Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»

 

Медведцина Наталья Михайловна,

учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 220 имени К. Д. Ушинского», Новосибирск, Российская Федерация

Natalia M. Medvedtsina,

primary school teacher, Municipal autonomous educational institution of the city of Novosibirsk «Secondary school No. 220 named after K. D. Ushinsky», Novosibirsk, Russian Federation

 

Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»

Labor education of primary school children. Implementation of the «Cityferma.220» Project

В статье определены цели и задачи проекта «Ситиферма.220», прописаны этапы реализации: организационно-мотивационный и обобщающий. Проект «Ситиферма.220» направлен создание условий в МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского для формирования технологических компетенций, развития и закрепления в ходе трудового процесса школьников общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. В статье отражаются различные формы работы, в которых принимают участие педагоги, родители и обучающиеся школы, прописаны критерии и показатели эффективности проекта, а также риски и пути их нивелирования.

Ключевые слова: трудовое воспитание, школьный агрокомплекс, практико-ориентированный проект.

 

The article defines the goals and objectives of the project «Cityferma.220», the stages of implementation are prescribed: organizational, motivational and generalizing. The Cityferma.220 project is aimed at creating conditions in the MAOU «Secondary School No. 220 named after K.D. Ushinsky» for the formation of technological competencies, the development and consolidation of socially valuable qualities and personality traits, moral and aesthetic attitude to life and activity during the work process of schoolchildren. The article reflects the various forms of work in which teachers, parents and students of schools take part, prescribes criteria and indicators of the effectiveness of the project, as well as risks and ways to level them.

Keywords: labor education, school agricultural complex, practice-oriented project.

 

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе которого формируется личность ребёнка, складываются комплексные взаимоотношения.

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации определён один из приоритетов государственной политики в этой области – создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности. В связи с этим возрастает роль трудового воспитания и технологического образования, которая отражена в Национальном проекте «Образование», ФГОС 3.0, Концепции «Урок технологии – 2035» [4].

Почему же трудовому воспитанию стали уделять такое внимание?

Во-первых, в последние годы заметно увеличилось число старших дошкольников с отрицательным, несформированным отношением к труду, причиной это стало то, что взрослым хочется сделать быстрее и аккуратнее самому. А это ведет к снижению у детей интереса к труду.

Во-вторых, в силу новых социальных условий произошли изменения в отношении взрослых к труду: больше стали говорить об оплате труда, чем о желании трудиться, больше о выгодной работе, меньше об интересной. А это не замедлило отразиться на детях – наблюдается отсутствие у школьников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности (многие дети в современных семьях не имеют домашних обязанностей; будущие выпускники школ устремляют своё внимание к лёгкому заработку).

Сегодня много молодых людей, которые не имеют определённого занятия в жизни, «мечутся» в поисках самих себя и не могут определить ту сферу трудовой деятельности, которая бы в полной мере соответствовала их запросам.

В-третьих, к проблеме трудовой деятельности можно отнести и авторитарную модель руководства трудовой деятельностью в семье, которая выражается в наказании трудом за плохое поведение, недовольстве неумением ребёнка.

Таким образом, на нас, педагогов, возлагается важная миссия – научить детей уже с младшего школьного возраста понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни, развить у детей чувства причастности к единому делу, выработки активной жизненной позиции, сделать более осмысленным их стихийно складывающийся социальный опыт.

ФГОС выдвинули осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и готовность адаптироваться к профессиональной среде в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы [5].

 

Проект «Ситиферма.220» – это уникальный проект, который через трудовую деятельность показывает младшим школьникам и их родителям, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои способности и использовать свободное время на полезное и нужное.

Реализация проекта открыла возможность новым находкам, объединила и сплотила родителей и учителей.

Уникальность проекта «Ситиферма.220», направленного на формирование трудовых навыков младших школьников, заключается именно в том, что он является практико-ориентированным, его можно интегрировать в урочную и внеурочную деятельность школы и классных коллективов, он мобильный, гибкий и может быть реализован в любом учреждении, а также является связующим звеном между семьей и школой.

Цель проекта: создание условий в образовательном пространстве школы для формирования технологических компетенций, развития и закрепления в ходе трудового процесса школьников общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности.

Задачи проекта:

- прививать ценность труда как основного способа достижения жизненного благополучия человека;

- формировать позитивные установки к различным видам труда: творческому, интеллектуальному и физическому – через участие в образовательном проекте «Ситиферма.220»;

- формировать культуру совместной трудовой деятельности, радость от полученного результата, бережное отношение к своему и чужому труду через работу на школьном агрокомплексе;

- развивать коммуникативные навыки при работе на «фабрике земли»;

- привлекать родителей, волонтеров для участия в проекте с целью формирования единой системы воспитания школы и семьи для успешной социализации и профориентации школьников;

Для реализации проекта в МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского имеются все необходимые условия:

- здание и территория школы спроектированы в рамках современной концепции «Умная школа», что позволяет организовать процесс воспитания увлекательно, всесторонне и на современном технологическом уровне, используя оборудование и оснащение учебных кабинетов, лабораторий и студий, интерьерные решения;

- школьная территория, на которой размещен агрокомплекс (теплица и 12 школьных грядок) дает возможность организовать работу на пришкольном участке по высадке овощных культур, цветочных и лекарственных растений;

- гидропоника позволяет выращивать комнатные растения, зелень и овощи без использования грунта;

- студия кулинарии помогает провести школьные мастер-классы по приготовлению полезной пищи;

- студия звукозаписи, радиоузел, видеостудия позволяют освещать реализацию проекта, информировать обучающихся, родителей и педагогов о перспективах работы; делиться в социальных группах, на образовательных сайтах информацией о наиболее значимых событиях, которые проходят в рамках образовательного проекта «Ситиферма.220»;

- лаборатории химии и биологии помогают проводить исследовательскую деятельность, в частности, агротехнические исследования.

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Проект помог создать такую обучающую среду, которая мотивирует детей трудиться, по-новому мыслить, исследовать, а также содействовать наиболее полному развитию способностей детей.

Проект «Ситиферма.220» был реализован с мая по декабрь 2023 г. (участники – 1-4 классы, волонтеры – 6-8 классы).

На организационно-мотивационном этапе (май 2023 г.) были проанализированы все имеющиеся ресурсы для успешной реализации проекта и формирования активной трудовой деятельности обучающихся, выработаны основные направления и подготовлена нормативная база и документация для оформления проекта, сформирована рабочая группа проекта.

Основной или деятельностный этап длился с июня 2023 года по ноябрь 2023 года.

Дорожная карта проекта «Ситиферма.220» была составлена с учетом 3-х основных направлений:

 

1. Интерактивные занятия, направленные на получение школьниками новых знаний в сфере агротехнологий.

Цель:  познакомить школьников с основами современной агротехнологии, повысить интерес к профессиям будущего (эколог, агроэколог, агроном-экономист и др.); формировать юного исследователя, активно включающегося в поисковую и проектную деятельность.

Обучение становится интересным, творческим, поисковым, когда ребята в процессе трудовой творческой и интеллектуальной деятельности узнают много нового и важного. Такие занятия, как создание настольной игры «Тропинками здоровья», фестиваль «Добрый урожай», творческие и групповые проекты «Овощная азбука», «Дизайнерская упаковка для семян», научные лаборатории «Луковые слёзы», «Тайна морковного хруста», «Радуга в тарелке», беседы о значении гидропоники и особенностях выращивания растений в условиях защищенного грунта, тематические газеты, вызвали у школьников эмоционально-положительное восприятие труда как основы жизнедеятельности человека, интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Такие формы работы помогают формировать у младшего школьника навыки самоконтроля и умение вести себя в трудовой деятельности, повышается самооценка, появляется чувство удовлетворённости собой.

 

2. Практические занятия по самостоятельному приготовлению полезных блюд обучающимися помогают подготовить ребенка к самостоятельной жизни. А это является одной из основных задач процесса обучения школьников.

Часто дети оказываются не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями и умениями по приготовлению пищи. Благодаря практической направленности проекта, деятельностному характеру работы и тесной связи школы и семьи у школьника появляется уникальная возможность получать новые знания, умения, навыки и применять их в самых различных жизненных ситуациях.

Цель занятий: научить школьников начальной школы готовить на домашних мастер-классах простые овощные салаты (винегрет, летний, свекольный и др.) и горячие блюда из овощей (оладьи из кабачков), фруктов с соблюдением технологии приготовления, полезные напитки: чай с использованием трав, соки из свежевыжатых овощей; формировать навыки здорового питания в повседневной жизни; воспитывать у ребят заботу о близких, умение доставить радость родным.

В процессе домашних и школьных мастер-классов «Рецепты долголетия», «Учимся готовить», кафе «Витаминка», кулинарного баттла «Его величество Тыква» ученики понимают, что кулинарный труд – это интересно и увлекательно, это настоящее искусство и это шаг к самостоятельности. Это позволяет школьнику почувствовать себя взрослым, ответственным и востребованным.

В процессе данной трудовой деятельности формируются и важные бытовые навыки: ребята учатся пользоваться кухонными принадлежностями, электроприборами, соблюдать порядок при работе, технологичность процесса приготовления. Это и знакомство с новой профессией, которая впоследствии может стать профессиональным выбором ребенка.

В процессе трудовой практической деятельности создаются условия для более близкого знакомства детей, группового общения, развиваются коммуникативные способности.

Для домашней кулинарной школы, кафе «Витаминка» и кулинарного баттла используются овощи, выращенные обучающимися начальных классов в период с мая по август 2023 года.

 

3. Выращивание овощных культур, цветковых и лекарственных растений на пришкольном участке и в здании школы на гидропонике.

Труд на природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Пришкольный участок – это для учащихся своего рода «азбука» земли.

Цель: вырастить и высадить рассаду на школьные грядки и в теплицу; ухаживать за растениями и собрать урожай; показать значение биологических знаний для человека и развития технического прогресса; формировать культуру совместной трудовой деятельности, радости от полученного результата, бережного отношения к своему и чужому труду.

Практические занятия по высаживанию рассады на агрокомплексе, наблюдение за ростом, уход (прополка и удобрение, полив) за овощными культурами, цветочными и лекарственными растениями, подготовка почвогрунта к новому посадочную сезону помогают школьнику включиться в жизнь общества. Ребята учатся быть трудолюбивыми, следовать принципу «делу – время, потехе – час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца.

Во время работы с родителями и классным коллективом у ученика формируются ценностные отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья, уважение к труду, результату своей деятельности и деятельности других людей.

 

В декабре 2023 г. на заключительном этапе были подведены итоги проекта «Ситиферам.220». Основными направлениями данного этапа стали взаимодействие и обмен опытом между школами, передача интересных форм и методов работы педагогам из других школ/регионов, соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами, определение перспектив и путей развития школы.

Формирование трудовой деятельности, мотивации на трудовую деятельность, привычки трудовой деятельности – длительный и сложный процесс, охватывающий все стороны жизни ребенка. Опыт работы по проекту показал, что программа «Ситиферма.220» эффективна, актуальна, её создание продиктовано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые получили возможность изучить основы трудовой деятельности. Кроме того, активные формы работы, такие как научные лаборатории, школьные и домашние мастер-классы по приготовлению пищи, выращивание, уход и высадка рассады на пришкольный участок, а также работа в течение учебного года и летнего периода на агрокомплексе сделали эту программу практически значимой.

 

Первые результаты говорят об эффективности проекта «Ситиферма.220»:

- увеличилось количество детей, мотивированных на трудовою деятельность, осознающих ценность труда как основного способа достижения жизненного благополучия человека;

- выросло количество детей с позитивной установкой к различным видам труда: творческому, интеллектуальному и физическому через участие в образовательном проекте «Ситиферма.220»;

- более 50 % обучающихся научились работать в группах, планировать свою совместную трудовую деятельность, распределять обязанности, нести ответственность за порученное дело и получать радость от полученного результата;

- не менее 60 % обучающихся 2-3 классов создали фотоотчеты, коллажи и презентации домашних мастер-классов, исследовательских проектов, дневников наблюдений, развивая творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовывать в различных видах трудовой деятельности;

- обучающиеся 2-3 классов имеют представление об агроведении – науки, которая является настоящим ключом к урожайности, качеству продуктов;

- не менее 60 % обучающихся начальной школы под руководством родителей научились готовить полезные блюда: овощные салаты (2 вида) для начальной школы, кабачковые оладьи (2-4 классы), свежевыжатые соки, травяной чай (1-2 вида);

- 100 % классных коллективов 2-3 классов вырастили овощи в августе 2023 года: капусту, помидоры, кабачки, горох, тыкву, перцы на школьном агрокомплексе для личного пользования (для научной лаборатории, домашних и школьных мастер-классов) и аграрного волонтерства, используя коммуникативные навыки и умение договариваться при совместной деятельности, работая на «фабрике земли».

Об эффективности проводимой работы говорят и итоги анкетирования, отзывы детей и взрослых 1-2 классов, участвовавших в проекте в летний период 2023 года на агрокомплексе, участников семинаров, волонтеров – ребят 5-8 классов профильной смены «Настоящее Будущее.220» по направлениям «Предпринимательство» и «Дизайн».

Реализация проекта освещается на сайте МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского и в группе ВК школы.

Автор и руководитель проекта Медведцина Н. М. и руководитель МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского Шмакова А. Д. поделились опытом на семинарах районного и регионального уровней.

 

Любое наше действие, оказывающее влияние на будущее, имеет неопределенный исход, а значит, любая работа, выполняемая человеком, подвергается определённому риску. Один из возможных рисков при реализации проекта «Ситиферма.220» – это формальный подход педагогов к подготовке урочных и внеурочных занятий в рамках образовательного проекта «Ситиферма.220».

Самый существенный риск – это несогласованность в воспитании подрастающего поколения образовательного учреждения и семьи. Ведь ученик после школы идет домой, где родители либо мотивированы на формирование у ребенка трудовых навыков, либо нет. Факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи могут быть разными: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

После анализа рисков при реализации проекта организаторами была предусмотрена в большей степени командная работа всех участников образовательного процесса (педагоги и воспитательный реактор МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского, семья как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности, партнеры, которые помогут в профориентационных пробах, сами ученики – главные участники проекта).

В случае непредвиденных обстоятельств всегда возможна замена людей на любом этапе работы.

Проект является практико-ориентированным, творческим, информационным, мобильным, а это позволяет вносить в него изменения, дополнения, расширять рамки взаимодействия за пределами школы.

Участие в проекте «Ситиферма.220» открыло большие возможности для формирования не только трудовых навыков и технологических компетенций, но и личностных качеств обучающихся, а также активной социальной позиции школьника.

 

Литература

  1. Великие о трудовом воспитании и труде. — Электронный ресурс. — URL: https://multiurok.ru/blog/velikie-o-trudovom-vospitanii-i-trude.html?ysclid=lom8tgi5ld665332221 (дата обращения: 01.02.2024).
  2. Национальный проект «Образование». — Электронный ресурс. — URL: https://edu.gov.ru/national-project?ysclid=lom906bhbh944891466 (дата обращения: 01.02.2024).
  3.  Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского. — Электронный ресурс. — URL: https://школа220.рф/images/doc/РАБОЧАЯ_ПРОГРАММА_ВОСПИТАНИЯ_220.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. — Электронный ресурс. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 01.02.2024).
  5.  Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: ВАКО, 2022. — с. 31, с. 91.
  6.  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации». — Электронный ресурс. — URL: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 01.02.2024).
Количество просмотров: 133  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
2. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
3. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
4. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
6. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
7. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
8. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
9. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
10. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования №29/2024 Новосибирск
12. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста №29/2024 Новосибирск
13. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ №29/2024 Новосибирск
14. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства №29/2024 Новосибирск
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства №29/2024 Новосибирск
16. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования №29/2024 Новосибирск
17. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений №29/2024 Новосибирск
18. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220» №29/2024 Новосибирск
19. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования №29/2024 Новосибирск
20. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся №29/2024 Новосибирск

Страницы