Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника

 

Безлепкина Маргарита Александровна,

директор, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Инженерный лицей Новосибирского государственного технического университета», Новосибирск, Российская Федерация

Margarita A. Bezlepkina,

 head of the lyceum, municipal autonomous educational institution of the city of Novosibirsk «Engineering Lyceum of Novosibirsk State Technical University», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Дорожкина Анна Анатольевна,

заместитель директора, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Инженерный лицей Новосибирского государственного технического университета», Новосибирск, Российская Федерация

 

Anna A. Dorozhkina,

deputy head of the lyceum, municipal autonomous educational institution of the city of Novosibirsk «Engineering Lyceum of Novosibirsk State Technical University», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Заковряшина Ольга Владимировна,

кандидат педагогических наук, учитель физики, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Инженерный лицей Новосибирского государственного технического университета», Новосибирск, Российская Федерация

 

Olga V. Zakovryashina,

candidate of pedagogical sciences, physics teacher, municipal autonomous educational institution of the city of Novosibirsk «Engineering Lyceum of Novosibirsk State Technical University», Novosibirsk, Russian Federation

 

Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника

Evaluation of the process and results of the student’s project and research activities

В статье рассматривается оценка процесса выполнения и результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также роль руководителя (наставника) во внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Предложенные критерии, сгруппированные в две таблицы, позволяют сделать оценку процесса выполнения и результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся и могут быть использованы в системе мониторинга достижения планируемых результатов образовательной организации.

Ключевые слова: учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся, наставник, система оценки.

 

The article considers the assessment of implementation and results of the student’s learning and research or project activities as well as the role of the research advisor (mentor) in the extracurricular activities of the basic general education. The suggested criteria grouped in tow tables allow to assess the implementation and results of the student’s learning and research or project activities. The criteria can also be used in the system for monitoring the achievement of the planned results of a general education institution.

Keywords: student’s learning and research or project activities, mentor, assessment system

 

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью оценивать предметные, метапредметные и личностные результаты освоения программы основного общего образования не только в урочной, но и в разных формах организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, включая научно-практические конференции, научные турниры, технологические и творческие конкурсы и др. Определение уровня универсальных учебных действий (УУД), сформированных у обучающегося в ходе его проектной деятельности, должно быть включено в систему оценки достижения планируемых результатов [5, 6].

В данной статье рассматривается оценка процесса выполнения и результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности (УИПД), а также роль руководителя (наставника) во внеурочной УИПД на уровне основного общего образования. Таблицы с критериями оценки, представленные в настоящей статье, в Инженерном лицее НГТУ служат для определения уровня достижения планируемых результатов, используются педагогами на лицейской научно-практической конференции.

Традиционно в День лицея в нашем образовательном учреждении проходит научно-практическая конференция учащихся 9-11 классов, а в феврале – научно-практическая конференция обучающихся 5-8 классов «Открытия». Информация о событиях размещается на сайте лицея [3, 4].

Руководителем УИПД (наставником) может быть учитель-предметник, привлеченный преподаватель вуза, педагог дополнительного образования. Тьютор в школе способствует участию обучающегося в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом его интересов. Какие этапы УИПД организует и сопровождает наставник? Прежде всего, исходим из того, что выбор темы исследования осуществляется обучающимся.

Наставник может предложить обучающемуся на выбор несколько тем, актуальность которых определяется конкурсными мероприятиями. Например, Сибирский турнир юных физиков ежегодно в августе публикует новые исследовательские задачи на основе списка задач Международного турнира юных физиков будущего года [3]. Актуальность выбранной темы может быть обоснована интересом обучающегося к теме и ответом на вопрос: «Почему выбрал эту тему?»

При проведении исследований педагог может помочь обучающемуся в формулировании гипотезы. Для пояснения того, как происходит рассматриваемое явление, предлагаются простейшие модели явлений (в виде рисунков или схем). В процессе работы (это может занять несколько недель) план работы с постановкой последовательности задач, отвечающих на вопрос «что сделать?», может претерпевать изменения, и обсуждение этих вопросов сопровождается помощью педагога, в том числе в выборе необходимых инструментов. Педагог уделяет внимание тщательности проводимых экспериментов (физических, химических), сверяясь с гипотезой. Гипотеза в ходе работы может и не подтвердиться, и это тоже результат. В этом случае важно поддержать мотивацию обучающегося, возможно, потребуется выдвижение других гипотез на основе изучения литературы и других источников. Для проверки новой гипотезы необходимо проведение других несложных экспериментов.

При организации групповой работы обучающихся по объемной теме важно определить цель совместной деятельности. Одним из важнейших умений, формируемых в ходе работы в команде, является умение учиться у других людей. Осознание новых для себя знаний, приобретение новых навыков и компетенций через опыт других происходит в процессе обсуждения результатов совместной работы, анализа приведенных аргументов с последующим обобщением и формулированием выводов. В ходе исследования, работая над проектом вместе, участники групповой работы (команды) учатся согласовывать свои действия с действиями других членов команды, оценивать свой личный вклад и вклад других при решении задач и достижении целей, самостоятельно сформулированных участниками команды. Они учатся давать оценку своей деятельности согласно критериям.

Для описания процесса исследования (проектной работы) и оформления её результатов в виде письменной работы используются требования к оформлению и структуре работы, которые заданы в Положении конкретного конкурса исследовательских и проектных работ или в Положении образовательной организации об УИПД. Педагог показывает примеры оформления, дает советы по структуре и проверяет текст письменной работы, а также обращает внимание на правильное использование научно-популярных источников информации, справочных материалов и ресурсов Интернета.  Особое внимание обращается на соответствие полученных выводов гипотезе, поставленным целям и задачам. В заключение письменной работы может быть включена прикладная составляющая в виде предложений и рекомендаций относительно того, как полученные в ходе исследования новые знания могут быть применены на практике.

Несмотря на различия учебно-исследовательской и проектной деятельности, наставнику нужно контролировать выполнение всех этапов, общих для УИПД: формулирование темы, определение проблемы и цели, постановка задач, составление плана деятельности, подбор материалов, изучение информации, выполнение практической работы (технологического этапа), анализ полученных результатов, письменное описание деятельности, результатов и выводов, создание презентации, защита работы. При подготовке к защите приветствуется репетиция выступления и демонстрация правильного оформления презентации.

До защиты результатов УИПД наставник может дать оценку процесса выполнения УИПД по разработанным критериям (отражены в таблице 1). Педагогу предлагается выставить баллы по системе: 0 – не соответствует планируемым результатам, 1 – соответствует частично, 2 – соответствует в полной мере.

 

Таблица 1

Критерии для оценки процесса выполнения УИПД

(заполняет руководитель УИПД)

Умения, проявленные обучающимся в процессе УИПД

Баллы (0-1-2)

  1.  

Проблема сформулирована

 

  1.  

Гипотеза сформирована, причинно-следственные связи и зависимость объектов между собой определены

 

  1.  

Собрано достаточное количество достоверной информации для раскрытия темы исследования

 

  1.  

Практическая работа проведена по плану, составленному самостоятельно, запланированные сроки деятельности соблюдены

 

  1.  

Проектный замысел реализован и оформлен в виде реального «продукта» (модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения)

 

  1.  

Содержание работы раскрыто в полной мере (грамотно и обоснованно) на основе имеющихся предметных знаний и умений

 

  1.  

Обобщения и выводы по результатам деятельности сформулированы самостоятельно, имеется самооценка деятельности и результата

 

  1.  

Дальнейшее развитие событий и процессов в аналогичных ситуациях и (или) их дальнейшее развитие спрогнозировано

 

  1.  

Оценка деятельности всех членов группы осуществлена

 

 

Сумма баллов

 

 

В Инженерном лицее НГТУ на основе многолетнего опыта принято решение о том, что если сумма баллов по таблице 1 составляет 9 баллов или более, то обучающийся выполнил УИПД на достаточном (базовом) уровне и допускается к защите работы.

Для публичного представления результатов выполненного исследования или проекта в школе в соответствии с ее образовательной программой организуются специальные мероприятия (научно-практические конференции (НПК), семинары, конкурсы) [1, 2]. Во время защиты исследовательской или проектной работы проходит оценивание логичной последовательности рассуждений, убедительности предъявленных аргументов, оригинальности предмета исследования или подхода в решении задач, качества визуальной опоры доклада (использование графиков, схем, рисунков и других средств наглядности), умения аргументированно отстаивать собственную точку зрения, в том числе отвечая на вопросы и участвуя в дискуссии.

В таблице 2 приведены критерии для оценки результатов УИПД. Таблицу заполняют эксперты в составе жюри конкурса (НПК).

Таблица 2

Критерии для оценки результатов УИПД

(заполняется экспертами конкурса или НПК)

Умения, проявленные обучающимся в процессе защиты исследования (проекта)

Баллы (0-1-2)

0 – недостаточно, 1 – частично, 2 – в полной мере

  1.  

Проблема, цели, задачи изложены ясно, гипотеза сформулирована

 

  1.  

Субъективная или объективная новизна темы и (или) подходов присутствует

 

  1.  

Доклад сопровождается адекватными средствами наглядности

 

  1.  

Этапы выполнения работы раскрыты в полной мере

 

  1.  

Письменная работа соответствует критериям

 

  1.  

Представленный продукт (модель, прогноз, макет, объект, творческое решение) соответствует решаемой проблеме в полной мере

 

  1.  

Доклад представлен грамотно, логично, мнение докладчика аргументировано, включая ответы на вопросы (дискуссию)

 

  1.  

Практическое применение полученного результата (продукта) реально. Полученный результат (продукт) помогает решить заявленную проблему.

 

 

Сумма баллов

 

 

Экспертное мнение в виде суммы баллов на защите исследования (проекта) может служить основанием для определения победителей и призеров (лауреатов НПК), а также для рекомендации участия обучающегося в конкурсе следующего уровня (городской, региональный и др.). Так как проектная деятельность на уровне основного общего образования в Инженерном лицее НГТУ является безотметочной, то считаем, что исследование (проект) защищен обучающимся, если сумма баллов по таблице 2 – 8 баллов или более. Если сумма баллов по таблице 2 составляет менее 8 баллов, то защита УИПД может состояться на другом мероприятии после доработки исследования (проекта).

Таким образом, предложенные критерии, сгруппированные в две таблицы, позволяют сделать оценку процесса выполнения и результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, что успешно реализуется в Инженерном лицее НГТУ. Критерии могут быть использованы в системе мониторинга достижения планируемых результатов (предметных знаний, метапредметных и личностных результатов) образовательной организации.

Литература

  1. Сайт Инженерного лицея НГТУ. Лицейская НПК 9-11 классов 2023 года. – Электронный ресурс. – URL: https://lyceum.nstu.ru/novosti/item/3775-litsejskaya-npk-9-11-klassov-2023-goda (дата обращения 07.06.2024).
  2. Сайт Инженерного лицея НГТУ. Научно-практическая конференция обучающихся 5-8 классов «Открытия». – Электронный ресурс. – URL:  https://lyceum.nstu.ru/novosti/item/3869-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-obuchayushchikhsya-5-8-klassov-otkrytiya (дата обращения 07.06.2024).
  3. Сибирский турнир юных физиков. – Электронный ресурс. – URL: https://vk.com/sibypt (дата обращения 07.06.2024).
  4. Проектная деятельность школьников: Методическое пособие для учителя / Под общей ред. М. В. Ковальчука. – Отпечатано в типографии ООО «Полиграфический комплекс», Москва, 3-я Хорошевская ул., д.18, корп.1, 2023. – 28 с.
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). – Электронный ресурс. – URL: https://edu.garant.ru/education/law/ (дата обращения: 14.05.2024).
  2. Федеральная образовательная программа основного общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российский Федерации от 16.11.2022 г. № 993). – Электронный ресурс. – URL: https://edu.garant.ru/education/law/ (дата обращения: 14.05.2024).
Количество просмотров: 231  

Добавить комментарий

Target Image
1. Ортологическая языковая личность и аспекты ее описания
2. Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка
3. Конкурсная деятельность в учреждении дополнительного образования
4. Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии
5. Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника
6. Использование интерактивного Smart-стола при работе с детьми в ДОУ
7. Обучение девятиклассников критериальному оцениванию задания 13.3 ОГЭ по русскому языку
8. Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС
9. Квест-игра как форма мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума
10. Работа по развитию речевых умений на иностранном языке у обучающихся старших классов в процессе внеучебной деятельности
1. Работа по развитию речевых умений на иностранном языке у обучающихся старших классов в процессе внеучебной деятельности №30/2024 Новосибирск
2. Квест-игра как форма мониторинга результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума №30/2024 Новосибирск
3. Взаимодействие с родителями, имеющими детей с РАС №30/2024 Новосибирск
4. Обучение девятиклассников критериальному оцениванию задания 13.3 ОГЭ по русскому языку №30/2024 Новосибирск
5. Использование интерактивного Smart-стола при работе с детьми в ДОУ №30/2024 Новосибирск
6. Оценка процесса и результатов проектной и исследовательской деятельности школьника №30/2024 Новосибирск
7. Формирование естественно-научной грамотности на уроках химии №30/2024 Новосибирск
8. Конкурсная деятельность в учреждении дополнительного образования №30/2024 Новосибирск
9. Образование и семья – единство взглядов на траекторию развития ребенка №30/2024 Новосибирск
10. Ортологическая языковая личность и аспекты ее описания №30/2024 Новосибирск
11. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
12. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
13. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
14. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
15. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
17. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
18. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
19. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
20. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск

Страницы