Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования

 

Ильина Наталья Николаевна,

директор МБОУ СОШ № 143, учитель технологии, руководитель проекта «Ресурсная организация, реализующая практику инклюзивного образования на территории Новосибирской области», Новосибирск, Российская Федерация

Natalia N. Ilyina,

director of MBOU Secondary School № 143, head of the project «Resource organization implementing the practice of inclusive education in the Novosibirsk region», technology teacher, Novosibirsk, Russian Federation

 

 
 

Худякова Татьяна Юрьевна,

учитель истории и обществознания, руководитель творческой группы «Инклюзивное образование», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 143», Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana Yu. Khudyakova,

teacher of history and social studies, head of the creative group «Inclusive Education», municipal budgetary educational institution of the city of Novosibirsk, «Secondary school No. 143», Novosibirsk, Russian Federation

 

Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования

Professional self-determination of schoolchildren as a necessary condition for improving the quality of education

В статье представлена модель организации образовательных отношений, имеющая целью оптимизировать качество работы образовательной системы школы в направлении профессионального самоопределения школьников.

Ключевые слова: повышение качества образования, профессиональное самоопределение, модель.

The article presents a model of the organization of educational relations aimed at optimizing the quality of the school's educational system in the direction of professional self-determination of schoolchildren.

Keywords: improving the quality of education, professional self-determination, model.

 

Актуальность

В последнее время в нашей школе ежегодно увеличивается количество детей с особыми образовательными потребностями в общем контингенте обучающихся. При проведении мониторинга результатов образовательной деятельности мы увидели снижение качественной успеваемости, отрицательную динамику результатов сдачи государственной итоговой аттестации обучающимися школы, падает мотивация к обучению.

Мы предположили, что одним из основополагающих факторов снижения мотивации к обучению стало отсутствие цели получения образования, особенно у детей с ОВЗ. Они не видят своего места в будущем, отсюда потеря интереса к обучению, сдаче экзаменов на высокие результаты.

На наш взгляд, проблема низких качественных показателей обучения детей, отсутствия учебной мотивации обусловлена недостаточной работой в области профессионального самоопределения обучающихся.

Исходя из обозначенной выше проблемы, объективной потребностью и закономерной реакцией на сложившуюся ситуацию стала разработка и внедрение в деятельность модели, имеющей целью оптимизировать качество работы образовательной системы школы в направлении профессионального самоопределения школьников.

Цель системы профессионального самоопределения – формирование у школьников способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из которой она черпает мотивы и цели для получения качественного образования.

Поэтому главная задача школы на сегодняшний день – сформировать у ученика основу и готовность к непрерывному образованию, профессиональному самоопределению и последующему выбору образовательного маршрута. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально-ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями экономики в кадрах определенных профессий.

Главную роль в подготовке выпускников к осознанному выбору профессии должно играть образовательное учреждение, которое эффективно содействует актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Таким образом, работа по профессиональному самоопределению актуальна и требует серьезного системного подхода со стороны всех педагогов, классных руководителей, специалистов школы и родителей.

Мы считаем, что повышение учебной мотивации школьников как условие совершенствования образовательных результатов будет реализовано посредством внедрения модели профессионального самоопределения обучающихся.

Цель: создание условий для реализации модели повышения качества образования и учебной мотивации на основе организации системы работы по профессиональному самоопределению обучающихся школы.

Задачи:

  1. Повысить учебную мотивацию и образовательные результаты обучающихся посредством внедрения модели «Повышение качества образования через профессиональное самоопределение школьников».
  2. Создать систему методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения модели «Повышение качества образования через профессиональное самоопределение».
  1. Провести анализ факторов, мотивирующих педагогов к эффективной работе, профессиональному развитию в соответствии с целью представленной модели.
  2. Апробировать новое содержание, формы и методы профилизации с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора обучающихся.
  3. Изучить способности обучающихся, их склонность к профессиональной деятельности, дополнить и скорректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся с учетом результатов диагностики.
  4. Систематизировать банк диагностического инструментария и методических разработок по профессиональному самоопределению обучающихся.
  5. Организовать профориентационную деятельность на уровне основного общего образования.
  6. Формировать у родителей адекватную оценку возможностей ребенка, ориентировать их на совместную деятельность в соответствии с его склонностями в профессиональном самоопределении.

Основанием структуры модели является:

                                                                                                            Рисунок 1. Структура модели

Целевая группа:

Модель ориентирована на обучающихся уровня основного общего образования (5–9 классы), педагогический коллектив, родительскую общественность, социальных партнеров.

Направления реализации

Модель реализуется через учебно-воспитательную деятельность, урочную и внеурочную работу с обучающимися, дополнительное образование.

План реализации

«Повышение качества образования на основе организации системы работы по профессиональному самоопределению обучающихся школы».

Таблица 1

Реализация модели

Этапы
 

Мероприятия

Исполнители

  1. Подготовительный этап:

Сбор и анализ исходной информации о перспективах развития. Актуализация форм и методов работы по профессиональному самоопределению.

1.1

Создание рабочей группы по разработке модели

Директор

1.2

Презентация модели

Рабочая группа

1.3

Корректировка модели

Рабочая группа

1.4

Разработка Положения по
сопровождению процесса внедрения модели и подготовка нормативно-правовой базы для реализации модели.

Рабочая группа

  1. Этап внедрения:

Координация деятельности педагогов, родительской общественности, социальных партнеров по повышению мотивации к обучению; реализация профориентационных, инновационных проектов, профильного обучения и профессиональное самоопределения обучающихся.

2.1

Совещание по внедрению модели профессионального самоопределения.

Директор, рабочая группа

2.2

Входной мониторинг.

Рабочая группа

2.3

Аналитические отчеты о деятельности.

Заместители директора

2.4

Самооценка эффективности внедрения модели

Директор

2.5

Мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

Социальный педагог

2.6

Результаты внешней экспертизы деятельности ОУ.

Директор

  1. Обобщающий этап:

Изучение динамики эффективности реализации модели, анализ статистической информации. Внешняя и внутренняя оценка результатов обучающихся, независимая оценка качества образования, представление результатов работы по реализации модели, распространение опыта.

3.1

Положительная динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

 

3.2

Положительная динамика в достижении критериев и показателей реализуемой модели.

 

 

Финансовое обеспечение предполагает использование средств, предусмотренных сметой расходов школы и активное привлечение спонсорских средств, благотворительных пожертвований организаций-партнёров.

Материально-техническое оснащение предполагает использование имеющегося оборудования, оргтехники и материально-технической базы школы.

По итогам реализации модели ожидаются следующие результаты:

- повышение мотивации и познавательных интересов у обучающихся;

- повышение качества образования в школе;

- повышение эффективности использования внутренних ресурсов ОУ (кадры, информационно и материально-техническая база и др.);

- корректировка учебного плана школы, включение часов профилизации за счет вариативной части, школьного компонента и внеурочной деятельности;

- повышение профессиональной компетентности педагогических кадров;

- создание методической копилки по профессиональной ориентации школьников (разработки, фильмы, презентации, брошюры, др.);

- ориентация выпускников на востребованную профессиональную деятельность на рынке труда;

- положительная динамика удовлетворенности потребителей образовательных услуг;

- повышение конкурентоспособности ОУ в образовательной среде;

- самостоятельно проявляемая обучающимися активность по получению необходимой информации о той или иной профессиональной деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

- обоснованность умения соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей.

 

Программа профессионального самоопределения «Погружение»: 5–7 класс

 

Целью работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания обучающихся.

Задачами профориентационной работы с учащимися 5–7-х классов являются:

1. Формирование информационной основы выбора профессии;

2.Формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах;

3. Воспитание готовности к трудовой деятельности.

Ожидаемый результат:

На данном этапе формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это возраст для формирования профессионально ориентированных знаний, умений, навыков.

Основные формы и методы работы:

- Профпросвещение и встречи, основной функцией которых является ознакомление обучающихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).

-Письменное рассуждение на тему «Кем быть?».

-Проведение экскурсий, содержательный аспект которых обоснован как особенностями возраста, так и образовательным уровнем обучающихся. При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества.

- Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, участие в акциях, волонтерское движение и т.д.

 

Программа профессионального самоопределения. Организация предпрофильного обучения: 8-9класс

 

Основной целью предпрофильной подготовки обучающихся 8–9-х классов является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10–11-х классах с учетом мнения родителей (законных представителей). Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, т.е. высокий уровень учебной мотивации на обучение и по избранному профилю. Для реализации этой цели необходимо:

  1. Введение учебных курсов по выбору: предметных, межпредметных и профориентационных в 8–9 классах;
  2. Введение активных методов преподавания учебных курсов по выбору;
  3. Проведение для всех обучающихся 9-х классов диагностики по выбору профиля образования;
  4. Введение накопительной оценки учебных достижений обучающихся, «портфолио» обучающегося;
  5. Проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов, защиты проектов, «Билет в будущее» и других мероприятий с учащимися;
  6. Оценка результатов работы сопровождающих (педагоги, психолог) и обучающихся по показателю правильности выбора профиля образования в 10-11-х классах.

Таблица 2

Критерии и показатели эффективности модели

Результаты реализации (индикатор)

Показатель

(%, единиц)

1

Сформированность учебно-познавательных интересов обучающихся

95

3

Успеваемость обучающихся

52

4

Положительная тенденция роста качества успеваемости

+

5

Охват детей «группы риска»

100

6

Охват членов педагогического коллектива, участвующих в работе реализации модели

100

7

Охват родителей, участвующих в реализации модели

50

8

Качество реализации образовательной программы профессионального самоопределения

100

9

Повышение профессиональной квалификации педагогов

100

11

Поступление в учреждения СПО (9 класс)

90

12

Увеличение количества социальных партнеров

+

13

Информационная подготовленность в отношении значимости профессий

100

14

Участие в олимпиадах, НПК, конкурсах школьников

65

15

Участие обучающихся в проектно-исследовательской деятельности

100

Показатели результатов внедрения модели выражены в процентном соотношении к численности контингента обучающихся школы и педагогического персонала.

Таблица 3

Возможные риски и способы их снижения

№ п/п

Риск

Минимизация риска

1

Трудности в выстраивании
партнерских отношений с колледжами, ВУЗами, предприятиями, организациями.

Привлечение родителей, выпускников к сотрудничеству.
 

2

Модель не будет воспринята всеми участниками образовательного  процесса.

Требуется перестройка обучения, направленная на самоопределение школьников. Включение всех механизмов управления для участников образовательной деятельности (поощрение, убеждение, конкурсы и др.).

3

Руководитель недостаточно самостоятелен в формировании образовательной политики ОУ, при принятии управленческих решений вынужден ориентироваться на мнение вышестоящих органов.

Использование ресурсов

муниципалитета, Интернет-ресурсов.

4

Незаинтересованность обучающихся и родителей.

Популяризация деятельности школы по внедрению модели, привлечение общественных организаций.

5

Часть педагогов может не обеспечить выполнение возлагаемых на них функций по объективным и субъективным причинам.

Включение всех механизмов управления (повышение квалификации, обучение, поощрение, убеждение, конкурсы и семинары, др.).

Таким образом, при реализации нашей модели создаются условия для профессионального самоопределения обучающихся. Предложенная модель создает условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями. Направлена она на апробацию нового содержания, форм и методов профилизации и самоопределения с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора обучающихся.

 

Литература

  1. Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии. Непрерывное образование: XXI век. — 2019. — № 2 (26). — Электронный ресурс. — URL: https://lll21. petrsu.ru/journal/article.php?id=4725 (дата обращения: 16.01.2024).
  2. Деловая игра как активный метод обучения. —Электронный ресурс. — URL: https://www.metodkopilka.ru/delovaya_igra_kak_aktivn (дата обращения: 16.01.2024).
  3. Методические рекомендации по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № ДГ-808/05). — Электронный ресурс. — URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-25042023-n-dg-80805-o-napravlenii/ (дата обращения: 16.01.2024).
  4. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05). — Электронный ресурс. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ab399c217503ce818ff31f1f73b737da/ (дата обращения: 16.01.2024).
  5. Национальный проект «Образование» 2019–2024: [офиц. сайт Министерства просвещения РФ]. — Электронный ресурс. — URL: https://edu.gov.ru/national-project. (дата обращения: 16.01.2024).
  6. Рябцева И. В. Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьников в отечественном и зарубежном опыте // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 4. — С. 217–225.
  7. Тарлавский В. И. Некоторые аспекты необходимости технологизации профессиональной ориентации (историко-педагогический и научно-теоретический) // Ученые записки: электрон. науч. журн. Кур. гос. ун-та. — 2019. — № 4. — С. 188–197.

 

 

 

Количество просмотров: 309  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Работа по развитию речевых умений на иностранном языке у обучающихся старших классов в процессе внеучебной деятельности №30/2024 Новосибирск
2. Квест-игра как форма мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума №30/2024 Новосибирск
3. Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС №30/2024 Новосибирск
4. Обучение девятиклассников критериальному оцениванию задания 13.3 ОГЭ по русскому языку №30/2024 Новосибирск
5. Использование интерактивного Smart-стола при работе с детьми в ДОУ №30/2024 Новосибирск
6. Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника №30/2024 Новосибирск
7. Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии №30/2024 Новосибирск
8. Конкурсная деятельность в учреждении дополнительного образования №30/2024 Новосибирск
9. Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка №30/2024 Новосибирск
10. Ортологическая языковая личность и аспекты ее описания №30/2024 Новосибирск
11. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
12. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
13. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
14. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
15. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
17. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
18. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
19. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
20. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск

Страницы