Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

 

Шаерман Татьяна Викторовна,

заведующий, МБДОУ д/с № 509, Новосибирск,Российская Федерация

Tatyana V. Shaerman,

head of MBDOU d/s No.509 in Novosibirsk, the highest qualification category

 
 

Гросс Яна Алексеевна,

педагог-психолог, МБДОУ д/с № 509, Новосибирск, Российская Федерация

Yana A. Gross,

educational psychologist, MBDOU d/s No. 509, Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Долгих Нина Николаевна,

методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Nina N. Dolgikh,

methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений

Development of the creative potential of children in the preschool education system through the implementation of part of the educational program formed by participants in educational relations

В статье представлен успешный опыт реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений по пяти образовательным областям, описано создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, доступность, разнообразие, социальные партнеры, достижения.

The article presents the successful experience of implementing a part of the EP formed by the participants of educational relations in five educational areas, the creation of an appropriate developing subject-spatial environment.

Keywords: developing subject-spatial environment, accessibility, diversity, social partners, achievements.

 

В МБДОУ д/с № 509 г. Новосибирска функционирует 6 групп, 4 из которых комбинированной направленности для детей со статусом ОВЗ, 1 группа оздоровительной направленности, 1 общеразвивающая. Образовательную деятельность осуществляет 20 педагогов. Наш коллектив старается идти в ногу со временем. Общество и тенденции поколений меняются с огромной скоростью. Удержать внимание и заинтересовать современных детей становится всё сложнее, традиционные занятия, беседы, просмотр видеофильмов уже не вызывают ярких впечатлений, у каждого ребенка свои предпочтения, интересы и склонности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) говорит о том, что мы должны поддерживать разнообразие детства, дать возможность реализовать свою индивидуальность каждому ребенку [5]. Поэтому перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача открыть новые возможности и разнообразить детскую деятельность.

В связи с этим в нашем детском саду разработана и реализуется часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений по пяти образовательным областям:

- познавательное развитие – «Техномир»;

- социально-коммуникативное развитие – «Основы безопасного поведения дошкольников: пожарная безопасность и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;

- физическое развитие – «Сибирячок-здоровячок»;

- художественно-эстетическое развитие – «Город мастеров»;

- речевое развитие – «По дороге к школе».

Данные программы созданы рабочей группой педагогов в 2019 году в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом мнения родителей (законных представителей). Программы успешно прошли конкурсный отбор и реализуются в настоящее время, ежегодно проходят оценку деятельности победителей конкурсного отбора муниципальных образовательных организаций.

Программы предназначены для детей старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ. Все они имеют определенную структуру, которая включает в себя перспективное календарно-тематическое планирование для старшего и подготовительного возраста, цели, задачи и описание работы по программе, а также планы взаимодействия с социальными партнерами и родителями (законными представителями). Реализуют программы квалифицированные специалисты: воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя-логопеды. Для повышения компетентности педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в вебинарах и мастер-классах. В ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда (РППС) по каждому из реализуемых направлений, которая ниже будет описана более подробно.

Программа «Техномир» направлена на раннюю профориентацию и на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования, которое характеризуется взаимопроникновением естественных наук, инженерного творчества, математики и цифровых технологий. Способствует формированию умений получать необходимую информацию, анализировать её и применять полученную информацию в практической деятельности, что позволяет формировать функциональную грамотность у детей дошкольного возраста. Помимо конструирования и программирования, дети знакомятся с различными профессиями: инженер, строитель, инженер-конструктор, автослесарь и др. Программу реализует опытный педагог Соболева Екатерина Сергеевна, который регулярно повышает свою профессиональную компетентность посредством курсовой подготовки, семинаров, мастер-классов по данному направлению, например, Школа «РобоПолигон» (ООО Центр «Снейл») по курсу «Методика и практика образовательной робототехники», «Использование современных технологий для создания медиапродукта» и др. Педагог курирует реализацию данного направления среди воспитателей: проводит мастер-классы, организует конкурсы, разрабатывает методические рекомендации и пособия, проводит открытые занятия.

В рамках программы в первый год обучения дошкольники старшего возраста знакомятся с основами робототехники в игровой занимательной форме, изучают алгоритмику. Дети учатся конструировать, знакомятся с сенсорами, датчиками, моторами. Педагог учит ребят моделировать своих первых роботов. Изучают устройства механизмов, участвуют в индивидуальных и групповых творческих проектах. Второй год реализации Программы подразумевает знакомство с программируемым конструктором Lego Education Wedo 2.0. Работая индивидуально, парами или в командах, дети создают и программируют модели, проводят исследования, обсуждают идеи, возникающие во время работы с этими моделями, разрабатывают авторские проекты и защищают их перед сверстниками и родителями.

Для реализации программы оборудован специальный кабинет по робототехнике, в котором расположены необходимые материалы для работы: LEGO Education WeDo 2.0., интерактивная доска, развивающий конструктор-лабиринт Merry Trails, Duko, магнитный конструктор Magnetic, электронный конструктор «ЗНАТОК», мини-робот Bee-bot (пчелка), MRT 2 и др. Также в кабинете представлены авторские методические пособия, такие как поля для робота Bee-bot, поля для игры «Водитель и навигатор», дидактические игры со схемами и др. Пространство кабинета является многофункциональным, трансформируемым и доступным. Кабинет предназначен не только для организованных занятий, но и для свободной деятельности детей (рисунок 1).
 

Рисунок 1. Кабинет робототехники

                  

В рамках реализации программы «Техномир» проходят яркие традиционные мероприятия. Например, инженерный форум, посвященный дню рождения Дзержинского района, во время которого ребята конструировали подарки своему району: аквапарк, зоопарк, аэропорт. А вечером вместе с родителями совершали увлекательные «экскурсии» по своим сооружениям.

Родители активно участвуют в конкурсах и других мероприятиях. Мы проводим образовательные события для взрослых, где родители знакомятся с разными видами организации детской конструктивной деятельности в рамках программы. За годы реализации программы мы выстроили взаимодействия с социальными партнерами – МБУДО ЦВР «Галактика», с которыми мы обмениваемся опытом, проводим совместные мероприятия. Важными партнерами в формировании ранней профориентации дошкольников являются сотрудники автокомплекса «Прайм», которые организуют для детей экскурсии, где знакомят не только с различными профессиями, но и показывают процесс ремонта автомобилей и шин, функционирования автомойки.

Полученные знания, умения и навыки не остаются незамеченными. Воспитанники демонстрируют высокие результаты и занимают призовые места в конкурсах городского, областного, регионального и Всероссийского уровней. На VII Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» WordSkills Russia в Новосибирской области педагог с командой воспитанников принимал участие в конкурсных испытаниях по робототехнике и программированию (III место, 2020 год). Успешно пройдя первый отборочный этап Олимпиады «НТИ Kids», команда представляла проект в Номинации «Интеллектуальные робототехнические системы» и презентовала свое техническое устройство будущего – «Электро-сани для Деда Мороза» (кубок Губернатора Новосибирской области, 2021 год).

Под руководством педагога по робототехнике Соболевой Е. С. команда старших дошкольников ежегодно принимает участие в региональном этапе Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРенок» (рисунок 2). Творческий проект «ЖВИКУМ» стал абсолютным победителем в 2022 году на федеральном уровне в Москве, а также команда получила дополнительный диплом и кубок за «Лучший программный код».

Рисунок 2. Участники форума «ИКаРенок»

 

Благодаря многолетнему опыту работы наш ДОУ успешно прошел конкурсный отбор в 2023 году и получил статус муниципальной стажировочной площадки «НовоСибСад» – территория развития дошкольного образования по направлению «НовоСибСадЮныйИнженер». Теперь мы будем делиться опытом с другими детскими садами.

Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей обусловлена задачами реализации Национального проекта «Образование», стратегическими направлениями, определенными Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года». Для реализации данного направления в нашем детском саду разработана программа «Сибирячок-здоровячок». Она направлена на формирование привычки к занятию спортом и формированию навыков здорового образа жизни через организацию лыжной подготовки в холодный период года и босохождение в летний период. Особенностью программы является то, что её реализация начинается уже летом, дети знакомятся с основами лыжной ходьбы, отрабатывают движения. Программа осуществляет комплексный подход и обеспечивает психологическое благополучие каждого ребенка, ведь её реализация осуществляется планомерно в 3 этапа:

1. Учебно-тренировочный цикл начинается летом. На данном этапе изучаются основы лыжной ходьбы, выполняются подготовительные упражнения (ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук), отрабатываются основные движения: поднимание ног, переступание, стойка и др. Воспитатель совместно с инструктором по физической культуре проводит с детьми упражнения в сочетании с оздоровительной ходьбой по «тропам здоровья».

2. Познавательный цикл начинается осенью и включает в себя занятия теоретического цикла, увлекательные «экскурсии» в историю лыжного спорта, тематические беседы и встречи со спортсменами-лыжниками и др.

3. Практический цикл начинается с установлением снежного покрова при температуре воздуха не ниже 15 градусов. Во время данного цикла дети начитают отрабатывать полученные ранее навыки непосредственно на лыжах. Отличительной особенностью данного цикла является то, что каждый месяц проходит яркое итоговое мероприятие на лыжах: костюмированные забеги, спартакиады, путешествия, соревнования и др. Дети участвуют в костюмированном забеге с Дедом Морозом в карнавальных костюмах, который сопровождается веселой музыкой и подвижными играми. В конце забега участники награждаются на настоящем ледяном пьедестале (рисунок 3).