Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог»

 

Курбасова Татьяна Павловна,

старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Tatyana P. Kurbasova,

senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 
 

Корнечук Ирина Викторовна,

старший воспитатель МБДОУ д/с № 465, Новосибирск, Российская Федерация

 

Irina V. Kornechuk,

senior kindergarten teacher of MBDOU d/s No. 465, Novosibirsk, Russian Federation

 

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог»

Modern approaches to the organization of a developing subject-spatial environment in a preschool educational organization: the experience of the internship site «Environment - the third teacher»

В статье представлен взгляд на организацию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с точки зрения современных тенденций развития образования. Описан опыт работы стажировочной площадки «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «Среда – третий педагог».

Ключевые слова: инновационный подход, качество образования развивающая предметно-пространственная среда, профессиональная компетентность, проектирование РППС, индивидуализация, стажировочные площадки.

 

The article presents a view on the organization of the developing subject-spatial environment in preschool educational institutions from the point of view of modern trends in the development of education. The experience of the internship site «NovoSybSad – territory of preschool education development» in the field of «Environment – the third teacher» is described.

Keywords: innovative approach, quality of education, developing subject-spatial environment, professional competence, design of RPPS, individualization, internship sites.

 

Одним из приоритетных направлений в развитии современного дошкольного образовательного учреждения является повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС).

В детском саду она проектируется с учетом требований к условиям реализации основной программы дошкольного образования. РППС является и частью образовательной среды, и фактором, обогащающим развитие детей, и основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности. В настоящее время разработаны рекомендации по проектированию РППС, формированию инфраструктуры дошкольной образовательной организации [5], а также модели проектирования РППС с учетом принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [7].

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) не выдвигает жестких требований к организации такой среды и оставляет за дошкольным учреждением право самостоятельного её проектирования. В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета многих факторов (п.31.3. ФОП ДО) [7].

Вместе с тем, сформированная в ДОО развивающая предметно-пространственная среда, учитывающая особенности и потребности детей, отвечающая требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Учет особенностей современных детей – одна из важнейших концептуальных позиций современных образования, поскольку формируемая развивающая предметно-пространственная среда позволяет ребенку быть в ее центре. Вслед за идеями А. Г. Асмолова, детоцентризм становится одним из основных подходов к формированию современной РППС [1]. Детоцентризм РППС проявляется в том, что среда предоставляет ребенку роль субъекта образовательного процесса: он может сам выбирать игрушки и материалы, виды деятельности, партнеров, продолжительность и интенсивность игр и занятий.

В 2023-2024 учебном году на базе МБДОУ д/c № 465 начала работу муниципальная стажировочная площадка «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «Среда – третий педагог». Идея и название направления стажировочной площадки связаны с использованием концепции педагогики Reggio Emilia, в которой подчеркивается важнейшая роль предметно-пространственной среды в развитии детей, среда рассматривается в качестве «третьего педагога». Разработчиком методики Reggio Emilia approach является психолог Лорис Малагуцци [4]. В основу методики были положены идеи знаменитых психологов и педагогов: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. Reggio Emilia approach призывает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования [2]. Педагог внимательно и с уважением относится к воспитанникам, создает ситуации, в которых ребенок учится задавать вопросы, при этом взрослый не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать, поощряет исследование различных тем, помогает в работе над детскими проектами, поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Основные концептуальные идеи педагогической системы Reggio Emilia созвучны современным тенденциям дошкольного образования. Ребенок воспринимается как полноценная самостоятельная личность, способная к изучению и исследованию мира на основе своего врожденного интереса к миру. Педагог – соавтор, главная задача которого увидеть детские интересы и потребности и на их основе выстраивать занятия, предлагая актуальные темы, материалы и инструменты познания. Образовательный процесс выстраивается по принципам проектной деятельности, педагог вместе с детьми изучает волнующую их тему, всесторонне и глубоко исследуя ее, опираясь на потребности и интересы детей. Развивающая предметно-пространственная среда доступная, насыщенная материалами и играми, которые подталкивают детей к самостоятельным исследованиям.

Цель стажировочной площадки «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «Среда – третий педагог»: создание условий для стажировки педагогов ДОО и повышения их компетенций в вопросах проектирования РППС как фактора, обогащающего развитие ребенка.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

– организовать систему мероприятий по повышению компетенции педагогов в контексте проектирования РППС ДОО как единого образовательного пространства;

– организовать опыт совместного проектирования и презентации РППС для городского педагогического сообщества;

– организовать сетевое взаимодействие ДОО по обмену опытом и формированию РППС.

Детские сады, являющиеся стажировочными площадками, работают в рамках разработанного плана мероприятий, в соответствии с концепцией обучения взрослых «Школы тренерских компетенций», которая проводится МАУ ДПО «НИСО» (куратор – эксперт МАУ ДПО «НИСО» С. М. Оберемок). Организована командная работа участников образовательного процесса с объединением и координацией усилий всех педагогов, вовлеченных в проект. ДОО были разработаны учебно-методические ресурсы: проект «Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОО как фактор развития ребенка дошкольного возраста», памятки по основным принципам проектирования РППС в групповом пространстве ДОО, памятки по наполнению центров активности, экспертный лист оценки РППС, конспекты мастер-классов, семинаров, деловой игры по проектированию РППС.

На первом этапе был разработан план работы, чек-лист оценки РППС, проведена оценка развивающей предметно-пространственной среды с точки зрения наполнения, расположения, использования в образовательной деятельности, доступности, оснащения, центры (уголки, зоны) в группах, работающих стендов, отражающих индивидуальность ребенка. Анализ результатов заполнения чек-листов выявил профессиональные дефициты педагогов в вопросах организации группового пространства. В связи с этим были поставлены задачи обогащения развивающей предметно-пространственной среды, ее наполнения в соответствии с образовательными задачами доступности и многофункциональности. Отметим, что в процессе работы в мы столкнулись с рядом проблем, таких как недостаточная осведомленность педагогов в области создания развивающей предметно-пространственной среды, неготовность педагогов к трансформации РППС, непонимание, что именно необходимо изменить в среде детского сада для того, чтобы она работала на полную мощность, развивала ребенка и помогала решать образовательные задачи. Данные проблемы мы решаем, оказывая адресную помощь каждому стажеру в обогащении РППС, организуя выездные семинары-практикумы в ДОО, являющиеся стажировочными площадками. На основе проведенной работы и постоянного анализа деятельности вносятся корректировки в план работы.

В процессе обучения на практических семинарах педагоги ДОО-стажеров пришли к выводу, что умение планировать свою деятельность, визуализация процесса и его результатов имеет большое значение. Когда ребенок фиксирует свои мысли, правила, идеи или достижения, это усиливает его понимание и помогает ему систематизировать информацию, способствует эффективному взрослению и формированию жизненных навыков, которые будут необходимы во взрослой жизни. Следовательно, необходимо расширить функционал среды, насытить ее полифункциональным неструктурированным материалом, который сформирует умение полностью спланировать свою деятельность от начала и до конца, умение приобрести и добыть из среды все необходимые ресурсы, зафиксировать и рассказать об этом.

Возник вопрос – почему не у всех взрослых получается спроектировать среду именно таким образом? В процессе обсуждения мы пришли к выводу, что среди педагогов сильны традиционные стереотипные представления о том, как «красиво», как «правильно». Зачастую взрослые стараются насытить среду чем-то новым, красивым и часто переполняют ее, а это ведет к угасанию интереса детей. Дети начинают воспринимать привычные вещи как неинтересные. С другой стороны, среда, созданная руками детей, может казаться взрослым менее эстетичной, однако именно она отражает индивидуальность и креативность детей. Важно помнить, что ценность такой среды заключается не в ее внешнем виде, но в процессе создания, который развивает у детей навыки сотрудничества, творчества и самовыражения. Для того, чтобы гармонизировать эти два подхода, необходимо использовать стратегии, направленные на интеграцию интересов детей и эстетических требований взрослых, где среда «говорит» с ребенком и «разговаривает со взрослым» голосом ребенка. Например, можно организовать проекты, где дети сами создают элементы среды или среду целиком. Это позволит ребятам почувствовать свою значимость и вовлеченность, а взрослым увидеть результаты труда детей, услышать их «голос» [3].

Работая в инновационном режиме и осваивая новые технологии и методики организации образовательной деятельности, ДОО-стажеры должны были приступить к проектированию РППС, которая:

  • дает возможность ребенку самому планировать свою деятельность;
  • предоставляет право свободного выбора предметов и оборудования;
  • отражает и учитывает интересы ребенка, особые образовательные потребности и темп развития;
  • формирует представления о себе, как субъекте деятельности, отражает их индивидуальность;
  • реализует право на разные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
  • предусматривает возможность участия самих детей в планировании среды.

В процессе работы были сделаны первые совместные шаги к преобразованию РППС:

  • намечены новые стендовые решения;
  • запланировано разделение групповых помещений в ДОО-стажерах на центры детской активности, которые станут трансформируемыми и мобильными;
  • у педагогов появилось понимание индивидуализации в РППС, в оформлении среды наблюдаются проявления детской инициативы, есть обратная связь;
  • организовано и развивается сетевое взаимодействие ДОО по обмену опытом и формированию РППС в контексте направления «Среда – третий педагог».

В дальнейшем запланирована разработка критериев оценки качества РППС, промежуточных и итоговых результатов реализации проекта. Важно понимать, что качество работы детского сада оценивается не по результатам детского развития, а по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития, анализа того, насколько среда создает условия для стимулирования любознательности, мышления и творчества детей. Будет проведен ряд мероприятий (мастер-классы, семинары, тренинги) по повышению компетенции педагогов в проектировании РППС ДОО как единого образовательного пространства. Участники стажировочной площадки освоят навыки проектирования и презентации РППС, в том числе для городского педагогического и родительского сообществ. В РППС дошкольных учреждений из числа участников стажировочной площадки произойдут изменения, отражающие специфику реализации программы ДОО с учетом требований к развивающей предметно-пространственной среде с точки зрения современных тенденций дошкольного образования.

 

Литература

 

  1. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. – М.: Юрайт, 2019. – 150 с.
  2. Колокольникова З. У. История дошкольной педагогики: учеб. пособие / З.У. Колокольникова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2020. – 144 с.
  3. ПРОдетей и не только... (опыт освоения программы «ПРОдетей» в ДОУ). Вып. 2 / авт.-сост. С. М. Оберемок, Д. С. Вощинин. — Новосибирск, 2022. – 122 с.
  4. Реджио Чилдрен. Дети, пространства, отношения. Метапроект по созданию предметно-пространственной среды для детей раннего и дошкольного возраста. Национальное образование. – 2022. – 160 с.
  5. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 26 декабря 2022 г.) –Электронный ресурс. – URL: https://minobr.tverreg.ru/ (дата обращения: 02.09.2024).
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования дошкольного образования. – Электронный ресурс. –URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf  (дата обращения: 02.09.2024).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Электронный ресурс. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 02.09.2024).
Количество просмотров: 190  

Добавить комментарий

Target Image
1. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
3. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
4. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
6. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
7. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
8. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
9. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
11. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
14. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск