Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)

Гунина Светлана Игоревна

В статье представлен практический опыт создания и воплощения воспитательного проекта «Азбука нравственности» в начальной школе. Рассматриваются условия, методы, формы работы, темы занятий, а также результаты внедрения проекта.

Ключевые слова: воспитание, проект, нравственность, качества личности, формирование.

Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся

Захарова Марина Владимировна

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы применения технологии формирующего оценивания и обратной связи участников образовательного процесса с применением ИКТ при преподавании курсов «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных учреждениях г. Новосибирска. Определяется динамика внедрения приемов формирующего оценивания с целью повышения мотивации обучающихся.

Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования

Ильина Наталья Николаевна, Худякова Татьяна Юрьевна

В статье представлена модель организации образовательных отношений, имеющая целью оптимизировать качество работы образовательной системы школы в направлении профессионального самоопределения школьников.

Ключевые слова: повышение качества образования, профессиональное самоопределение, модель.

The article presents a model of the organization of educational relations aimed at optimizing the quality of the school's educational system in the direction of professional self-determination of schoolchildren.

Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»

Медведцина Наталья Михайловна

В статье определены цели и задачи проекта «Ситиферма.220», прописаны этапы реализации: организационно-мотивационный и обобщающий. Проект «Ситиферма.220» направлен создание условий в МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского для формирования технологических компетенций, развития и закрепления в ходе трудового процесса школьников общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности.

Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений

Палеенка Светлана Борисовна

В статье представлен опыт работы по формированию фразовой речи у дошкольников. Создание речевого высказывания – это сложный многоступенчатый процесс. Дошкольники, имеющие речевые нарушения испытывают трудности в формировании и развитии фразовой речи, которые негативно влияют на социально-коммуникативную адаптацию в школе. Основой для формирования речи являются упражнения на развитие внимания, памяти, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, чувства ритма, которые способствуют формированию речевых функций.

Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования

Стрельникова Руфия Габдулкабировна

В статье изложены основные принципы мыследеятельностной технологии применительно к школьному учебному предмету «литература», обеспечивающие достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. В центре внимания – профессиональные качества и способности учителя, обеспечивающие новое качество образовательных результатов учеников.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства

Черепова Вера Юрьевна

В статье рассматриваются основные принципы работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с использованием средств изобразительного искусства. Отдельное внимание уделяется выбору соответствующих заданий, игр и упражнений, способствующих развитию связной речи. Также в работе представлены результаты исследований, подтверждающие эффективность использования изобразительной деятельности при работе с детьми со слуховыми нарушениями.

Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства

Цешковская Яна Станиславовна

Статья посвящена превентивной (развивающей, просветительской) работе педагога-психолога, учителя, педагога-библиотекаря, которым небезразлично духовно-нравственное воспитание и развитие современных детей, принадлежащих к поколению Альфа. Содержание работы направлено на формирование ценностно-смысловых ориентиров современных школьников через их знакомство и приобщение к лучшим образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века.

Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ

Ляпунова Александра Юрьевна

Статья посвящена вопросу оптимизации отношений «родитель – ребенок» посредством детско-родительского тренинга. В статье рассмотрены подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в ДОУ, а также представлен конспект детско-родительского тренинга «Шаги навстречу».

Ключевые слова: семья, детско-родительский тренинг, игра, упражнение.

«Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Агеева Татьяна Дмитриевна, Ракитянская Оксана Геннадьевна, Орлова Ольга Викторовна

В статье описан опыт организации разновозрастного общения детей на основе игр с правилами, самостоятельно созданными детьми. Представлен конструктор создания игр.

Ключевые слова: самостоятельность, игротур, конструктор игр, матрица, разновозрастное общение.

The article describes the experience of organizing communication between children of different ages based on games with rules. The games are independently created by children. A game constructor is presented.

Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования

Панюшкина Марина Михайловна, Данилова Екатерина Юрьевна, Орлова Ольга Викторовна

В статье раскрываются аспекты организации сотрудничества педагогов с родителями в сфере краеведческого образования детей дошкольного возраста. Определены цели и задачи краеведческого образования в детском саду, раскрыты этапы взаимодействия педагогов, родителей и детей в ходе конструктивно-творческой деятельности по совместному изготовлению макетов достопримечательностей Заельцовского района и города Новосибирска.

Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)

Куманяев Дмитрий Федорович

В статье представлен лонгрид, посвященный изменениям положений Конституции в ходе всенародного голосования 2020 года, где изучены и проанализированы полномочия президента РФ, начиная с появления этого института на заре 90-х, изменение его властных полномочий и влияние на формирование высших органов власти в наши дни. Предложены рекомендации по работе с лонгридом. Также представлены методы и педагогические технологии, позволяющие эффективно организовать процесс изучения поправок к Конституции и института Президента на уроках обществознания.

Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии

Баранова Юлия Сергеевна

Статья посвящена обучению слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии. Автор говорит о сотрудничестве с родителями в обучении детей, страхах и беспокойствах, которые они испытывают при обучении детей с нарушением зрения. Представлен перечень методик, которые могут быть использованы при обучении детей и даны рекомендации по адаптации рабочего пространства для детей с нарушением зрения.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)

Стегалова Светлана Владимировна

В статье представлен опыт работы в классах с полиэтническим составом обучающихся. Предложена методика формирования языковых компетенций обучающихся-билингвов тюркской языковой группы на уровне основного общего образования в школе с государственным русским языком обучения.

Ключевые слова: инофоны, билингвы, тюркская языковая группа, учебная неуспешность, коммуникативные навыки, морфемика, морфология, фонетика.

Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися

Крамаренко Галина Александровна

В статье рассматриваются особенности, которые возникают в процессе формирования понятий и умений на уроках математики; особые трудности слепых и слабовидящих обучающихся при построении геометрических фигур и во время работы с готовыми рисунками; описывается использование на учебном занятии математики различных методических приемов построения рисунков при обучении слепых обучающихся.

Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ

Шишкина Наталья Николаевна

В статье предлагаются к рассмотрению естественные методы коррекции речи детей с ограниченными возможностями с использованием театрализованной деятельности, кукольного театра. В статье описаны игры: театрализованные, с предметами, для снятия эмоциональной напряженности, а также различные способы развития речи и ее выразительности.

Ключевые слова: школьный театр, театрализованные мероприятия, куклы, эмоциональность речи, эффективные занятия, дети с особенностями развития здоровья.

 

Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ

Четверухина Светлана Валерьевна, Филкова Анастасия Сергеевна

В статье представлен опыт работы в области воспитания дошкольников. Авторами отмечается важность досуговой деятельности обучающихся с ОВЗ, кроме того, авторы акцентируют внимание на важность целенаправленного сотрудничества воспитателей и специалистов ДОУ. Сделан вывод о том, что участие детей с ОВЗ в различных видах досуговой деятельности обеспечивает эмоционально-положительное взаимодействие с окружающими, что способствует их успешной адаптации и интеграции в обществе.

Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

Шаерман Татьяна Викторовна, Гросс Яна Алексеевна, Долгих Нина Николаевна

В статье представлен успешный опыт реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений по пяти образовательным областям, описано создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, доступность, разнообразие, социальные партнеры, достижения.

Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому

Осадчая Наталья Викторовна

В статье рассматриваются особенности сопровождения на дому детей, имеющих сложную структуру дефекта, а также работа с семьей, оказавшейся в сложной жизненной ситуации. Данная форма работы помогает принимать участие в коррекционной работе ребенка с особенностями всем участникам образовательного процесса.

Ключевые слова: сложная структура дефекта, сопровождение, специалисты, родители, семья, вариативность.

Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Смердина Татьяна Васильевна, Дудченко Мария Ивановна

В статье представлен опыт организации подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по математике на примере комплексной работы администрации ОО, методического объединения учителей математики и школьного педагога-психолога. Также описаны механизмы преодоления профессиональных дефицитов педагогических работников.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, математика, психологическое сопровождение, профессиональные дефициты, самодиагностика, комплексный подход.

Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта

Хвастунова Елена Петровна, Демиденко Яна Сергеевна

В статье представлены обобщения научных исследований по проблеме изучения взаимосвязи развития изобразительной и игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. Отмечена эффективность включения в занятия изобразительной деятельностью подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, игра, дошкольники, творческие занятия, изобразительная игра.