Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений

 

Палеенка Светлана Борисовна,

учитель-логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana B. Paleenka,

teacher speech therapist, municipal budgetary preschool educational institution of the city of Novosibirsk «Kindergarten No. 428»,  Novosibirsk, Russian Federation

 

Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений

Formation of phrasal speech in preschool children through the development of spatial concepts

В статье представлен опыт работы по формированию фразовой речи у дошкольников. Создание речевого высказывания – это сложный многоступенчатый процесс. Дошкольники, имеющие речевые нарушения испытывают трудности в формировании и развитии фразовой речи, которые негативно влияют на социально-коммуникативную адаптацию в школе. Основой для формирования речи являются упражнения на развитие внимания, памяти, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, чувства ритма, которые способствуют формированию речевых функций.

Ключевые слова: взаимосвязь, дифференцированный подход, анализаторные системы, игра, равновесие, мышление, движение, оптико-пространственная ориентация, схема тела, маркировка, гимнастика для мозга.

The article presents experience in the formation of phrasal speech in preschool children. The generation of a speech utterance is a complex multi-level process. Preschoolers with speech disorders experience difficulties in the formation and development of phrasal speech, which negatively affect social and communicative adaptation at school. The foundation for the formation of speech is exercises for the development of attention, memory, spatial concepts, visual-motor coordination, and a sense of rhythm, which contribute to the formation of speech functions.

Keywords: relationship, differentiated approach, analyzing systems, game, balance, thinking, movement, optical-spatial orientation, body diagram, labeling, brain gymnastics.

 

В настоящее время среди специалистов существует понимание того, что между физическим развитием, языковым становлением и учебными достижениями существует тесная взаимосвязь. В нашем стремительном и суетливом мире ребенку необходима психологическая стабильность, которая не может быть надолго обеспечена искусственно созданными идеальными условиями. Общение как универсальный волевой навык помогает нам понять устройство жизни, воспринимать каждый поворот с любопытством и без страха, понимать людей и двигаться вперед самостоятельно [2].

В современном мире специалисты дошкольного образования все чаще говорят о преимуществах нейропсихологической коррекции при работе с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности обучения. Хочется добавить, что нельзя также исключать упражнения для мозга, которые помогают раскрывать скрытые возможности, заложенные в теле человека, это как гимнастика для мозга.

Важнейшим принципом коррекционной работы является дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с общими нарушениями речи этот принцип находит выражение в установлении причин недоразвития речи, в учете особенностей речевой патологии, в установлении взаимосвязи между нарушениями речи и особенностями психического развития ребенка. Дифференцированный подход также основан на определении наиболее подготовленных областей речевой деятельности, на основе которых строится коррекционная работа. Этот принцип также является основой для формулирования фраз и развития связной речи.

Нейропсихологический подход в коррекционном образовании подразумевает развитие «слабого звена» при опоре на «сильные звенья» за счет прочных связей психических функций в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и педагога. Мы заставляем активно работать те участки мозга, которые ранее «спали» и не участвовали в обучении. Эта работа помогает ребенку быстрее решить проблему с неуспешностью.

Каждый психический процесс имеет иерархическую структуру развития. Подкорковые уровни созревают раньше, чем корковые, а задние отделы коркового уровня созревают раньше, чем передние отделы.

Чтобы приступить к коррекционно-развивающей работе по развитию фразовой речи, необходимо убедиться в том, что у обучающегося достаточно энергии для обеспечения его умственной деятельности и что он готов к восприятию новой информации.

Для этого нужно придерживаться различных методов и приемов воздействия: распорядка дня, массажа, дыхательных упражнений, водных процедур, элементов сенсомоторной коррекции, положительного эмоционального подкрепления, игр для эмоциональной зарядки.

Важным аспектом, на который обращает внимание логопед, является взаимосвязь между речью ребенка и умственным развитием.

Развитие фразовой речи состоит из трех этапов:

  1. накопление словаря;
  2. формирование фразы;
  3. включение фразы в связную речь.

В ходе коррекционных занятий по формированию фраз с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, мы обнаружили, что у большинства детей недостаточно сформированы и развиты пространственные представления, а это, в свою очередь, является одним из важнейших условий успеха для развития речи.

Чтобы пространственные представления приобрели вербальное значение, ребенок должен воспринимать пространство с помощью всевозможных анализаторных систем. Информация, поступающая в мозг, идет из окружающей среды с помощью телесных ощущений, формирующих понимание мира и создающих основу для развития новых интеллектуальных возможностей. Физические движения, которые начинаются с рождения и продолжаются в течение всей жизни, играют важнейшую роль в формировании нейронных сетей, влияющих на познавательные процессы. Все знания и навыки человек выражает через мышление и движение.

Несформированность пространственных представлений мешает пониманию логических и грамматических структур, овладению предлогами и приставками, пониманию значения суффиксов на фоне недостаточной концентрации внимания и слухоречевой памяти. Поэтому в работу по формированию фразовой речи мы включили упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации, которая положительно влияет на ее формирование и является основным невербальным условием для формирования слоговой структуры. Поскольку искажение слогового состава слова признается ведущим и стойким проявлением в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи, это является одной из причин дисграфии и дислексии у школьников (рисунок1).

Рисунок 1. Неречевые базовые предпосылки становления слоговой структуры

 

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является игровая форма работы. Все задания выстраиваются от простого к сложному. Первые игры и задания даются на развитие пространственных представлений.

Для получения положительных результатов в работе с обучающимися необходимо разрешать им исследовать все аспекты движения и равновесия в своей окружающей действительности: лазание, удерживание равновесия при хождении, прыгание – все, что не угрожает его жизни.

Пространственная организация мира представлена человеку в четырёх основных компонентах:

- схема тела;

- реальное пространство окружающей среды;

- реальное пространство во внутреннем плане;

- «квазипространство» (пространство которого нет в реальном мире).

Первый этап работы – это маркировка левой руки ребенка (часы, браслет, яркая ленточка). Это отличная опора для манипуляций с внешним пространством.

«Схема тела – это модель, архитектурный план, организующий взаимодействие различных сенсомоторных систем человека, без которого его внешняя пространственно-временная (равно как и речевая или эмоциональная) актуализация весьма проблематична» (А.В. Семенович) [7].

Нужно помнить один чрезвычайно важный момент: ребенок должен в полной мере ощущать себя в этом пространстве, чувствовать его, чувствовать его своим телом и руками. Это глубоко заложено развитием соматогнозиса в онтогенезе и начинается с ощущения своего тела, своих состояний, мышечной чувствительности:

- различные болевые и неприятные состояния, которые испытывает ребенок (боль в горле и т.д.);

- сенсорные ощущения, приходящие от внешнего мира (холодная вода, запах травы и т.д.);

- приятные, комфортные и неудобные сенсорные контакты с другими людьми (настроение, состояние и отношение к ребенку мамы и других членов семьи, кошка во дворе, собака и т.д.)

- двигательная активность ребенка, которая является основой самосознания (растяжки, ползания, хождение на четвереньках и т.д.).

Поэтому, работая с родителями воспитанников, я рекомендую их постоянно обнимать, бороться и поглаживать ребенка по спинке перед сном, принимать ванны с морской солью и травами, делать массажи, следить за здоровьем желудочно-кишечного тракта, правильным дыханием, посещать специалиста по ЛФК, физиотерапии и т.д. В работе с детьми необходимо помнить о важной роли ритмической составляющей, которая является ощущением времени в психике (занятия танцами, театральные студии и т.д.)

В современном мире некоторые дети испытывают задержки и искажения в моторном развитии. Двигательное развитие в детстве должно проходить следующие этапы [5]:

- рождение ребенка (проходит родовые пути);

- лежит на спине;

- в положении на животе поднимает голову и обводит глазами пространство;

- поворачивается на один бок, на другой, на живот;

- ползает по-пластунски;

- поднимает ручки, упирается;

- садится, сидит;

- ползает на четвереньках;

- встает сначала с помощью рук, потом без посторонней помощи;

- начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

С помощью информации от рецепторов формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), взаимосвязи внешних объектов и тела, а это способствует формированию возможности именования объектов. Другими словами, происходит понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно-временных и причинно-следственных.

Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Это важное требование для овладения грамматикой родного языка. Многие современные дети не проходят всех стадий двигательного развития, поэтому их двигательная сфера искажена, а следовательно, и развитие речи искажено. Ребенок до 3-4 лет не может говорить, произносить односложные слова, у него отсутствует разговорная речь, имеются проблемы с произношением звуков и нарушенной структурой слогов.

Параллельно с этими проблемами возникают эмоциональные. Ребенок может быть расторможен, казаться отстраненным, иметь проблемы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, отвлекаться на занятиях. Физически слабый ребенок может попасть под чрезмерную родительскую опеку, стать капризным и не соответствовать социальным нормам поведения.

Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы сенсомоторного (двигательного) развития. Эти проблемы решаются с помощью нейропсихологической коррекции, направленной на воздействие трех блоков мозга, с использованием метода замещающего онтогенеза.

Взаимодействие с внешним пространством, построенном на внутреннем пространстве, в онтогенезе осуществляется за счет анализаторной системы и взаимодействия ее компонентов. Взаимодействие внутренних и внешних пространственных представлений поддерживается обозначением левой руки и определенным движением (шаги, прыжки, приседания, повороты). На первых занятиях хорошо использовать зеркала при выполнении упражнений (над головой, за ухом, перед глазами и т.д.). Можно разделить зоны пространства на нижнюю (змея), среднюю (заяц) и верхнюю (орел), чтобы имитировать животных. Важно проследить переход из внешнего движения и понимания во внутренний план, то есть ребенок больше не выполняет движение всем телом, а указывает рукой в нужном направлении, поворачивая голову, а затем глаза. Параллельно проводится работа по развитию оптико-пространственных представлений на плоскости в виде рисунков, конструирования, копирования, различных схем и графических диктантов [6].

Отражение в речи, абстрагированное от визуальных чувственных образов – это «квазипространство», охватывающее все предложные конструкции нашего языка. Здесь мы рассматриваем речь как функцию, производную от визуальных пространственных представлений. Формирование логико-грамматических, «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов. Через словесное обозначение пространственных представлений происходит переход от понятий «верх, низ» к понятиям «над, под» и т.д. На этом этапе хорошо обсудить режимные моменты, схематично изобразить распорядок дня с помощью наречий: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т.д. [2].

Упражнения на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда по развитию пространственных отношений можно разделить на три этапа работы (рисунок 2). Примеры упранений представлены в Приложении 1.

Рисунок 2. Оптико-пространственная ориентация

 

Далее коррекционно-развивающая работа направляется на развитие темпо-ритмической организации движений и действий (рисунок 3). Упражнения описаны в Приложении 2.

Рисунок 3. Темпо-ритмическая организация движений и действий

 

Затем проводится коррекционно-развивающая работа по развитию способностей серийно-последовательной обработки информации (рисунок 4). Описание и примеры упражнений в Приложении 3.

Рисунок 4. Способность к серийно-последовательной переработке информации

 

Работа по описанным выше этапам показывает, что визуальное и пространственное представления у дошкольников являются основой для развития красивой и правильной фразовой речи, поэтому формирование пространственных представлений – одно из важнейших условий успеха ребенка. Их коррекция предполагает интеграцию всех когнитивных процессов, помогает преодолевать пространственные и двигательные трудности, регулирует поведенческие процессы, в том числе способствует развитию слоговой структуры и ускоренному формированию фразовой речи у дошкольников.

 

Литература

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 48 с.
  2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Серия «Логопедические технологии». Учебно-методическое пособие. — М.: Книголюб, 2005. — 96 с.
  3. Большакова С. Е. Алалия. Основной этап работы: «километры речи», синтаксис и морфология. Междисциплинарный подход / Светлана Большакова. — М.: Грифон, 2020. — 320 с.
  4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., исп. и доп. — М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
  5. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч. 1 / В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. — М.: АЙРИС-пресс, 2016. — 416 с.
  6. Палеенка С. Б. Пространственные представления и фразовая речь у дошкольников. Где связь? — Электронный ресурс. — URL: http://io.nios.ru/articles2/128/12/prostranstvennye-predstavleniya-i-frazovaya-rech-u-doshkolnikov-gde-svyaz (дата обращения: 21.02.2024 ).
  7. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. 12-е изд. — М.: Генезис, 2022. — 474 с.

Приложение 1

Ориентация в собственном теле

Примеры

  • Покажи у себя спинку, живот (что впереди, что сзади?), что у Вани впереди, что сзади, что выше, а что ниже (например, голова выше туловища)?

•        Поставь правильно обувь (соблюдая левую и правую сторону).

•        Завяжите шарф спереди (сзади).

•        Найди пару (ладошки/ступни).

•        Пройди дорожку до любимой игрушки по следам (дорожка прямая, круговая, перекрестная).

•        Повтори за мной, сделай, как я (копирование движений руки, ноги, обеих рук, рук и ног).

•        Поставь игрушку перед собой (освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела).

•        Поставь кубик впереди машинки, а солдатика позади машинки, расскажи кто где находится (освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта).

•        Далеко-близко (солдатик далеко от меня, солдатик близко от машинки).

•        Ребенок сидит перед зеркалом, его просят показать части своего тела: «Покажи свою правую руку, левую ногу, левый глаз» и т.д., «Правой рукой коснись левой ноги, левого плеча» и т.д., потом просят все то же самое показать на кукле.

•        Игра в «Кривое зеркало»: то, что я делаю левой рукой, ты повторяй левой рукой и т.д.

 

Ориентация в трехмерном пространстве

Примеры

•        Перестроение детей в различных комбинациях в соответствии с инструкцией педагога, затем нужно назвать всех, кто оказался впереди и позади, кто справа от тебя, кто слева от тебя.

•        Скажи, где находится игрушка – впереди или позади.

•        Вспомни и назови все игрушки закрытыми глазами.

•        Эта игрушка находится впереди машинки, но позади кубика. Что это?

•        Возьми большой красный кубик, сверху положи синий мяч, рядом с кубиком поставь в ряд три зеленых елочки и т.д.

•        Продолжи, как я (чередование зеленого и красного кубиков и т.д.).

 

Ориентация в двухмерном пространстве (на вертикальной, на горизонтальной плоскости)

Примеры

•        На доске: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше портрета?»; «Где висит звезда?»; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»

•        «Утром солнышко низко. Где утром солнышко? Днем поднимается высоко. Где солнышко днем? Вечером опускается низко, ложится спать».

•        Картинки: продолжите ряд – елочка, кубик, грибок, елочка, кубик, грибок... (сначала по зрительному образцу, а затем по слуховой памяти).

•        Продолжите дорожку: маленький квадрат, средний, большой...» (ряд из геометрических фигур).

•        У каждого ребенка – лист бумаги с изображением любого героя и цветные карандаши. «Нарисуйте маленький желтый шарик (мяч, машинку) позади любимого героя. Нарисуйте большой красный шарик впереди любимого героя. Назовите все по порядку.

•        «Мы будем рисовать коврики. Нарисуйте желтый круг в середине листа. Сверху от круга – зеленый квадрат. Снизу от круга – красный треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».

 

Приложение 2

Некоторые примеры по совершенствованию статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

•        Воспроизведение серий движений руками (руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи...).

  • Воспроизведение серий движений ногами (нога в сторону, на место, в сторону, на место...).
  • «Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?».
  • «Слушай внимательно, хлопай так же» (музыкальные инструменты).
  • «Передай привет правильно». «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?».
  • «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно» (количество ударов, темп, сильный удар, слабый удар) (рисунок 5).

Рисунок 5. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров движений и действий

 

Работа по совершенствованию статической и динамической координации движений пальцев рук представлена в следующих примерах.

  • Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.
  • Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) в умеренном, медленном, быстром темпе.
  • «Игра на рояле» – выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.

В дальнейшую работу подключаем органы артикуляции при выполнении совместных движений.

  • Гудит самолет

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы». Руки выполняют вращательные движения.

  • Лошадка

Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям).

  • Гудит пароход

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы». Кисти рук сложены «лодочкой», большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.

 

Приложение 3

Это работа на развитие возможностей восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов.

  • Педагог показывает картинки. Если слово короткое, то ребенок поднимает короткий флажок, а если длинное – длинный флажок.
  • Определение количества коротких (длинных) гласных звуков (у-у-у) и выкладывание соответствующего числа символов – кружков.
  • Воспроизведение количества коротких (длинных) гласных (о-о-о) на основании заданного числа зрительно воспринимаемых символов.
  • Анализ и воспроизведение содержащих паузы последовательностей звуков, вначале одинаковых (и...и-и), затем разных (а...и-и) на основе: 1. слухового восприятия; 2. зрительного восприятия схемы.
  • Подбор зрительной схемы к воспринимаемым на слух сериям.    

/… //,///,/… /… /---,---, ---

Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.

  • «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть лунА? А лУна?»
  • «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово «басака»? А «собака»?»
  • «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: «лисак». Покажите подходящую картинку»:

- добавление звуков: лунак – луна;

- перестановка слогов: мотолок – молоток, моколо – молоко;

- перестановка звуков: чашак – чашка; тывка — тыква.

  • «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: бума..., забо...» – бумага, заборы.
  • «Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: «...бина, ...тошка, ...шонок» – дубина, картошка, мышонок».
  • Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются? (Разное начало.): цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка.
  • Чем похожи слова? (У слов одинаковое начало.) Чем различаются? (Разный конец.) Перед детьми две предметные картинки, например: самокат и самовар.
  • Найди маленькое слово в большом – рыбак, чайка.
  • Сделай одно слово из двух – мак+ушки, пол+осы.
  • Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово: дыра (рады); насос (сосна).
  • Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. Колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот).
  • Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все предложение».
  • Послушайте и ответьте на вопрос:

а) У курицы – цыпленок, а у кошки?

б) У медведя – берлога, а у белки?

  • Послушайте, замените неподходящее слово: у курочки – котенок, у зайчихи – бельчонок.

Рисунок 6. Занятие на восприятие и произношение слогов

Количество просмотров: 195  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Работа по развитию речевых умений на иностранном языке у обучающихся старших классов в процессе внеучебной деятельности №30/2024 Новосибирск
2. Квест-игра как форма мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума №30/2024 Новосибирск
3. Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС №30/2024 Новосибирск
4. Обучение девятиклассников критериальному оцениванию задания 13.3 ОГЭ по русскому языку №30/2024 Новосибирск
5. Использование интерактивного Smart-стола при работе с детьми в ДОУ №30/2024 Новосибирск
6. Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника №30/2024 Новосибирск
7. Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии №30/2024 Новосибирск
8. Конкурсная деятельность в учреждении дополнительного образования №30/2024 Новосибирск
9. Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка №30/2024 Новосибирск
10. Ортологическая языковая личность и аспекты ее описания №30/2024 Новосибирск
11. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
12. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
13. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
14. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
15. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
17. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
18. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
19. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
20. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск

Страницы