Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ

 

Ляпунова Александра Юрьевна,

педагог-психолог, МАДОУ Детский сад № 81 «Дошкольная академия», Новосибирск, Российская Федерация

Alexandra Yu. Lyapunova,

teacher-psychologist, MADOU Kindergarten No. 81 «Preschool Academy», Novosibirsk, Russian Federation

 

 

Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ

General approaches to the organization and conduct of child-parent training in the work of a teacher-psychologist at a preschool educational institution

Статья посвящена вопросу оптимизации отношений «родитель – ребенок» посредством детско-родительского тренинга. В статье рассмотрены подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в ДОУ, а также представлен конспект детско-родительского тренинга «Шаги навстречу».

Ключевые слова: семья, детско-родительский тренинг, игра, упражнение.

The article is devoted to the optimization of child-parent relations through child-parent training. The article discusses approaches to the organization and conduct of child-parent training in preschool, and also presents a summary of the child-parent training "Steps towards".

Keywords: family, parent-child training, game, exercise.

 

В нашей стране семья была и остается главным институтом воспитания детей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена следующими факторами: во-первых, ребенок находится в семье значительную часть своей жизни, и по длительности воздействия на его личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей, во-вторых, ребенок находится в физической, эмоциональной и социальной зависимости от родителей, и это дает им уникальную возможность влиять на него.

Семья – это микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, представления о характере межличностных связей, закладывается модель отношения к людям. Именно поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок. Воспитание детей в современной семье осуществляется в принципиально новой ситуации – цифровая среда, ускорение темпа жизни, изменение подходов к воспитанию детей, расслоение общества по материальному благосостоянию, направленность личности на материальную обеспеченность, собственную независимость, стремление родителей на самоактуализацию, самосовершенствование, саморазвитие за пределами семьи и пр. Происходит разрыв с опытом предыдущего поколения, опыт собственного детства родителей значительно отличается от содержания жизни современного ребенка, что, в свою очередь, влияет на родительскую компетентность (Антипова Е. В [1], Зайцева Н. А. [4]).

Педагогическая практика последних лет показывает, что многие современные семьи сталкиваются с серьезными трудностями в воспитании детей. Для выявления основных трудностей и проблем, с которыми сталкиваются современные родители, воспитывающие детей дошкольного возраста, нами было проведено анкетирование родителей, воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет по специально разработанной анкете «Проблемы и вопросы воспитания и развития детей».

Анализ данных, полученных с помощью анкетирования, позволил нам выделить несколько групп наиболее распространенных проблем с которыми сталкиваются родители, детей дошкольного возраста.

Первая группа – трудности адаптации детей к условиям детского сада.

Вторая группа – проблемы с поведением: непослушание, неусидчивость, невнимательность, агрессия, тревожность, истерики, страхи, демонстративность и пр.

Третья группа – вопросы развития и воспитания детей, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Четвертая группа – проблемы во взаимодействии со сверстниками.

Пятая группа – проблема взаимодействия детей с гаджетами и цифровым миром.

Данные анкетирования позволили нам также определить основные причины, возникающих в процессе воспитания трудностей. К ним мы можем отнести:

  1. Личностные особенности самих родителей (акцентуации характера, невротические расстройства, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, низкая самооценка, проблемы самоконтроля, недостаточная эмоциональная отзывчивость, наличие психических расстройств и т.д.).
  2. Недостаток времени на воспитание, занятость и усталость родителей. Родители вынуждены много времени проводить на работе, что приводит к сокращению времени на непосредственное общение с ребенком. «Воспитание» детей зачастую сводится к физиологическому уходу за ними. Внимание к детям заменяется покупкой игрушек и организацией развлечений для них. И даже когда у родителей появляется свободное время, они не стремятся проводить его вместе с детьми.
  3. Устаревшие модели воспитания и стереотипы. Родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их самих Часто это деструктивное воспитание родителей, в котором они выросли и которое они транслирую дальше своим детям.
  4. Ухудшение физического и психического здоровья детей. В2023 году в России на 9,4 % увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Снижение родительской ответственности. Некоторые родители считали и продолжают считать, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело образовательных учреждений.
  6. Недостаток эмоционального тепла и эмоционального взаимодействия в отношениях между детьми и родителями. Все чаще общение родителей с детьми стало осуществляться в форме обмена информацией. Внимание родителей часто сосредотачивается только на достижениях и проблемах ребёнка, но не на самом взрослеющем человеке. Родители забывают о том, что общение – это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие.
  7. Негативное влияние технологий. Использование гаджетов, таких как смартфоны, планшеты и компьютеры, приводит снижению коммуникации и эмоциональной связи в семье. Вместо того, чтобы общаться и проводить время вместе, члены семьи поглощены своими устройствами и виртуальным миром. Это приводит к ухудшению отношений между родителями и детьми, а также к ощущению отчуждения и одиночества. Родители могут быть слишком заняты своими устройствами, чтобы уделить внимание своим детям. Это может привести к ощущению недостатка внимания и поддержки со стороны родителей у детей.
  8. Некомпетентность родителей в вопросах воспитания, отсутствие у них элементарных психолого-педагогических знаний. Большинство проблем, которые обозначены родителями в ходе анкетирования, обусловлены возрастными особенностями развития детей. Отсутствие у родителей необходимых знаний затрудняет понимание особенностей поведения ребенка, его потребностей, снижает возможности построение эффективной коммуникации с ним.

Часто ошибки в воспитании приводят к нарушению детско-родительских отношений, к появлению нарушений в поведении у детей. Во многих семьях детско-родительские отношения становятся настоящей болевой точкой: родители часто жалуются на проблемы с детьми. В своей консультативной практике психологи часто слышат от родителей жалобы на плохое поведение, раздражительность, нытье, капризы и истерики, ложь у ребенка, частые драки и жалобы детей друг на друга, повышенную тревожность, неадекватные реакции на замечания.

Проанализировав наши наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, а также информацию, полученную во время индивидуальных консультаций родителей, мы пришли к выводу, что родители не всегда понимают, что проблемы их ребенка могут быть связаны с ситуацией в семье. Им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить эти проблемы самостоятельно.

Понимание того, что ошибки и просчеты, которые допускают родители в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста, могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, трудностях его адаптации к жизни в обществе, различных отклонениях психического и личностного развития заставляет специалистов искать новые формы взаимодействия с семьей, которые помогут родителям создать в семье доверительные отношения и взаимопонимание, а также правильно выстроить  отношения со своими детьми.

Выстраивая отношения с семьей, важно стремиться к тому, чтобы родители становились активными участниками в воспитании своих детей. Традиционные методы работы с семьей, такие как беседы, лекции и индивидуальные консультации педагога-психолога, не всегда могут помочь в разрешении сложных ситуаций в процессе воспитания ребенка в семье. Одним из эффективных средств может стать тренинговая форма работы с родителями и детьми.

Детско-родительский тренинг – это активная форма взаимодействия между взрослым и ребенком через организацию игровой деятельности и использование психотехнических приемов. Совместная работа родителей с детьми в игровой деятельности даёт возможность создать ситуацию доверительного общения, открывает большие возможности для воздействия на внутренний мир взрослого и ребёнка.

Основная цель тренинга – установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, гармонизация детско-родительских отношений. Использование детско-родительского тренинга позволяет психологу решать целый комплекс задач.

Задачи тренинга:

  • Расширять возможности понимания родителями своего ребенка.
  • Улучшать рефлексию своих взаимоотношений с ребенком.
  • Вырабатывать у родителей новые навыки взаимодействия с ребенком.
  • Активизировать коммуникацию в семье.
  • Устранять дезадаптивные формы поведения.
  • Укреплять уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.
  • Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей.
  • Восполнять недостаток внимания со стороны родителей, отсутствие совместных игр и занятий.

Ребенку тренинг детско-родительских отношений позволит с большим пониманием относиться к родителям, увидеть их с необычной, творческой стороны и почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношении с родителями.

Формирование групп для участия в тренинге происходит на добровольной основе. Как правило, в группу входят родители, имеющие детей близкого возраста. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу), если это длительный тренинг. Допустимо участие в тренинге братьев и сестер близкого возраста.

Информация о формировании группы и возможности принять участие в тренинге может быть сообщена родителям на родительском собрании, в ходе психологической консультации. Также можно использовать объявление о тренинге, которое воспитатели размещают в родительских чатах.

Целевая аудитория: в тренинге могут принимать участие дети 5-7 лет с нормотипичным развитием и их родители. Возможно участие в тренингах детей с ОВЗ (как правило, это дети с ТНР, с нетяжелыми формами ЗПР). Нецелесообразно включать в работу тренинга детей с умственной отсталостью, РАС, СДВГ, т. к. задания будут сложными, а иногда и непосильными для данной категории детей и могут провоцировать отказ от занятий, формирование негативного эмоционального фона, проявление агрессии и т. д.

Размер группы: оптимальное количество участников 5–7 детско-родительских пар (10–14 человек).

Цикличность проведения: тренинг может быть кратковременным (разовым) или длительным (например, когда участники встречаются один раз в неделю на протяжении нескольких месяцев, или 1–2 раза в месяц в течение учебного года).

Длительность занятия зависит от возраста детей, которые принимают участие в тренинге, от их работоспособности и выносливости, от интереса со стороны участников, от состояния группы. Для детей дошкольного возраста длительность занятия не должна превышать 40–60 минут.

Требования к материально-техническому обеспечению: для проведения тренинга необходимо просторное помещение, где есть пространство для удобного расположения участников на стульях в общем круге, и пространство для выполнения подвижных игр и упражнений, материалы для творчества: цветные карандаши или восковые мелки, кисти, краски, фломастеры, цветная бумага, клей, бумага для рисования разного формата, повязки для глаз, аудиозаписи с музыкой, покрывало и т. д.

Приемы и техники, используемые в рамках занятий:

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация),

- элементы телесно-ориентированной терапии,

- коммуникативные игры,

- подвижные игры.

Структура занятий в детско-родительской группе включает в себя 3 части:

  1. Вводная часть:
  • Знакомство участников друг с другом.
  • Разогрев, создание позитивного настроя.
  1. Основная часть:
  • Работа в детско-родительской паре – дается задание на взаимодействие родителей с ребенком, выполнение которого позволяет участникам пообщаться и поиграть между собой
  • Игры и упражнения на взаимодействие между семьями.
  • Подвижная коллективная игра, направленная на обучение навыкам взаимодействия каждого участника со всеми остальными, работа в команде.
  • Закрытие границ семейной системы, возвращение в свою семью, снова взаимодействие внутри семьи и детско-родительской пары.
  1. Заключительная часть:
  • Рефлексия занятия.
  • Ритуал прощания.

Вводная часть

В первой части тренингового занятия используются игры и упражнения – приветствия и разминки. Они направлены на снижение эмоциональной напряженности, формирование позитивного интереса и сплочения группы, создают атмосферу группового доверия и принятия. («Давайте познакомимся», «Круг знакомств», «Здравствуйте», «Друг к дружке», «Мой ребенок, моя мама (папа) самый…», «Было бы здорово…», «Покрывало», «Утка – гусь», «Стаканчик», «Шарик», «Букет», «А я еду…» и др.).

Основная часть

В нее входят игры и упражнения на взаимодействие и сотрудничество, совместный поиск решений, а также продуктивная деятельность. («Найди и обними», «Разговор о важном», «Найдем друг друга», «Снежки», «Гармоничный танец», «Нарисую твой портрет», «Дерево счастливых моментов», «Каким я вижу тебя», «Пересядьте все те, кто…», «Совместный рисунок», «Дождик», «Пирамида любви», «Мешки-ловуны», «Сборщики», «Превращение ладошки», «Идеальный родитель – идеальный ребенок», «Я умею хорошо», «Если бы я был взрослым (ребенком)…» и др.).

Заключительная часть

Включает рефлексию и упражнения завершения тренинга. Эти процедуры необходимы для формирования у участников ощущения целостности и завершенности занятия. Родители оценивают занятие с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»). Дети дошкольного возраста не имеют опыта рефлексии. Мы побуждаем их (на доступном для них уровне) к обсуждению того, что происходит в группе, однако не затягиваем этот процесс, чтобы не превратить его в нудное мероприятие. («Спасибо за приятное занятие», «Аплодисменты по кругу»).

В качестве примера такой работы предлагаем конспект тренинга детско-родительских отношений «Мы вместе», который, прошел апробацию на базе МАДОУ д/с № 81 «Дошкольная академия». Данный конспект является призером Всероссийского конкурса «Фестиваль педагогического опыта» (30 сессия) в номинации Дошкольное образование (рисунок 1).

Рисунок 1. Конспект тренинга

 

Участие в тренинге оказывает положительное влияние на обе стороны. Детям он помогает почувствовать уверенность, снять внутренние зажимы, научиться налаживать контакт с мамой и папой. Они получают массу положительных эмоций от общения со своими родителями, их взаимоотношения наполняются теплотой, вниманием и любовью. А родители раскрепощаются, становятся немного детьми, учатся выстраивать позитивные отношения со своим ребенком, правильно общаться и понимать его, расширяют знания об играх и упражнениях для успешного взаимодействия с детьми. Как показывает опыт, родители и дети уходят с тренинга в хорошем, радостном настроении, а это говорит нам, что мы движемся в правильном направлении.

Конечно, достичь результата одномоментно не поможет ни один тренинг – для этого требуется постоянная работа над собой. Но участие в тренингах может дать хороший старт для дальнейшего совершенствования взаимоотношений в цепочке «родитель – ребенок».

 

Литература

  1. Антипова, Е. В. Семейная педагогика: учебно-методические материалы/Е.В.Антипова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2015. — 216 с.
  2. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: учебное пособие / под редакцией О. В. Токарь, О. А. Усанова. — 3-е издание, стереотипное. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 48 с.
  3. Ефтимицэ, М., Иванова, Е. В. и др. (2021) Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, т. 3, № 2, с. 91–100. — Электронный ресурс. — URL: https://doi.org/10.33910/2687-0223- 2021-3-2-91-100 (дата обращения: 27.02.2024 г).
  4. Зайцева, Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? Российские регионы: взгляд в будущее, 2015. —  т. 2, № 2, с. 220–236.
  5. Исаченкова, М. Л., Прогацкая, Т. К., Фельк, М. А., Калабина, И. А. (2022) Проблемы и трудности семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, т. 4, № 2, с. 104–114. — Электронный ресурс. — URL: https://doi.org/10.33910/2687-0223- 2022-4-2-104-114. (дата обращения: 27.02.2024 г)
  6. Козуб, М. В. Психолого-педагогические условия развития детско-родительских отношений: учебное пособие. / М. В. Козуб. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2021 — 92 с.
  7. Котович, Т. Игровые методы психокоррекции в детско-родительских тренингах. Опыт семейных тренингов для детей и родителей в авторской программе Т. Т. Котович «Любящее сердце» / Т. Котович. — Текст: непосредственный // Школьный психолог: [журнал Издательского дома «Первое сентября»]. — 2019 — № 5/6. — С. 39-44: фот.
  8. Кулешева, 216 с. Антонова, П. А., Ефтимицэ, М., Иванова, Е. В. и др. Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, 2020. — т. 3, № 2, с. 91–100. — Электронный ресурс. — URL: https://doi.org/10.33910/2687-0223- 2021-3-2-91-100 (дата обращения: 27.02.2024 г).
  9.  Миненок, Е. Играть с ребенком! Как? психологический тренинг для родителей / Е. Миненок. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2019 — № 3 — С. 68-73: ил.
  10. Мухатаева, Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания / Ж. А. Мухатаева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182. — Элекронный ресурс. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2325/ (дата обращения: 02.03.2024).
  11. Психология детско-родительских отношений: учебно-методическое пособие / составитель Т. М. Харламова. — 3-е издание, стереотипное. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 29 с.
  12. Родители и дети: психология взаимоотношений / Е. А. Савина, М. В. Быкова, Г. Г. Филиппова [и др.]; под редакцией Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — 2-е издание. — Москва: Когито-Центр, 2019–230 c.
  13. Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства: сборник материалов X Всеросс. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (Армавир, 30 сент. 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. — Чебоксары: ИД «Среда», 2022. — 296 с.
  14. Чернова А.С., Мурзакова В.Н. Трудности семейного воспитания с которыми сталкивается современная семья в процессе воспитания детей// Вестник науки № 6 (63) том 5. С. 110–113. 2023 г. ISSN 2712-8849. — Электронный ресурс. — URL: https://www.вестник-науки.рф/article/9342 (дата обращения: 02.03.2024).
Количество просмотров: 616  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы