Палеенка Светлана Борисовна,учитель-логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 428», Новосибирск, Российская Федерация Svetlana B. Paleenka, teacher speech therapist, municipal budgetary preschool educational institution of the city of Novosibirsk «Kindergarten No. 428», Novosibirsk, Russian Federation |
Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
В статье представлен опыт работы по формированию фразовой речи у дошкольников. Создание речевого высказывания – это сложный многоступенчатый процесс. Дошкольники, имеющие речевые нарушения испытывают трудности в формировании и развитии фразовой речи, которые негативно влияют на социально-коммуникативную адаптацию в школе. Основой для формирования речи являются упражнения на развитие внимания, памяти, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, чувства ритма, которые способствуют формированию речевых функций.
Ключевые слова: взаимосвязь, дифференцированный подход, анализаторные системы, игра, равновесие, мышление, движение, оптико-пространственная ориентация, схема тела, маркировка, гимнастика для мозга.
The article presents experience in the formation of phrasal speech in preschool children. The generation of a speech utterance is a complex multi-level process. Preschoolers with speech disorders experience difficulties in the formation and development of phrasal speech, which negatively affect social and communicative adaptation at school. The foundation for the formation of speech is exercises for the development of attention, memory, spatial concepts, visual-motor coordination, and a sense of rhythm, which contribute to the formation of speech functions.
Keywords: relationship, differentiated approach, analyzing systems, game, balance, thinking, movement, optical-spatial orientation, body diagram, labeling, brain gymnastics.
В настоящее время среди специалистов существует понимание того, что между физическим развитием, языковым становлением и учебными достижениями существует тесная взаимосвязь. В нашем стремительном и суетливом мире ребенку необходима психологическая стабильность, которая не может быть надолго обеспечена искусственно созданными идеальными условиями. Общение как универсальный волевой навык помогает нам понять устройство жизни, воспринимать каждый поворот с любопытством и без страха, понимать людей и двигаться вперед самостоятельно [2].
В современном мире специалисты дошкольного образования все чаще говорят о преимуществах нейропсихологической коррекции при работе с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности обучения. Хочется добавить, что нельзя также исключать упражнения для мозга, которые помогают раскрывать скрытые возможности, заложенные в теле человека, это как гимнастика для мозга.
Важнейшим принципом коррекционной работы является дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с общими нарушениями речи этот принцип находит выражение в установлении причин недоразвития речи, в учете особенностей речевой патологии, в установлении взаимосвязи между нарушениями речи и особенностями психического развития ребенка. Дифференцированный подход также основан на определении наиболее подготовленных областей речевой деятельности, на основе которых строится коррекционная работа. Этот принцип также является основой для формулирования фраз и развития связной речи.
Нейропсихологический подход в коррекционном образовании подразумевает развитие «слабого звена» при опоре на «сильные звенья» за счет прочных связей психических функций в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и педагога. Мы заставляем активно работать те участки мозга, которые ранее «спали» и не участвовали в обучении. Эта работа помогает ребенку быстрее решить проблему с неуспешностью.
Каждый психический процесс имеет иерархическую структуру развития. Подкорковые уровни созревают раньше, чем корковые, а задние отделы коркового уровня созревают раньше, чем передние отделы.
Чтобы приступить к коррекционно-развивающей работе по развитию фразовой речи, необходимо убедиться в том, что у обучающегося достаточно энергии для обеспечения его умственной деятельности и что он готов к восприятию новой информации.
Для этого нужно придерживаться различных методов и приемов воздействия: распорядка дня, массажа, дыхательных упражнений, водных процедур, элементов сенсомоторной коррекции, положительного эмоционального подкрепления, игр для эмоциональной зарядки.
Важным аспектом, на который обращает внимание логопед, является взаимосвязь между речью ребенка и умственным развитием.
Развитие фразовой речи состоит из трех этапов:
- накопление словаря;
- формирование фразы;
- включение фразы в связную речь.
В ходе коррекционных занятий по формированию фраз с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи, мы обнаружили, что у большинства детей недостаточно сформированы и развиты пространственные представления, а это, в свою очередь, является одним из важнейших условий успеха для развития речи.
Чтобы пространственные представления приобрели вербальное значение, ребенок должен воспринимать пространство с помощью всевозможных анализаторных систем. Информация, поступающая в мозг, идет из окружающей среды с помощью телесных ощущений, формирующих понимание мира и создающих основу для развития новых интеллектуальных возможностей. Физические движения, которые начинаются с рождения и продолжаются в течение всей жизни, играют важнейшую роль в формировании нейронных сетей, влияющих на познавательные процессы. Все знания и навыки человек выражает через мышление и движение.
Несформированность пространственных представлений мешает пониманию логических и грамматических структур, овладению предлогами и приставками, пониманию значения суффиксов на фоне недостаточной концентрации внимания и слухоречевой памяти. Поэтому в работу по формированию фразовой речи мы включили упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации, которая положительно влияет на ее формирование и является основным невербальным условием для формирования слоговой структуры. Поскольку искажение слогового состава слова признается ведущим и стойким проявлением в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи, это является одной из причин дисграфии и дислексии у школьников (рисунок1).
Рисунок 1. Неречевые базовые предпосылки становления слоговой структуры
Особенностью коррекционно-развивающего обучения является игровая форма работы. Все задания выстраиваются от простого к сложному. Первые игры и задания даются на развитие пространственных представлений.
Для получения положительных результатов в работе с обучающимися необходимо разрешать им исследовать все аспекты движения и равновесия в своей окружающей действительности: лазание, удерживание равновесия при хождении, прыгание – все, что не угрожает его жизни.
Пространственная организация мира представлена человеку в четырёх основных компонентах:
- схема тела;
- реальное пространство окружающей среды;
- реальное пространство во внутреннем плане;
- «квазипространство» (пространство которого нет в реальном мире).
Первый этап работы – это маркировка левой руки ребенка (часы, браслет, яркая ленточка). Это отличная опора для манипуляций с внешним пространством.
«Схема тела – это модель, архитектурный план, организующий взаимодействие различных сенсомоторных систем человека, без которого его внешняя пространственно-временная (равно как и речевая или эмоциональная) актуализация весьма проблематична» (А.В. Семенович) [7].
Нужно помнить один чрезвычайно важный момент: ребенок должен в полной мере ощущать себя в этом пространстве, чувствовать его, чувствовать его своим телом и руками. Это глубоко заложено развитием соматогнозиса в онтогенезе и начинается с ощущения своего тела, своих состояний, мышечной чувствительности:
- различные болевые и неприятные состояния, которые испытывает ребенок (боль в горле и т.д.);
- сенсорные ощущения, приходящие от внешнего мира (холодная вода, запах травы и т.д.);
- приятные, комфортные и неудобные сенсорные контакты с другими людьми (настроение, состояние и отношение к ребенку мамы и других членов семьи, кошка во дворе, собака и т.д.)
- двигательная активность ребенка, которая является основой самосознания (растяжки, ползания, хождение на четвереньках и т.д.).
Поэтому, работая с родителями воспитанников, я рекомендую их постоянно обнимать, бороться и поглаживать ребенка по спинке перед сном, принимать ванны с морской солью и травами, делать массажи, следить за здоровьем желудочно-кишечного тракта, правильным дыханием, посещать специалиста по ЛФК, физиотерапии и т.д. В работе с детьми необходимо помнить о важной роли ритмической составляющей, которая является ощущением времени в психике (занятия танцами, театральные студии и т.д.)
В современном мире некоторые дети испытывают задержки и искажения в моторном развитии. Двигательное развитие в детстве должно проходить следующие этапы [5]:
- рождение ребенка (проходит родовые пути);
- лежит на спине;
- в положении на животе поднимает голову и обводит глазами пространство;
- поворачивается на один бок, на другой, на живот;
- ползает по-пластунски;
- поднимает ручки, упирается;
- садится, сидит;
- ползает на четвереньках;
- встает сначала с помощью рук, потом без посторонней помощи;
- начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
С помощью информации от рецепторов формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), взаимосвязи внешних объектов и тела, а это способствует формированию возможности именования объектов. Другими словами, происходит понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно-временных и причинно-следственных.
Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Это важное требование для овладения грамматикой родного языка. Многие современные дети не проходят всех стадий двигательного развития, поэтому их двигательная сфера искажена, а следовательно, и развитие речи искажено. Ребенок до 3-4 лет не может говорить, произносить односложные слова, у него отсутствует разговорная речь, имеются проблемы с произношением звуков и нарушенной структурой слогов.
Параллельно с этими проблемами возникают эмоциональные. Ребенок может быть расторможен, казаться отстраненным, иметь проблемы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, отвлекаться на занятиях. Физически слабый ребенок может попасть под чрезмерную родительскую опеку, стать капризным и не соответствовать социальным нормам поведения.
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы сенсомоторного (двигательного) развития. Эти проблемы решаются с помощью нейропсихологической коррекции, направленной на воздействие трех блоков мозга, с использованием метода замещающего онтогенеза.
Взаимодействие с внешним пространством, построенном на внутреннем пространстве, в онтогенезе осуществляется за счет анализаторной системы и взаимодействия ее компонентов. Взаимодействие внутренних и внешних пространственных представлений поддерживается обозначением левой руки и определенным движением (шаги, прыжки, приседания, повороты). На первых занятиях хорошо использовать зеркала при выполнении упражнений (над головой, за ухом, перед глазами и т.д.). Можно разделить зоны пространства на нижнюю (змея), среднюю (заяц) и верхнюю (орел), чтобы имитировать животных. Важно проследить переход из внешнего движения и понимания во внутренний план, то есть ребенок больше не выполняет движение всем телом, а указывает рукой в нужном направлении, поворачивая голову, а затем глаза. Параллельно проводится работа по развитию оптико-пространственных представлений на плоскости в виде рисунков, конструирования, копирования, различных схем и графических диктантов [6].
Отражение в речи, абстрагированное от визуальных чувственных образов – это «квазипространство», охватывающее все предложные конструкции нашего языка. Здесь мы рассматриваем речь как функцию, производную от визуальных пространственных представлений. Формирование логико-грамматических, «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов. Через словесное обозначение пространственных представлений происходит переход от понятий «верх, низ» к понятиям «над, под» и т.д. На этом этапе хорошо обсудить режимные моменты, схематично изобразить распорядок дня с помощью наречий: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т.д. [2].
Упражнения на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда по развитию пространственных отношений можно разделить на три этапа работы (рисунок 2). Примеры упранений представлены в Приложении 1.
Рисунок 2. Оптико-пространственная ориентация
Далее коррекционно-развивающая работа направляется на развитие темпо-ритмической организации движений и действий (рисунок 3). Упражнения описаны в Приложении 2.
Рисунок 3. Темпо-ритмическая организация движений и действий
Затем проводится коррекционно-развивающая работа по развитию способностей серийно-последовательной обработки информации (рисунок 4). Описание и примеры упражнений в Приложении 3.