Шишкина Наталья Николаевна,воспитатель, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 152», г Новосибирск, Российская Федерация Natalia N. Shishkina, educator, municipal budgetary educational institution «Special (correctional) boarding school No. 152», Novosibirsk, Russian Federation |
Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
В статье предлагаются к рассмотрению естественные методы коррекции речи детей с ограниченными возможностями с использованием театрализованной деятельности, кукольного театра. В статье описаны игры: театрализованные, с предметами, для снятия эмоциональной напряженности, а также различные способы развития речи и ее выразительности.
Ключевые слова: школьный театр, театрализованные мероприятия, куклы, эмоциональность речи, эффективные занятия, дети с особенностями развития здоровья.
The article proposes for consideration natural methods of speech correction for children with disabilities using the theatrical activities of a puppet theater. The article describes theatrical games, games with objects, games to relieve emotional tightness, various ways of developing speech and its expressiveness.
Keywords: school theater, theatrical activities, dolls, emotionality of speech, effective classes, children with special health development.
Статистика показывает, что количество детей с выявленным аутизмом и ДЦП год от года увеличивается. С одной стороны, это показатель улучшения диагностики, с другой стороны – объективный процесс. Принципы обучения таких детей ещё находятся в стадии разработки, поэтому любой опыт работы с такими детьми является актуальным и необходимым.
Дети с ОВЗ довольно давно стали объектом пристального внимания педагогического сообщества и активными субъектами образовательного процесса. Не менеe всех других детей школьники и дошкольники с ментальными, умственными, двигательными и другими ограничениями здоровья ценны для общества, поэтому в процессе образования необходимо учитывать особенности их развития в интеллектуальной, психофизической, эмоциональной сферах и делать всё для расширения «границ» возможностей их здоровья.
Специфика нашей школы (муниципальной бюджетной специальной (коррекционной) школы-интерната № 152 г. Новосибирска) предполагает активную коррекционную и восстановительную образовательную деятельность. Деятельность эта многоаспектна, и одним из направлений является речевая коррекция.
Речевые проблемы детей с аутизмом, ДЦП и другими особенностями изучены и обобщены – это и разнообразные фонематические нарушения, и речевая пассивность, и ограниченность словарного запаса, и вполне объяснимый низкий уровень словообразования, и неумение управлять темпом и силой голоса. Разумеется, всё это является сферой коррекции и компенсации со стороны медиков, учителей, логопедов, психологов. Однако есть еще одна область, внутри которой речевая коррекция детей с ОВЗ происходит почти естественным образом и не осознается как результат стороннего воздействия. Речь идет о театрализованной деятельности вообще и о кукольном театре в частности.
С одной стороны, в кукольном театре реализуются многие потребности детей: игровая деятельность, в том числе, «работа» с игрушкой; общение со сверстниками, голосовая имитация различных звуков. С другой стороны, в процессе театральной деятельности ребенка с ОВЗ закладывается множество точек личностного роста. Нужно понимать, конечно, что работа с нашими воспитанниками требует терпения, системности и пунктуального следования к цели.
Есть ещё одна особенность вовлечения ребят с ОВЗ в театр – развитие ребенка-актёра в процессе работы над спектаклем (над ролью и её пластическим и речевым воплощением). Для нас это гораздо важнее, чем зрительская реакция.
Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями физического и психического здоровья в театрализованную деятельность и театральные постановки позволяет решить различные проблемы: с одной стороны, через работу в коллективе сверстников смягчается процесс социальной адаптации ребенка, с другой стороны, происходит частичная коррекция двигательных и речевых отклонений через развитие мимики и мелкой моторики.
Нам не раз приходилось анализировать многоаспектность функций кукольного театра в коррекционной школе – это и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и школьного возраста, и организация сотрудничества с родителями, и развитие креативного мышления ребят, и развитие мелкой моторики при работе с куклой. Одним из важных аспектов театральной деятельности является работа, направленная на речевую коррекцию. В процессе театрализации мы не заменяем логопеда – мы дополняем его работу.
Начиная работать с младшими школьниками, активно используем театральные игры. Это пока не игры-воплощения, это игры с пальчиками, кулаками, ладошками. Известная и проверенная истина: развитие мелкой моторики стимулирует речь, а речь и мышление связаны друг с другом неразрывно. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», – писал В.А. Сухомлинский. В методической литературе таких игр и заданий описано множество. Это и «У оленя дом большой», «Гномики-прачки», и традиционные русские мануальные игры «Сорока-воровка» или «Ладушки» [4, 5]. Для наших воспитанников, у которых нередок диагноз «спастическая диплегия», такое задание выполнить непросто, порой требуется помощь родителя или педагога. Важно не допустить затухания интереса и вовремя поменять игру. Играем за столом, поскольку детям-колясочникам нужна опора для рук.
Для развития мелкой моторики детей и следующего этапа их включения в театрализацию изготавливается простейшая игровая кукла: в носовой платок (или лоскут ткани) заворачивается шарик для пинг-понга, завязывается ниточкой (голова); свисающая часть лоскута становится юбочкой (работа выполняется совместно с родителями). На голове можно обозначить глазки и рот (рисунок 1). С этой куклой отрабатываем движения «вверх-вниз», работаем в парах: пусть куклы поздороваются, посмеются, поплачут, попрыгают.
Рисунок 1. Игровая кукла
Дети-аутисты, плохо переносящие зрительный контакт и потому часто лишенные возможности «считывать» выражение лица, учатся понимать эмоцию через позу, жест и фиксированное «выражение лица» театральной куклы.
Следующий этап становления речи и снятия эмоциональной зажатости – работа с мышцами лица, с мимикой. Здесь тоже существует немало проверенных приёмов. Можно использовать простейшую куклу, изготовленную из двух бумажных стаканчиков: на боковой поверхности одного стаканчика вырезается круг диаметром около двух сантиметров. Затем стаканчики вставляются один в один: внешний – с прорезанным отверстием (контуром лица), внутренний – целый. Через прорезанный кружок рисуем «личико-смайл» в определённом эмоциональном состоянии, например, с улыбкой (рисунок 2). Проворачиваем немного внутренний стаканчик вправо или влево, чтобы в контуре «личика» снова оказалась чистая поверхность, и рисуем другое эмоциональное состояние, например, грустное (уголки губ вниз) (рисунок 3). И дальше продолжаем на свое усмотрение: ротик буквой «О» – поёт (рисунок 4), дуги вместо глаз – спит. Игрушка выполняется заранее педагогом или родителями. На занятии в процессе игры с куклой ребенок проворачивает стаканчик и повторяет мимически одно за другим все состояния, которые демонстрируются.
Рисунок 2