Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)

 

Куманяев Дмитрий Федорович,

учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 44», го. Тольятти, Российская Федерация

Dmitry F. Kumanyaev,

 teacher of history and social studies, Municipal budgetary educational institution of the Tolyatti city district «School No. 44», Tolyatti, Russian Federation

 

 

 

Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)

Modern approaches to the study of complex social science topics (from work experience)

В статье представлен лонгрид, посвященный изменениям положений Конституции в ходе всенародного голосования 2020 года, где изучены и проанализированы полномочия президента РФ, начиная с появления этого института на заре 90-х, изменение его властных полномочий и влияние на формирование высших органов власти в наши дни. Предложены рекомендации по работе с лонгридом. Также представлены методы и педагогические технологии, позволяющие эффективно организовать процесс изучения поправок к Конституции и института Президента на уроках обществознания.

Ключевые слова: обществознание, методики преподавания, лонгрид, сложные темы обществознания, Конституция РФ.

 

The article presents a longrid devoted to changes in the provisions of the Constitution during the popular vote in 2020, where the powers of the President of the Russian Federation have been studied and analyzed, since the appearance of this institution at the dawn of the 90s, the change in his powers and influence on the formation of higher authorities in our days. Recommendations for working with Leonid are offered. Methods and pedagogical technologies are also presented, which make it possible to effectively organize the process of studying amendments to the Constitution and the Institute of the President in social studies lessons.

Keywords: social studies, teaching methods, longrid, complex social studies topics, the Constitution of the Russian Federation.

 

Наше общество переживает непростой период перехода к новым ценностям и идеалам, которые обусловлены глобализацией. При этом необходимо учесть самоидентичность и историческое прошлое народов России. В этом контексте важную роль играют патриотическое и гражданское направления воспитания, а также формирование политической грамотности в процессе получения образования.

Серьезным потенциалом для формирования гражданственности, патриотизма, политической грамотности обладает учебный предмет обществознание. Дополняя УМК актуальными исследованиями, сокращая тем самым разрыв между школьным предметом и наукой, включая в свою деятельность современные педагогические технологии, учитель получает хороший методический арсенал для работы по наиболее сложным темам курса. К таковым можно отнести темы, касающиеся института Президента и поправок к Конституции 2020г [2].

В данной статье мы представим теоретическую часть исследования, посвященного изменениям положений Конституции в ходе всенародного голосования 2020 года, проведенного нами в 2022 – 2023 годах, которая может выступать в качестве лонгрида на уроках обществознания. А также обратим внимание на методы и педагогические технологии, которые хорошо зарекомендовали себя в процессе преподавания обществознания, и которые, по нашему мнению, целесообразно использовать при изучении института Президента и поправок к Конституции.

Рисунок 1. Лонгрид «Поправки»

 

Представленная теоретическая часть нашего исследования – это основа лонгрида, который может быть применен для изучения института Президента и поправок к Конституции.

Для того чтобы превратить представленный по qr-коду (рисунок1) текст в полноценный лонгрид, мы рекомендуем включить в него фотографии, графики и другие иллюстрации. Интересным подходом, на наш взгляд, является привлечение обучающихся к оформлению лонгрида. Используя технику «коллаж» в первой части (лучше сдвоенного) урока, ребята обзорно знакомятся с текстом, далее подбирают подходящие иллюстрации, а после внимательно знакомятся с содержанием уже полного лонгрида и выполняют задания к нему.

Для тех классов, где работа с лонгридами пока не стала привычной, можно разделить представленный нами текст на несколько частей, и использовать его в процессе групповой работы школьников.

Кроме того, важно разработать систему вопросов и заданий для организации репродуктивной и творческой деятельность учеников. Мы предлагаем составлять вопросы двух уровней: первый уровень – вопросы для «вхождения в текст», второй уровень – творческий – вопросы для активного вовлечения в оборот внетекстовой информации [8].

Например:

  1. К чему не привели принятые поправки? (к перераспределению функций и полномочий руководителя страны, возрастанию значимости решений государственной думы в процессе реализации публичной власти, увеличению полезного взаимодействия между законодательной, исполнительной и судебной ветвями).
  2. Что дала президенту возможность упрочить свою власть? (углубить свое влияние на формирование и осуществление властных полномочий высших органов страны).
  3. Сделайте вывод, кому, согласно поправкам к Конституции РФ 2020 года и принятых в последующем ФЗ, отводится главенствующее место в публичной власти? Какова его роль? (в публичной власти главенствующее место отводится Президенту РФ и его роли в функционировании и взаимодействии ветвей и органов власти, он осуществляет и предоставляет условия для устойчивости и единения через координацию и контроль органов всей системы публичной власти).
  4. Предположите, что необходимо обозначить в предлагаемом федеральном конституционном законе о Президенте РФ? (функционал главы государства, перечень полномочий, правовые гарантии и границы их реализации, которые будут носить публичный характер). И т.д.

Далее обратим внимание на методы и педагогические технологии, которые, по нашему мнению, хорошо зарекомендовали себя в процессе преподавания обществознания, поэтому могут быть эффективны при изучении поправок к Конституции [2] и института Президента.

Мы предлагаем использовать метод моделирования социального опыта, который заключается в том, что школьники могут смоделировать ситуации, возникающие в высших органах власти, и аргументированно спрогнозировать действия властей. Моделирование социального опыта можно разделить на этапы: определение проблемной ситуации, постановка целей и задач; создание образа исследуемого объекта; процесс поиска решения проблемы при помощи проведения различных операций с аналогом; применение полученного результата к исследуемому явлению [7].

Метод проектов предполагает развитие когнитивных навыков, умение выстраивать логические рассуждения и ориентирование в потоке информации, а также развитие критического мышления. Темами проектов могут быть: «Поправки в Конституцию РФ: рассказываем младшим школьникам», «Конституция во времени: эволюция Конституции РФ», «Как читать Конституцию» и др.

Игровые технологии позволят проанализировать деятельность президента и аппарата президента во взаимоотношениях с другими органами государственной власти и обществом в целом. На наш взгляд, заслуживает внимания игра «День Конституции», разработанная учителем обществознания высшей категории МБОУ Гимназия № 2 г. о. Самары И.А. Нерушиным (рисунок 2).

Рисунок 2. Игра «День Конституции»

 

Таким образом, изучая институт Президента и поправки к Конституции РФ 2020 г., учителю важно опереться не только на УМК, но и на современные исследования по данному вопросу, оформив их в лонгрид, при этом вовлекая в процесс оформления обучающихся, организовать групповую или индивидуальную работу с ним, развивая творческое начало учеников в поиске обществоведческих знаний. Также педагогу необходимо использовать педагогические технологии, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе преподавания обществознания, и поэтому эффективные при изучении поправок и института Президента. Такой методический арсенал позволит учителю чувствовать себя уверенно, рассматривая с учениками даже самые сложные темы курса обществознания.

 

Литература

  1. Иофе А. Н., Бычкова Л. В. Технология коллажа и ее применение на уроках истории и обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе. — 2021. — №3. — С.25–37.
  2. Конституция РФ. — Электронный ресурс. — URL:  http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013 (дата обращения: 12.02.2024).
  3. Кряжков В. А. Как конституционная реформа 2020 года изменила Конституционный Суд Российской Федерации // Государство и право. — 2020. — № 9. — С. 18–32.
  4. О Государственном Совете Российской Федерации: федер. закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ. Электронный ресурс. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46186 (дата обращения: 12.02.2024).
  5. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федер. закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ. — Электронный ресурс. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47393 (дата обращения: 12.02.2024).
  6. Родюкова Т. Н. Специфика использования социального моделирования в управлении. — Электронный ресурс. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-ispolzovaniya-sotsialnogo-modelirovaniya-v-upravlenii/viewer (дата обращения: 31.10.2023).
  7. Троицкий Ю. Л. Понимание как образовательная технология// Universum: Вестник Герценовского университета. — 2012. — №1. — С.70.
  8. Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ — Электронный ресурс. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46035 (дата обращения: 31.10.2023).

 

Количество просмотров: 159  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
2. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
3. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
4. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
6. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
7. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
8. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
9. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
10. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования №29/2024 Новосибирск
12. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста №29/2024 Новосибирск
13. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ №29/2024 Новосибирск
14. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства №29/2024 Новосибирск
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства №29/2024 Новосибирск
16. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования №29/2024 Новосибирск
17. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений №29/2024 Новосибирск
18. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220» №29/2024 Новосибирск
19. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования №29/2024 Новосибирск
20. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся №29/2024 Новосибирск

Страницы