Резник Татьяна Викторовна,старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Tatyana V. Reznik, senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation
|
Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО: содержание и структурные компоненты
Статья посвящена единым принципам формирования системы оценки образовательных достижений обучающихся, в том числе обучающихся с особыми возможностями здоровья, в рамках внутренней системы оценки качества образования, основанной на требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных общеобразовательных программ, в том числе федеральных адаптированных программ.
Ключевые слова: внутренняя система оценка качества образования, системно-деятельностный подход, комплексный подход, уровневый подход, дифференцированный подход, критериальное оценивание, стартовая диагностика, текущий контроль, тематический контроль, промежуточная аттестация, итоговая оценка, оценочные мероприятия, оценочные процедуры.
The article is devoted to common principles and approaches for the formation of a system for assessing educational achievements of students, including students with special health needs, within the framework of an internal educational quality assessment system based on the requirements of Federal state Educational Standards and federal general education programs, including federal adapted programs.
Keywords: internal education quality assessment system, system-activity approach, integrated approach, level-based approach, differentiated approach, criterion assessment, initial diagnostics, ongoing control, thematic control, interim assessment, final assessment, assessment measures, assessment procedures.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Она устанавливает формы, периодичность и порядок их проведения, ведет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ [1].
Внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС) и федеральных общеобразовательных программ (далее – ФОП) актуализировало единые подходы к системе оценивания достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ соответствующего уровня образования.
Установленная ФГОС система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях. Среди них – использование системно-деятельностного, уровневого, комплексного подходов, а также критериального оценивания.
Системно-деятельностный подход обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. Осуществляется оценка способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также оценка уровня функциональной грамотности обучающихся.
Уровневый подход предполагает фиксацию различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего учебного материала.
Комплексный подход подразумевает оценку предметных и метапредметных результатов.
Под критериальным оцениванием понимается процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.
В ходе критериального оценивания осуществляется анализ процесса достижения планируемых результатов учителем, обучающимися, другими участниками образовательного процесса. Оценивание на основе критериев позволяет сделать данный процесс понятным для всех участников образовательных отношений, повышая его объективность.
Учителю критерии дают ясные ориентиры для организации учебного процесса по учебному предмету, оценки усвоения учебного материала обучающимися, коррекции методических процедур для достижения высокого качества обучения.
Для обучающихся использование критериев оценивания обеспечивает понимание учебных целей, способов улучшения учебно-познавательной деятельности.
Родители получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку [12].
Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность.
Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщенный критерий «применение» включает:
- использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций;
- использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач (проблем), в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности.
Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных задач (проблем), различающихся сложностью предметного содержания. (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) [12].
Формирование метапредметных результатов осуществляется на всех учебных предметах. Процедуры оценки тесно связаны с процедурами и содержанием оценки предметных результатов.
Общий подход к формированию и оценке метапредметных результатов в текущем учебном процессе состоит в том, что метапредметные действия, как правило, формируются и оцениваются как неотъемлемый элемент выполняемого учебного задания по предмету. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения рабочих программ по предмету и внеурочной деятельности. При этом важно понимать и разделять оценку сформированности как отдельных метапредметных результатов в ходе итоговой оценки достижения метапредметных результатов (защиты индивидуального проекта по отдельным учебным предметам или на межпредметной основе), так и собственно метапредметных действий, построенную на содержании различных предметов и внеучебных ситуаций, при этом оценивается способность применения (переноса) метапредметных действий, сформированных на отдельных предметах, при решении различных задач.
ФГОС общего образования не определяет необходимость обязательного контроля и оценки личностных достижений обучающегося. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся. Вместе с тем нецелесообразно полностью отрицать необходимость контролировать и оценивать развитие личности обучающегося в процессе обучения. Рекомендуется оценивать личностные результаты образовательной деятельности в ходе внешних и внутренних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них разрабатывается централизованно на федеральном или региональном уровне и основывается на общепринятых в профессиональном сообществе методиках психолого-педагогической диагностики.
Результаты ежедневных наблюдений за обучающимися, осуществляемые классным руководителем в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, могут накапливаться в портфеле достижений обучающихся и обобщаться в конце учебного года для оценки динамики формирования личностных результатов. Порядок оформления портфеля достижений обучающегося, ранжирование результатов определяется локальным актом образовательной организации. Результаты, полученные в ходе этих оценочных процедур, допускается использовать только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных. [12].
Обеспечение функционирования и развития внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) в образовательной организации, согласованной с внешней оценкой – одно из важнейших направлений деятельности образовательной организации. Как совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, ВСОКО обеспечивает на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся.
Внутренняя система оценки образовательных достижений обучающихся включает в себя ряд обязательных процедур и элементов – оценочных мероприятий и оценочных процедур.
Оценочные мероприятия – это механизм контроля достижения результатов освоения обучающимися рабочей программы по отдельному предмету, курсу (модулю) в рамках текущего контроля. В зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач оценочные мероприятия классифицируются по видам учебной деятельности, объединённых единой учебной целью по формированию результатов обучения отдельной темы или раздела, включая проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет менее 30 минут [11].
При определении содержания оценочных средств и материалов в ходе контрольных мероприятий необходимо обратить внимание на обязательные планируемые результаты по каждой теме, разделу и на конец каждого учебного года, отраженные в федеральных основных общеобразовательных программах. Перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ утверждены приказом Минпросвещения от 09.10.2024 №704 [8].
С 1 сентября 2024 г. в России работает федеральная информсистема оценки качества образования. В связи с этим установлены перечень и правила проведения мероприятий по оценке качества образования, которые будут проводить в рамках мониторинга системы образования [9].
Оценочные процедуры – это инструмент контроля результатов освоения обучающимися всего объема или отдельной части рабочей программы по предмету в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации, установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы, которые должны быть не ниже соответствующих планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ (часть 6.1 Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ). Это контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее 30 минут [11].
Согласно требованиям приказа Минпросвещения от 09.10.2024 № 704 длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки результатов обучения с целью оценки уровня достижения предметных и/или метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков (не более 45 минут каждый); длительность практической работы, являющейся формой организации учебного процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений, включая лабораторные, интерактивные и иные работы, не являющиеся формой контроля, составляет один урок (не более 45 минут). Контрольные работы проводятся со 2-го класса [5].
Фонды оценочных средств для проведения оценочных процедур внутри образовательной организации должны соответствовать требованиям ФОП, поэтому при формировании содержания оценочной процедуры важно предусмотреть соотношение проверяемых результатов с планируемыми результатами ФОП по предмету, а также критерии оценивания работы.
В федеральных процедурах оценки качества образования используется перечень (кодификатор) требований к предметным (распределённым по классам) и метапредметным результатам освоения ООП [5].
В целях упорядочивания системы оценочных процедур, проводимых в общеобразовательной организации необходимо сформировать единый график оценочных процедур на полугодие/учебный год, при этом рекомендуется [11]:
а) планировать оценочные процедуры по каждому учебному предмету, курсу, модулю в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели, при этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10 % от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году;
б) не планировать оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании;
в) не планировать для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день;
г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения «предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры;
д) при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости – повторение и закрепление материала;
е) не использовать для проведения оценочных процедур копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т. п.).
Администрация образовательной организации самостоятельно принимает решение о включении в единый график оценочных процедур комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения с периодичностью не менее чем один раз в два года (ФОП ООО, СОО п.18.19).
В целях обеспечения открытости и доступности информации о системе образования ОО рекомендуется:
а) сформировать единый для ОО график на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в ОО, и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия (график может быть утвержден как отдельным документом, так и в рамках имеющихся локальных нормативных актов ОО, устанавливающих формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);
б) разместить сформированный график не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте ОО на главной странице подраздела «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации» в виде электронного документа.
Успешная реализация цели ВСОКО (установление соответствия имеющегося качества образования в образовательной организации требованиям ФГОС) через использование оценочных мероприятий и процедур ВСОКО позволяет увидеть проблемы, решение которых позволяет эффективно управлять качеством образования. Важным при этом остается понимание назначения мероприятий и процедур оценки администрацией и педагогами.
Стартовая диагностика проводится администрацией, педагогами и педагогом-психологом в начале каждого уровня образования и выступает как основа для оценки динамики образовательных достижений конкретного учащегося. Она представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования.
На уровне НОО объектом оценки стартовой диагностики в 1-ом классе является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
На уровне ООО в 5-ом классе и СОО в 10-ом классе объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе, средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями [2],[3],[4].
Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки рабочих программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущий контроль – процедура оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета. Входные диагностические работы проводятся в начале учебного года во 2–4, 6–9, 11-х классах, с помощью которых определяется степень устойчивости предметных, метапредметных результатов и универсальных действий обучающихся. В течение учебного года проводятся контрольные мероприятия и оценочные процедуры по предметам учебного плана в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода.
Текущая оценка может быть:
- диагностической – способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении, при этом учитель может скорректировать содержание и тематическое планирование, которое будет отвечать запросам учащихся, либо помочь спрогнозировать и в последующем преодолеть возможные трудности в обучении;
- формирующей – поддерживающей и направляющей усилия учащегося, обеспечивающей личный прогресс ребенка в обучении и его мотивацию к дальнейшему развитию, где педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и даёт обратную связь по итогам обучения.
Объектом текущей оценки являются планируемые результаты, освоение которых определяется рабочей программой. Согласно требованиям ФОП, особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к ООП соответствующего уровня.
В рамках текущего контроля с целью определения уровня достижения планируемых результатов, которые осваиваются в пределах изучения отдельной темы учебного предмета, курса, модуля, осуществляется тематический контроль, представляющий комплекс контрольных мероприятий и процедур, направленный на определение уровня достижения обучающимися результатов по теме и своевременную корректировку учебного процесса, а также информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах освоения конкретной темы.
В текущем контроле в 1-ом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку.
В текущей оценке во 2-11-х классах используется весь арсенал форм и методов проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само-и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности учителя [12].
Итоговая оценка – достижение предметных и метапредметных результатов на уровне образования с учетом внутренних и внешних процедур.
Итоговая оценка на уровне начального общего образования складывается из двух компонентов:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся во 2-4 классах по всем предметам УП, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
- результаты комплексной работы в 4 классе на межпредметной основе, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующем уровне общего образования.
Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующий уровень основного общего образования [2].
Итоговая оценка на уровне основного общего образования – это результат достижения предметных и метапредметных результатов освоения выпускником ООП ООО. Итоговая оценка/отметка выставляется в аттестат по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана за 9 класс и предметам ИЗО, музыка, труд (технология), освоенным ранее на уровне ООО; по каждому учебному предмету, входящему в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, если на его изучение отводилось не менее 64 часов за два учебных года на уровне ООО.
Итоговая отметка по предмету «Математика» определяется как среднее арифметическое итоговых отметок учебных курсов «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика».
Итоговые отметки за 9 класс по учебным предметам «Русский язык», «Математика» и двум учебным предметам ОГЭ по выбору обучающегося определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Результаты итоговой оценки используются для выбора дальнейшей траектории получения образования выпускника основной школы.
Итоговая оценка на уровне среднего общего образования – это результат достижения предметных и метапредметных результатов освоения выпускником ООП СОО. Итоговая оценка/отметка за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана; по каждому учебному предмету, входящему в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, если на его изучение отводилось не менее 64 часов за два учебных года. Итоговая отметка по предмету «Математика» определяется как среднее арифметическое итоговых отметок учебных курсов «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия» и «Вероятность и статистика».
Порядок выведения итоговой оценки с учётом действующего законодательства определяется образовательной организацией в локальном акте.
Промежуточная аттестация – это оценочная процедура, устанавливающая уровень достижения результатов освоения отдельной части или всего объёма рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы во 2-11 классах, проводится в формах, определённых учебным планом, включая обучающихся, осваивающих образовательные программы по индивидуальным учебным планам, в форме семейного образования (экстерны) и в форме самообразования (экстерны). Порядок проведения промежуточной аттестации по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) определяется образовательной организацией самостоятельно.
Проверяемые требования к элементам содержания и требования к результатам освоения программы по предметам, а также перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ, утверждены Министерством просвещения [9].
Обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации признаются академической задолженностью.
Успешное прохождение промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана является основанием перевода в следующий класс и допуска к государственной итоговой аттестации выпускников [1].
При планировании оценочных процедур промежуточной аттестации на уровне образовательной организации необходимо учитывать наличие информации, получаемой в ходе федеральных оценочных процедур (ВПР), и избегать дублирования по содержанию различных оценочных процедур.
Специальные условия проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся с особыми возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
Оценка достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов ведётся как в ходе текущего, так и промежуточного оценивания.
В процессе оценки достижения обучающимися с ОВЗ (норма интеллекта) планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.), с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы.
Согласно требованиям ФАОП специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ (норма интеллекта) включают [6], [7]:
• особую форму организации контрольных мероприятий и оценочных процедур (в малой группе, индивидуально) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся с ОВЗ;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся монистических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
• упрощение инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
• при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин.) при нарастании тревожности в поведении и проявлений утомления обучающихся;
• недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию обучающихся.
Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АОП должна предусматривать оценку достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы [6], [7].
Результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур.
Особенности формирования графика оценочных процедур при реализации адаптированных общеобразовательных программ (норма интеллекта):
– с нарушениями слуха (варианты 1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.2);
– для слепых обучающихся (варианты 3.1, 3.2);
– для слабовидящих обучающихся (варианты 4.1, 4.2);
– с тяжелыми нарушениями речи (варианты 5.1, 5.2);
– с нарушением опорно-двигательного аппарата (варианты 6.1, 6.2);
– для обучающихся с задержкой психического развития (ФАООП НОО, вариант 7.1,7.2/ФАООП ООО вариант 7);
– для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (варианты 8.1, 8.2).
Особенности формирования фондов оценочных средств для обучающихся с ОВЗ:
- специальные условия согласно требованиям ч. 3 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273– ФЗ;
- дифференцированные варианты для разных групп обучающихся с (ОВЗ).
Система оценки планируемых результатов АООП (НОО, ООО, СОО) и способы определения достижения результатов должны учитывать особые образовательные потребности адресной категории обучающихся с ОВЗ, а также особенности структурирования учебного материала по годам (периодам) обучения и характер пролонгации (вариант 1.1 – 8.2) при изучении отдельных учебных предметов [13].
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в федеральных мероприятиях по оценке качества образования по решению образовательных организаций, с согласия родителей (законных представителей) и с учетом особенностей состояния здоровья и психофизического развития.
Решение об участии в ВПР принимается индивидуально по каждому ребёнку с учётом рекомендаций психолого-педагогического консилиума [9].
В соответствии с требованиями Стандарта (ФАОП УО (ИН), вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты [8]. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов [8].
ФАОП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным, однако, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2 класса, когда у обучающихся сформированы некоторые начальные навыки.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые составляют основу этих результатов.
На основании применения метода экспертной оценки (процедура оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП УО (ИН) (вариант 1) проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
- первое предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
- второе направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения итоговой аттестации.
В соответствии с требованиями Стандарта и ФАОП УО (ИН) (вариант 2) итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что образование данной категории обучающихся с ОВЗ нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Требования к результатам освоения АООП УО (ИН) (вариант 2) представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
С учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее – СИПР) для каждого обучающегося с УО (ИН) ТМНР. Результаты СИПР за полугодие выступают в качестве текущей оценки обучающихся. В качестве промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года.
Для организации аттестации данной категории обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития обучающегося. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребенка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с ТМНР (вариант 2) является достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Структура внутренней системы оценки качества образования представляет собой комплексный набор элементов, необходимых для всесторонней оценки образовательных процессов образовательной организации.
Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО, направленная на обработку информации (внутренний мониторинг) достижения планируемых результатов и об уровне реализации освоения основных образовательных программ, позволяет образовательной организации достичь объективности оценки и перейти в режим эффективного развития.
Литература
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
- Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (вступает в силу 01.09.2025 г.).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 г. № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.10.2024 г. № 731 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)».
- Письмо Минпросвещения и Рособрнадзора от 6.08.2021 г. № СК-228/03 / №01-169/08-01 «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году».
- Письмо Минпросвещения от 13.01.2023 г. № 03-49 «О направлении методических рекомендаций по единой системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ НОО, ООО, СОО».
- Методические рекомендации по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ. – ФГБНУ «ИКП». – Электронный ресурс. – URL: https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/08/Prilozhenie-rekomendacii.pdf (дата обращения: 27.02.2025).
Количество просмотров: 167 |
Добавить комментарий