Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта

 

Хвастунова Елена Петровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Российская Федерация

Elena P. Khvastunova,

сandidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation

 
 

Демиденко Яна Сергеевна,

студентка, факультет социальной и коррекционной педагогики, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», гВолгоград, Российская федерация

Yana S. Demidenko,

student, Faculty of Social and Correctional Pedagogy, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russian Federation

 

Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта

The relationship between the development of visual activity and play of preschoolers with intellectual disabilities

В статье представлены обобщения научных исследований по проблеме изучения взаимосвязи развития изобразительной и игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта. Отмечена эффективность включения в занятия изобразительной деятельностью подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, игра, дошкольники, творческие занятия, изобразительная игра.

The article presents generalizations of scientific research on the problem of studying the relationship between the development of visual and play activities of preschoolers with intellectual disabilities. The effectiveness of including mobile, story-role, and didactic games in visual activities is noted.

Keywords: visual activity, play, preschoolers, creative activities, visual play.

 

В коррекционно-развивающей работе особое место занимает игровая деятельность. Отечественные педагоги и психологи рассматривают игру как показатель возможностей и способностей ребенка.

Игровая деятельность оказывает многостороннее влияние на психическое развитие дошкольников. В игре дети приобретают новые знания, умения, навыки, социальный опыт, осваивают правила общения и поведения в обществе, учатся согласовывать свои действия с действиями других.

Задания по изобразительной деятельности, представленные в игровой форме, помогут превратить творчество в интересное занятие и эмоционально настроят ребенка. Изобразительную деятельность дошкольников можно сочетать с дидактическими, сюжетно-ролевыми и подвижными играми.

По мнению Н. Н. Жевнерович, в дошкольном возрасте дети с помощью игры получают первоначальные знания о разных видах искусства, пробуют свои силы в художественном творчестве, у них развивается способность воспринимать и оценивать результат изобразительной деятельности. Исследователь предлагает в ходе занятий использовать фольклор, имитационные двигательные упражнения, связанные с темой занятия [3].

Ю. П. Жилова, Л. О. Прокофьева полагают, что применение на занятиях изобразительной деятельностью игровых приемов развивает самостоятельность и познавательную активность детей с нарушением интеллекта [4].

П. В. Плеханова, Л. В. Шипова рекомендуют педагогам, работающим с детьми с нарушениями интеллекта, использовать игрушки или сюжетные картинки для формирования интереса, а также речевое сопровождение игровых действий [7].

Включение в занятие сюжетно-ролевой игры создает условия для формирования у дошкольников с нарушением интеллекта самостоятельности. Дети учатся предлагать и принимать помощь от сверстников. Дошкольники совместно с педагогом могут изготавливать элементы сюжетно-ролевой игры или декорации.

Н. Л. Малыхина подчеркивает значение взаимосвязи изобразительной и игровой деятельности в ослаблении тревожности, эмоционального напряжения, агрессивности в поведении детей [6].

Интеграция сюжетно-ролевой игры в изобразительную деятельность создает атмосферу взаимопомощи, сотрудничества и сотворчества детей.

В. О. Федченко говорит о возможности взаимопроникновения игровой и изобразительной деятельности. Результатами интеграции являются игровое изображение и изобразительная игра [9].

Игровое изображение – это выполнение изображения в процессе увлекательной игры. Здесь важным является результат изображения.

Изобразительная игра представляет собой деятельность с использованием детского рисунка. Рисунок выступает как подтверждение успешной творческой работы, позволяет дошкольнику увидеть ценность его работы.

Изобразительная игра и игровое изображение не только совершенствуют техническую составляющую изображения, но и развивают воображение, восприятие и творческое мышление.

Н. С. Холодова рекомендует на занятиях с дошкольниками с нарушением интеллекта использовать игровые приемы, подвижные игры, музыкальное проигрывание. Сюрпризные моменты, красочные и разнообразные атрибуты создают радостное настроение и атмосферу. Свой продукт изобразительной деятельности дошкольники могут подарить родителям или использовать в игре [10].

В. И. Ермолаева разделяет мнение вышеуказанных авторов о влиянии игры на развитие изобразительной деятельности дошкольников. Особое внимание, по мнению исследователя, рекомендуется уделять занимательным упражнениям в игровой форме с применением натуральных объектов, игрушек и изображений овощей, фруктов, цветов, растений, животных, птиц [2].

В начале занятия по изобразительной деятельности проводятся игровые упражнения, которые создают условия для формирования у дошкольника самостоятельности в действиях.

На занятиях применяются различные виды дидактического материала: пирамидки, башенки, матрешки, конструкторы, лесенки, кубики, мозаики, объёмные фигуры, 3D-модели, печатные дидактические игры. Игровые действия с дидактическим материалом перед занятием помогают детям выявить особенности изображаемых предметов, уточнить цвет, форму, размер деталей. Дошкольники сравнивают реальные объекты с эталонами и совместно с педагогами выделяют их общие признаки.

По мнению Е. М. Плотниковой, изобразительные способности детей можно развивать с помощью художественно-дидактических игр. Такие игры повышают интерес детей к занятиям, обогащают их представления об окружающем мире. С помощью дидактических игр дошкольники могут закрепить свои знания о свойствах предметов, величине, форме, цвете. Дидактические игры могут стать содержанием изображения [8].

Р. А. Куртнебиева определяет важную особенность дидактической игры для детей с нарушением интеллекта в том, что она является источником определенного опыта взаимодействия дошкольников друг с другом, педагогом и методическим материалом [5].

Для овладения определенным набором знаний, умений и навыков детям с нарушением интеллекта требуется большее количество времени, чем нормотипичным сверстникам. Именно в дидактической игре изучаемый материал может предоставляться необходимое количество раз.

В игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта увлекает процесс, а не результат. Детям необходимо несколько раз участвовать в игре, чтобы включиться в нее.

С. Г. Гаган, Г. В. Куликова отмечают, что при подборе дидактических игр необходимо учитывать особенности развития дошкольников с нарушением интеллекта. Правильно организованная игра вызывает интерес, эмоции, поднимает настроение, воспитывает активность и сдержанность [1].

Дидактические игры должны быть согласованы с темой и содержанием изобразительной деятельности. Игровые действия выполняются по определенным правилам. Каждая дидактическая игра должна иметь конкретную цель, которая определяет дидактические задачи. Игры могут самыми разнообразными, педагогами особенно выделяются игры для развития понимания формы и цвета.

Таким образом, игровая деятельность занимает особое место в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушением интеллекта. Включение игры в изобразительную деятельность дошкольников с нарушением интеллекта формирует интерес, создает условия для формирования самостоятельности, создает атмосферу сотворчества детей.

Изобразительную деятельность необходимо сочетать с дидактическими, сюжетно-ролевыми и подвижными играми. Сюрпризные моменты, красочные и разнообразные атрибуты создают радостное настроение и атмосферу. Свой продукт изобразительной и иной деятельности дошкольники могут подарить родителям или использовать в игре. Дети совместно с педагогом могут изготавливать элементы сюжетно-ролевой игры или декорации.

Таким образом, игры повышают интерес детей к занятиям, обогащают их представления об окружающем мире. Игровые приемы развивают самостоятельность и познавательную активность детей. Включение в занятие сюжетно-ролевой игры создает условия для формирования у дошкольников с нарушением интеллекта самостоятельности. С помощью дидактических игр дошкольники могут закрепить свои знания о свойствах предметов, величине, форме, цвете. 

Литература

  1. Гаган, С. Г. Дидактическая игра как средство развития памяти у умственно отсталых дошкольников / С. Г. Гаган, Г. В. Куликова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – № 27. – С. 18-21. – EDN RNFHOX.
  2. Ермолаева, В. И. Изобразительная деятельность как средство всестороннего развития обучающихся с умственной отсталостью / В. И. Ермолаева // Академическая публицистика. – 2021. – № 10-2. – С. 152-160. – EDN IJFVQR.
  3. Жевнерович, Н. Н. Методы и приёмы развития мелкой моторики и формирования художественно-творческих способностей у детей с нарушением интеллекта средствами изобразительной деятельности / Н. Н. Жевнерович // Современные проблемы психолого-педагогического сопровождения детства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 17–18 апреля 2014 года / Под редакцией Г. С. Чесноковой; Новосибирский государственный педагогический университет. Том Часть I. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2014. – С. 217-219. – EDN TOSOIL.
  4. Жилова, Ю. П. Развитие познавательной активности младших школьников с умственной отсталостью на уроках изобразительной деятельности / Ю. П. Жилова, Л. О. Прокофьева. – 2016. – № 2(2). – С. 30-34. – EDN VPZPUD.
  5. Куртнебиева, Р. А. Роль дидатической игры в развитии детей с умственной отсталостью / Р. А. Куртнебиева // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 5(32). – С. 72-74. – EDN AZPUQM.
  6. Малыхина, Н. Л. Интеграция содержания изобразительной деятельности детей в сюжетно-ролевую игру / Н. Л. Малыхина, Е. Н. Ануфриева, Е. Л. Семко. – 2016. – № 2(7). – С. 143-146. – EDN VZDYXD.
  7. Плеханова, П. В. Особенности игровой деятельности дошкольников с легкой степенью умственной отсталости / П. В. Плеханова, Л. В. Шипова // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 50. – С. 2966-2972. – EDN XTRJHW.
  8. Плотникова, Е. Н. Дидактическая игра как средство развития изобразительных способностей детей дошкольного возраста / Е. Н. Плотникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 44-1. – С. 207-212. – EDN SWMKHP.
  9. Федченко, В. О. Изобразительная игра как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста / В. О. Федченко // Молодежная наука: тенденции развития. – 2019. – № 2. – С. 66-71. – EDN JLTZNH.
  10.  Холодова, Н. С. Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно развивающем обучении детей с интеллектуальной недостаточностью / Н. С. Холодова. – 2013. – № 4. – С. 117-121. – EDN RARMOT.
Количество просмотров: 123  

Добавить комментарий

Target Image
1. Разработка и внедрение воспитательного проекта «Азбука нравственности» (из опыта работы)
2. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся
3. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования
4. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220»
5. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений
6. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования
7. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства
8. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства
9. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ
10. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования
12. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы)
13. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии
14. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы)
15. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися
16. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ
17. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ
18. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
19. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому
20. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике

Страницы

1. Взаимосвязь развития изобразительной деятельности и игры дошкольников с нарушением интеллекта №29/2024 Новосибирск
2. Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по математике №29/2024 Новосибирск
3. Практика сопровождения детей со сложной структурой дефекта на дому №29/2024 Новосибирск
4. Развитие творческого потенциала детей в системе дошкольного образования путем реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений №29/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогов ДОУ при организации досуговой деятельности с детьми, имеющими ОВЗ №29/2024 Новосибирск
6. Роль школьного театра и театрализованной деятельности в коррекции и становлении речи детей с ОВЗ №29/2024 Новосибирск
7. Методические приемы построения рисунков на учебных занятиях математики со слепыми обучающимися №29/2024 Новосибирск
8. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в классах с полиэтническим составом (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
9. Обучение слепых и слабовидящих детей кулинарным навыкам на уроках технологии №29/2024 Новосибирск
10. Современные подходы к изучению сложных тем обществознания (из опыта работы) №29/2024 Новосибирск
11. Организация взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников в контексте краеведческого образования №29/2024 Новосибирск
12. «Игротур» как форма поддержки инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста №29/2024 Новосибирск
13. Общие подходы к организации и проведению детско-родительского тренинга в работе педагога-психолога ДОУ №29/2024 Новосибирск
14. Формирование ценностно-смысловых ориентиров обучающихся через знакомство и приобщение к образцам культурного телевизионного и мультипликационного наследия нашей страны ХХ века в условиях образовательного пространства №29/2024 Новосибирск
15. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха средствами изобразительного искусства №29/2024 Новосибирск
16. Онтология смыслового пространства учителя литературы, практикующего технологию мыследеятельностного и деятельностного содержания образования №29/2024 Новосибирск
17. Формирование фразовой речи у дошкольников через развитие пространственных представлений №29/2024 Новосибирск
18. Трудовое воспитание младших школьников. Реализация проекта «Ситиферма.220» №29/2024 Новосибирск
19. Профессиональное самоопределение школьников как необходимое условие повышения качества образования №29/2024 Новосибирск
20. Формирующее оценивание как способ повышения мотивации обучающихся №29/2024 Новосибирск

Страницы