Михальков Евгений Геннадьевич,учитель русского языка и литературы, СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс», д. Мольгино, Новодугинский район, Смоленская область, Российская Федерация
Evgeny G. Mikhalkov, teacher of Russian language and literature, Technological College – Boarding Lyceum «Phoenix», Smolensk region, Russian Federation |
Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)
Вопрос педагогического мастерства является одним из приоритетных в современном научно-образовательном пространстве. Автор статьи, опираясь на исследования ученых и собственный педагогический опыт, акцентирует внимание на признании педагогической культуры как главной ценности личности учителя. Использование интерактивных методов и игровых технологий на уроках русского языка и литературы рассматривается как часть образовательного пространства в контексте диалога искусств.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, преподавание русского языка и литературы, диалог искусств, интерактивные методы и игровые технологии.
The problem of pedagogical mastery is one of the priorities of the modern scientific and educational space. The author, based on the research of scientists and his own pedagogical experience, focuses on the recognition of pedagogical culture as the main value of a teacher's personality. The use of interactive methods and game technologies in the teaching of Russian language and literature is considered as part of the educational space in the context of the dialogue of arts.
Keywords: pedagogical skills, teaching Russian language and literature, dialogue of arts, interactive methods and game technologies.
Государство и общество предъявляют к современной российской школе и учителю большие требования. Системное обновление содержания общего образования, практическая реализация обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, совершенствование методов и форм обучения актуализировали проблему педагогического мастерства в российском научном и образовательном пространстве [4]. Исследователи рассматривают педагогическую культуру как главную ценность личности учителя [5], уделяют особое внимание культуре речи и основам коммуникации в поликультурной среде [6], акцентируют внимание на создании «инновационной образовательной среды в контексте диалога искусств» [2, 22] как одном из приоритетов художественного и культурологического образования в общеобразовательных организациях.
Высокое назначение литературы как искусства Слова состоит в том, чтобы воспитывать личность, формировать ее лучшие духовные качества, нравственные идеалы на основе глубоких эстетических переживаний, позволяя «увидеть спрятанный в слове образ (а иногда и целую мировоззренческую систему» [9, 393]). Литература как учебная дисциплина «несет на себе огромную государственную задачу» [3, 199], она тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Процесс школьного филологического образования (литературы, русского языка, иностранного языка) нацелен, в том числе, на развитие таких качеств личности подрастающего поколения, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения любой проблемы.
Освоение школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений построено таким образом, что учащийся на всех ступенях общего образования, обращаясь к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, М. А. Булгакова, В. В. Маяковского и других художников Слова, постепенно приобретает представление о творческом и жизненном пути писателя, анализирует устойчивые для русской и мировой литературы темы и образы. Изучение художественных произведений в старших классах рассматривается в историко-культурном контексте, что усиливает внутрипредметные и межпредметные связи курса литературы как искусства Слова. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: театр, музыку, изобразительное искусство, кинематограф, развивая все фазы психологических процессов творчества. Среди них:
1) подготовка – особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи,
2) созревание – бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи,
3) вдохновение – идея решения в виде принципа, замысла,
4) развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [8].
По мнению исследователя О. Г. Шавриной, составляющими педагогического мастерства учителя русского языка и литературы являются следующие аспекты:
– глубокое знание учебно-методического сопровождения и содержания предмета;
– глубокая любовь к людям родного края;
– владение педагогической технологией [10, 43-44].
Как отмечают исследователи, «современная методика преподавания литературы, сохраняя единое образовательное пространство, старается не сковывать творческую инициативу учителей словесности» [1, 760].
В своей педагогической практике автор статьи сталкивался с множеством трудностей и радостей, которые стали бесценным опытом. Это помогло понять, насколько важно педагогическое мастерство и индивидуальный подход к каждому ученику. В начале своей карьеры автор часто работал с учащимися, которые не проявляли интереса к русскому языку и литературе, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на изучении целостного текста художественного произведения: ученики читали произведения в сокращении или в кратком изложении. Чтобы сделать уроки интересными, автору пришлось обратиться к инновационным технологиям обучения, ориентированным на широкое взаимодействие обучающихся как с преподавателем, так и друг с другом. В частности, интерактивным методам и игровым технологиям, позволяющим активизировать внимание учеников на текстуальное, а не на обзорное изучение произведений.
Ученики создают учебные исследовательские или художественно-творческие проекты, связанные не только с литературными произведениями, составляющими золотой фонд русской и мировой классики (например, «Мертвые души» Н. В. Гоголя как энциклопедия русской жизни. Исследование сатирических образов и их роли в раскрытии пороков общества», «Тема «маленького человека» в творчестве Ф. М. Достоевского», «Образы природы в лирике А. С. Пушкина. Изучение связи между природой и внутренним миром лирического героя в стихотворениях поэта», «Роман Джейн Остин “Гордость и предубеждение”: социальные нормы и нравственные ценности эпохи. Анализ взаимоотношений главных героев и отражение социальных норм того времени», «Символизм в романе Германа Мелвилла “Моби Дик”. Исследование символов и аллегорий, скрытых в тексте романа», «Античные мотивы в трагедии Софокла “Царь Эдип”. Изучение архетипов и мифологических сюжетов в древнегреческой литературе» и др.). Это могут быть и проекты, отражающие краеведческий аспект: с людьми, историко-культурными явлениями родного края (например, «Смоленский край в русской поэзии», «Тема малой родины в творчестве поэтов-смолян М. В. Исаковского, Н. И. Рыленкова, А. Т. Твардовского», «Смоленские страницы романа Л. Н. Толстого “Война и мир”», «”Труженик военной прозы” Борис Васильев в контексте русской культуры» и др.). В результате выполнения проектов появляется оригинальный продукт. Это не только помогает обучающимся лучше понять материал, но и развивает у них гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия.
Учебные ресурсы, которые предлагают образовательные платформы, такие как «Учи.Ру» или «Моя Школа», делают процесс обучения динамичным и увлекательным, ориентируют ученика на творческий поиск, на развитие способности индивидуально или в коллективе решать поставленную учебную проблему. Ученики активно участвуют в обсуждениях, что способствует их вовлечённости и повышению интереса к предмету.
Наш педагогический опыт говорит о том, что проектная деятельность, ролевые игры, викторины не только делают уроки русского языка и литературы увлекательными и интерактивными, но, что очень важно, формируют у учащихся культуру диалогического и полилогического общения с субъектами окружающего и художественного миров и друг с другом.
Каждый ученик уникален, и подход к обучению должен быть индивидуальным. Например, когда на уроках русского языка одному из учеников было сложно справляться с грамматическими заданиями, для него были разработаны дополнительные упражнения, не только помогающие понять материал, но и расширяющие круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и позитивной социализации школьника. Индивидуализация проявляется как в заданиях, так и в подходах к каждому ученику. Учителю необходимо внимательно следить за их успехами и трудностями, в случае необходимости корректировать программу обучения и использовать разнообразные образовательные и методические ресурсы для каждого ученика. Если одному ученику может быть «методически полезно» использование визуальных материалов, то другому – аудиозаписей, а третьему – интерактивных приложений.
Регулярные опросы и тесты оказывают положительное влияние на качество обучения. Они помогают понять, какие учебные темы вызывают трудности у учеников, что позволяет своевременно скорректировать программу обучения. Например, нужно разработать дополнительные упражнения или изменить подход к объяснению темы. Анализ данных также помогает следить за прогрессом каждого ученика. Если результаты опроса показывают, что ученики лучше усваивают материал, когда он представлен в игровой форме, значит, на уроках русского языка и литературы игровые технологии будут чаще использоваться (например, викторины, шарады, ребусы, головоломки и др.); Если важны интерактивные активные методы, то упор будет сделан на «диалоговом обучении» – разновидности активного обучения, подразумевающего не только равенство в общении, которое помогает учителю и ученикам открыто обсуждать возможные исходы, но и эксперименты (например, урок-исследование).
Для развития критического мышления и самостоятельности очень важно стимулировать учеников к анализу и оценке информации. Наш собственный педагогический опыт и опыт исследователей говорит о том, что «чем больше школьник вовлекается в исследовательский процесс на уроке, тем выше его познавательная мотивация в области развернутого исследования и, соответственно, активнее отрабатываются исследовательские навыки. В результате растет интерес к уроку и предмету литературы в целом» [7, 21].
Для повышения мотивации необходимо показывать ученикам практическую значимость изучаемого материала. На уроках и внеклассных мероприятиях по предмету они вместе с учителем могут обсуждать современные культурные явления и их связь с литературными произведениями. Учитель должен говорить с учениками о том, как изучаемый материал может помочь в их будущей профессии, будь то журналистика, преподавание или переводческая деятельность.
Одной из главных целей педагога является воспитание любви к родному языку, искусству и культуре. В силу своей специфики искусство обращается ко всем способностям человека: познавательным, нравственным, эмоциональным, художественным, эстетическим, физическим и др. Междисциплинарные социокультурные и образовательные творческие проекты по литературе и русскому языку в контексте диалога искусств позволяют учащимся проявить свои таланты и лучше понять культурное наследие. В рамках учебного-воспитательного процесса в контексте диалога искусств учитель литературы проводит школьные конкурсы чтецов, организует литературные вечера, где ученики читают стихи и рассказы, а также участвует в культурных мероприятиях, которые проводятся на базе школы. Это помогает ребятам не только лучше понять родной язык и культуру, но и развивает их творческие способности.
Взаимодействие с родителями учеников также является важным аспектом в школьном учебно-воспитательном процессе. Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную, эмоционально-чувственную сферу личности, развивать социальную и культурную компетенции учащихся. И здесь учителю очень важно поддерживать связь с родителями: не только рассказывать им об успеваемости их детей по предмету, но и рекомендовать определённые книги или ресурсы, которые помогут ученикам лучше подготовиться к урокам. Например, учитель русского языка и литературы может подсказать родителям, как лучше организовать домашнее чтение или как поддерживать интерес к предмету.
Подводя краткие итоги вышесказанному, необходимо отметить следующее:
- Педагогическое мастерство – это непрерывный процесс, требующий от учителя русского языка и литературы постоянного саморазвития и поиска новых подходов.
- Интерактивные методы и игровые технологии предоставили возможность каждому педагогу стать активным участником инновационных процессов в образовании, осуществить переход на более высокий уровень обучения и воспитания.
- Освоение школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений в рамках учебной деятельности в контексте диалога искусств с использованием интерактивных методов и игровых технологий формирует у них культуру диалогического и полилогического общения с субъектами окружающего и художественного миров и с самим собой.
- Целостность процесса школьного филологического образования (литературы, русского языка, иностранного языка) способствует развитию интеллектуальной и творческой личности, так как состоит из компонентов, развивающих все фазы психологических процессов творчества.
- Многомерный подход к изучению русского языка и литературы в школе позволяет создать благоприятную учебную среду для формирования и развития у школьников интереса к междисциплинарному характеру знаний.
Литература
- Гальчук О. В. Ценностно-смысловая парадигма литературного образования первой четверти ХХI века // В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2024). – М.: Российская академия образования, 2024. – С. 753-761.
- Гальчук О. В. Художественное и культурологическое образование в общеобразовательных организациях // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – С. 16-25.
- Ерофеева И. А. Язык литературы как основа культуры речи // Образ действия. – 2024. – №1. – С. 197-202.
- Коблов Ф. Ч. К вопросу о педагогическом мастерстве как составляющей основу обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-2. – С. 189-191.
- Крапотина Т. Г. Стажировка педагогических кадров как эффективная форма совершенствования профессионального мастерства учителя русского языка и литературы // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций, 2016. – № 3. – С. 128-133.
- Лебедев А. А. Введение в педагогическую риторику. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2024. – 40 с.
- Патрик Т. Л. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в профильной школе: автореферат дис. кандидата педагогических наук. – Москва, 2007. – 24 с.
- Пономарев А. Я. Фазы творческого процесса (вместо введения). – Электронный ресурс. – URL: https://practicalthinking.narod.ru/ponomarev/ponomarev.pdf (дата обращения: 25.01.2025).
- Художественное образование в России на современном этапе: научный поиск, обновление содержания и повышение качества: сборник материалов по итогам международного научно-практического кластера «Теория и практика непрерывного художественного образования в современных социокультурных условиях». – М.: ИХОиК РАО, 2018. – 424 с.
- Шаврина О. Г. Педагогическое мастерство учителя словесности в преподавании литературного краеведения // В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. – С. 43-45.
Количество просмотров: 155 |
Добавить комментарий