Крамаренко Галина Александровна,учитель математики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 39», Новосибирск, Российская Федерация Galina A. Kramarenko, math teacher, municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk «Special (correctional) boarding school No. 39», Novosibirsk, Russian Federation
|
Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
В статье рассматриваются особенности, которые возникают в процессе формирования понятий и умений на уроках математики; особые трудности слепых и слабовидящих обучающихся при построении геометрических фигур и во время работы с готовыми рисунками; описывается использование на учебном занятии математики различных методических приемов построения рисунков при обучении слепых обучающихся.
Ключевые слова: слепые и слабовидящие обучающиеся, методические приемы, математика, геометрические фигуры, готовые рисунки, обучение, нарушение зрения, тифлопедагогика.
The article discusses the features that arise in the process of forming concepts and skills in mathematics lessons; the special difficulties of blind and visually impaired students in constructing geometric shapes and while working with ready-made drawings; describes the use of various methodological techniques for constructing drawings in teaching blind students in mathematics.
Keywords: blind and visually impaired students, methodological techniques, mathematics, geometric shapes, ready-made drawings, learning, visual impairment, typhlopedagogy
Согласно Федеральному закону об образовании в РФ каждый человек имеет право на получение качественного образования, в том числе и лица с ограниченными возможностями здоровья [1]. Обеспечение равных прав и равных возможностей для ребенка с нарушениями здоровья являются приоритетным направлением в сфере современного образования.
Особенность, которая возникает в процессе формирования понятий и умений на уроке математики, заключается в том, что дети с тяжелой патологией зрения не обладают достаточными сведениями об окружающем мире, имеют очень маленький жизненный опыт. В первую очередь, это отражается на формировании умения делать рисунки по условию задачи. Дети не всегда имеют отчетливые представления о тех объектах и процессах, которые описываются в тексте задачи. При изучении геометрических фигур или тел у многих детей также не возникает ассоциаций с реальными объектами. Так, обучающимся с нарушениями зрения сложно установить форму крупного реального предмета (например, форму дома) и сопоставить её с соответствующим геометрическим телом [4]. Поэтому процесс формирования понятий и умений у обучающихся с нарушениями зрения должен сопровождаться кропотливой предварительной и сопутствующей работой учителя, носящей коррекционный характер. При отборе учебного материала к уроку на первоначальном этапе обучения учитель должен опираться на уже известные обучающимся факты, формы, образы, действия и т.д. В дальнейшем уровень этих навыков будет зависеть от подбора учебного материала и от способности учителя донести до каждого обучающегося то, что они не могут увидеть, но смогут узнать.
Геометрический материал у слепых и слабовидящих обучающихся вызывает особые трудности, особенно при построении геометрических фигур и во время работы с готовым рисунком. Чем больше деталей изображено на рисунке, тем сложнее формируется целостный образ, ведь ученик с глубокими нарушениями зрения и, особенно, незрячий, не имеет возможности охватить рисунок взглядом и вынужден очень внимательно обследовать его подетально, формируя в памяти общую картину. Понимая, как ребенок формирует изображение, становится очевидным, что познавательная деятельность требует от него хорошей памяти и большего внимания, чем от его зрячих сверстников.
Все виды графических работ большинством обучающихся с нарушением зрения выполняются медленно, что заставляет учителя правильно порционировать такую работу. Дети такой категории довольно часто имеют нарушения мелкой моторики. Им затруднительно выполнять построения самостоятельно, требуется помощь учителя.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 39» города Новосибирска обучаются слепые и слабовидящие дети с ограниченными возможностями здоровья. До начала образовательного процесса в школе-интернате специалисты психолого-педагогического сопровождения (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель по адаптивной физической культуре) проводят диагностические и подготовительные процедуры, способствующие адаптации будущих обучающихся к учебному процессу. Поэтому к моменту обучения педагог имеет начальное представление о возможностях каждого вновь прибывшего ребенка.
Практика показывает, что есть проблемы в усвоении учебного материала у детей с такими нарушениями зрения, как косоглазие и амблиопия, пониженное зрение, слабое зрение, слепота, остаточное зрение, что требует индивидуализации обучения.
Все программы по изучению математики основаны на визуализации восприятия и использования шрифта Брайля. Следовательно, одним из основных методов в курсе математики – умение строить и читать рисунки, построенные точками.
При подготовке к учебным занятиям важно помнить, что обучение детей с нарушением зрения требует иных средств и методических приемов. Однако, в тифлопедагогике важно использовать и общие методы обучения, как то: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. При этом необходимо учитывать их направленность на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов объясняется характером и спецификой познавательной деятельности слепых и слабовидящих обучающихся.
Изучение диагностических карт обучающихся и личные наблюдения позволили выработать наиболее эффективные методические приемы в преподавании предмета, а именно, при чтении рисунков и их построении на уроках геометрии.
Методический прием «Использование прибора»
Данный прием построения рисунков используется в целях развития навыков работы с прибором. Но не любую фигуру, а значит, не любой рисунок можно сделать с помощью этого средства. Однако использование прибора в построении некоторых фигур может облегчить оформление рисунка в целом. Например, при использовании шаблонов, применяя прием «использование шаблона» (рисунок 1), необходимо будет дополнять рисунок обозначениями, что требует дополнительных способов оформления рисунков. А использование прибора позволяет заранее предусмотреть возможные обозначения на рисунке и с легкостью рисунок ими дополнить с помощью прибора.
Рисунок 1. Методический прием «Использование шаблона»
Он эффективен при переносе тактильной информации обучающимися на рисунок. Дети с нарушением зрения «видят пальчиками». Имея шаблон нужной фигуры, они без труда, приложив его на лист тетради, могут воспроизвести ее с помощью грифеля и самого шаблона. Таким образом ученики не только передают информацию, но и с помощью осязания визуально изучают эту фигуру. Такой прием рисования позволяет начертить любую изучаемую в школьном курсе геометрическую фигуру (рисунок 2).
Рисунок 2. Методический прием «Использование чертежных инструментов»
Данный метод способствует формированию у обучающихся навыков построения с помощью чертежных инструментов и формирует навыки ориентирования на плоскости в рамках тетрадного листа. Он достаточно сложный, и эта сложность объясняется тем, что требуется определенный уровень навыков и умений работы с инструментами, таких как аккуратность, внимательность, соблюдение правил техники безопасности, осторожность и др.
Методический прием «Рука в руке»
Этот метод применяется тогда, когда ребенок не имеет достаточной чувствительности пальцев для чтения точечного шрифта и работы с грифелем. В этом случае и применяется индивидуальный подход в полном смысле слова, т.е. нужно взять руку ребенка в свою руку и произвести необходимые действия как при чтении, так и при письме (рисунок 3).
Рисунок 2. Методический прием «Рука в руке»
Всем известно, что математика – это серьезный и сложный предмет. Поэтому с первых учебных занятий необходимо обеспечить максимально благоприятную и комфортную обстановку и создать положительное настроение на учебный процесс. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед предметом, при этом они не должны уставать. Такой релаксацией являются физические минутки. Они дают возможность не просто расслабиться, но и практиковать навыки говорения и закрепления учебного материала по различным темам. Такие минутки можно придумать самим, а можно использовать разработанные.
Описанные методические приемы способствуют формированию и развитию таких компетенций, как рисование, чтение рисунков и чертежей, расширение кругозора, что позволяет открывать ребенку новые возможности и способствует социализации в обществе.
Литература
- Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Электронный ресурс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.03.2024).
- Денискина, В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка в семье (часть 1) воспоминания / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — №3. — С. 26-34.
- Денискина, В. З. Из опыта воспитания слепого ребенка (часть 2) воспоминания / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 5. — С. 27-36.
- Денискина, В. З. Особенности обучения элементам геометрии слепых младших школьников: монография / В. З. Денискина. — М.: ООО «ИПТК «Логосвос», 2019. — 332 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
- Дидактические игры своими руками как средство познавательного развития детей с ОВЗ // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 4. — С. 44-45.
- Каплан А. И. Причины детской слепоты // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». – М., 2001.
- Cолнцева Л. И. Тифлопсихология детства. – М., 2019. – 254 с.
- Тупоногов Б. К. Теоретические основы тифлопедагогики – М., – 2015. – 68 с.
Количество просмотров: 393 |
Добавить комментарий