«Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

 

Агеева Татьяна Дмитриевна,

воспитатель, МБДОУ д/с № 494, Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana D. Ageeva,

kindergarten teacher of MBDOU d/s No. 494, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Ракитянская Оксана Геннадьевна,

старший воспитатель МБДОУ д/с № 494, Новосибирск, Российская Федерация

Oksana G. Rakityanskaya,

senior kindergarten teacher of MBDOU d/s No. 494, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Орлова Ольга Викторовна,

 

«Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

«Game tour» as a form of supporting initiative and independence of preschool children

В статье описан опыт организации разновозрастного общения детей на основе игр с правилами, самостоятельно созданными детьми. Представлен конструктор создания игр.

Ключевые слова: самостоятельность, игротур, конструктор игр, матрица, разновозрастное общение.

The article describes the experience of organizing communication between children of different ages based on games with rules. The games are independently created by children. A game constructor is presented.

Keywords: independence, game tour, game designer, matrix, multi-age communication.

 

Принципами дошкольного образования, обозначенными в п. 1.4 ФГОС ДО и п. 14.3 ФОП ДО является «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)». Одна из задач ФГОС ДО – «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (п. 1.6 ФГОС ДО) [2].

Учитывая требования ФГОС ДО и ФОП ДО, образовательный процесс в детском саду должен обеспечивать каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, способствовать формированию потенциальных способностей, сохранять индивидуальность, возможность самореализоваться.

В настоящее время проблема поиска эффективных форм, способов поддержки детской инициативы и самостоятельности остается актуальной. На основе интеграции технологии «Клубный час», автором которой является Н. П. Гришаева и социо-игровой технологии В. М. Букатова, А. П. Ершовой, Е. Е. Шулешко была разработана такая форма поддержки детской инициативы и самостоятельности, как «Игротур».

Цель «Игротура» – организация разновозрастного игрового общения детей на основе игр с правилами, самостоятельно созданными детьми старшего дошкольного возраста.

Проводится «Игротур» один раз в месяц с детьми от 4 до 8 лет.

Предварительно с детьми организуется беседа, во время которой дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Игротур», что они будут делать вовремя этого мероприятия и кто хотел бы принять в нем участие.

С детьми старшего дошкольного возраста необходимо обсудить, какие помещения есть в детском саду, на каком этаже (крыле) они находятся, что расположено на территории детского сада. Совместно с воспитанниками разрабатываются условные обозначения и индивидуальный планер для создания собственного маршрута (рисунок 1).

Рисунок 1. Индивидуальный планер с условными обозначениями

 

Ребята разрабатывают правила «Игротура» и устанавливают штрафные санкции за их несоблюдение.

 

Таблица 1

Правила поведения

Правила поведения, предложенные детьми

Графическое изображение

Здороваться, когда входишь в другое помещение и прощаться, когда выходишь из него

 

Говорить спокойно

 

Ходить спокойно

 

Возвращаться в группу по сигналу колокольчика

 

Каждому ребенку на время «Игротура» выдается по три красных фишки, которые он кладет в специально сделанную им самим или родителями сумочку. Фишки может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения во время «Игротура». Взрослый обязательно говорит, за что он забрал фишку. На рефлексивном круге по окончанию «Игротура» ребенок выкладывает фишки перед собой, при нехватке у него одной или нескольких фишек он должен будет рассказать, кто и за что их забрал. Если у ребенка забрали фишку, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Игротур». Если же забирают две и три фишки, то следующий «Игротур» он пропускает.

На подготовительном этапе дети старшего дошкольного возраста делятся на команды и разрабатывают игру. С целью создания на данном этапе ситуации успеха для каждого воспитанника разработан конструктор игр. Конструктор состоит из матриц, набора карточек и игрового кубика. Матрица включает в себя базовые элементы, обозначающиеся символами и подписанными словами, и пустые поля, которые заполняются карточками или символами, нарисованными самостоятельно (рисунок 2, 3). Дети могут предложить несколько названий и видов игр, атрибутов и т. д. (в матрицу заносятся все предложения детей).

Рисунок. 2 Матрица «Создай игру»

Рисунок. 3 Карточки для заполнения матрицы

 

Заполнив матрицу, команда создаёт лучшую комбинацию, обсуждает и презентует собственную игру. Если дети не могут договориться, то используется игровой кубик. Например, было предложено насколько вариантов названия игры. Для определения итогового названия командой принято решение использовать кубик. Дети бросают его, по количеству выпавших точек определяют итоговый вариант названия игры.

На начальном этапе создания собственных игр детьми старшего дошкольного возраста можно использовать частично заполненную матрицу:

Рисунок 4. Частично заполненная матрица

 

Матрица является наглядной опорой не только на этапе создания игр, но и при объяснении правил.

Рисунок 5. Заполненная матрица «Создай игру»

 

Детям нравится процесс создания игр, они проявляют творчество при изобретении значимого для них продукта. Видеофрагмент «Мастерская игр» можно посмотреть как по ссылке https://disk.yandex.ru/i/JwVIM3Q7oSioCQ, так и по qr-коду:

На основном этапе ребята в течение одного часа посещают места, которые запланировали, соблюдая правила поведения, и организуют игровое общение на основе самостоятельно разработанных игр.

Дети старшего дошкольного возраста представляют игру командой от 3-х до 7 человек. Выбираются ведущие (1-2 человека). Они презентуют игру, рассказывают правила. Остальные дети старшего возраста участвуют в роли игроков-тьюторов, показывая, как нужно играть, оказывая младшим помощь в случае затруднения.

Для старших воспитанников объяснение другому ребёнку помогает развивать самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Детьми отрабатываются ролевые позиции (старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца), активно идёт процесс социализации, развития самостоятельности. Разновозрастное общение строится на основе взаимного интереса, доверия и совместной игровой деятельности.

По истечении времени (45 минут) воспитатель звонит в колокольчик, и ребята возвращаются в группу.

На заключительном этапе проводится рефлексивный круг. Дети делятся впечатлениями, обсуждают удачи и неудачи, выбирают лучшую игру дня.

Как показала практика, такая форма поддержки детской инициативы и самостоятельности пользуется популярностью у дошкольников. День проведения «Игротура» воспитанники стараются не пропускать. Кроме того, можно отметить, что дети стали более самостоятельными, умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. А самое главное, дети старшего дошкольного возраста чувствуют ответственность за младших и готовы передавать им свой опыт.

Литература

  1. Гуткович И. Я., Сидорчук Т. А. Организация детской проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения: методическое пособие. – ООО  Мастер-Студия, 2022. – 84 с.; ISBN 978-5-6048195-4-8.
  2. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие / Н. П. Гришаева, Л. Н. Белая, Е. В. Брынцева – М.: Вентана-Граф, 2017. – 320 с.
  3. Трифонова Е. В. Детская игра в плену взрослых установок. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – № 8. – С. 508-509
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – Москва: Творческий центр Сфера, 2015. – 96 с.– ISBN 978-5-9949-0961-4.
  5. Шулешко Е. Е. Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий / Под ред. А. С. Русакова. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2015. – 128 с.

 

 

 
Количество просмотров: 1536  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Факторы, влияющие на содержание учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития № 34 (2), июнь 2025
2. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков № 34 (2), июнь 2025
3. Речевое портретирование в проектно-исследовательской деятельности школьников (на примере занятия Летней гуманитарной школы в лицее № 130 им. академика М. А. Лаврентьева) № 34 (2), июнь 2025
4. Концепция «4К» для развития ключевых компетенций XXI века с использованием искусственного интеллекта № 34 (2), июнь 2025
5. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с кохлеарными имплантатами № 34 (2), июнь 2025
6. Значимость комплексного использования средств физической культуры в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности № 34 (2), июнь 2025
7. Методы и формы работы педагога-психолога в ДОУ с детьми с расстройством акустического спектра № 34 (2), июнь 2025
8. Современные практики развития способностей и поддержки талантов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по ранней профориентации № 34 (2), июнь 2025
9. Использование современных цифровых технологий в качестве инструмента повышения уровня конструктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации с родительской общественностью № 34 (2), июнь 2025
10. Развитие музыкально-ритмических способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством участия в шумовом оркестре № 34 (2), июнь 2025
11. Межведомственное взаимодействие. Оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации № 34 (2), июнь 2025
12. Методические рекомендации по проектированию и экспертизе современного урока математики № 34 (2), июнь 2025
13. От ценности денег до планирования бюджета: программа «Финансовая математика: путешествие в мир чисел и монет» для развития экономических навыков у детей дошкольного возраста № 34 (2), июнь 2025
14. Реализация воспитательного потенциала предметного содержания в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
15. Реализация актуальных методических идей на уроке литературного чтения в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
16. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования № 34 (2), июнь 2025
17. Внеурочное занятие по программированию в начальной школе: особенности проектирования и реализации № 34 (2), июнь 2025
18. Проектируем урок окружающего мира в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
19. Выявление и поддержка одаренных детей в начальной школе № 34 (2), июнь 2025
20. Анализ урока труда (технологии) в начальной школе № 34 (2), июнь 2025

Страницы