Аналитика в работе административной команды образовательной организации

 

Скрипкина Марина Анатольевна,

старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация

Marina A. Skripkina,

senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Аналитика в работе административной команды образовательной организации

Analysis of the work of the administrative team of an educational organization

Аналитика является важнейшим инструментом доказательного принятия решений в управлении образовательной организацией. В статье описаны возможности управления качеством образования на основе анализа и интерпретации данных о результатах оценочных процедур.

Ключевые слова: Анализ, аналитика, внутренняя система оценки качества образования, доказательное принятие управленческого решения, интерпретация, источники данных, повышение качества образования, результаты оценочных процедур. 

Analytics is the most important tool for evidence-based decision-making in the management of an educational organization. The article describes the possibilities of education quality management based on the analysis and interpretation of data on the results of evaluation procedures.

Keywords: Analysis, analytics, internal educational quality assessment system, evidence-based management decision-making, interpretation, data sources, education quality improvement, results of evaluation procedures.

 

Аналитическая составляющая в работе школьной административной команды является одной из ведущих и, по большому счету, определяет характер профессиональной деятельности. Управление качеством образования невозможно без системной аналитики по отношению к получаемым результатам. В школах с этой целью функционирует внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО), которая основывается на анализе качества реализации содержания образовательных программ, их ресурсного обеспечения и результатов освоения. Эффективно выстроенная внутренняя система оценки позволяет управленческой команде отслеживать динамику качества, оценивать результативность педагогической деятельности, определять основные тенденции и перспективы развития образовательной организации.

Источниками информации для оценки качества образования являются статистические данные системы образования, результаты промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестаций, мониторинги и социологические исследования, отчетность разных уровней, посещение уроков и внеурочных мероприятий и др.

Однако недостаточно собрать большой объем информации – необходимо ее обработать, проанализировать, интерпретировать и перевести в конкретные управленческие решения. При этом принятые решения должны быть доказательными, а использованные данные – валидными, технологичными, объективными.

Важнейшим инструментом доказательного принятия решений в управлении образовательной организацией является аналитика. Понятие «аналитика» происходит от слова «анализ», но не равно ему. Анализ (от греч. «разложение») – процедура мысленного или реального разложения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) на части (признаки, свойства, отношения), выполняемая в ходе познания или практической деятельности. Термин άναλυτικά (буквально «искусство анализа») был введен Аристотелем при описании искусства рассуждения (логики), в котором он разложил логическое мышление на простые элементы и выстроил на их основе систему доказательного исследования.

Для осуществления аналитической деятельности административной команде общеобразовательной организации необходимо уметь:

  • проектировать и анализировать управленческие действия в условиях конкретных задач;
  • владеть методологией и методикой организации и проведения оценок и исследований, в том числе мониторингов;
  • устанавливать критерии, подбирать показатели и индикаторы в соответствии с целями исследования и конкретными управленческими задачами;
  • читать, отбирать, систематизировать информацию, представленную в массивах данных, переводить ее в контекстуально-образный формат;
  • использовать в работе основные источники статистических и социологических данных.

Развитие цифровых технологий привело к появлению большого объема данных о системе образования, образовательных организациях, отдельных участниках образовательных отношений: это результаты внешних оценочных процедур (прежде всего – государственной итоговой аттестации (ГИА), всероссийских проверочных работ (ВПР) и др.), данные независимой оценки качества образования (НИКО), мониторингов различных уровней, диагностик и исследований, данные федерального статистического наблюдения (ОО-1, ОО-2) и др. При этом в практике образовательных организаций в большинстве случаев информация о результатах оценочных процедур, условиях осуществления образовательной деятельности и иные показатели используются преимущественно для подготовки отчетов различного характера, а также в целях информирования участников образовательных отношений и заинтересованных лиц о результатах деятельности, что, безусловно, важно. Но при этом управленческие решения часто принимаются интуитивно, без анализа и интерпретации полученных данных, на основе уже имеющегося опыта, привычной практики, что иногда просто не может сработать из-за определенной новизны или нетипичности ситуации. Конечно, опора на аналитику вовсе не исключает интуиции и опыта, но она однозначно повышает точность принимаемых решений за счет обеспечения доказательности аргументов.

Важными источниками данных в аналитической деятельности образовательной организации являются мониторинги, представляющие собой систематические (наблюдение) или периодические (диагностические срезы) исследования состояния тех или иных элементов образовательной системы. Главной особенностью мониторингов является отслеживание изменений системы во времени, и в этом смысле мониторинговые исследования изначально подразумевают динамический анализ. Управленческие мониторинги в большинстве случаев имеют оценочный характер, так как именно оценка дает возможность определить необходимость и направление управленческих действий, ресурсных затрат, мотивации кадров.

При организации мониторинга необходимо четко понимать, на какой управленческий вопрос он даст ответ. Правильно сформулированный вопрос позволит подобрать точные показатели, которые обеспечат необходимые объем и содержание информации для аналитики.

Собранную информацию необходимо правильно интерпретировать. Интерпретация – (лат. «interpretatio») в широком смысле – это истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык. В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова данное понятие раскрывается как толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь. В этом понимании интерпретация представляет собой процесс анализа, синтеза и оценки информации с целью определения ее значимости и полезности для заданного исследования. Если говорить об интерпретации результатов оценочных процедур, то, с учетом основной цели проведения оценочных процедур – управления качеством образования, – под этим определением следует понимать «процесс обработки данных, полученных в ходе осуществления оценочных процессов, на основе их анализа, систематизации и выявления основных тенденций, формулировки выводов для обеспечения управления качеством образования»[1].

Одними из основных показателей результативности деятельности образовательной организации и предметом ежегодной аналитики являются результаты внешних оценочных процедур. Рассмотрим возможности использования данных (выбор надежного источника информации, проведение анализа, интерпретации и принятия конкретных управленческих мер) на примере работы с результатами основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Государственная итоговая аттестация отличается от других оценочных процедур тем, что она проводится по окончанию освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования. И поэтому результаты ГИА являются объективными индикаторами не только образовательных результатов, но и качества содержания основных образовательных программ и условий их реализации.

Анализ и интерпретация результатов государственной итоговой аттестации дают возможность получать информацию о качестве подготовки выпускников 9 и 11 классов, планировать и осуществлять мероприятия по повышению уровня образовательных результатов обучающихся, совершенствованию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения. В контексте анализа и интерпретации результатов ОГЭ – это и выявление выпускников, которым необходима поддержка при продолжении обучения на уровне среднего общего образования.

Анализ и интерпретация результатов ГИА позволяет определять и уровень профессиональных компетенций педагогических работников, осуществлять корректировку внутренней системы оценки качества образования с целью повышения её эффективности, а также разрабатывать персонифицированные программы либо планы (дорожные карты) профессионального роста учителей. Важно, чтобы по итогам аналитической работы были составлены рекомендации по использованию полученных данных.

Первый этап интерпретации результатов ГИА понимается как поиск (отбор) источников статистической и аналитической информации по результатам ГИА. Источниками данных здесь могут выступать:

  • протоколы результатов по учебным предметам (направляются в ОО по защищенным каналам связи после утверждения на заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) в период проведения ГИА;
  • анализ результатов ГИА по учебным предметам, представленный в статистико-аналитических сборниках, размещенных на официальном сайте ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» (НИМРО): https://nimro.ru/;
  • статистические данные ГИА по всем учебным предметам, представленные в информационной системе «Электронный сервис о системе образования Новосибирской области» ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» http://nscm.ru/stat.

Используя перечисленные информационные источники, образовательная организация сможет в динамике проанализировать результаты внешних оценочных процедур своих выпускников в разрезе каждого учебного предмета по различным показателям:

  1. По единому государственному экзамену: количество/доля участников ЕГЭ, набравших ниже минимального количества баллов, выше среднего по Новосибирской области, выше среднего по муниципальному району, сдавших предмет на высоком уровне (ТБ 2 и выше), другие показатели.
  2. По основному государственному экзамену: количество/доля участников ГИА-9, набравших ниже минимального количества баллов, средний балл участников ГИА-9 по 5-балльной шкале (показатели выгружаются по всем предметам в одну таблицу), количество/доля участников ГИА-9 по всем предметам, получивших отметку «2», «3», «4», «5» (показатели выгружаются по каждому предмету в отдельную таблицу), другие показатели.

Еще одним официальным источником информации как для аналитической работы с результатами ГИА, так и для подготовки обучающихся являются документы, определяющие структуру и содержание КИМ по учебным предметам (кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, спецификация, демонстрационный вариант), размещенные на официальном сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ): https://fipi.ru/.

Следующий этап работы с результатами ГИА после сбора информации – систематизация данных, представленных в отобранных источниках, их сравнение, анализ и интерпретация. Здесь необходимо сопоставить результаты текущего года и предыдущих лет; определить тенденции показателей доли выпускников, не преодолевших минимальный порог, и доли выпускников, набравших максимальное количество баллов; выявить причины снижения (повышения) показателей доли вышеназванных категорий выпускников; сопоставить по годам статистику выполнения экзаменационных работ в целом и по отдельным заданиям; определить уровень сложности экзаменационных заданий для большинства участников конкретного экзамена и т. д. Так можно определить уровень освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, а также сильные и слабые стороны в преподавании отдельных учебных предметов.

При проведении аналитической работы целесообразно использовать методические рекомендации, составленные на основе анализа типичных ошибок участников ГИА (https://fipi.ru/), а также материалы, содержащие методический анализ результатов ГИА по всем учебным предметам, подготовленные региональными предметными комиссиями и направленные на    совершенствование преподавания учебных предметов, выстраивание в образовательных организациях эффективной системы методической поддержки учителей-предметников (https://nimro.ru/gia/metod/).

На основе проведённого анализа, формулировки выводов и определения основных тенденций качества подготовки обучающихся формируются управленческие решения, направленные на обеспечение эффективности образовательной деятельности и повышение качества образования. В зависимости от уровня управления решения по данному вопросу могут быть выражены в следующих формах:

– на уровне образовательной организации – приказы, распоряжения, протоколы, регламенты, положения, программа развития, планы (дорожные карты) в части повышения качества образования, совершенствования внутренней системы оценки качества образования, повышения квалификации педагогов, персонального контроля, наставничества и др.;

– на уровне школьных методических объединений (профессиональных объединений педагогов) – план методической работы, планы работы профессиональных объединений педагогов, персонифицированные программы профессионального роста учителей, программы наставничества и др. (интерпретированные результаты оценочных процедур дают возможность выявлять профессиональные дефициты учителей, определять направления повышения квалификации; совершенствовать структуру и содержание методической работы);

 – на уровне педагогического работника – план самообразования, профессионального развития (с целью преодоления профессиональных дефицитов и повышения качества обучения школьников); план работы с обучающимся по преодолению учебной неуспешности; план работы с высокомотивированными и одаренными обучающимися; аттестационные материалы (результаты внешних оценочных процедур являются фактической основой, подтверждающей результативность профессиональной деятельности педагога) и др.

Анализ результатов ГИА позволяет общеобразовательной организации увидеть общую картину успехов и трудностей в освоении обучающимися учебных предметов; выявить тенденции и понять характер успешности обучающихся и причины их типичных затруднений; провести комплексный анализ содержания основных образовательных программ основного и среднего общего образования и условий их реализации; осуществить корректировку образовательных программ; совершенствовать внутреннюю систему оценки качества образования, обеспечив её объективность, формирование единых подходов в оценке педагогами достижений обучающихся, интеграцию результатов внутренних и внешних оценочных процедур.

 

Литература

  1. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Аналитика данных для формирования управленческих решений в образовании. / Большие данные в образовании: доказательное развитие образования. Сборник научных статей II Международной конференции, 15 октября 2021 года, Москва / под общ.ред. О.  А. Фиофановой. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. – Электронный ресурс. – URL:  https://publications.hse.ru/books/532436612  (дата обращения: 28.02.2025).
  2. Информационная система «Электронный сервис о системе образования Новосибирской области» ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования». – Электронный ресурс. – URL: http://nscm.ru/stat (дата обращения: 28.02.2025).
  3.  Использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образования в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций, заместителей руководителей, ответственных за развитие внутренних систем оценки качества образования. Департамент образования мэрии города Новосибирска. – Электронный ресурс. – URL:  Новосибирск, 2021. https://niso54.ru/sites/default/files/docs/metod_mat/3.%20MR%20of%2027.07.2021%20Evaluation%20procedures.pdf (дата обращения: 28.02.2025).
  4. Официальный сайт ГКУ НСО «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» / Методическая копилка. – Электронный ресурс. –URL: https://nimro.ru/gia/metod/ (дата обращения: 28.02.2025).
  5. Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». – Электронный ресурс. – URL:  https://fipi.ru/ (дата обращения: 28.02.2025).
  6. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. — Москва: Аделант, 2014. – Электронный ресурс. – URL:  https://www.iprbookshop.ru/44160.html  (дата обращения: 28.02.2025).
  7. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. – Электронный ресурс. – URL: https://runivers.ru/lib/book6207/140184  (дата обращения: 28.02.2025).
  8. Фиофанова О. А. Анализ современного состояния исследований в области управления образованием на основании данных // Ценности и смыслы. 2020. № 1(65). С. 71-83. – Электронный ресурс. – URL:  file:///C:/Users/%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-issledovaniy-v-oblasti-upravleniya-obrazovaniem-na-osnovanii-dannyh.pdf (дата обращения: 28.02.2025).
 

[1] Использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образования в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций, заместителей руководителей, ответственных за развитие внутренних систем оценки качества образования. Департамент образования мэрии города Новосибирска. – Электронный ресурс. – URL: Новосибирск, 2021.

https://niso54.ru/sites/default/files/docs/metod_mat/3.%20MR%20of%2027.07.2021%20Evaluation%20procedures.pdf

Количество просмотров: 140  

Добавить комментарий

Target Image
1. Возможности муниципальной системы оценки качества образования в развитии образовательных организаций города Новосибирска
2. Аналитика в работе административной команды образовательной организации
3. Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО: содержание и структурные компоненты
4. Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение
5. Программа развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: особенности разработки, анализ типичных затруднений
6. Ключевые аспекты и перспективы развития дошкольного образования: обзор нормативных правовых документов
7. Интеграция дополнительного образования в систему общего образования гимназии как эффективный механизм повышения качества и успешности школы по актуальным показателям современного образования
8. Управление инновациями в образовательной организации
9. Система работы МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов школьников
1. Система работы МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов школьников № 33 (1), март 2025
2. Управление инновациями в образовательной организации № 33 (1), март 2025
3. Интеграция дополнительного образования в систему общего образования гимназии как эффективный механизм повышения качества и успешности школы по актуальным показателям современного образования № 33 (1), март 2025
4. Ключевые аспекты и перспективы развития дошкольного образования: обзор нормативных правовых документов № 33 (1), март 2025
5. Программа развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: особенности разработки, анализ типичных затруднений № 33 (1), март 2025
6. Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение № 33 (1), март 2025
7. Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО: содержание и структурные компоненты № 33 (1), март 2025
8. Аналитика в работе административной команды образовательной организации № 33 (1), март 2025
9. Возможности муниципальной системы оценки качества образования в развитии образовательных организаций города Новосибирска № 33 (1), март 2025
10. Технология «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» как предиктор успешности профессиональной навигации молодежи № 32 (4), декабрь 2024
11. Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» как современный цифровой инструмент коммуникации в образовании № 32 (4), декабрь 2024
12. Проведение профильных смен с целью популяризации биотехнологического образования среди школьников города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
13. Роль профильных центров и модели управления Сант-Галлена в модернизации образовательных процессов в России № 32 (4), декабрь 2024
14. От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя № 32 (4), декабрь 2024
15. О механизмах формирования психологической безопасности в муниципальной системе образования города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
16. Методические ресурсы мегаполиса в обеспечении доступной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями № 32 (4), декабрь 2024
17. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
18. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
19. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
20. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск

Страницы