
- Ржеуская И. С., Избицкая О. В. Электронная форма учебника как средство развития самоконтроля обучающихся на уроках математики // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Самара, 04 марта 2018 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2018. – 239 с.
Количество просмотров: 170 |
Добавить комментарий