Попова Наталья Григорьевна,директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Новосибирский экономический лицей», Новосибирск, Российская Федерация Natalia G. Popova, director of the Novosibirsk Municipal Autonomous Educational Institution «Novosibirsk Economic Lyceum», Novosibirsk, Russian Federation |
Придня Анна Юрьевна,заместитель директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Новосибирский экономический лицей», Новосибирск, Российская Федерация Anna Y. Pridnya, deputy director of the Novosibirsk Municipal Autonomous Educational Institution «Novosibirsk Economic Lyceum», Novosibirsk, Russian Federation |
Управление инновациями в образовательной организации
В статье представлен опыт управления инновациями в МАОУ НЭЛ. Отражена стратегическая цель развития учреждения, описаны задачи для достижения этой цели, определен инструментарий, перечень мер и структура действий, ресурсов, обеспечивающих переход организации в новое состояние, представлено определение результата и оценки эффективности.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный проект, программа развития, эффективное управление.
The article describes the experience of innovation management in MAOU NEL. The strategic goal of the institution's development is reflected, the tasks for achieving this goal are described, the definition of the toolkit, the list of measures and the structure of actions, resources that ensure the transition of the organization to a new state, the definition of the result and the assessment of effectiveness are described.
Keywords: innovation, innovative activity, innovation project, development program, effective management
На современном этапе развития системы образования инновационные процессы, происходящие в образовательном учреждении, являются важными компонентами его деятельности, способствующими повышению качества образования, создающими основу для повышения конкурентоспособности организации.
Приоритетным условием для внедрения инноваций в образовательной организации является понимание руководителем и всей управленческой командой стратегической цели развития учреждения, значимости и перспективности реализации инновационных проектов.
Ключевыми аспектами инновационного менеджмента являются следующие составляющие: стратегия, возможности и структура.
Одним из существенных факторов эффективного управления инновационными процессами в учреждении является наличие стратегии, плана для достижения долгосрочного успеха, в котором инновации – это одно из средств достижения стратегических целей.
Ключевым условием для успешности инновационной деятельности является анализ управленческой командой возможностей для внедрения новшеств. И в первую очередь, это готовность педагогических работников к инновационной деятельности, именно от них зависит успех реализации инновационного проекта.
Безусловно, инновационная деятельность учреждения способствует трансформации как содержания, так и условий функционирования образовательной организации. Поэтому внедрение инноваций требует от управленческой команды мотивирующего анализа исходного состояния организации, разработки образа желаемого будущего, определения состава и структуры действий по переходу от настоящего к будущему. Как правило, для реализации инноваций необходимы изменения структуры и ресурсов, которыми располагает учреждение: структуры управления, инфраструктуры, материально-технического, программного, научно-методического обеспечения.
Стратегическая цель развития учреждения, задачи для достижения этой цели, определение инструментария, перечня мер и структуры действий, ресурсов, обеспечивающих переход организации в новое состояние, определение результата и оценки эффективности находят свое отражение в программе развития организации. Программа развития предполагает системные изменения с учетом анализа внутренней ситуации и запросов внешней среды. Роль программы развития заключается в разработке и описании модели инновационного процесса с необходимыми для его реализации ресурсами. Решение задач по внедрению инноваций обеспечивается за счет разработки и внедрения целевых подпрограмм или проектов в рамках реализации программы развития.
В муниципальном автономном общеобразовательном учреждении города Новосибирска «Новосибирский экономический лицей» (далее – МАОУ НЭЛ, Лицей, до 25.02.2025 года – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Экономический лицей») с 2024 года реализуется программа развития «Вместе к открытиям и успеху». Разработка данной программы потребовала серьезной предварительной аналитической работы, в ходе которой были выявлены проблемы, определены векторы развития Лицея, выполнен анализ структуры и ресурсного обеспечения, разработаны инновационные проекты. При определении целей и задач новой программы развития учитывалось месторасположение МАОУ НЭЛ, особенности педагогического коллектива, достижения предыдущего этапа развития.
Более 15 лет Лицей реализует инновационные проекты различного уровня, что позволяет ставить более амбициозные стратегические цели и задачи развития учреждения, обеспечить переход Лицея на новый, более качественный уровень. Так, с 2010 года Лицей участвует в региональном проекте «Создание и развитие сети специализированных классов».
В учреждении созданы все условия для выявления и поддержки способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания образования и его методического сопровождения, обеспечения качества и результата общего образования, ориентированного на перспективные потребности рынка труда и технологий.
На базе Лицея действует инженерная лаборатория, позволяющая реализовывать программы инженерно-технологической и IT- направленности, проектную деятельность.
В МАОУ НЭЛ реализуются дополнительные общеразвивающие программы в области программирования, моделирования, технического творчества и научно-исследовательской деятельности.
В Лицее созданы условия и для развития детской технопредпринимательской деятельности, а также осуществляется поддержка участия школьников в олимпиаде НТО, «Большие вызовы», всероссийских конференциях «Национальное достояние России» и «Высший пилотаж».
Образовательные программы специализированных классов в Лицее сопровождаются специалистами АНОВО «Университет Иннополис» (г. Иннополис), НИУ ВШЭ (г. Москва), НГУЭУ, НГТУ, СГУГиТ. Авиационного технического колледжа имени Б. С. Галущака. Также с учениками специализированных классов Лицея работают научные сотрудники Института математики СО РАН и Института систем программирования СО РАН. С 2024 года Лицей осуществляет сотрудничество с КБ «СПЕКТР».
В рамках внеурочной деятельности на базе учреждения организуются и проводятся интенсивные профильные смены, направленные на вовлечение подростков в проектную деятельность и конкурсное движение.
Обучающиеся профильных классов показывают высокие результаты в государственной итоговой аттестации (по итогам 2023-2024 года 4 ученика получили 100 баллов по результатам ЕГЭ, один из которых – по двум предметам).
В 2022 году на базе Лицея была открыта инженерная лаборатория «МЕГА Z», которая помогает в реализации модулей инженерного образования, а также используется как коворкинг-пространство для детских общественных объединений Лицея.
Лицеисты принимают активное участие и занимают призовые места в конкурсах, соревнования и олимпиадах различного уровня. К наиболее значимым победам можно отнести победы и лауреатство в следующих конкурсных мероприятиях: Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по направлению Физика; межрегиональная научно-практическая конференция «Форсайт образования – территория технологических инициатив»; конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы»; Всероссийская олимпиада школьников; олимпиада НТО, региональные олимпиады по математике, хакатоны по направлениям НТО, региональный конкурс «ПрофСтарт», региональный чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы», городская научно-практическая конференция НОУ «Сибирь», Всероссийский конкурс «Национальное достояние России»; Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ имени Д. М. Менделеева и многие другие.
Организация специализированного обучения на уровне основного и среднего образования способствует сокращению разрыва школьного образования и современной социокультурной и профессиональной интеграции личности, позволяет реализовать идеи кластерного образования, сформировать готовность наших учеников к осознанному выбору профессионального образования, продемонстрировать им лучшие академические, личностные, творческие и даже спортивные результаты.
Реализация проекта по открытию специализированных классов позволила:
– привлечь к образовательной практике различных социальных партнеров;
– управленческой команде Лицея осуществлять системный анализ, планирование, коррекцию и координацию взаимодействия всех структурных подразделений Лицея;
– учителям-предметникам реализовать программы обучения в сотрудничестве с представителями науки, высшей школы и педагогами дополнительного образования;
– предметным кафедрам осуществить системную работу по формированию банка данных методических разработок, разработке алгоритмов индивидуальных траекторий развития обучающихся, формированию банка данных программно-методического сопровождения;
– социально-психологической службе обеспечить разноплановое психолого-педагогическое сопровождение и разработать коррекционные программы.
Сотрудничество с представителями науки и высшей школы способствует развитию конвергенции знаний наших учеников. Они свободно обращаются со сложной научной терминологией, умеют применять знания в сфере предметов информационно-математического и естественно-научного цикла. В учебном взаимодействии педагогов, учителей, ученых нам удается сформировать у них междисциплинарные знания, являющиеся сегодня одной из ключевых компетенций современного человека.
В 2015-2018 годах учреждение являлось участником регионального проекта «Внедрение системы менеджмента качества в образовательных организациях Новосибирской области». Была создана модель управления качеством образования, разработаны стандарты организации по управлению основными процессами при осуществлении образовательной деятельности в соответствии с ГОСТ ISO 9000 и 9001.
В 2018-2023 годах учреждение являлось участником муниципального проекта «Развитие школьников через новый формат уроков технологии в образовательных организациях города Новосибирска». Участие в данном проекте обеспечило развитие профессиональной компетентности педагогов, освоение ими новых модулей программы по предмету «Технология», обмен лучшими практиками с образовательными организациями муниципалитета. Заведующий кафедрой технопредпринимательства Лицея возглавил муниципальное методическое объединение учителей технологии.
С 2019 года Новосибирский экономический лицей участвует в Федеральном проекте «Билет в будущее», а также является федеральной инновационной площадкой «Яндекс. Лицей».
Участие в проекте «Билет в будущее» способствовало развитию профориентационной работы в Лицее: у учеников появилась возможность пройти индивидуальную диагностику, по результатам которой определяется траектория профессионального образования. «Профессиональные пробы», проводимые в рамках данного проекта, позволяют ученикам уже на практике познакомиться с различными профессиями.
Проект «Яндекс. Лицей» позволил повысить уровень профессионального мастерства педагогов Лицея: три педагога получили сертификат преподавателей «Яндекс. Лицея». Ресурсы данной инновационной площадки используются при реализации образовательных программ в классах IT-направленности.
С 2012 года в Лицее функционируют четыре окружных консалтинговых центра: Реализация ФГОС НОО в условиях МАОУ НЭЛ, Практика реализации Концепции математического образования в условиях Лицея, Актуальные вопросы филологического образования в контексте реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО, Обучение английскому языку в средней школе в условиях реализации ФГОС НОО и ООО.
Основные направления деятельности данных центров:
– трансляция педагогического опыта по использованию образовательных технологий при реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО;
– апробация требований ФГОС НОО к разработке учебных заданий как средства формирования основ функциональной грамотности обучающихся;
– внедрение в практику инновационных технологий и форм организации образовательной деятельности;
– разработка методических рекомендаций по технологии проектирования современного урока английского языка при реализации требований обновленных ФГОС;
– разработка критериев оценивания образовательного результата в условиях преемственности начальной, основной и средней школы;
– активизация научно-исследовательской деятельности педагогов в области проблематики педагогики и образования (обучение иностранному языку детей-инофонов);
– оказание консультационной помощи учителям школ города Новосибирска и области по рассмотрению методических аспектов формирования и оценки математической грамотности.
С 2020 года Лицей – участник региональных проектов «Цифровая образовательная среда – 2020», «Локальная сеть – 2020», «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». Участие в данных проектах значительно повысило уровень профессионализма учителей в работе с информационно-коммуникационными технологиями.
С 2023 года Лицей является Федеральной инновационной площадкой ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» по теме «Воспитательная практика Лицея «Академия добра и света».
«Академия добра и света» – это «живое сообщество», участниками которого являются обучающиеся Лицея, родители (законные представители) и педагогические работники МАОУ НЭЛ. Модель «живого сообщества» является уникальной самоорганизующей и взаимообогащающей формой взаимодействия семьи и школы. Формирования «живого сообщества» используются для решения вызовов, которые объединяют участников образовательных отношений и отражают их актуальные вопросы и проблемы. Для эффективного решения задач перед сообществами к их работе привлекались различные специалисты Лицея: медицинские работники, технический специалист, педагог-психолог, педагог-логопед, сотрудники столовой, педагог-библиотекарь и другие.
Проект «Академия добра и света» направлен на развитие социально-активной деятельности всех участников образовательных отношений для повышения эффективности в решении локальных социальных проблем.
Кадровыми ресурсами воспитательной практики стали: администрация МАОУ НЭЛ (победители Всероссийского конкурса «Флагманы образования. Школа» АНО «Россия – страна возможностей»), штаб воспитательной работы, педагоги Лицея и педагоги центра дополнительного образования.
Научно-методическими ресурсами реализации воспитательной практик стали НГПУ и Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко, с которыми Лицей имеет многолетний опыт сотрудничества.
В 2025 году Лицею присвоен статус федеральной инновационной площадки ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» по тематическому направлению «Практики реализации программ формирования гражданской идентичности обучающихся на основе культурно-исторического наследия и исторического просвещения».
Программой развития Лицея на 2024-2026 годы предусмотрено дальнейшее участие в инновационных проектах различного уровня. В связи с этим возникает необходимость расширения инфраструктуры учреждения. Открытие нового учебно-лабораторного корпуса в декабре 2025 года даст ряд преимуществ для дальнейшего развития Лицея:
1. Улучшение качества образования. Новое оборудование и современные лаборатории позволят учащимся получать практические навыки в условиях, приближенных к реальным. Существенно увеличится возможность внедрения инновационных методов обучения, таких как проектная работа, исследовательская деятельность и эксперименты.
2. Расширение образовательных возможностей. Появление новых специализированных кабинетов (например, для экономики, финансов, IT, робототехники) позволит углубленно изучать профильные дисциплины, проводить междисциплинарные исследования и интегрировать знания из разных областей.
3. Привлечение талантливых учащихся и преподавателей. Современная инфраструктура делает Лицей более привлекательным для мотивированных учеников и высококвалифицированных педагогов, способствует укреплению репутации Лицея как передового образовательного учреждения.
4. Развитие научно-исследовательской деятельности. Лаборатории и оборудование позволят учащимся и педагогам заниматься научными проектами, возможность сотрудничества с вузами, научными центрами и бизнес-структурами.
5. Подготовка кадров для экономики и технологий. Лицей сможет готовить специалистов, востребованных в современных условиях, с акцентом на экономику, финансы, IT и инновационные технологии. Учащиеся получат навыки, которые помогут им успешно поступать в ведущие вузы.
6. Укрепление материально-технической базы. Новый корпус обеспечит комфортные условия для обучения, что положительно скажется на мотивации и успеваемости учащихся. Появится дополнительная возможность внедрения цифровых технологий и дистанционных форм обучения.
7. Социальное и культурное развитие. Новое здание может стать центром не только образовательной, но и культурной жизни, где будут проводиться мероприятия, семинары и встречи с экспертами. Появится возможность для дальнейшего укрепления связей с местным сообществом и бизнесом.
8. Конкурентоспособность Лицея. С появлением нового корпуса Лицей сможет конкурировать на более высоком уровне с престижными учебными заведениями, привлекая больше ресурсов и партнеров, появится возможность получения грантов и финансирования для дальнейшего развития.
Сегодня Лицей на основе полученных результатов реализации инновационных проектов не останавливается на достигнутом. Прошлый опыт участия в инновационных проектах позволяет выйти на новый уровень внедрения инноваций. Разработана новая программа развития, сформирован высококвалифицированный педагогический коллектив, а также созданы все условия для достижения поставленных целей. Перед нами стоят масштабные цели и задачи, которые, мы уверены, будут достигнуты.
Количество просмотров: 172 |
Добавить комментарий