Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

 

Смердина Татьяна Васильевна,

директор МБОУ СОШ № 197, Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana V. Smerdina,

director of MBOU secondary school No. 197, Novosibirsk, Russian Federation

 

 
 

Дудченко Мария Ивановна,

заместитель директора, курирующий учебно-воспитательную работу, МБОУ СОШ № 197, Новосибирск, Российская Федерация

Maria I. Dudchenko,

deputy director in charge of educational work at MBOU Secondary School No. 197, Novosibirsk, Russian Federation

 

Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

From experience in preparing for the OGE in mathematics

В статье представлен опыт организации подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по математике на примере комплексной работы администрации ОО, методического объединения учителей математики и школьного педагога-психолога. Также описаны механизмы преодоления профессиональных дефицитов педагогических работников.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, математика, психологическое сопровождение, профессиональные дефициты, самодиагностика, комплексный подход.

Using the example of the complex work of the administration of an educational institution, the methodological association of mathematics teachers and a school teacher-psychologist, the article presents the experience of organizing the preparation of 9th grade students for the Unified State Examination in mathematics. Mechanisms for overcoming professional deficits of teaching staff are also presented.

Keywords: state final certification, mathematics, psychological support, professional deficits, self-diagnosis, integrated approach.

 

«Основной государственный экзамен по математике в 9-х классах должен сдать каждый», – этой простой фразой педагог пытается мотивировать своих учеников. Формула «успеха» кажется очень простой: мотивированный обучающийся, высокий уровень подготовки и компетентный учитель. Анализ этих трёх составляющих в школе выявил проблемы, с которыми сталкиваются учителя математики, скорее всего, не только нашей школы. Мотивацию как осмысленный, серьёзный подход к ожидаемым результатам, дальнейшему самоопределению, осознанным потребностям, ориентиру на профессию, к сожалению, демонстрируют в середине учебного года всего 50 % выпускников 9-х классов нашей школы. Уровень подготовки обучающихся по предмету – достигнутые планируемые результаты – подчас необъективно оценивается самими учениками. Кроме того, родители (законные представители) также проявляют завышенные ожидания от знаний и умений своего ребёнка.

Педагоги, в свою очередь, считают, что «натаскивание» (в хорошем смысле этого слова) на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, так как даже визуальное знакомство со структурой вариантов ГИА дает свои плоды: ученик перестаёт «бояться», легче ориентируется в заданиях, быстрее переключается с одного задания на другое, быстрее осмысливает предлагаемый текст. И учителю в ходе такой «въедливой», кропотливой работы с вариантами ГИА по предмету удаётся соединять фундаментальную и узкопредметную подготовку с формированием метапредметных учебных действий.

В ГИА по математике встречаются не только простые, понятные, но и «каверзные» задания. Их подчас не могут решить даже способные ученики, которым такие задачи на первый взгляд «трудными» не кажутся. Одним из путей решения их является поиск алгоритма, позволяющего ученику определять тип и особенности «каверзной» задачи и осуществлять пути решения.

И это только одна из тонкостей ГИА по математике. Кроме того, в подготовительной работе к ОГЭ учеников необходимо обучить правилам оформления работы, заполнению бланка ответов; применению тактики и стратегии выполнения заданий в условиях ограниченного времени; пониманию иерархии заданий по уровню сложности. Учитель математики, понимающий, с чем сталкивается выпускник на ГИА, уделяет время на уроке этим вопросам. Для положительного результата нужна ежеурочная, доведённая до автоматизма тренировка каждого этапа экзамена, отработанное умение «видеть» решение, находить правильный вариант ответа среди предложенных. Потому подготовка к ГИА по математике идёт через приобретение и освоение конкретных умений и навыков.

На протяжении нескольких лет учащиеся школы демонстрировали низкие результаты ГИА в 9-х классах по математике:

2021 год – 38 человек не сдали в основной период, 8 – в дополнительный сентябрьский период.

2022 год – 16 человек не сдали в основной период, 10 – в дополнительный сентябрьский период

2023 год – 14 обучающихся не сдали в основной период, 7 – дополнительный сентябрьский период

В школе была проведена большая работа с детальным анализом деятельности по многим направлениям, разработан план мероприятий по выходу из «зоны риска» и переходу в эффективный режим, рассчитанный на 3 года и ставший частью Программы развития образовательной организации. Методическое сопровождение оказывали куратор школы в рамках проекта «500+», директор МБОУ «Лицей № 113» Ануфриева Татьяна Викторовна и методисты МАУ ДПО «НИСО».

В ходе работы по преодолению учебной неуспешности по математике нами был изучен запрос участников образовательных отношений и апробировано несколько моделей подготовки к экзаменам, которые предлагалось выбрать на родительском собрании родителям, на классном часе – обучающимся:

- подготовка в школе на уроках;

- подготовка в школе на элективных/факультативных курсах;

- подготовка в школе во время внеурочной деятельности;

- подготовка к экзаменам самостоятельно;

- подготовка с помощью сети Интернет;

- взаимодействие с репетитором при подготовке к экзаменам.

Администрацией школы после анализа ответов о выборе траектории подготовки к экзамену сделаны выводы и сформированы группы.

Школа в лице администрации рекомендует родителям и обучающимся комплексный подход подготовки к ГИА, способствующий повышению результатов на экзаменах. Под комплексным подходом нами понимается взаимодействие администрации школы, учителей-предметников, обучающихся, родителей (законных представителей) по любым вопросам ГИА, которых в течение учебного года, как правило, возникает очень много.

В течение последних трех лет административная команда МБОУ СОШ № 197, включая руководителей предметных методических объединений, при подготовке к ГИА находится в творческом поиске: корректируются методы, формы и способы организации подготовки с обучающимися; ведется работа по повышению ответственности родителей (законных представителей) за организацию подготовки детей к экзаменам.

Анализ эффективности мер и мероприятий Плана подготовки к ГИА выявил следующие направления:

  1. Информационная деятельность по подготовке к ГИА, адресованная обучающимся и родителям (законным представителям):

- своевременное представление актуальной нормативной документации в очном формате на родительских собраниях и классных часах;

- обновление разделов сайта ОО: ГИА-9, ГИА-11;

- подготовка информационных уголков ГИА в предметных кабинетах и классных комнатах;

- информирование родителей и обучающихся о муниципальных, региональных и федеральных вебинарах, семинарах, конференциях по подготовке к ГИА, организация совместных просмотров и обсуждение актуальных вопросов;

- индивидуальные и групповые консультации классными руководителями, учителями-предметниками, организуемые для родителей (законных представителей);

- приём администрацией обучающихся, родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения ГИА;

- размещение на информационных стендах в коридорах школы нормативных документов и материалов ГИА;

- проведение классных часов по подготовке к ГИА, выборе предметов, о профориентационных предпочтениях обучающихся, о дальнейшей образовательной траектории;

- инструктажи по процедуре ГИА, заполнению бланков, выполнению заданий, правилам поведения на экзаменах, выполнению критериальных требований.

  1. Психологическое сопровождение всех участников образовательных отношений при подготовке к ГИА.

Психологическая готовность к ГИА представляет собой особый «настрой» на нужное поведение, ориентированность на конкретные действия, организацию себя на достижение успеха во время сдачи экзаменов. Психолого-педагогические условия по сопровождению обучающихся обеспечены в школе следующими мероприятиями:

- классные часы по психологической готовности обучающихся к ГИА;

- консультационная помощь родителям (законным представителям) и обучающимся, индивидуальные и групповые беседы;

- тренинги психолога и социального педагога с обучающимися;

- индивидуальные беседы психолога с классными руководителями и учителями-предметниками;

- обобщенные рекомендации на основе результатов мониторинга учебной мотивации и готовности к ГИА;

- применение учителями рекомендаций психолога при организации индивидуальной работы с обучающимися; использование дифференцированных заданий;

- составление Памяток-рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся), Памяток для обучающихся по подготовке к ГИА, Памяток для родителей по созданию условий для обучающихся дома при подготовке к ГИА;

- профилактическая работа психолога по снятию тревожности у обучающихся.

3.  Повышение предметных и методических компетенций учителей.

Это направление деятельности очень актуально для нашей образовательной организации. В феврале 2021 года в рамках федерального проекта адресной методической помощи «500+» специалистами ФИОКО, в феврале 2023 года – специалистами МАУ ДПО «НИСО», в апреле 2023 года – представителями Цифровой экосистемы ДПО АПКПРО проведены диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников школы. В ходе этих мероприятий выявлены профессиональные риски и дефициты, которые требуется преодолеть учителю для повышения эффективности профессиональной деятельности. Направление также требует комплексного и системно-деятельностного подходов, активизации института наставничества в школе.

В рамках программы по преодолению профессиональных дефицитов педагогических работников управленческой командой школы предприняты следующие меры:

- обеспечена всем педагогическим работникам возможность прохождения курсов повышения квалификации по направлениям выявленных профессиональных дефицитов;

- организовано наставничество в группах по направлениям профессиональных дефицитов;

- разработан и реализуется под руководством руководителя предметного методического объединения учителей математики План самообразования педагогов по направлениям профессиональных дефицитов;

- поддерживается участие учителей в конкурсах профессионального мастерства;

- проводятся открытые уроки, демонстрирующие овладение современными технологиями и инструментами, способствующими преодолению профессиональных дефицитов;

- взаимопосещение уроков учителями разных учебных предметов с целью обмена опытом по преодолению профессиональных дефицитов, особенно в рамках одного направления;

- ознакомление с опытом работы педагогов школы и других образовательных организаций по теме самообразования; использование федеральных, региональных, муниципальных площадок и вебинаров;

- участие в конференциях и мастер-классах;

- расширение возможностей предметных методических объединений в решении вопросов преодоления профессиональных дефицитов;

- обобщение и представление опыта педагогическому сообществу школы на педагогических советах, заседаниях предметных методических объединений, общешкольной конференции; публикация на образовательных интернет-порталах опыта преодоления профессиональных дефицитов, как индивидуального, так и полученного в группе;

- создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к педагогическим работникам: нормативно закреплена система морального и материального стимулирования сотрудников, поощрения в преодолении профессиональных дефицитов; психологическая, методическая и финансовая поддержка молодых и начинающих педагогов; оказание поддержки со стороны администрации школы педагогическим работникам при подготовке материалов к аттестации на квалификационную категория.

В целях повышения уровня методических компетенций педагогов предусмотрено использование сетевой формы взаимодействия с другими образовательными организациями района, с преподавателями ФГБОУ ВО «НГПУ», методистами МБУДПО «ГЦОиЗ «Магистр», МАУ ДПО «НИСО».

4. Представление опыта подготовительной работы к ГИА учителями математики.

В сентябре на родительском собрании родители (законные представители) знакомятся с нормативными документами, со структурой экзаменационных материалов, изменениями в контрольно-измерительных материалах, с порядком проведения экзамена, системой оценивания. Особое внимание обращается на минимальное количество баллов для успешного прохождения ОГЭ – не менее 8 баллов, из них: 6 баллов по курсу «Алгебра», 2 балла по курсу «Геометрия».

В ходе и по итогу входной диагностической работы выяснилось, что многие ученики имеют следующие проблемы:

  • разучились читать задание, условия, вопрос;
  • многие допускают ошибки в записи ответов при верном решении;
  • пропускают знаки, допускают ошибки в записи наименований;
  • часть учеников не обладают достаточными волевыми навыками, чтобы в течение трех часов выполнять задания.

Для обучающихся после входной диагностики и выбора модели подготовки к ГИА организуется работа по индивидуальным образовательным маршрутам, которую курируют родители.

На основании результатов диагностических работ и наблюдений за обучающимся в ходе выполнения заданий формируются 2 группы:

- I группа состоит из учащихся, которые поставили себе цель преодолеть минимальный порог баллов, справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3»;

- II группа формируется из учащихся, которые планируют справиться с заданиями не только базового уровня, но и более сложными заданиями; продемонстрировать повышенный или высокий уровень выполнения работы.

Корректирующие мероприятия проводятся в урочной деятельности либо в рамках внеурочной деятельности, либо самостоятельно организованной родителями.

Корректировку тематического планирования по предмету в сторону выделения некоторого количества часов на систематизацию и повторение учебного материала за уровень обучения удается осуществить за счет тем, которые предусмотрены как ознакомительные, и тем, не включенных в ГИА по математике.

На дополнительные факультативные занятия при подготовке к ГИА приглашаются обучающиеся, плохо усвоившие некоторые темы, что подтверждено результатами проверочных работ, и обучающиеся, стремящиеся научиться решать «каверзные» задания. Таким образом, в группе на одном занятии может оказаться три ученика, а на другом – пятнадцать.

Система консультаций и факультативных занятий в школе предусматривает проведение занятий не только учителем, преподающим в данном классе. В консультационную работу включены все учителя предметного методического объединения. Обучающиеся получают возможность посредством взаимодействия с разными педагогами, применяющими разные методики, стили преподавания, формы, инструменты и технологии, приобрести компетенции, недостаточно сформированные.

Все педагоги включают в ход текущего занятия в рамках урочной или внеурочной деятельности выполнение устных и письменных заданий, аналогичных экзаменационным. Учителя предлагают всё разнообразие заданий по темам из первой и второй части КИМов по предмету.

В урочной и внеурочной деятельности учителя используют задания из открытого банка задач с сайта ФИПИ. Через само- и взаимопроверку обучающиеся учатся оценивать выполненные задания. Обязательной является работа над ошибками, которую контролирует учитель; иногда работу над ошибками отдельным учащимся приходится выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно.

Создаются «реальные условия» проведения ГИА. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации. Все результаты диагностических работ по математике вносятся в таблицу, отдельно для каждого ученика; с результатами знакомятся родители (законные представители), совместно обсуждается дальнейшая образовательная траектория подготовки обучающегося к ГИА.

Учителями уделяется большое внимание работе по заполнению бланков, так как этот процесс вызывает много проблем: ограничение количества внесения исправлений, правильность расположения чисел и знаков, логика записи ответов. Обязательно проговаривается, что если получилась обыкновенная дробь, то ее необходимо обратить в десятичную; каждый символ (цифра, знак минус, запятая или точка с запятой) пишется в отдельной клеточке в соответствии с приведенным в бланке образцом, единицы измерений не требуется указывать и т. д.

Во втором полугодии в 9 классе активизируется работа по выполнению заданий второй части. Так как учеников, способных решать задания повышенного и высокого уровня, в нашей школе не так много, задачи 2 части экзаменационной работы, в основном, разбираются на дополнительных занятиях. Такие занятия ученики посещают по желанию.

Подведем итоги.

Что мешает ученикам в подготовке к ГИА?

  • Низкий уровень вычислительных навыков;
  • Слабое знание терминов и определений;
  • Наличие «пробелов» в знании теоретического математического материала.

Это то, с чем интенсивно работает учитель-предметник на основных и дополнительных занятиях.

Но есть психофизические особенности, влияющие на конечный результат: неуверенность в себе, низкая учебная мотивация; завышенная или, наоборот, заниженная самооценка подростком своих возможностей; несформированная самооценка предметных возможностей, негативное отношение к экзамену как к контрольной процедуре, от которой зависит дальнейшая образовательная траектория. И здесь не обойтись без школьного психолога, социального педагога и, конечно, без родителей.

Что помогает в подготовке?

  • Сформированные на основе результатов входного контроля индивидуальные образовательные маршруты каждого обучающегося.
  • Регулярные «репетиции» экзамена, формирование позитивного настроя на экзамен.
  • Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков.
  • Интенсивное применение в текущей работе заданий, формирующих математическую грамотность: типологии выражений, функций, уравнений и неравенств по методам решения, по вопросам тождественных преобразований выражений и равносильности уравнений.
  • Систематизация материала обучающимися на этапах повторения тем и разделов.
  • Проведение диагностических и контрольных работ, пробного ОГЭ, анализ результатов, разбор ошибок и коррекция «пробелов».

Опишем результативность деятельности школы по повышению качества образования.

Сложившийся комплексный подход к подготовке обучающихся к ГИА приносит положительные результаты как в повышении уровня предметных компетенций обучающихся, так и в повышении методических компетенций учителей.

В 2023-2024 учебном году школа была включена в федеральный проект «Школа Минпросвещения России». По результатам самодиагностики выявления дефицитов, предложенной в рамках проекта, набранное количество баллов свидетельствует о базовом уровне, что нашей школой рассматривается как положительный результат по направлениям, работа над которыми началась в 2021 году.

Может показаться, что получены незначительные результаты. Но для общеобразовательной школы, находящейся на окраине города, со сложным контингентом обучающихся (школа участвует в проекте «Мигранты России»), это позитивные изменения, к которым привела деятельность всего коллектива ОО. Переосмысление результатов коснулось всех: и управленческой команды, и педагогического коллектива. В работу предметного методического объединения вернулись «жаркие» обсуждения методов, приемов в преподавании математики. Все учителя математики ежегодно включаются в процесс подготовки к ГИА, знают об особенностях контрольно-измерительных материалов, владеют информацией о том, какие задания вызвали наибольшие затруднения у выпускников. А самое главное, совместно ищут пути преодоления незнания или неумения учащихся. Из жизни школы уходят понятия «твой» – «мой» класс.

Математика – наука очень интересная, нужная в повседневной жизни: за последние годы мы стараемся не упускать ни одной возможности, чтобы сделать математику доступной всем и всем понятной.

Но не одной математикой наполнено образовательное пространство школы. Предметов много: и обязательный русский язык, и выбранные для осуществления дальнейших профессиональных интересов предметы, поэтому данная модель подготовительной работы к ГИА постепенно внедряется в деятельность всех предметных методических объединений школы.

 

Литература

1. Безумов А. А., Серпова У. В., Шабанова М. В. Интерактивные задания на использование симуляторов цифровых инструментов в системе средств диагностики математической грамотности: опыт Москвы. – М.: ФИПИ, журнал «Педагогические измерения». – – URL: https://doc.fipi.ru/zhurnal-fipi/PI-2023-03.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

2. Нелюбова Я. К., Воронцова Н. Н., Молодцова О. П. Экзамен без стресса! Профилактическая программа по снижению экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов при подготовке и сдаче ОГЭ/ЕГЭ // Методические рекомендации Министерства образования Саратовской области ГАУ ДПО СОИРО // учебно-методическое пособие // Саратов. – 2019. – Электронный ресурс. – https://resurs-yar.ru/files/PDF/ege/kspo_yakzameneh-bez-stressa.pdf (дата обращения: 15.03.2024).

3. Ященко И. В., Семенов А. В. Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Математика. М.: ФИПИ, 2020. – Электронный ресурс. – https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh shkol#!/tab/223974643-2 (дата обращения: 15.03.2024).

Количество просмотров: 136  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
2. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
3. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
4. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
6. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
7. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
8. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
9. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
10. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования №29/2024 Новосибирск
12. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста №29/2024 Новосибирск
13. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ №29/2024 Новосибирск
14. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства №29/2024 Новосибирск
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства №29/2024 Новосибирск
16. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования №29/2024 Новосибирск
17. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений №29/2024 Новосибирск
18. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220» №29/2024 Новосибирск
19. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования №29/2024 Новосибирск
20. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся №29/2024 Новосибирск

Страницы