Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе

 

Миронюк Анна Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель немецкого и английского языков, СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс», д. Мольгино Смоленской  области, Российская Федерация

Anna A. Mironyuk,

teacher of German and English languages, deputy director for educational work of Smolensk Regional Educational Complex - Boarding Lyceum «Phoenix», Molgino, Novoduginsky district, Smolensk region, Russian Federation

 
 

Мишурова Ольга Ивановна,

старший преподаватель кафедры английского языка Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Российская Федерация

Olga I. Mishurova,

senior lecturer of English Faculty of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russian Federation

 

Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе

Buktrailer as an innovative technology for teaching a foreign language in the context of the dialogue of the arts at school and university

В статье актуализируется роль буктрейлера – короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной форме о какой-либо книге, как инновационной технологии в современном научно-образовательном пространстве. В частности, рассматривается, как учебные буктрейлеры могут влиять на развитие коммуникативной культуры учащихся и студентов в обучении иностранному языку в контексте диалога искусств в школьном и вузовском образовании. Авторы выделяют преимущества данной технологии и приводят этапы реализации буктрейлера как междисциплинарного учебного проекта на иностранном языке.

Ключевые слова: буктрейлер, искусство, литература, иностранный язык, креативность, творчество.

The article updates the role of the booktrailer – a short video clip that tells in free form about any book – as an innovative technology in the modern scientific and educational space. In particular, it considers how educational booktrailers can influence the development of communicative culture of pupils and students in foreign language teaching in the context of dialogue of the arts in school and university education. The authors highlight the advantages of this technology and indicate the stages of implementation of the book trailer as an interdisciplinary foreign language teaching project.

Keywords: booktrailer, art, literature, foreign language, creativity.

 

В последнее время перед российскими и зарубежными педагогами стоит важная задача – как разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и в тоже время эффективным [3]. На наш взгляд, этого можно достичь путем использования инновационных технологий в процессе обучения, построенных на качественных принципах, средствах, методах и технологиях. 

Буктрейлер – это относительно новая для современного образовательного пространства, но многообещающая технология обучения иностранным языкам. Буктрейлер сочетает в себе элементы киноискусства, литературного творчества и инновационных технологий на основе видео и графического контента.

Теоретическое изучение научной литературы позволяет утверждать, что сегодня многие авторы занимаются изучением роли буктрейлера в образовательном пространстве школы и вуза.

Так, М. А. Кирсанова отмечает схожесть буктрейлера с трейлером к фильму, в котором демонстрируются наиболее захватывающие и яркие моменты произведения с целью «зацепить» аудиторию [4, c. 53]. О. Н. Валуева утверждает, что отличие буктрейлера от других видеотехнологий заключается в том, что он объединяет в себе интернет, кино, визуальное искусство и литературу, что способствует росту мотивации к прочтению книг [2, c. 61].

Д. Р. Рахматуллина и Л. Э. Безменова уверены, что буктрейлер может быть полезен для развития различных навыков владения иностранным языком, таких как аудирование, диалогическая и монологическая речь. Он позволяет создать учебную среду, в которой учащиеся и студенты могут проявить свои творческие и мыслительные способности, улучшить психические процессы, а также сформировать осознанное отношение к изучению иностранного языка [7, c. 41].

В. В. Бартель считает, что создание буктрейлеров формирует у учащихся и студентов помимо коммуникативной компетенции еще и страноведческую, а также образную и языковую картину мира [1, c. 144]. Действительно, изучение языка невозможно представить без изучения социокультурного компонента.

Мы считаем, что коммуникативная культура учащихся в школе и студентов в вузе, а также их социокультурные и лингвистические знания представляют собой неразрывное целое. Невозможно представить себе развитие коммуникативной компетенции без социокультурных знаний [6]. Изучение иностранного языка предполагает расширение знаний учащихся и студентов о стране, в которой на этом языке говорят. Это способствует развитию социокультурной компетенции.

Действительно, изучение иностранного языка невозможно представить без изучения социокультурного компонента. Как отмечают исследователи, социокультурная составляющая процесса обучения имеет большое воспитательное значение. Оно развивает некую общую способность восприятия мира и, воздействуя на эмоциональную сферу, позволяет подрастающему поколению участвовать в «диалоге культур» – формировании общих культурных зон и общечеловеческих духовных ценностей [8].

Подытожив все вышесказанное, отметим следующее: буктрейлер – это небольшой видеоролик (длительностью 3-5 минут), созданный для привлечения внимания аудитории к художественному произведению. Он может отображать основные сюжетные линии, главных героев, а также включать музыкальное сопровождение для создания особой атмосферы. Главная задача буктрейлера – побудить зрителя к прочтению книги.

Мультисенсорная форма представления информации буктрейлера хорошо согласуется с современными подходами в обучении, акцентирующими внимание на активном вовлечении учащихся и студентов в учебный процесс.

Основными составными элемента буктрейлера являются:

•        краткий пересказ сюжета книги;

•        цитаты из текста;

•        инсценировка самых знаковых сцен;

•        визуальные эффекты;

•        музыкальное сопровождение и др.

Ценность буктрейлера как обучающего инструмента заключается в том, что он предоставляет информацию через визуальные и вербальные каналы, задействуя различные органы чувств. Например, в школе создание буктрейлера по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на иностранном языке как междисциплинарного учебного проекта в контексте диалога искусств позволит учителям литературы и иностранного языка усилить внутрипредметные и межпредметные связи по своим учебным дисциплинам. Речь идет о художественно-универсальных («вечные образы» культуры), межтекстовых (цитаты, реминисценции, вариации, заимствования и т. д.) и историко-биографических (различного рода творческие контакты между Ф. М. Достоевским и его современниками) связях. Для создания эффективного учебного буктрейлера по роману «Преступление и наказание» необходимо выделить ключевые моменты сюжета и персонажей. Визуальная составляющая может включать мрачные улицы Санкт-Петербурга второй половины ХIХ века, символизирующие внутренние терзания Родиона Раскольникова, и кадры, отражающие его борьбу с совестью и реальностью. Звуковое оформление, включая фоновую музыку и закадровый голос, должно усиливать атмосферу напряжения и размышлений. Актуальность романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сегодня заключается в том, что вопросы морали, справедливости и самосознания остаются важными для каждого человека, в любое время. Буктрейлер позволит современному зрителю взглянуть на эти вечные проблемы через призму диалога искусств: литературы (собственно текста романа Ф. М. Достоевского, музыки (например, сюиты Эдисона Денисова к спектаклю по роману «Преступление и наказание»), изобразительного искусства как визуальной составляющей (например, иллюстраций художника Ильи Глазунова к роману «Преступление и наказание»).

Для создания буктрейлера на иностранном языке учащимся и студентам необходимо не просто прочитать книгу, но и проникнуться её духом, проанализировать сюжет, составить портреты главных героев и понять мотивы их поступков, а затем создать текст-«сценарий» буктрейлера на иностранном языке. Этот процесс способствует не только развитию критического мышления, рефлексии и креативности, но и овладению языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими. Создание буктрейлера на иностранном языке, помимо вышеперечисленных навыков, требует от учащихся и студентов не только обширного словарного запаса, но и хорошо развитой социокультурной компетенции. Это необходимо для более глубокого понимания реалий, отражённых в книге.

Интеграция искусства в образовательный процесс обладает значительным дидактическим потенциалом. Оно играет важную роль в воспитании молодого поколения, формируя культуру человека, его ценности, мораль и нравственность. Диалог искусств в контексте изучения иностранных языков способен разнообразить так называемое «традиционное» обучение, которое часто сводится к механическому выполнению однотипных упражнений и зазубриванию лексики. Благоприятная образовательная среда на основе информационно-коммуникационных технологий в контексте диалога культур способствует развитию базовых навыков: слушание/восприятие на слух – говорение – чтение – письмо. Система работы педагога должна быть основана на приоритете коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, направленного на формирование смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а творческий подход к занятиям способен создать более комфортную, открытую среду, где каждый учащийся и студент может свободно выражать свои мысли и идеи, выслушивать точку зрения другого человека, вести аргументированный и уважительный диалог.

 На наш взгляд, буктрейлер обладает следующими достоинствами:

– Визуализация информации. Одним из ключевых элементов процесса изучения иностранного языка является визуализация материала. Как известно, люди по-разному воспринимают информацию: кто-то лучше запоминает её через текст, а кто-то – через зрительные образы. Буктрейлер предлагает уникальное сочетание этих двух форматов.

– Креативность. Создание буктрейлера – это не только технический процесс, но и настоящее творчество. Учащиеся и студенты работают над формированием собственных идей и концепций, используют различные ресурсы, подбирают музыку и изображения, которые наилучшим образом передают атмосферу книги. Этот процесс не только обогащает личный опыт каждого человека, но и укрепляет его навыки командной работы.

– Совершенствование знания языка. Создание буктрейлера требует от студентов хорошего уровня владения языком, на котором написана книга. В процессе работы они должны не только анализировать текст, но и уметь перевести его на другой язык, понять социокультурные особенности. Это способствует развитию навыков интерпретации, критического мышления и расширению словарного запаса.

– Мотивация к чтению. Современная молодежь зачастую считает традиционные методы обучения скучными, поэтому им необходим элемент новизны. Буктрейлеры – это инструмент, который может привлечь внимание и вызвать интерес к чтению художественной литературы.

– Формирование навыков работы в команде. Групповая работа не только способствует более глубокому пониманию текста, но и помогает развивать важные социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и управление проектами. Участвуя в групповых заданиях, учащиеся и студенты учатся обмениваться мнениями, согласовывать идеи и работать в команде для достижения общей цели.

Предлагаем следующие шаги по реализации междисциплинарного учебного проекта по созданию буктрейлера в образовательном процессе школы и вуза:

1.      Выбор книги путем коллективного обсуждения преподавателя с обучающимися. Здесь важно обратить внимание на актуальность произведения и его соответствие интересам аудитории.

2.      Разделение обучающихся на группы. Делегирование обязанностей.

3.      Подбор видео- и аудиоматериалов.

4.      Непосредственное создание видео в компьютерной программе для видеомонтажа.

5.      Презентация и обсуждение результата.

Приведем пример реализации проекта буктрейлера на практике. В январе 2025 года факультет гуманитарных дисциплин, русского и иностранного языков Педагогического института СГУ имени Н. Г. Чернышевского организовал V конкурс буктрейлеров на иностранном языке (английском, немецком и французском). Участниками конкурса могут быть как школьники, так и студенты техникумов, колледжей, высших учебных заведений. Целью данного мероприятия является популяризация чтения художественной литературы на иностранном языке, развитие креативности, привитие любви к чтению, а также формирование технических навыков.

Участники должны выбрать литературное произведение, продумать сюжет, способы передачи настроения книги, подобрать соответствующий видеоряд, подумать над музыкальным сопровождением, написать текст и озвучить его, а также сделать видеомонтаж в соответствующей компьютерной программе. Учащимся школ и студентам предлагаются два списка рекомендованной литературы на иностранном языке.

Список для учащихся:

  • «The face of the Waters» («Бездна»), Robert Silverberg.
  • «The Wonderful Wizard of Oz» («Удивительный волшебник страны ОЗ») Lyman Frank Baum.
  • «Mole and Rat become Friends» («Ветер в ивах») Kenneth Grahame.
  • «Gulliver”s Travels» («Путешествие Гулливера») Jonathan Swift.
  • « The Silver Skates» («Серебряные коньки») Mary E. Mapes.
  • «The Wonderful Adventure of Nils» («Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции») Selma Lovisa Lagerlof и др.

 Студентам предложены следующие произведения:

  • «A Christmas Carol in Prose, Being a Ghost Story of Christmas» («Рождественская история»), Charles John Huffam Dickens.
  • «Alice's Adventures in Wonderland» («Алиса в стране чудес»), Lewis Carroll.
  • «Three Men in a Boat (To say Nothing of the Dog)» («Трое в лодке, не считая собаки»), Jerome K. Jerome.
  • «The Picture of Dorian Gray» («Портрет Дориана Грея»), Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde.
  • «The Time Machine» («Машина времени»), Herbert George Wells.
  • «The Lost World» («Затерянный мир»), Arthur Conan Doyle.
  • «Death on the Nile» («Смерть на Ниле»), Agatha Christie.
  • «The Hobbit, or There and Back Again» («Хоббит, или туда и обратно»), John Ronald Reuel Tolkien.
  • «The Chronicles of Narnia» («Хроники Нарнии»), Clive Staples Lewis.
  • «Flowers for Algernon» («Цветы для Элджерона»), Daniel Keyes и др. [5].

Вышеприведенные списки литературы для буктрейлеров свидетельствуют о том, что обращение к лучшим произведениям словесности позволит учащимся и студентам глубже осознать содержание произведений, выбрать ключевые моменты для презентации и сформировать собственное мнение о них.

Работа над буктрейлером на иностранном языке требует от учащихся и студентов навыков синтеза информации и креативности, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их коммуникативных компетенций. Таким образом, список литературы превращается в мост между теорией и практикой, объединяя образовательный процесс и творческий подход, актуальные для современного общества.

В заключение еще раз отметим, что буктрейлер является инновационным инструментом для обучения, в том числе иностранным языкам, в школе и вузе. Он объединяет искусство, язык, технологии, создавая уникальное образовательное пространство в контексте диалога искусств для совершенствования знаний, умений и навыков. Учебная работа учащихся и студентов над созданием буктрейлера на иностранном языке не только стимулирует интерес к изучению иностранного языка, но и развивает критическое мышление, творческий потенциал, креативность, навыки командной работы. Интеграция этой технологии позволяет создать более интерактивную и насыщенную образовательную среду в контексте диалога искусств, в которой учащиеся и студенты могут развиваться как творческие личности.

 

Литература

  1. Бартель В. В. Роль страновендческого комментария при создании буктрейлера на английском языке / В. В. Бартель // Языковые и культурные контакты. – 2023. – № 12. – С. 142-146.
  2. Валуева О. Н. Формирование лингвокраеведческих знаний иностранных студентов-филологов с использованием технологии буктрейлера // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2023. Вып. 6 (52). –  С. 60-68.
  3. Гальчук О. В. Художественная и образовательная среда как творческая лаборатория по созданию новых педагогических и социокультурных технологий (на примере образовательных организаций для одаренных учащихся Смоленской области) / О. В. Гальчук // В сборнике: Воспитывающая культурная среда образовательных организаций: модели развития. – М.: ИХОиК РАО, 2021. – С. 113-121.
  4. Кирсанова М. А. Буктрейлер как средство обучения иностранному языку в высшем учебном заведении (на примере французского языка) / М. А. Кирсанова // Иностранный язык в нелингвистическом вузе: академические исследования и педагогическая практика. – Москва: ФГБОУ ВО Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2021. – С. 52-57.
  5. V Конкурс буктрейлеров книг на иностранных языках: офиц. сайт ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».  Электронный ресурс. – URL: https://www.sgu.ru/news/2025/konkurs-buktreylerov-knig-na-inostrannykh-yazykakh (дата обращения: 28.01.2025).
  6. Мишурова О. И. Формирование профессионально-ориентированной языковой компетенции с помощью английских художественных текстов / О. И. Мишурова // Педагогика. – 2023. – Т. 87, № 4. – С. 48–53.
  7. Рахматуллина Д. Р. Дидактический потенциал буктрейлера как методического материала при обучении иноязычной речи / Д. Р. Рахматуллина, Л. Э. Безменова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2023. – № 3(176). – С. 40-45.
  8. Galchuk O.V., Komandyshko E.F., Piryazeva E.N. Formation of the upbringing cultural environment of a school as an emotional and figurative way of improving education quality / O.V. Galchuk, E.F. Komandyshko, E.N. Piryazeva // International Journal of Early Childhood Special Education. – 2021. – Т. 13. – № 2. – С. 1174-1182.
Количество просмотров: 186  

Добавить комментарий

Target Image
1. Современный урок: от качества процесса к качеству результата
2. Потенциал искусственного интеллекта в обучении английскому языку
3. Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника
4. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов
5. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы
6. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе
7. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации
8. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений
9. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе
10. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования
11. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике
13. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)
14. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
15. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения
16. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты
17. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
18. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи
19. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе
20. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга

Страницы

1. Исследовательская работа в проектной деятельности студентов как фактор развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология» № 33 (1), март 2025
2. Проблемы развития самоконтроля обучающихся средней школы в контексте выбора методов, способов и приемов организации учебного занятия № 33 (1), март 2025
3. Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста в рамках педагогического проекта по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
4. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга № 33 (1), март 2025
5. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе № 33 (1), март 2025
6. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи № 33 (1), март 2025
7. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития № 33 (1), март 2025
8. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты № 33 (1), март 2025
9. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения № 33 (1), март 2025
10. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка № 33 (1), март 2025
11. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике № 33 (1), март 2025
13. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях № 33 (1), март 2025
14. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования № 33 (1), март 2025
15. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе № 33 (1), март 2025
16. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений № 33 (1), март 2025
17. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации № 33 (1), март 2025
18. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе № 33 (1), март 2025
19. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы № 33 (1), март 2025
20. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов № 33 (1), март 2025

Страницы