Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ

 

Четверухина Светлана Валерьевна,

учитель-дефектолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 442 «Кораблик», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana V. Chetverukhina,

teacher-defectologist, municipal budgetary preschool educational institution «Kindergarten No. 442 «Korablik», Novosibirsk, Russian Federation

 

 
 

Филкова Анастасия Сергеевна,

воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №442 «Кораблик», Новосибирск, Российская Федерация

Anastasia S. Filkova,

the compensatory group teacher, municipal budgetary preschool educational institution «Kindergarten No. 442 «Korablik», Novosibirsk, Russian Federation 

 

Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ

Interaction of preschool teachers in the organization of leisure activities with children with disabilities

В статье представлен опыт работы в области воспитания дошкольников. Авторами отмечается важность досуговой деятельности обучающихся с ОВЗ, кроме того, авторы акцентируют внимание на важность целенаправленного сотрудничества воспитателей и специалистов ДОУ. Сделан вывод о том, что участие детей с ОВЗ в различных видах досуговой деятельности обеспечивает эмоционально-положительное взаимодействие с окружающими, что способствует их успешной адаптации и интеграции в обществе.

Ключевые слова: досуговая деятельность, обучающиеся с ОВЗ, группа ЗПР, взаимодействие педагогов, сотрудничество воспитателей и специалистов ДОУ.

This article presents the working experience in the field of preschool education. The authors notes the importance of leisure activities of students with disabilities. The author focuses on the importance of purposeful cooperation between educators and pre-school specialists as well. The authors concludes that the participation of children with disabilities in various types of leisure activities provides emotionally positive interaction with others, which contributes to their successful adaptation and integration into society.

Keywords: leisure activities, students with disabilities, a group of teachers, interaction of teachers, cooperation of educators and pre-school specialists.

 

В дошкольном образовании особое значение уделяют обучению и воспитанию воспитанников.

Цель воспитания в Организации – личностное развитие дошкольников, в том числе и обучающихся с ОВЗ, создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества, что решается через следующие задачи:

  1. формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
  2. формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
  3. обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия обучающихся с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество.

В нашем детском саду значимое место занимает организация досуговой деятельности, что является благоприятной почвой для формирования у детей дошкольного возраста фундаментальных человеческих потребностей. Правильно организованная деятельность способствует формированию у обучающихся таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, настойчивость, искренность.

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается, самовыражается и саморазвивается.

По мнению А. В. Рябчук, А. А. Бражнова, досуговая деятельность – это целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека [12]. Взрослый имеет возможность самостоятельно выбирать, как провести свободное время, в то время как ребенку нужно помочь в этом, направляя его деятельность. Важной задачей взрослых является научить детей переключаться с одного вида занятий на другой, чтобы воспитать культуру отдыха и избежать привыкания к бездействию. Это особенно важный аспект воспитательного процесса в детском учреждении, где учитываются потребности и интересы детей.

Педагоги используют различные методы и формы организации, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы обогатить культурно-досуговую деятельность содержанием, соответствующим нравственным принципам:

  1. Индивидуальный подход к каждому ребенку – это основа нашей работы.
  2. Предотвращаем утомление, используя разнообразные методы, такие как чередование умственной и практической деятельности, представление материала небольшими порциями и применение интересного и красочного дидактического материала.
  3. Применяем методики, которые стимулируют познавательную активность детей, развивают их речь и формируют необходимые навыки.
  4.  Проявляем педагогический такт, поощряя каждого ребенка за его малейшие успехи, предоставляя своевременную тактическую помощь и развивая в нем уверенность в собственных силах и возможностях.

Мероприятия в рамках досуговой деятельности разделены по тематикам:

1. Спортивные мероприятия: соревнования, веселые старты, турниры, занятия со спортивным инвентарем, физические упражнения.

2. Музыкальные занятия: прослушивание произведений, музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах, пение и танцы.

3. Литературные занятия: прослушивание рассказов и стихов, изучение устного народного творчества, анализ иллюстраций в книгах, обсуждение прочитанных текстов.

В рамках театрального направления осуществляется игровое и драматическое воплощение сценариев с использованием кукольного и пальчикового театра как в группе, так и в исполнении одного актера.

Художественное направление включает в себя анализ репродукций и творческую деятельность в области изобразительного искусства.

Интеллектуальное направление охватывает разнообразные интеллектуальные игры, такие как лото, домино, шашки, танграммы, а также настольные игры. Кроме того, сюда относится организованная взрослыми досуговая интеллектуальная деятельность, включая викторины, КВНы и развлекательные программы.

Экологическое направление в досуге детей включает в себя разные формы развлечений экологической направленности, такие как прогулки на природе, наблюдение за живыми объектами природы и самостоятельная творческая деятельность с использованием природных материалов.

Досуговая деятельность дошкольников решает следующие задачи:

- Образовательная задача – приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру и живописи.

- Развивающая задача – развитие творческого мышления, самостоятельности и способности к самовыражению. Она способствует развитию эмоционального интеллекта и оказывает положительное влияние на формирование психических процессов у детей.

- Воспитательная задача – воспитание умения работать в коллективе, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи. Воспитание уважения к себе и своим потребностям, не ущемляя интересы других.

В нашем детском саду особое внимание уделяется организации досуговой деятельности, которая проводится ежедневно. Воспитатели занимаются организацией самостоятельно, с привлечением музыкального руководителя или инструктора по физкультуре, налаживается взаимодействие с родителями.

В рамках досуговой деятельности детского сада чаще всего проводятся следующие виды досуга:

Отдых. После интенсивного умственного напряжения детям необходимо восстановить баланс и отдохнуть. Отдых может быть пассивным: дети могут наслаждаться картинками в книгах, вести спокойные беседы, играть в тихие игры или слушать чтение взрослыми книг. Но если традиционные методы не помогают ребенку расслабиться, полезно обратиться за психологической поддержкой, например, поиграть с ним в «Сенсорной комнате» или в «Центре воды и песка». Активный отдых включает в себя физическую деятельность.

Развлечения. Это культурно-досуговая деятельность, которая помогает компенсировать рутину и моменты без эмоций в повседневной жизни. Развлечения приносят детям радость и искренний интерес, стимулируя их к новым знаниям. Участие ребенка в развлекательных мероприятиях способствует совершенствованию и закреплению практических навыков, полученных в процессе обучения. Организация мероприятий, посвященных государственным праздникам и важным событиям в жизни детского сада, таких как праздник Осени, утренники ко Дню матери, Новому году, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, а также праздничные концерты ко Дню Победы и выпускному, позволяют дошкольникам активно проявить свои таланты в рамках культурно-досуговой деятельности.

Важно помнить, что досуг для детей является компенсацией за рутинные занятия, поэтому педагогам необходимо сохранить позитивный эмоциональный настрой во время подготовки к праздничным мероприятиям, не превращать развлечение из интересного досуга в мероприятие, требующее объемной предварительной подготовки. Необходимо избежать обратного эффекта, а именно, переутомления вместо отдыха. Чтобы репетиции и подготовка к праздничным развлечениям не превратилась в «муштру перед парадом».

Длительность досугов и развлечений следует подбирать с учетом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Все вышесказанное относится как к нормотипичным детям, так и к детям с ОВЗ. В нашем саду 5 групп с ОВЗ, из них 3 группы детей с ТНР, 2 группы детей с ЗПР.

Несомненно, организация досуговой деятельности обучающихся с ОВЗ имеет свою специфику. Так как детям с ОВЗ свойственна эмоциональная неуравновешенность, повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, замедленная переключаемость, нарушение общей моторики, ориентировки в пространстве, педагогам необходимо, планируя досуги в этих группах, учитывать имеющиеся проблемы.

Организация досуговой деятельности детей с ОВЗ требует целенаправленного взаимодействия взрослых. Конечно, к ним относятся и родители детей. Но в этой статье мы делаем акцент на взаимодействии педагогов дошкольного учреждения. При организации досуговой деятельности обеспечивается тесное сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, учителя-логопеда и педагога-психолога.

В нашем детском саду досуги по физической культуре строятся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, инструктор по физкультуре подбирает специальный комплекс упражнений, дозируя физические нагрузки. Грамотно, целесообразно создается и меняется двигательно-развивающая среда, учитываются разносторонние интересы детей, что способствует их физическому развитию.

Музыкальный руководитель подбирает для детей ярко окрашенный, эмоционально насыщенный репертуар, который дети хорошо запоминают, у них формируется интерес к музыке, развивается творческое воображение, что способствует более полному эмоциональному восприятию жизни, а в жизни ребенка эмоции играют очень важную роль.

Педагог-психолог проводит игры на саморегуляцию, коммуникацию, которые необходимы для успешного протекания процесса общения в разнообразных жизненных ситуациях.

Воспитатель играет ведущую роль, он видит сиюминутное состояние детей и определяет, что лучше сегодня делать, в какие игры поиграть.

Мы учитываем особенности каждого ребенка, перед досуговыми мероприятиями и праздниками обмениваемся рекомендациями с более уточненным характером. Совместная досуговая деятельность детей и команды специалистов – это эффективный способ работы с детьми ОВЗ.

В нашем детском саду есть группы ЗПР, эти группы посещают не только дети с ЗПР, но и дети с РАС. Поэтому организация досуговой деятельности здесь имеет свою специфику, отличную от работы в группах детей с нарушением речи. Отличается она и особенностями воспитанников, и тем, что там взаимодействует большее количество педагогов – к ним присоединяется учитель-дефектолог, а в нашем случае, еще и тьютор – это одна из родительниц, которая сопровождает своего ребенка. Чаще досуговую деятельность для этих ребят мы проводили автономно, но перед нами стоит задача: ввести детей в социум, научить их азам общения со сверстниками. Мы считаем, что даже пассивное присутствие детей с ЗПР на мероприятиях способствует их социальной адаптации. Поэтому при проведении массовых мероприятий: спортивных развлечений, показа спектаклей – мы включали несколько детей, которые могли находиться при большом количестве ребят, если видели, что ребенок в хорошем настроении, спокоен и готов посетить мероприятие. При этом всегда с детьми находились педагоги ДОУ. Педагог садился вместе с ребёнком, и если ребёнок исчерпал запас своих возможностей, проявлял признаки утомления или беспокойство, то педагог мог уйти с ним во время спектакля, не мешая другим детям.

Увидев, что небольшое вхождение детей в массовые мероприятия проходит хорошо и это положительным образом отражается на социализации ребят, на стремлении к контактам с другими людьми, поняв, что дети справляются, мы увеличили временной промежуток их нахождения в местах массового досуга. Также начали выходить с детьми на массовые мероприятия, такие как экскурсии в лес, экскурсии в библиотеку, масленицу, колядки, катание на лошадке.

Физкультурные и музыкальные досуги также имеют свою специфику, здесь индивидуальная помощь может понадобится каждому ребёнку в любой момент. Поэтому, когда мы проводим такие мероприятия, наблюдаем за эмоциональным состоянием ребенка, за физическими нагрузками, смотрим, нужна ли помощь детям. В связи с этим развлекательные мероприятия предполагают участие большого количества взрослых, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, а после – обязательное обсуждение мероприятия специалистами ДОУ.

Совместная и непрерывная работа педагогов дает положительный результат в воспитании детей с ЗПР. И только такая деятельность, всесторонне охватывающая развитие ребенка, способствует формированию у него умения адаптироваться в обществе, вести достойный образ жизни. Благодаря правильно организованной работе, при тесном сотрудничестве воспитателей и специалистов во время проведения мероприятий у детей с ОВЗ происходит развитие физической активности, существенно повышается результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений. Это связанно не только с постоянным повторением и усложнением уже известных заданий, но и положительным эмоциональным сопровождением. Участие детей с ОВЗ в различных видах досуговой деятельности обеспечивает эмоционально-положительное взаимодействие с окружающими, что способствует их успешной адаптации и интеграции в обществе.

Таким образом, досуговая деятельность в ДОУ направлена на формирование здоровой, активной, творческой, гармонично развитой личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания дошкольника.

 

Литература

  1. Абраухова В. В. Воспитательная досуговая деятельность: учебник/В.В. Абраухова. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2021. – 101 с.
  2. Алиева Л. В. Досуговая деятельность ребенка – субъект воспитания. Теория, история, практика. / Л. В. Алиева — М.: Макс – Пресс, 2016. – 72 с.
  3. Анисимова, Т. Б. Большая книга детского досуга / Т. Б. Анисимова. — М.: Феникс, 2014. — 160 c.
  4. Борисова Н. А. Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ: методические рекомендации / Н. А. Борисова, Э. В. Бутенко, Н. А. Якименко; Благотворительный фонд культурных инициатив Михаила Прохорова (Красноярский край). – Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с. 
  5. Веракса Н. Е. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – 6е изд. доп. и испр. – Мозаика-Синтез, 2022. – 368 с.
  6. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. / А.Д. Жарков. — М.: МГУКИ, 2017. – 185 с.
  7. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении учебное пособие для вузов/ М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024.— 149 с.
  8. Исаева И. Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И. Ю. Исаева. — М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2017. — 200 с.
  9. Козлова С. А. Социализация детей в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов/ под научной редакцией С. А. Козловой. – 2е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 195 с.
  10. Момот С. В. Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков / С. В. Момот // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. Электронный ресурс. – URL: https://eduherald. ru/ru/article/view? id=15296 (дата обращения: 19. 11. 2023).
  11. Погудин В. В часы досуга / В. Погудин. — Тюмень: Тюменское книжное, 2016. — 188 c.
  12. Рябчук А. В. Теоретические основы организации досуговой деятельности / А. В. Рябчук, А. А. Бражнов // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 99-102.
Количество просмотров: 131  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
2. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
3. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
4. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
6. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
7. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
8. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
9. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
10. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования №29/2024 Новосибирск
12. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста №29/2024 Новосибирск
13. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ №29/2024 Новосибирск
14. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства №29/2024 Новосибирск
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства №29/2024 Новосибирск
16. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования №29/2024 Новосибирск
17. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений №29/2024 Новосибирск
18. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220» №29/2024 Новосибирск
19. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования №29/2024 Новосибирск
20. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся №29/2024 Новосибирск

Страницы