Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы

 

Жигулина Ирина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназия № 4, Новосибирск, Российская Федерация

 

Irina S. Zhigulina,

teacher of Russian language and literature, MBOU Gymnasium No.4, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Королькова Ольга Олеговна,

кандидат филологических наук, учитель, МБОУ Гимназия № 4, доцент кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, Российская Федерация

Olga O. Korolkova,

candidate of philological sciences, teacher, MBOU Gymnasium No. 4, associate professor of the department of psychology and pedagogy of the Institute of natural and socio-economic sciences of the Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

 

 

 

Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы

Visualization of educational material as an effective method of forming reader's literacy in literature lessons

В статье проанализирована необходимость использования технологии визуализации учебного материала для реализации требований ФГОС ООО 2021. Авторами охарактеризованы основные приемы этой технологии. В статье описан опыт использования данной технологии на уроках литературы в 8 классе и приведены примеры творческих работ обучающихся.

Ключевые слова: основное общее образование, литература, функциональная грамотность, информационная грамотность, технология визуализации учебного материала.

The article analyzes the need to use technology for visualizing educational material to implement the requirements of the Federal State Educational Standard of Basic General Education 2021. The authors describe the basic techniques of this technology. The article describes the experience of using this technology in literature lessons in the 8th grade and provides examples of the creative works of schoolchildren.

Keywords: basic general education, literature, functional literacy, information literacy, visualization technology of educational material.

 

Актуальность тематики статьи определяется необходимостью реализации требований обновленного ФГОС ООО, в котором в качестве одного из планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования зафиксировано формирование у обучающихся функциональной грамотности.

Функциональная грамотность включает такие компоненты, как естественно-научная грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, читательская грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. Многие ученые и методисты подчеркивают особую роль читательской грамотности для успешности обучения, считают ее основой формирования функциональной грамотности в целом [1].

В современном обществе человеку необходимо уметь работать с информацией, т. е. обладать высоким уровнем информационной компетентности. Существует ряд определений этого термина, в том числе информационной компетентностью называют «свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных ее видах» [6, 133], включающее умения осуществлять поиск и преобразование информации, оценку и определение ее достоверности, анализ и систематизацию информации, применять информационные и телекоммуникационные технологии и работать с различными источниками информации [6].

Умение работать с информацией является одним из планируемых результатов обучения, зафиксированных в ФГОС ООО 2021. Так, в п. 41 сказано, что навыки работы с информацией – составляющая метапредметных результатов освоения ООП ООО [4]. Далее, в п. 43 зафиксировано, что работа с информацией входит в блок «Универсальные учебные познавательные действия», а среди планируемых результатов овладения этой категорией УУД перечислены навыки выбора, анализа и систематизации информации различных видов, а также ее интерпретации и представления в различных формах, в том числе графических [4].

Одним из способов формирования информационной компетенции является применение в образовательном процессе технологии визуализации учебного материала.

Необходимость применения данной технологии определяется, во-первых, тем, что большинство подростков являются визуалами, во-вторых, тем, что у современных обучающихся сформировано «клиповое мышление», в-третьих, тем, что объем информации, которую им приходится усваивать, быстро увеличивается.

Визуалиция, т. е. «процесс представления данных в виде изображений с целью максимального удобства их понимания, усвоения» [6, 133], отличается от наглядности, т. к. является не картинкой или иллюстрацией, а альтернативным источником информации, результатом самостоятельного анализа, осмысления и творчества обучающихся.

Преимуществами этой технологии работы с информацией являются:

– развитие критического мышления;

– возможность охвата большого объема информации;

– интеграция новых знаний;

– формирование целостного представления об объекте или явлении;

– зможность анализа и организации информации в виде схем, таблиц, диаграмм и т. п. [2; 5].

Чтобы правильно представить визуальную информацию, А. С. Зуфарова предлагает определить цель и адресата, объем, способ и используемые техники визуализации [2]. Следовательно, необходимо рассмотреть техники (приемы) визуализации, которые целесообразно применять на уроках литературы.

Таймлайн – временной отрезок, на котором показана хронологическая последовательность дат или событий. Прием, который позволяет зафиксировать биографию писателя или сюжет произведения.

Интеллект-карта (ментальная карта) – графический способ структурирования идеи или большого объема информации.

Скрайбинг – техника визуализации ключевых моментов текста при помощи символов.

Кластер – техника представления информации в виде взаимосвязанных блок-схем.

Облако слов – выделение набора ключевых слов или словосочетаний.

Кроссенс – техника, позволяющая провести ассоциацию между информацией и изображением.

Инфографика – «способ передачи информации, использующий графические объекты: таблицы, диаграммы, … схемы, блок-схемы» [2, 40].

В литературе описаны классификации инфографики по различным основаниям:

1) по характеру представляемых данных выделяют:

  • числа в картинках;
  • расширенный список;
  • процесс и перспективу;

2) по способу отображения выделяют такие виды инфографики, как:

  • статичная;
  • динамическая;
  • интерактивная;

3) по типу источника выделяются три вида инфографики:

  • аналитическая;
  • новостная;
  • инфографика реконструкций [5].

Инфографика может создаваться учителем или обучающимися на уроке под руководством учителя.

Технология визуализации учебного материала активно используется учителями МБОУ Гимназия № 4 на уроках литературы. Кроме перечисленных выше приемов этой технологии, педагоги применяют приемы «Каллиграмма» и «Диаманта».

Каллиграмма – это графический рисунок строк, используемый для изображения какого-либо предмета или фигуры. В каллиграмме слова, взятые из литературного произведения, образуют рисунок. Использование данного приёма способствует развитию критического мышления обучающихся, умения сосредоточиться на содержании текста и выделить ключевые слова, что помогает внимательному и вдумчивому его прочтению, развивает читательскую грамотность.

Например, обучающимся 8 класса, ранее не знакомым с этим приемом, на уроке, обобщающем изучение произведений первой половины XIX века, была предложена презентация, в которой подробно рассказывалось о каллиграммах и алгоритме их создания и были приведены примеры выполнения творческих работ. Информация вызвала интерес у обучающихся. Восьмиклассники создали свои каллиграммы по произведениям А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и Н. В. Гоголя «Ревизор» (рисунок 1) и «Шинель» (рисунок 2), представляя в виде каллиграмм образы главных героев этих произведений.

Рисунок 1. Каллиграмма «Портрет Марии Антоновны»

Рисунок 2. Каллиграмма «Призрак в шинели»

Приём «Диаманта» также способствует развитию критического мышления школьников, умения выделять ключевые слова при отборе языковых средств для характеристики героев художественных произведений.  Диаманта – это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. На уроках литературы этот приём целесообразно использовать при изучении произведений, в сюжете которых противопоставляются герои, различные образы, что способствует пониманию школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению, в качестве инструмента для синтеза сложной информации. Обучающиеся 8 класса создавали диаманты к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (рисунок 3).

Рисунок 3. Диаманта к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

 

Также ученики 8 класса в рамках мастер-класса на уроке литературы познакомились с указанным выше приемом «Облако слов». Облако слов представляет собой ключевые слова из текста произведения, расположенные по «полю» случайным образом, размер которых зависит от частотности употребления слова. Применение этого приема эффективно при изучении биографии писателя, на этапе актуализации изученного материала, на этапе текстовой деятельности, при проверке знания содержания текста, при подготовке к пересказу, в качестве творческого задания. Примеры облаков слов представлены на рисунках 4–8.

Рисунок 4. Облако слов к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Рисунок 5. Облако слов к роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Рисунок 6. Облако слов к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Рисунок 7. Облако слов к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Рисунок 8. Облако слов к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

 

Таким образом, технология визуализации учебного материала позволяет ученикам мотивированно читать текст, легче воспринимать и структурировать информацию, способствует развитию у обучающихся критического мышления и творческих способностей, что важно не только для формирования у них читательской грамотности, но и функциональной грамотности в целом.

 

Литература

 

1. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Сидорова Г. А. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Читательская грамотность. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. – Электронный ресурс. – URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения: 26.12.2024).

2. Зуфарова А. С. Роль технологии визуализации в учебной информации // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 9. – С. 39-41.

3. Иглина Н. А., Кошелева Л. А. Использование каллиграммы как средство развития воображения в ДШИ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. – С. 201-204.

4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 26.12.2024).

5. Сорока О. Г., Васильева И. Н. Визуализация учебной информации. // Начальное обучение: семья, детский сад, школа. – 2015. – № 12 (160). – С. 1-16.

6. Черкасова Л. В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности. // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2019. – № 1 (58). – С. 132-141.

 

Количество просмотров: 203  

Добавить комментарий

Target Image
1. Современный урок: от качества процесса к качеству результата
2. Потенциал искусственного интеллекта в обучении английскому языку
3. Школьный театр как средство развития личности и творческой индивидуальности школьника
4. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов
5. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы
6. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе
7. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации
8. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений
9. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе
10. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования
11. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике
13. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы)
14. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
15. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения
16. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты
17. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
18. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи
19. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе
20. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга

Страницы

1. Исследовательская работа в проектной деятельности студентов как фактор развития научного познания в рамках учебной дисциплины «Биология» № 33 (1), март 2025
2. Проблемы развития самоконтроля обучающихся средней школы в контексте выбора методов, способов и приемов организации учебного занятия № 33 (1), март 2025
3. Взаимодействие с родителями воспитанников раннего возраста в рамках педагогического проекта по развитию речи младших дошкольников (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
4. Карта динамики развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как инструмент педагогического мониторинга № 33 (1), март 2025
5. Эффективные методики формирования начальных педагогических способностей в процессе обучения английскому языку в гуманитарном педагогическом классе № 33 (1), март 2025
6. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи № 33 (1), март 2025
7. Логопедическая работа по развитию психологической базы речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития № 33 (1), март 2025
8. Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников: методические аспекты № 33 (1), март 2025
9. Практические исследования по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха на уроках литературного чтения № 33 (1), март 2025
10. Формирование социокультурной компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка № 33 (1), март 2025
11. Роль педагогического мастерства учителя в преподавании русского языка и литературы в контексте диалога искусств (из опыта работы) № 33 (1), март 2025
12. Активизация мыслительной деятельности и развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике № 33 (1), март 2025
13. Развитие слухового восприятия у глухих детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях № 33 (1), март 2025
14. Значимость физкультурно-спортивной деятельности на этапе высшего образования № 33 (1), март 2025
15. Буктрейлер как инновационная технология обучения иностранному языку в контексте диалога искусств в школе и вузе № 33 (1), март 2025
16. Практика организации квест-игры «Плейлист "Зарядка для бабушек"» по формированию инклюзивной культуры участников образовательных отношений № 33 (1), март 2025
17. Специфика реализации трансдисциплинарной модели ранней помощи в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации № 33 (1), март 2025
18. Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда при обучении детей с ОВЗ на базе платформы Moodle в общеобразовательной школе № 33 (1), март 2025
19. Визуализация учебного материала как эффективный прием формирования читательской грамотности на уроках литературы № 33 (1), март 2025
20. Регионализация нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовании на основе интеграции в воспитательно-обучающую деятельность педагога с детьми произведений искусства сибирских авторов № 33 (1), март 2025

Страницы