Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии

 

Баранова Юлия Сергеевна,

учитель технологии, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат  № 39», Новосибирск, Российская Федерация

Julia S. Baranova,

technology teacher, municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk «Special (correctional) boarding school No. 39», Novosibirsk, Russian Federation 

 

 

Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии

Teaching blind and visually impaired children culinary skills in technology lessons

Статья посвящена обучению слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии. Автор говорит о сотрудничестве с родителями в обучении детей, страхах и беспокойствах, которые они испытывают при обучении детей с нарушением зрения. Представлен перечень методик, которые могут быть использованы при обучении детей и даны рекомендации по адаптации рабочего пространства для детей с нарушением зрения.

Ключевые слова: обучение слепых и слабовидящих детей на уроке технологии, доступность учебного материала, практическое обучение, адаптация на кухне, поддержка и помощь.

The article is devoted to teaching blind and visually impaired children culinary skills in technology lessons. The author talks about cooperation with parents in teaching children, the fears and worries they experience when teaching children with visual impairment. A list of techniques that can be used in teaching children is presented and recommendations are given on adapting the workspace for children with visual impairment.

Keywords: teaching blind and visually impaired children in a technology lesson, accessibility of educational material, practical training, adaptation in the kitchen, support and assistance.

 

Приготовление пищи может стать проблемой для человека с нарушением зрения, если вовремя не научить его готовить самостоятельно. Основная задача педагога – вдохновить родителей обучать детей кулинарии и показать, что это не только возможно, но и достаточно просто и даже увлекательно.

Непосредственное обучение слепых и слабовидящих детей на уроках технологии требует сотрудничества не только с родителями обучающихся, но и с педагогами-дефектологами. Важно поддерживать этих учеников, их самооценку и визуальные навыки, содействовать их развитию и успешному продвижению в учебном процессе.

Также необходимо обеспечить доступность учебного материала для слепых и слабовидящих детей. Это может включать использование программного обеспечения для чтения текста и доступ к электронным версиям учебных материалов. Также важно учесть аудиовизуальные элементы, включая звуковые и аудио инструкции.

Обучение таких детей на уроках технологии может быть сложным, но с правильными методиками и подходом, эти дети смогут развить свои креативные способности и интерес к технологии приготовления разных блюд. Важно создать безбарьерную образовательную среду, которая позволит им полноценно участвовать в уроках и развиваться. Необходимо помнить, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные потребности и способы обучения.

Обучающиеся с нарушением зрения на уроке технологии требует особых подходов и методик, учитывающих их особенности. Представим несколько методик, которые могут быть использованы на уроках.

Адаптированный материал: использование специально разработанных материалов и инструментов, которые слепые и слабовидящие дети могут использовать для выполнения заданий. Например, уникальные инструменты с тактильными или звуковыми откликами могут помочь им понять формы, размеры и текстуры.

Работа в парах или малых группах: совместная работа предоставляет возможность для обмена опытом и поддержки между учениками. Слепые и слабовидящие дети могут получать помощь от своих товарищей, просить объяснений и консультаций.

Расширение коммуникационных навыков: помимо основных инструкций учителя, важно обучать слепых и слабовидящих детей использованию коммуникативных средств вроде шрифта Брайля, устройств для чтения Брайля или технологий синтеза речи.

Индивидуальный подход: каждый ученик может иметь свои особенности и требования. Учитель должен адаптировать предложенные задания, материалы и методы обучения под индивидуальные потребности каждого ребенка, учитывая его уровень зрения и способности.

Практическое обучение: активное участие в практических заданиях и проектах помогает слепым и слабовидящим детям лучше понимать принципы и концепции, касающиеся технологии. Задания, которые позволяют им использовать свои сенсорные навыки, могут быть особенно полезными.

Для обеспечения безопасности и удобства ребенка с нарушением зрения в кухне можно провести следующие адаптации:

Убрать острые углы и края: закруглить насеченные края столешницы при помощи угольника.

Организовать доступ к кухонным предметам и продуктам: разместить все необходимые участки на одном уровне и сгруппировать их по типу, например, все продукты на одной полке в холодильнике или на одной полке в шкафу.

Установить метки или специальные тактильные маркеры на кухонную технику и посуду: это позволит ребенку легче находить нужные предметы.

Обеспечить хорошее освещение: использовать яркие осветительные приборы, а также регулируемое освещение для создания оптимальных условий для зрения. Использовать специальные безопасные кухонные инструменты – это могут быть топорики с защитными заглушками или ножи с небольшими облегчениями для безопасной работы.

Обучить ребенка правилам безопасности на кухне и регулярно повторять их. Это позволит ему уверенно и самостоятельно использовать кухонные принадлежности.

Создать удобное рабочее место: подогнать стол и стул для удобства и легкости.

Организовать систему хранения и размещения вещей: использовать различные контейнеры, яркие метки или систему органайзеров, чтобы ребенок мог легко находить необходимые предметы.

Соблюдение этих простых мер позволит сделать пространство кухни более безопасным и удобным для ребенка с нарушением зрения.

Инструменты, бытовая техника и приспособления, которые облегчат ребенку с нарушением зрения жизнь на кухне:

- Весы с голосовой озвучкой для взвешивания продуктов;

- Индукционная плита с электронным управлением, позволяющая установить нужную температуру и время готовки;

- Универсальный процессор для нарезки, терки и резки продуктов;

- Специализированные мерные стаканы и ложки с тактильными метками для удобства измерения ингредиентов;

- Специальные ножницы с защитой для пальцев для безопасной нарезки продуктов;

- Таймер с голосовым сопровождением для контроля времени готовки;

- Электронный термометр с голосовой озвучкой для измерения температуры в плите и продуктах;

- Специализированный нож для чистки и нарезки фруктов и овощей;

- Мультимедиа-плеер с возможностью прослушивания аудиокниг во время готовки;

- Специальные приспособления для открывания банок, бутылок и закатывания банок с консервами и т.д.

Для того чтобы преодолеть страх и начать обучать ребенка готовить, важно:

  • изучить основные правила безопасности на кухне и научить им ребенка;
  • разобраться в необходимом оборудовании и ингредиентах;
  • поддерживать и мотивировать ребенка, демонстрируя ему свою веру в его способности готовить;
  • использовать адаптивные методы обучения;
  • не бояться ошибок и неудач – они являются частью процесса обучения;
  • подготовить специализированные материалы и инструменты для детей с нарушением зрения: маркеры с тактильной маркировкой, специальные ножи и посуду с выступами для ориентации;
  • помогать ребенку ориентироваться на плите и духовке, используя звуковые и тактильные подсказки;
  • объяснять ребенку каждый шаг рецепта детально и пошагово, используя ясные и понятные инструкции;
  • позволять ребенку самостоятельно ощупывать и исследовать продукты перед их обработкой, чтобы он мог лучше запомнить их текстуру и форму;
  • поощрять ребенка к самостоятельным действиям, но быть готовым к оказанию помощи и поддержки в случае необходимости;
  • после приготовления блюда позвольте ребенку самому оценить его вкус и текстуру, чтобы он мог научиться анализировать результаты своей работы.

Для того чтобы ребенок с нарушением зрения научился готовить самостоятельно, необходимо как можно раньше начинать обучать его кулинарным навыкам. Нередко родители испытывают страх и беспокойство при обучении детей с нарушением зрения. Это связано с тем, что им может казаться, что подобные задачи требуют особых навыков и знаний, наличие которых у них отсутствует. Однако важно помнить, что каждый родитель способен научить своего ребенка готовить, даже если у него есть ограничения в зрении.

Из опыта работы мы делаем вывод, что необходимо использовать каждый удобный случай, чтобы научить ребенка чему-нибудь. На уроках всегда выдаем детям сырые и обработанные продукты для самостоятельного исследования, обращаем внимание на запах, когда готовятся продукты, когда пригорели или испортились. Перед началом работы на кухне знакомим детей с посудой и инструментами, которые понадобятся в процессе работы. Многие считают, что для того чтобы учить ребенка с нарушением зрения кулинарным навыкам, необходимо иметь на кухне множество различных тифлосредств, но на самом деле, можно применять самые обычные приборы и инструменты, которые используют зрячие люди при приготовлении пищи.

Рассмотрим несколько простых примеров адаптирования посуды для приготовления пищи.

Для того чтобы безопасно поместить в кипящую воду вермишель, пельмени или любые крупы, можно использовать обычное сито с длинной ручкой. Для этого достаточно поднести его к кастрюле и пересыпать содержимое.

Чтобы отмерить необходимое (на одну порцию) количество спагетти, можно воспользоваться обычной пластиковой бутылкой из-под молока. С помощью ее горлышка незрячему ребенку не составит труда выверить необходимое количество продукта для варки.

Для дозирования жидких приправ, соусов и так далее, можно использовать шприц-дозатор с мерными насечками. А для того, чтобы смазать дно противня или сковороды, можно использовать обычную емкость с силиконовой кисточкой или поляризаторы.

Чтобы нарезать лук или чеснок, можно воспользоваться ручными измельчителями, а вот для нарезки отварных овощей подойдут разные виды овощерезок.

При нарезке хлебобулочных изделий можно воспользоваться обычным кухонным ножом, при этом, чтобы отмерить толщину куска хлеба, вместо визуального контроля можно использовать указательный палец левой руки, если нарезать правой. В дальнейшем толщину куска ребенок научится отмерять интуитивно.

Используя разделочную доску, ребенок с нарушением зрения испытывает трудности при пересыпании продуктов с доски в миску или на сковороду, поэтому мы используем отверстие в разделочной доске для высыпания нарезанных продуктов, что значительно упрощает жизнь человеку с нарушением зрения.

Прежде чем включить конфорку, сначала на холодной плите убеждаемся, что посуда стоит ровно.

Чтобы определить, что электрическая конфорка включена, нужно провести рукой над варочной панелью: нагретая конфорка источает тепло, а степень нагрева можно ощутить от высоты нахождения ладони – чем горячее конфорка, тем выше будет ладонь.

Для поиска горячей посуды на плите можно использовать длинную ложку с силиконовым верхом, с помощью которого ребенок сможет почувствовать, насколько еще горячая посуда (такой способ подходит и для поиска горячей решетки в духовом шкафу).

Переворачивать куски на горячей сковороде можно с помощью кухонных щипцов, но стоит помнить, что все новые действия нужно учиться выполнять на холодной сковороде.

Самое главное в процессе работы с ребенком с нарушением зрения — это проговаривание всех выполняемых действий. Но одного рассказа будет недостаточно. Если только рассказывать, но не показывать действие тактильно, это приведет к вербализму. В таком случае ребенок сможет рассказать о действии и даже перечислить все необходимые алгоритмы, но не сможет повторить эти действия, так как не представляет, как это выглядит на самом деле.

Помните, что готовка может стать для ребенка увлекательным и полезным занятием, а ваша поддержка и помощь в этом процессе очень важны. Доверьтесь себе и своему ребенку, и вы увидите, как приятно и полезно может быть обучение готовить вместе.

Самое главное – начать!

Литература

  1. Денискина В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения. — М.: Логосвос, 2022. — 60 с.
  2. Денискина В. З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение. — М.: Логосвос, 2022. — 64 с.
  3. Иванова Е. А. Модель организации профориентационной работы с обучающимися с нарушениями зрения основной школы в урочной деятельности посредством освоения предметной области «Технология» / Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 70–78.
  4. Маркелова Ю. И., Монахова Н. А. Методические рекомендации «Особенности обучения и психологопедагогического сопровождения слабовидящих детей в условиях ФГОС ОВЗ». — Иваново, 2021 – 48 с.
  5. Савченко Е. Н. Обучение слепых и слабовидящих детей совместно со зрячими детьми. Инклюзия в образовании / Е. Н. Савченко. — Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 283-285. Электронный ресурс. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100123/ (дата обращения: 23.01.2024).
Количество просмотров: 272  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Работа по развитию речевых умений на иностранном языке у обучающихся старших классов в процессе внеучебной деятельности №30/2024 Новосибирск
2. Квест-игра как форма мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума №30/2024 Новосибирск
3. Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС №30/2024 Новосибирск
4. Обучение девятиклассников критериальному оцениванию задания 13.3 ОГЭ по русскому языку №30/2024 Новосибирск
5. Использование интерактивного Smart-стола при работе с детьми в ДОУ №30/2024 Новосибирск
6. Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника №30/2024 Новосибирск
7. Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии №30/2024 Новосибирск
8. Конкурсная деятельность в учреждении дополнительного образования №30/2024 Новосибирск
9. Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка №30/2024 Новосибирск
10. Ортологическая языковая личность и аспекты ее описания №30/2024 Новосибирск
11. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
12. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
13. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
14. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
15. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
17. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
18. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
19. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
20. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск

Страницы