Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)

 

Гунина Светлана Игоревна,

учитель начальных классов, МБОУ «Лицей № 81», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana I. Gunina,

primary school teacher, MBOU «Lyceum No. 81», Novosibirsk, Russian Federation

 

 

Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)

Development and implementation of an educational project «The ABC of Morality» (from work experience)

В статье представлен практический опыт создания и воплощения воспитательного проекта «Азбука нравственности» в начальной школе. Рассматриваются условия, методы, формы работы, темы занятий, а также результаты внедрения проекта.

Ключевые слова: воспитание, проект, нравственность, качества личности, формирование.

The article presents the practical experience of creating and using an educational project in primary school. The conditions, methods, forms of work, topics of classes, as well as the results of the project implementation are considered.

Keywords: education, project, morality, personality qualities, formation.

 

Одним из принципов Закона об образовании РФ является воспитание не только грамотного, но и культурного члена социума. Культура поведения складывается из нескольких понятий: отношение к своей истории, общественным ценностям, развитие нравственных качеств личности [1].

При проведении воспитательной работы в 1 классе (еще в 2016 году), нами была выявлена проблема: дети имеют достаточно высокий уровень развития интеллекта, но при этом у многих наблюдается недостаточная сформированность эмоциональных и нравственных компонентов личности. У многих обучающихся занижена самооценка. В классе часто возникали ссоры между учащимися, в коллективе были замкнутые дети, которые не общались с одноклассниками, дети не слушали друг друга, не умели доказывать свою точку зрения, не повышая голоса. Мнение другого воспринималось как неправильное, при этом собственной позиции ученик не имел. К моменту поступления в первый класс дети знали и понимали, как надо поступать хорошему ученику, но не всегда сами действовали правильно. Таким образом, произошло расхождение между представлением о нравственном поведении и совершаемыми ребёнком поступками.

Мы понимаем, что младший школьник как формирующаяся личность открыт процессу познания, общения, всему новому и интересному. В процессе учёбы и внеурочной деятельности он учится на своём опыте и опыте окружающих людей. В самом начале ученического пути у детей можно развить чувство товарищества, ответственности, сочувствия. Переживание этих чувств очень важно для ребёнка. Проявление мотивов поведения на основе положительных переживаний особенно влияет на формирование нравственной культуры младшего школьника.

После анализа воспитательной работы, проведенной в первом полугодии 2016-2017 учебного года, стало очевидно, что для формирования у обучающихся положительных нравственных качеств, а также оптимистичного взгляда на жизнь необходимо создать воспитательный проект, который будет учитывать возрастные, физиологические, психологические особенности обучающихся, а также учитывать социальную среду, в которой воспитывается ребёнок.

Проект был назван «Азбука нравственности». Азбука – самое начальное, самое основное и, конечно, самое главное из знаний, не овладев которым, нельзя двигаться вперёд. Воспитательный проект включает в себя понятия из разных сфер нашей повседневной жизни (здоровье, экология, культура, труд, гражданственность, совесть, нравственность и другие), изучая которые учащиеся постепенно должны выстроить верную жизненную позицию.

Целью проекта является формирование нравственных качеств личности на основе свободного, ответственного, осознанного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.

Были поставлены следующие задачи:

  1. дать представление (толкование) обучающимся о различных нравственных качествах, присущих человеку;
  2. побудить учеников к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке своего отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;
  3. дать представление детям об их собственном внутреннем мире, их месте в жизни;
  4. формировать приемы и способы коммуникативной деятельности;
  5. формировать способность критично относиться к собственным поступкам, осуществлять нравственный самоконтроль;
  6. способствовать творческому самовыражению [2].

Участниками проекта стали не только дети и классный руководитель, но и сотрудники школы (педагог-психолог, библиотекари, учителя-предметники), а также родители.

Был разработан план воспитательных мероприятий на 2 года (2-е полугодие 1 класса, 2 класс, 1-е полугодие 3 класса), состоящий из 68 занятий («Поговорим о воспитанности», «Волшебная сила слова», «Я – неповторимый человек», «Радоваться жизни или жаловаться на судьбу», «Добро должно быть с кулаками?», «Почему люди смотрят на одно и то же, но видят разное?», «Счастье – это когда тебя понимают», «О дружбе, доброте и отзывчивости», «Кто такие эгоисты?», «Благодарность – это…», «Что такое толерантность?» – это лишь часть тем, которые рассматривались на занятиях). Каждое занятие (в рамках классного часа) имело свою цель и задачи. Занятия проводились в форме бесед, групповых дискуссий, социально-психологических тренингов, игр. Широко использовался сетевой образовательный модуль. Основными методами были анализ конкретных жизненных ситуаций, литературных текстов, социальных роликов, текстов математических задач, создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией, ролевые игры и драматизация.

В конце каждого полугодия проводились диагностические процедуры, позволяющие оценить развитие нравственных качеств у обучающихся (методика О.В. Соловьёва «Магазин», методики «Приглашение в гости», «Что такое хорошо и что такое плохо?», диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой и другие).

По итогам реализации проекта у школьников были сформированы представления о нравственности. Дети получили реальный опыт взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми. У обучающихся развиты такие качества личности, как целеустремлённость, терпимость, самостоятельность, ответственность, справедливость. На занятиях дети научились не только различать хорошие и плохие поступки, но и разбираться в причинах отрицательных поступков. Анализируя ту или иную ситуацию на занятии, дети учились задавать себе вопросы: «Как это произошло?», «А как бы я поступил в подобном случае?». Размышляя над этими вопросами, учащиеся постепенно вырабатывали своё отношение к обществу, труду, людям, самому себе.

Конечным продуктом реализации проекта стало не только формирование нравственных качеств обучающихся, но и создание настоящей «Азбуки нравственности» – книги, перелистывая страницы которой дети могут познакомить своих сверстников или взрослых с разными понятиями этой категории.

После завершения определенного цикла занятий детям предлагалось (в группе или самостоятельно) создать страницу будущей азбуки. На страницу ребята могли поместить всё, что считали связанным с определенным понятием (его определение, пословицы, игры, ключевые слова, песни, примеры литературных произведений и прочее). Страницы оформлялись на уроке, поэтому ребята посещали библиотеку, где искали нужную информацию, также они имели доступ в интернет и возможность распечатать картинки. За время реализации проекта учащиеся изготовили много интересных страниц для «Азбуки нравственности». На страницах азбуки размещены определения качеств личности, пословицы, загадки, высказывания известных людей, сказки, стихи, пазлы, задания, рисунки, интересные факты (Приложение). Благодаря подобному заданию дети научились работать в группах.

Главным результатом проекта стало формирование основ морали – осознанного выбора определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, а также укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

Положительный опыт внедрения проекта «Азбука нравственности» в 2016–2018 годах привел к решению построить на базе этого проекта воспитательную программу для начальных классов. Программа была доработана, и сейчас она представляет собой законченный цикл занятий. Рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс). С 2020 года работа с классом идет по этой программе.

В сентябре 2020 года в 1 классе была применена диагностическая методика «Магазин». Целью исследования было изучение уровня духовно-нравственного развития личности обучающихся. Выяснилось, что многие ребята затрудняются в определении собственных отрицательных качеств, поэтому не могут «купить» положительные качества личности. А те дети, которые смогли выявить и назвать свои положительные качества, в дальнейшем испытывали трудности в определении того, каким образом закрепить эти качества в коллективе. В октябре 2020 года в этом же классе была проведена диагностика «Приглашение в гости», целью которой являлось определение психологического климата в классном коллективе. Выяснилось, что в классе есть обучающиеся, которые не получили ни одного выбора. Число взаимных выборов было небольшим. Это говорит о том, что в классном коллективе неблагоприятный психологический климат. Доказательством этого было наличие в коллективе драк между детьми, оскорблений, взаимных жалоб и обид друг на друга. Таким образом, был сделан вывод о том, что развитие духовно-нравственных качеств личности у школьников на низком уровне.

В течение 2020-2021 учебного года еженедельно проводились занятия по программе воспитания. На них обсуждались вопросы по различным направлениям нравственности. Особое внимание уделялось вопросам дружбы, определению положительных качеств личности, а также практическому применению полученных знаний. На занятиях обучающиеся получили навыки работы в малых группах и парах, научились применять психологические приемы снятия напряжения. В мае 2021 года для отслеживания сформированности нравственных качеств у детей снова была проведена игра «Магазин». На этот раз многие обучающиеся не только смогли определить у себя отрицательные качества, которые они хотели бы «обменять» на положительные, но и смогли определить пути дальнейшего закрепления «купленного» качества.

Кроме того, по окончании 1 класса была проведена диагностика уровня воспитанности по методике М.И. Шиловой. Высокий уровень воспитанности продемонстрировали 2 обучающихся (6 %), средний – 13 человек (45 %), низкий – 12 учеников (43 %), невоспитанность отмечена у 2 учащихся (6 %).

Результатом внедрения проекта в 2020-2021 учебном году стало повышение осведомленности обучающихся в области положительных и отрицательных нравственных качеств, повышение самооценки у части обучающихся, освоение навыков коммуникативной культуры.

В 2021-2022 учебном году работа по формированию нравственных основ поведения младших школьников была продолжена. Проведено 34 занятия, на которых обучающиеся получили возможность освоить новые приемы психологической релаксации, активно обсуждали и анализировали социальные ролики, сказки, мультфильмы. Работали в малых группах и в парах. В конце учебного года при диагностике уровня воспитанности (по методике М. И. Шиловой) были получены следующие результаты. Высоким уровнем воспитанности обладают 9 обучающихся (31 %), средним – 16 человек (55 %), низким – 3 ученика (10 %), невоспитанность отмечена у 1 учащегося (4 %).

В 2022-2023 году параллельно с изучением понятий, таких как «добродетель и порок», «моральный выбор и свобода», «моральный долг», «ответственность», ребята осваивали практические приемы нравственного самоконтроля, учились правильно оценивать свои поступки. Ребята смогли сами оценивать развитие того или иного качества у себя после прохождения различных тестов. В конце учебного года в рамках ежегодной диагностики воспитанности получены следующие результаты: высокий уровень воспитанности – 12 обучающихся (40 %), средний – 16 человек (53%), низкий – 2 ученика (7 %).

В 2023-2024 учебном году работа ведется с самооценкой обучающихся (формирование представления о себе как умелом, успешном и нравственном человеке, определении своего жизненного пути, осознание места в жизни). В декабре 2023 года проведено исследование по методике «Что такое хорошо и что такое плохо». Детям были предложены 3 ситуации: 1 – доброго дела, свидетелем которого он был, 2 – «зла», причиненного ему другими, 3 – проявления безответственности. Были получены следующие результаты: у 66 % обучающихся представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное, 34 % учеников обладают полным и четким представлением о нравственном понятии. Они свидетельствовали о том, что работу по развитию нравственности следует продолжать. Но уже сейчас виден положительный результат: дети стараются избегать плохих поступков, у них сформирована коммуникативная культура, они адекватно оценивают себя, умеют контролировать свои чувства и слова по отношению к окружающим. Большинство учеников имеют собственную позицию осознания жизненных ценностей. Дети не стесняются творчески самовыражаться. Основы морали у большинства детей сформированы.

Внутренний мир ребёнка, его душевные качества – это целое «море» чувств. Тут и черты характера, и волевые качества, и моральные принципы. Все они в комплексе определяют поведение ученика, его отношение к окружающей жизни. Конечно, учитель обязан иди в ногу со временем, но при этом он не должен забывать истоки морали и нравственности, которые остаются неизменными во все времена.

 

Литература

  1. Дик Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — С.3–6.
  2. Курамшина О. Н., Железкина А. М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1–4 классы. — М.: ВАКО, 2021. — С. 3–13.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) — Электронный ресурс. — URL: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) (sbor.ru) (дата обращения: 28.02.2024).

Приложение

    

Работа над страницами «Азбуки нравственности»

     

Примеры готовых страниц (Терпимость, Грубость, Самолюбие)

      

Примеры готовых страниц (Целеустремленность, Трудолюбие, Счастье)

Разворот «Азбуки нравственности»  

Количество просмотров: 512  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образование №31/2024 Новосибирск
2. Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клуба №31/2024 Новосибирск
3. Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОП №31/2024 Новосибирск
4. Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях №31/2024 Новосибирск
5. Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классах №31/2024 Новосибирск
6. Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоления №31/2024 Новосибирск
7. Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку №31/2024 Новосибирск
8. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы) №31/2024 Новосибирск
9. Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обучения №31/2024 Новосибирск
10. Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. Полевского №31/2024 Новосибирск
11. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельности №31/2024 Новосибирск
12. Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речи №31/2024 Новосибирск
13. «Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогике №31/2024 Новосибирск
14. Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста №31/2024 Новосибирск
15. Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагогов №31/2024 Новосибирск
16. Особенности развития младших школьников с задержкой психического развития №31/2024 Новосибирск
17. Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи №31/2024 Новосибирск
18. Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольника №31/2024 Новосибирск
19. Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников №31/2024 Новосибирск
20. «НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организации №31/2024 Новосибирск

Страницы