Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства

 

Цешковская Яна Станиславовна,

педагог-психолог, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 126», Новосибирск, Российская Федерация

Yana S. Tseshkovskaya,

 teacher-psychologist, MAOU Lyceum No. 126, Novosibirsk, Russian Federation

 

 

Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства

Formation of value and semantic orientations of students through acquaintance and familiarization with the samples of cultural television and cartoon heritage of our country of the twentieth century in the educational space

Статья посвящена превентивной (развивающей, просветительской) работе педагога-психолога, учителя, педагога-библиотекаря, которым небезразлично духовно-нравственное воспитание и развитие современных детей, принадлежащих к поколению Альфа. Содержание работы направлено на формирование ценностно-смысловых ориентиров современных школьников через их знакомство и приобщение к лучшим образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века. В статье с научной точки зрения обосновывается необходимость в условиях современных реалий формирования у обучающихся личностных ценностно-смысловых компетенций путем развития таких важных психологических новообразований, как личностная рефлексия, эмоциональный интеллект, развитие социально-критического мышления.

Ключевые слова: культурное телевизионное и мультипликационное наследие, ценностно-смысловые компетенции, личностная рефлексия, эмоциональный интеллект, социально-критическое мышление.

The article is devoted to the preventive (developmental, educational) work of a teacher-psychologist, teacher, teacher-librarian, who are not indifferent to the spiritual and moral education and development of modern children belonging to the Alpha generation. The content of the work is aimed at the formation of value and semantic orientations of modern schoolchildren through their acquaintance and familiarization with the best examples of cultural television and cartoon heritage of our country of the twentieth century. From a scientific point of view, the article substantiates the need, in the conditions of modern realities, for students to form personal value-semantic competencies through the development of such important psychological neoplasms as personal reflection, emotional intelligence, and the development of socially critical thinking.

Keywords: сultural television and cartoon heritage, value-semantic competencies, personal reflection, emotional intelligence, socio-critical thinking.    

 

        

Современные психологи констатируют, что количество неврозов разной степени и нарушений произношения звуков у детей за последние 10 лет выросло в несколько раз. По мнению специалистов, причина кроется, в том числе, в неконтролируемом просмотре видеоконтента с младенческого возраста, а также слабом качестве (или неподходящим для детей) современной мультпродукции. С этим трудно не согласиться: мы воочию видим, что дети до трех лет связно практически не говорят, а количество детей с различными логопедическими проблемами, гиперактивностью, серьезными неврологическими заболеваниями, нарушениями психологического здоровья увеличивается. Конечно, дело не в одних мультфильмах. Однако перечисленные явления до вторжения в нашу жизнь планшетов и сотовых телефонов встречались реже. Детские телевизионные фильмы, мультипликация, являются в своём роде, информационной пищей для головного мозга и психики. И здесь важен и «размер порции», и её качественное наполнение. Иными словами, важно то, что именно и сколько по времени смотрит ребёнок.

С героями любимых мультфильмов ребёнок неосознанно идентифицируется, хочет быть на них похожим. Именно поэтому развёрнутость внутреннего мира героя необычайно важна, поскольку способствует пониманию ребёнком и своих переживаний.

Посылы о нормах поведения, отношения к дружбе, труду, состраданию, добру и злу в произведениях ХХ века очень чёткие. За счёт неторопливости развития сюжета у ребёнка есть возможность прочувствовать характер, позицию героев, понять настроение.

Современные дети, обладающие «клиповым» мышлением, с трудом привыкают к фильмам, мультипликации XX века: в них нужно вдумываться, следить за сюжетом, сопереживать, а к этому дети, растущие на скачущих бесформенных «мультсозданиях» («как бы развивающих»), оказалось, сегодня не приучены. Автор уверен, что от Значимых взрослых зависит развитие детей, в том числе становление их как личности, формирование таких человеческих качеств, которые служат духовно-нравственным «маяком», ориентиром, с которым подрастающее поколение пойдет дальше по жизни – Уважение к людям, Твердость духа, Сопереживание, Доброта.

Фразы из фильмов признанных «сказочных» мастеров быстро уходили в народ, становились крылатыми и в какой-то момент начали составлять необходимый минимум, который нужно знать всякому советскому человеку. Таким образом, понимание добра и зла совершенно чётко формировалось и утверждалось в сознании детей ХХ века с 4-5 лет.

С распадом СССР передача этого культурного кода едва не нарушилась, но советские фильмы-сказки устояли. И, в последнюю очередь, устояли потому, что транслировали вечные ценности, которым неважно, какие «передряги» происходят в социуме.

Мы должны показывать детям самые разные произведения, в том числе те, на которых росли сами, которые отложились в головах и сердцах поколения ХХ века. Современным детям просто необходимо приобретение ценностно-смыслового, культурного кода, который заложен в лучших образцах культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны эпохи СССР. Культурный код страны наследуется через преемственность поколений и является связующим звеном истории Отечества с духовным наследием наших родителей, дедов, прадедов.

 Сегодня, в условиях реалий настоящего времени, формирование и возрождение духовных, моральных и нравственных ориентиров для подрастающего поколения как никогда актуально.

Автор данной статьи предлагает творческий подход к решению этой проблемы путем реализации в условиях образовательной организации программы по формированию ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века «Назад, в Будущее!», имеющей одновременно просветительскую, развивающую и профилактическую направленность. Настоящая программа ориентирована на формирование у обучающихся личностных ценностно-смысловых компетенций.

Цель программы реализуется посредством решения следующих задач:

1. Ориентировать детей в системе моральных норм и ценностей:

- уважения к личности и её достоинству, доброжелательном отношении к окружающим;

- ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий через познание положительной модели взаимодействия между сверстниками, со Значимыми взрослыми;

- уважения к ценностям семьи, любви к природе, признании ценности здоровья, своего и других людей.

2. Формировать уважение к истории, культуре своей страны.

3. Способствовать развитию оптимизма в восприятии мира.

4. Способствовать формированию основ социально-критического мышления:

- способности к оценке своего поведения и поступков, своей учебной деятельности, характера взаимодействия со сверстниками и Значимыми взрослыми;

- готовности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

5. Развивать способность к эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.

Важным условием реализации просветительско-профилактической программы является наличие в ОУ соответствующего помещения, оборудованного современным мультимедийным оснащением, с соблюдением правил техники безопасности для проведения групповой работы, наличие достаточных средств финансирования для приобретения дидактического материала.

Необходимым условием для реализации подобных программ в образовательных учреждениях является соблюдение требований законодательства и СанПиН:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст. 12, 28; ст. 12, ч. 9; ст. 75, ч. 1.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Настоящая программа была реализована в рамках внеурочной деятельности обучающихся, в условиях работы летнего школьного лагеря. Участниками кинопросмотров стали дети 8-11 лет с сохранным интеллектом.

В ходе сопровождения и реализации авторской программы применялись современные психолого-педагогических технологии [1]:

  1. Личностно-ориентированные;
  2. Гуманно-личностные;
  3. Здоровьесберегающие (изотерапия, цветотерапия,);
  4. Активные методы взаимодействия с группой: интерактивная беседа, групповое обсуждение, дискуссия, групповая и индивидуальная рефлексия.
  5. Наставничество и сотрудничество;
  6. Диагностика и самодиагностика;
  7. Информационно-коммуникационных технологии (с использованием специальных технических средств и современного мультимедийного оснащения класса (кабинета): компьютер с выходом в интернет, экран, аудиоколонки. Использование наглядного демонстрационного материала – презентации в формате: «Point» с применением метода фото-, видео-, кинотерпии).

Программа по формированию ценностно-смысловых ориентиров обучающихся «Назад, в Будущее!» предполагает формирование и развитие у детей таких важных психологических новообразований, как личностная рефлексия и эмоциональный интеллект.

Участвуя в предлагаемых видах деятельности и проживая вместе с героями различные жизненные ситуации, в совместной интерактивной работе ребенок приобретает основы способности видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, подходит к осознанию своей роли и предназначения, в том числе, ценности и смысла жизни; приобретает навыки выбора целевых и смысловых установок для своих действий и поступков, подходя к осознанию причинно-следственных связей происходящего.

Ценностно-смысловые ориентиры детей формируются и в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека. Ребята подходят к осознанию культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Таким образом создаются условия для формирования и развития:

  1. морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  2. компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  3. эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других людей, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Реализовать программу по формированию ценностно-смысловых ориентиров может педагог-психолог, учитель, педагог дополнительного образования, обладающий устойчивой гражданско-патриотической позицией, нацеленный на развивающую и превентивную работу с личностными компетенциями школьника в сфере мировоззрения и ценностных ориентиров, гуманистической направленностью на поддержку и помощь личности ребенка, уважения и любви нему, оптимистической веры в его творческие силы. Работа специалиста в интерактивном режиме предполагает высокую готовность к вариативности в выстраивании деятельности с реально возникающими ситуациями в режиме «здесь и теперь».

Важным условием достижения целей и выполнения задач программы является владение педагогом-психологом навыками активного слушания, гибкостью и творческим подходом при встрече с разными высказываниями, создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого.

Организацию занятий лучше осуществлять в небольших группах, не превышающих 15 – 25 человек, а продолжительность курса составляет 30 дней по 1 академическому часу 2 раза в неделю. Местом проведения занятий может быть классная комната.

Для успешной реализации настоящей программы были использованы и рекомендованы следующие ресурсы:

  1. Современное мультимедийное оснащение класса/кабинета с экраном, колонками, компьютер с выходом в интернет;
  2. Стулья, расставленные рядами с учетом возможности комфортного просмотра;
  3. Чек-лист, который крепится к магнитной доске с наименованием просмотренного фильма, названием отряда, фамилией, именем, количеством лет каждого ребенка, просмотревшего фильм/мультфильм. В конце каждого просмотра детям предлагается дорисовать смайлик (оценка эмоционального отношения к просмотренному контенту);
  4. Цветные карандаши, ручки, чистые листы бумаги;
  5. Анкеты для входного и выходного анкетирования в целях контроля реализации программы.

В качестве контроля за успешностью реализации программы использовалось анкетирование обучающихся, собеседования, беседы с педагогами и родителями, наблюдение.

Анализируя результаты входного анкетирования ребят, можно сделать вывод, что с детскими фильмами, сказками, мультфильмами XX века современные дети знакомы мало – всего 34 % опрошенных.

85 % детей называют героев мультфильмов «Ну погоди!», «Каникулы в Простоквашино», герои которых продолжают жить в сегодняшней мультипликации.

65 % опрощенных детей смотрят аниме как дань современной моде.

54 % детей отмечают, что их знакомят с кино- и мультнаследием СССР родители, бабушки, дедушки, а 46 % (!) детей впервые увидели фильмы, мультфильмы, сказки эпохи СССР в школе, с ними их познакомил классный руководитель.

96 % ребят, посетивших программу киносеансов, при входном анкетировании ответили, что у них действительно есть желание узнать новое, интересное о ребятах – ровесниках из ХХ века – из лучших детских фильмов, сказок, мультфильмов СССР. Этот факт свидетельствует о том, что взрослым не стоит ориентироваться на сиюминутное веяние времени – детей действительно нужно знакомить и показывать им добрые советские сказки, фильмы и мультфильмы эпохи СССР.

72 % детей ответили о своих ожиданиях от кинопросмотров, что они будут интересными и увлекательными. А 28 % ребят предположили, что кинопросмотры им помогут научиться чему-нибудь важному и доброму (рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты эмоциональных ожиданий обучающихся от кинопросмотров

Из результатов итогового анкетирования мы узнали, что 92 % опрошенных ребят кинопросмотры понравились. 92 % детей полюбился «Попугай Кеша» и «Домовенок Кузя», а у 87 % детей оставил теплый след в душе художественный фильм «Девочка из города».

Интересен факт, что 82 % девочек не оставил равнодушным мультфильм-мюзикл «Летучий корабль» на музыку Максима Дунаевского, фразы из песен которого девочки напевали перед просмотрами.

37 % ребят были уже знакомы с фильмом-сказкой «Сказка о потерянном времени», его отметили как полюбившийся кинопросмотр 69 % детей (рисунок 2).

Рисунок 2. Рейтинг кинопросмотров

 

Отраден тот факт, что дети положительно отметили все кинопросмотры. Отрицательных отзывов о просмотрах не выявлено 0 % (рисунок 3).

Рисунок 3. Процентное соотношение положительных и отрицательных отзывов обучающихся о кинопросмотрах

 

92 % ребят задумались, насколько важна в жизни настоящая дружба.

87 % ребят задумались о важности в жизни поддержки и взаимопонимания.

47 % заметили, как смешно со стороны выглядит зазнайство и хвастовство.

45 % детей задумались над тем, что некрасиво обманывать других,

34 % ребят отметили, что всем людям очень нужна любовь близких.

28 % ребят отметили, что нужно вовремя делать уроки, прилагать усилия, стараться и не оставлять «на потом».

Рисунок 4. Круг тем/вопросов, над которыми обучающиеся задумались после кинопросмотров

 

Отвечая на заключительный вопрос итоговой анкеты, 89 % ребят отметили, что будут рады дальнейшему продолжению программы кинопросмотров.

Представленные результаты анкетирования свидетельствуют о положительной динамике исследуемых показателей и позволяют сделать вывод об эффективности нашей программы и рекомендации по дальнейшей ее реализации в условиях общеобразовательных организаций.

В реализации программы имеются временные ограничения, которые не позволяют в полной мере реализовать все ее потребности, вязанные с ограниченностью просмотров из-за продолжительности детских фильмов/мультфильмов (контент, продолжительностью от 2-3 и более часов) и ограничению по длительности просмотров в связи с требованиями СанПиН.

 

Литература

  1. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки высшего образования – бакалавриата «Психологопедагогическое образование» / сост. Т. В. Савченко. – Омск: Изд-во ОмГА, 2016. – 52 с.
  2. Общая психология. Методы активного обучения: учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 182 с. – (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06613-5. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт. – Электронный ресурс. – URL: https://urait.ru/bcode/538523 (дата обращения: 21.12.2023).
  3. Рябцев В.К., Слободчиков В. И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации. Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Том 14. – № 3. – С. 113–130.
  4. Шмидт В. Р. Кинотерапия в школе – 2009.
  5. Юрий Вагин: Доктор, кино лечит? Кинотерапия, как решение психологических проблем. – М., Издательство: АСТ, 2022 г. – 256 с.
Количество просмотров: 129  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
2. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
3. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
4. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
6. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
7. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
8. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
9. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
10. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования №29/2024 Новосибирск
12. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста №29/2024 Новосибирск
13. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ №29/2024 Новосибирск
14. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства №29/2024 Новосибирск
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства №29/2024 Новосибирск
16. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования №29/2024 Новосибирск
17. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений №29/2024 Новосибирск
18. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220» №29/2024 Новосибирск
19. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования №29/2024 Новосибирск
20. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся №29/2024 Новосибирск

Страницы