Орлова Ольга Викторовна,методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Ключевые аспекты и перспективы развития дошкольного образования: обзор нормативных правовых документов
В статье представлены приоритетные направления развития дошкольного образования на основе анализа нормативных документов различного уровня: обеспечение единого образовательного пространства; особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями; воспитание как стратегический приоритет государственной политики; формирование основ духовно-нравственных, культурных и гражданско-патриотических ценностей; обеспечение безопасности детства; создание национального цифрового (медиа) контента для детей дошкольного возраста; активное участие родительской общественности в решении задач обучения и воспитания детей; непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, повышение престижа профессии педагога дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, нормативно-правовые документы, приоритетные направления, образовательная среда.
Based on the analysis of regulatory documents at various levels, priority areas of preschool education are presented: ensuring a unified educational space; special features of working with children with special educational needs; education as a strategic priority of state policy; formation of the foundations of spiritual, moral, cultural and civic-patriotic values; ensuring childhood safety; creation of national digital (media) content for preschool children; active participation of the parent community in solving the tasks of teaching and raising children; continuous professional development of teaching staff, increasing the prestige of the profession of preschool education teacher.
Keywords: preschool education, regulatory documents, priority areas, educational environment.
Осмысление результатов дошкольного образования на современном этапе диктует новое понимание перспектив и стратегии его развития на ближайшие годы. Исследования, проводимые на различных уровнях, в том числе мониторинг качества дошкольного образования, а также учёт специфики и тенденций развития муниципальной системы образования, установленные в Концепции управления качеством образования города Новосибирска на 2022–2027 годы [19], позволяют получать объективную информацию для выявления сильных и слабых сторон дошкольного образования и принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Так, за последние годы в муниципальной системе образования неоднократно был проведен мониторинг качества дошкольного образования который показал, что в основном дошкольные образовательные организации (далее ДОО) города Новосибирска находятся на 3-м базовом уровне качества, что свидетельствует о реализации системного подхода к выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В процессе мониторинга качества дошкольного образования наиболее низкие баллы (ниже 3), по экспертной оценке, получены по следующим показателям:
- ориентиры образовательной деятельности ДОО;
- использование информационных технологий;
- условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- безопасность территории для прогулок на свежем воздухе и внутреннего помещения ДОО.
Актуальные направления развития дошкольного образования определены в Федеральном законе от 29.12.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации, а также приказах Минпросвещения России.
Так, в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: «сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи; реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; комфортная и безопасная среда для жизни; цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» [2].
Системный подход к изучению современных тенденций дошкольного образования позволил выделить его приоритетные направления:
- обеспечение единого образовательного пространства;
- особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- воспитание как стратегический приоритет государственной политики в сфере дошкольного образования;
- формирование основ духовно-нравственных, культурных и гражданско-патриотических ценностей на этапе дошкольного детства;
- обеспечение безопасности детства, создание условий для полноценного проживания жизни детьми;
- создание национального цифрового (медиа) контента для детей дошкольного возраста;
- активное участие родительской общественности в решении задач обучения и воспитания детей;
- непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, повышение престижа профессии педагога дошкольного образования.
Решение задач по реализации приоритетных направлений сталкивается с разнообразными вызовами и требует инновационных подходов.
Обеспечение единого образовательного пространства. В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «единство обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [1].
Единая образовательная среда складывается из многих факторов: требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, воспитательные подходы, подходы к условиям, ценности, национально-культурные традиции. Скрепляющим элементом здесь стали единые федеральные образовательные программы на всех уровнях общего образования, в том числе и на уровне дошкольного. Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО) предоставляет детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. Реализация как основной, так и вариативной частей ФОП ДО дает широкие возможности для поиска и внедрения новых подходов, инновационных педагогических технологий [14].
Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Последнее десятилетие ценностное отношение к ребенку-инвалиду, его личностному росту, склонностям и способностям, интересам осознается обществом как важнейшее. Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) до 2030 года, утверждённые Минпросвещения России 30.12.2022, определяют комплекс первоочерёдных мер и последовательность действий для построения системы качественного доступного преемственного образования таких обучающихся.
Приоритетные направления призваны консолидировать усилия государства и общества, направленные на снятие барьеров и ограничений для лиц с инвалидностью, с ОВЗ в различных социальных сферах, в первую очередь, при получении образования [12]. В документе обозначены следующие приоритетные направления:
- Для системы образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций; разработка программно-методического, учебно-дидактического и информационно образования.
- Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность: обновление содержания и организации образовательного процесса, взаимодействия участников образовательных отношений; реализация разнообразных организационных форм образования; создание условий для развития исследовательской и творческой деятельности, внедрения здоровьесберегающих технологий, новых современных методик и технологий профессиональной реабилитации.
- Для педагогических работников: совершенствование и унификация системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с обучающимися с инвалидностью и с ОВЗ.
- Для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ: обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической и коррекционной помощи обучающимся; использование возможностей цифровых информационных технологий; создание преемственной образовательной вертикали; развитие системы дополнительного образования; вовлечение обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в конкурсные движения.
- Для родителей (законных представителей) и других членов семей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ: включение родителей (законных представителей) в реализацию программ коррекционно-развивающего обучения, психолого-педагогического сопровождения; реализация программ методической и консультационной помощи родителям (законным представителям); обеспечение вариативности форм организации ранней коррекционной помощи ребенку с ОВЗ и риском их возникновения.
Дети с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья обучаются по единым федеральным адаптированным образовательным программам (далее ФАОП ДО). В соответствии с ФАОП ДО образовательная организация разрабатывает и утверждает адаптированную образовательную программу (далее АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий [15]. АОП ДО учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, способствует созданию специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание – стратегический приоритет государственной политики в сфере дошкольного образования. Он отражен в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Плане мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Воспитание в дошкольных образовательных организациях предполагает полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификацию) детского развития [9].
В настоящее время вслед за национальным проектом «Образование» начал реализовываться национальный проект «Молодёжь и дети» (далее – НП).
В п. 4 перечня поручений, утвержденного Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. № Пр-616, определены следующие приоритеты воспитания:
- консолидация мероприятий, направленных на самореализацию <…>, продвижение традиционных духовно-нравственных ценностей;
- формирование при участии заинтересованных исполнительных органов субъектов Российской Федерации базы лучших практик создания образовательных и воспитательных пространств [11].
Таким образом, федеральный проект «Мы вместе», который является частью НП «Молодёжь и дети», предусматривает воспитание всесторонне развитых людей, любящих свою страну и гордящихся ею.
Формирование основ духовно-нравственных, культурных и гражданско-патриотических ценностей на этапе дошкольного детства. Актуализации этого важного направления посвящен ряд стратегических документов, задающих вектор развития образования.
Сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению заявлено как важнейшая задача в указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [3]. Данный документ ориентирует систему образования, в том числе и дошкольное, на совершенствование форм и методов воспитания и образования детей, реализацию проектов в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 ориентирует на создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей [4]. В документе обращено внимание на необходимость создания к 2030 году условий для формирования гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности, опираясь на традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности. Также подчеркивается важность обеспечения к 2030 году эффективной системы выявления, поддержки и развития детских способностей и талантов, на всех уровнях образования, в том числе, и на дошкольном.
Указ Президента РФ от 08.05.2024 № 314 ориентирует на патриотическое воспитание, сохранение памяти о защитниках Отечества и недопущение умаления значения подвига народа при защите Отечества; сохранение традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, создание условий для противодействия попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических установок, противоречащих этим ценностям [5]. В числе задач, которые определены данным документом, указано создание произведений литературы (в т. ч. детской) и искусства, кинематографической, театральной, телевизионной, видео- и интернет-продукции, а также создание единой методологии изучения истории, начиная с дошкольного образования.
Закон Новосибирской области от 01.07.2015 № 568-ОЗ «О патриотическом воспитании в Новосибирской области» ориентирован на создание условий «развития, укрепления и повышения эффективности системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Новосибирской области». Необходимые условия по формированию патриотического сознания должны быть созданы начиная с дошкольного возраста [18].
Обеспечение безопасности детства, создание условий для полноценного проживания жизни детьми. Обеспечение безопасности детства, создание условий для полноценного проживания жизни детьми определяется государством в качестве приоритетных направлений национальной политики. Президентом, Правительством Российской Федерации на протяжении последних лет затрагиваются вопросы гарантии сохранения безопасности подрастающего поколения.
Указом Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» закреплено совершенствование государственной политики в сфере защиты детей. В настоящий момент происходит реализация второго этапа в соответствии с Планом мероприятий на период до 2027 года. Он включает: деятельность по формированию ответственного родительства, внедрение эффективных практик поддержки семей с детьми (родителей), увеличение числа семей (родителей), получивших навыки для самостоятельного преодоления трудных жизненных ситуаций, активное информирование семей с детьми (родителей) о правах на получение поддержки, внедрение эффективных практик сопровождения семей с детьми [7].
В стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358, в качестве главных целей обеспечения комплексной безопасности детей определены следующие: снижение уровня смертности и травматизма детей; защита и обеспечение интересов детей и семей с детьми во всех сферах жизнедеятельности; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Помимо прочего в ней запланированы развитие современной и безопасной инфраструктуры для детей, профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, формирование безопасной информационный среды, укрепление института семьи. В данный момент идет реализация второго этапа, рассчитанного на период с 2024 по 2030 годы [8].
Перечисленные в стратегии мероприятия, безусловно, касаются дошкольного образования, в котором необходимо создать безопасное образовательное пространство.
Создание национального цифрового (медиа) контента для детей дошкольного возраста. Внедрение новых технологий управления и организации образовательной деятельности – ещё одна задача дошкольного образования. Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Стратегия призвана решить такую задачу, как создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение их конкурентоспособности на международном уровне. Использование информационных технологий в ДОО позволяет повысить эффективность образовательного процесса, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей ребёнка [6].
В дошкольных образовательных организациях совместно с родителями (законными представителями) необходимо создать безопасную и полезную цифровую среду развития и образования ребёнка дошкольного возраста, которая должна отвечать следующим требованиям: осмысленное отношение взрослого окружения к использованию дошкольниками компьютеров и гаджетов; согласованность представлений родителей и педагогов об опыте детей в использовании электронных устройств, ресурсов; актуализация технического оснащения дома и в дошкольной образовательной организации; обучение дошкольников первым знаниям в области кибербезопасности; целенаправленное создание условий безопасности цифровой среды.
Активное участие родительской общественности в решении задач обучения и воспитания детей. Одним из важных аспектов в совершенствовании образовательной деятельности дошкольной образовательной организации является активное участие родительской общественности в решении задач обучения и воспитания детей. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от директивного характера общения. Важной составляющей эффективного взаимодействия семьи и детского сада является выстраивание отношений партнерства, сотрудничества на основе договора, распределение ответственности между субъектами образования и активное участие их в образовательной деятельности.
Основные права родителей (иных законных представителей), а также их ответственность в сфере образования несовершеннолетних обучающихся закреплены в ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [1].
В целях оказания психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям) детей Министерство образования Новосибирской области утвердило приказ от 19.10.2021 № 2417 [20]. В документе утверждается Положение об оказании услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области. Во многих дошкольных образовательных организациях консультативная помощь родителям осуществляется в рамках консультативного пункта или центра.
Непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров, повышение престижа профессии педагога дошкольного образования. Педагог с его профессионализмом и компетентностью является ключевой фигурой в образовательном процессе, его непрерывное профессиональное становление – необходимое условие эффективного функционирования ДОО. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о методической службе в организации, условиях ее успешного функционирования, формах и методах работы с кадрами. Нормативные регуляторы, определяющие развитие системы образования в России, включая профессиональный стандарт «Педагог» [16], ФГОС ДО [13], ФОП ДО [14] и др.) повышают требования к уровню профессионального развития педагога. Одним из важных вопросов является создание системы непрерывного образования, которая позволит обеспечить постоянное профессиональное самосовершенствование педагогов. Площадками для организации непрерывного образования выступают как региональный центры профессионального развития, центры дополнительного образования, реализующие профессиональные образовательные программы, так и дошкольные организации-лидеры, которые могут делиться лучшими методическими практиками и опытом внедрения инновационных технологий.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования регламентирует требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу. Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению [16].
С 1 марта 2022 года вступил в силу профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)». Стандарт требует от руководителя планировать, координировать и контролировать деятельность структурных подразделений и работников ДОО, формировать организационную структуру, штатное расписание, планировать потребность в кадрах, организовывать их подбор, приём на работу, допуск к работе, определять должностные обязанности и многое другое [17].
Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р определяет цели, принципы, задачи, основные мероприятия и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки педагогических кадров для системы образования [10]. Суть документа заключается в совершенствовании системы подготовки педагогических кадров в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учётом актуальной исследовательской повестки в сфере образования.
Кроме того, в целях повышения профессиональной компетенции и престижа профессии педагога проводятся конкурсы профессионального мастерства педагогов, что находит отражение в различных приказах федерального, регионального и городского уровней.
Представленные выше приоритетные направления современного дошкольного образования свидетельствуют о его многоаспектности, многогранности. Это требует комплексного, системного подхода к их реализации. Системный подход в дошкольном образовании способствует выявлению актуальных вызовов и прогнозированию стратегий их преодоления.
«Правовое поле» деятельности дошкольных образовательных организаций – это основа для реализации каждым учреждением и каждым педагогом задач, гарантирующих предоставление качественного дошкольного образования ребенку.
Министр просвещения РФ на VIII Всероссийском съезде работников дошкольного образования, который состоялся 5-6 декабря 2024 года в г. Москве, подчеркнул: «Дошкольное образование – важный этап воспитания и развития ребенка. Очень многое в формировании личности, мировоззрения закладывается именно в возрасте до шести-семи лет. Поэтому от того, насколько качественно система дошкольного образования вместе с родителями организовывает воспитание детей и создает условия для их гармоничного развития, во многом зависит будущее подрастающего поколения. Сегодня необходимо повысить значимость этой сферы» [21].
Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция). – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 07.02.2025).
- Указ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития российской федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – Электронный ресурс. – URL:https://normativ.kontur.ru/ (дата обращения: 13.02.2025).
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 13.02.2025).
- Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/ (дата обращения: 13.02.2025).
- Указ Президента РФ от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408897564/ (дата обращения: 13.02.2025).
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/?ysclid=m7bl8x3656783300955 (дата обращения: 13.02.2025).
- Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/71684480/?ysclid=m7bleu54p0226153948 (дата обращения: 13.02.2025).
- Указ Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406788976/ (дата обращения: 13.02.2025).
- Распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 13.02.2025).
- Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р «О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/?ysclid=m7bl31pvny932293048/ (дата обращения: 13.02.2025).
- Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 г. № Пр-616). – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 13.02.2025).
- «Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года» (утв. Минпросвещения России 30.12.2022). – Электронный ресурс. – URL: https://legalacts.ru/ (дата обращения: 12.02.2025).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/?ysclid=m7ahv3l8u4996199374 (дата обращения: 07.02.2025).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=m7aho1zfe572459053 (дата обращения: 17.02.2025).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/ (дата обращения: 17.02.2025).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями). – Электронный ресурс. – URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 25.02.2025).
- Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» утверждён приказом Минтруда России от 19.04.2021 №250н. – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/402691091/ (дата обращения: 25.02.2025).
Региональный уровень
- Закон Новосибирской области от 01.07.2015 № 568-ОЗ «О патриотическом воспитании в Новосибирской области». – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/7255992/ (дата обращения: 17.02.2025).
- Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28.06.2022 № 0545-од «Об утверждении Концепции управления качеством образования на период с 2022 по 2027 год». — Электронный ресурс. — URL: https://do.nios.ru/content/municipalnye-mehanizmy-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-1 (дата обращения 11.02.2025).
- Приказ от 19.10.2021 № 2417 «Об утверждении Положения об оказании услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области». – Электронный ресурс. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5401202110190006 (дата обращения: 17.02.2025).
Литература
- VIII Всероссийский съезд работников дошкольного образования: сборник материалов. – М.: ФГБНУ «ИРЗАР», 2025. – 270 с. – URL: https://irzar.ru/storage/2025/02/sbornik-viii-vserossijskogo-sezda-rabotnikov-do.pdf (дата обращения: 11.02.2025).
- Рубленко Т. В. Стратегия развития дошкольного образования в России: основные принципы / Т. В. Рубленко // Молодой ученый. – 2023. – № 15 (462). – С. 371-373. – URL: https://moluch.ru/archive/462/101566/ (дата обращения: 11.02.2025).
- Улзытуева А. И. Современные вызовы и стратегии развития дошкольного образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2024. – Т. 19, № 2. – С. 106–117.
Количество просмотров: 177 |
Добавить комментарий