Шишкина Наталья Николаевна,воспитатель, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 152», г Новосибирск, Российская Федерация Natalia N. Shishkina, educator, municipal budgetary educational institution «Special (correctional) boarding school No. 152», Novosibirsk, Russian Federation |
Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
В статье предлагаются к рассмотрению естественные методы коррекции речи детей с ограниченными возможностями с использованием театрализованной деятельности, кукольного театра. В статье описаны игры: театрализованные, с предметами, для снятия эмоциональной напряженности, а также различные способы развития речи и ее выразительности.
Ключевые слова: школьный театр, театрализованные мероприятия, куклы, эмоциональность речи, эффективные занятия, дети с особенностями развития здоровья.
The article proposes for consideration natural methods of speech correction for children with disabilities using the theatrical activities of a puppet theater. The article describes theatrical games, games with objects, games to relieve emotional tightness, various ways of developing speech and its expressiveness.
Keywords: school theater, theatrical activities, dolls, emotionality of speech, effective classes, children with special health development.
Статистика показывает, что количество детей с выявленным аутизмом и ДЦП год от года увеличивается. С одной стороны, это показатель улучшения диагностики, с другой стороны – объективный процесс. Принципы обучения таких детей ещё находятся в стадии разработки, поэтому любой опыт работы с такими детьми является актуальным и необходимым.
Дети с ОВЗ довольно давно стали объектом пристального внимания педагогического сообщества и активными субъектами образовательного процесса. Не менеe всех других детей школьники и дошкольники с ментальными, умственными, двигательными и другими ограничениями здоровья ценны для общества, поэтому в процессе образования необходимо учитывать особенности их развития в интеллектуальной, психофизической, эмоциональной сферах и делать всё для расширения «границ» возможностей их здоровья.
Специфика нашей школы (муниципальной бюджетной специальной (коррекционной) школы-интерната № 152 г. Новосибирска) предполагает активную коррекционную и восстановительную образовательную деятельность. Деятельность эта многоаспектна, и одним из направлений является речевая коррекция.
Речевые проблемы детей с аутизмом, ДЦП и другими особенностями изучены и обобщены – это и разнообразные фонематические нарушения, и речевая пассивность, и ограниченность словарного запаса, и вполне объяснимый низкий уровень словообразования, и неумение управлять темпом и силой голоса. Разумеется, всё это является сферой коррекции и компенсации со стороны медиков, учителей, логопедов, психологов. Однако есть еще одна область, внутри которой речевая коррекция детей с ОВЗ происходит почти естественным образом и не осознается как результат стороннего воздействия. Речь идет о театрализованной деятельности вообще и о кукольном театре в частности.
С одной стороны, в кукольном театре реализуются многие потребности детей: игровая деятельность, в том числе, «работа» с игрушкой; общение со сверстниками, голосовая имитация различных звуков. С другой стороны, в процессе театральной деятельности ребенка с ОВЗ закладывается множество точек личностного роста. Нужно понимать, конечно, что работа с нашими воспитанниками требует терпения, системности и пунктуального следования к цели.
Есть ещё одна особенность вовлечения ребят с ОВЗ в театр – развитие ребенка-актёра в процессе работы над спектаклем (над ролью и её пластическим и речевым воплощением). Для нас это гораздо важнее, чем зрительская реакция.
Вовлечение ребенка с ограниченными возможностями физического и психического здоровья в театрализованную деятельность и театральные постановки позволяет решить различные проблемы: с одной стороны, через работу в коллективе сверстников смягчается процесс социальной адаптации ребенка, с другой стороны, происходит частичная коррекция двигательных и речевых отклонений через развитие мимики и мелкой моторики.
Нам не раз приходилось анализировать многоаспектность функций кукольного театра в коррекционной школе – это и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и школьного возраста, и организация сотрудничества с родителями, и развитие креативного мышления ребят, и развитие мелкой моторики при работе с куклой. Одним из важных аспектов театральной деятельности является работа, направленная на речевую коррекцию. В процессе театрализации мы не заменяем логопеда – мы дополняем его работу.
Начиная работать с младшими школьниками, активно используем театральные игры. Это пока не игры-воплощения, это игры с пальчиками, кулаками, ладошками. Известная и проверенная истина: развитие мелкой моторики стимулирует речь, а речь и мышление связаны друг с другом неразрывно. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», – писал В.А. Сухомлинский. В методической литературе таких игр и заданий описано множество. Это и «У оленя дом большой», «Гномики-прачки», и традиционные русские мануальные игры «Сорока-воровка» или «Ладушки» [4, 5]. Для наших воспитанников, у которых нередок диагноз «спастическая диплегия», такое задание выполнить непросто, порой требуется помощь родителя или педагога. Важно не допустить затухания интереса и вовремя поменять игру. Играем за столом, поскольку детям-колясочникам нужна опора для рук.
Для развития мелкой моторики детей и следующего этапа их включения в театрализацию изготавливается простейшая игровая кукла: в носовой платок (или лоскут ткани) заворачивается шарик для пинг-понга, завязывается ниточкой (голова); свисающая часть лоскута становится юбочкой (работа выполняется совместно с родителями). На голове можно обозначить глазки и рот (рисунок 1). С этой куклой отрабатываем движения «вверх-вниз», работаем в парах: пусть куклы поздороваются, посмеются, поплачут, попрыгают.
Рисунок 1. Игровая кукла
Дети-аутисты, плохо переносящие зрительный контакт и потому часто лишенные возможности «считывать» выражение лица, учатся понимать эмоцию через позу, жест и фиксированное «выражение лица» театральной куклы.
Следующий этап становления речи и снятия эмоциональной зажатости – работа с мышцами лица, с мимикой. Здесь тоже существует немало проверенных приёмов. Можно использовать простейшую куклу, изготовленную из двух бумажных стаканчиков: на боковой поверхности одного стаканчика вырезается круг диаметром около двух сантиметров. Затем стаканчики вставляются один в один: внешний – с прорезанным отверстием (контуром лица), внутренний – целый. Через прорезанный кружок рисуем «личико-смайл» в определённом эмоциональном состоянии, например, с улыбкой (рисунок 2). Проворачиваем немного внутренний стаканчик вправо или влево, чтобы в контуре «личика» снова оказалась чистая поверхность, и рисуем другое эмоциональное состояние, например, грустное (уголки губ вниз) (рисунок 3). И дальше продолжаем на свое усмотрение: ротик буквой «О» – поёт (рисунок 4), дуги вместо глаз – спит. Игрушка выполняется заранее педагогом или родителями. На занятии в процессе игры с куклой ребенок проворачивает стаканчик и повторяет мимически одно за другим все состояния, которые демонстрируются.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Хорошо дополнит такое упражнение на развитие лицевых мышц ещё одно задание, связанное и с пальчиковой гимнастикой, и с мимикой, и со звуковой имитацией. Ведущую роль играет педагог – у него кукла (планшетная, перчаточная, обычная мягкая игрушка), которая должна «реагировать» на ситуацию, созданную детьми. У детей простейший реквизит – мелко нарезанные бумажки, трубочки для коктейля, пустые пластиковые бутылки из-под воды. Педагог импровизирует с героем и сюжетом. На его словах «и вдруг начался дождь» дети пальчиками отбивают ритм по столешнице. Чем сильнее дождь, тем чаще постукивания. «Подул ветер» – дети дуют в горлышко слегка наклоненной бутылочки, имитируя свист ветра. «Поднялась метель» – дети дуют на мелко нарезанную бумагу (хороша для этого «тишью») – и над столом летит снег.
Работаем с силой подачи голоса, здесь не так важна артикуляция. Задача детей – тянуть любой заданный гласный звук. Ведет педагог, он показывает уровень звука: рука вверх – звук громче, вниз – тише.
Занятия разнообразны и результативны: снимается эмоциональная и физиологическая зажатость, дети знакомятся с некоторыми приемами театральной озвучки.
Замечено, что на снятие психологических зажимов работает театральный костюм. На первых занятиях театрализацией младшие школьники, которые ввиду особенностей своего развития (например, детский церебральный паралич) почти не посещали детский сад и контактировали с узким кругом людей, не могут снять внутренних блоков. Они редко поднимают глаза, не говорят совсем или говорят очень тихо. Но стоит только нарядить их в театральные костюмы, ситуация меняется – дети начинают разглядывать себя и друг друга, улыбаются, идут на контакт, а это тоже шаг к речи.
Конечно, добиться четкой сценической артикуляции для детей с ДЦП – задача вряд ли выполнимая, но прогресс будет заметен. С каждым годом театрализация будет разнообразней и сложней.
Важным моментом любой театральной постановки является речевое сопровождение. Мы ограничены возможностями детей, страдающих от дизартрии, задержки речевого развития, алалии и иных речевых расстройств. Однако мы принципиально не дифференцируем детей и приглашаем в театр всех. Не каждый ребенок произнесет текст, но ведь и не каждый сможет длительно держать куклу, тем более передвинуть ее по ширме – у нас много колясочников. Выход, который мы нашли – запись голосов, в которой участвуют как родители, так и говорящие дети. Если в сюжете принимают участие герои-животные, то маломобильные актеры-кукольники с речевыми проблемами с удовольствием имитируют вой и лай собаки, мяуканье кошки или кваканье лягушки.
Опыт практического использования элементов театрализации в педагогической деятельности с детьми, имеющими серьезные ограничения физических и психических возможностей, доказывает позитивное влияние театрализации на развитие детей: через систему многократно повторяемых упражнений снимаются мышечные зажимы и, как следствие, снижается нервно-психическое напряжение; стабилизируется мимика, частично снимается тремор конечностей; более четкой становится артикуляция. Чем лучше говорит ребенок, тем лучше понимает других людей и окружающий мир. Театр – путь к пониманию.
Систематические занятия театрализацией, постановкой звука и силы голоса, коррекция речи вместе с учебными и логопедическими занятиями дают результаты, поэтому элементы театрализации в урочной и внеурочной образовательной деятельности должны использоваться в коррекционной практике педагогами и родителями.
Литература
- Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозаика-Синтез. — 2013 г. — 80 с.
- Организация деятельности театра для детей с ОВЗ: методические рекомендации / Составители: Е. В. Баутина, И. И. Чулкова. — Абакан: Издательство ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК РОСА. — 2022. — 28 с.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб.: Детство-пресс. — 2009. — 46 с.
- Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / Селиверстов В. И. — Москва: Академический Проект, 2020. — 399 с. (Мы и наши дети) — ISBN 978-5-8291-2840-1. — Электронный ресурс. — URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785829128401.html (дата обращения: 12.03.2024).
- Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей. М. — 2012. — 240 с.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 2000.
- Штемберг Ю. Л. Театрализованная деятельность в формировании выразительности речи ребенка, его интеллектуального и художественно-эстетического воспитания / Штемберг Ю. Л. // Вестник магистратуры. — 2022. — № 2. — С. 135.
Количество просмотров: 670 |
Добавить комментарий