Молокова Ирина Сергеевна,кандидат педагогических наук, старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Irina S. Molokova, candidate of pedagogical sciences, senior methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Промская Татьяна Сергеевна,методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Tatyana S. Promskaya, methodologist, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation
|
Программа развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: особенности разработки, анализ типичных затруднений
В статье раскрываются вопросы разработки программы развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России» на основе процедуры самодиагностики. Описываются особенности данного документа в соответствии с требованиями проекта, а также затруднения, возникающие при его создании.
Ключевые слова: Федеральный проект «Школа Минпросвещения России», программа развития общеобразовательной организации, стратегический документ, этапы разработки программы развития, командная работа, автоматизированная самодиагностика, магистральные направления и ключевые условия, выявленные дефициты, типичные затруднения.
The article reveals the issues of elaboration of a development program of a general education organization participating in the Federal project «School of the Ministry of Education of Russia» based on the self-diagnosis procedure. The main features of this document in accordance with the requirements of the project, as well as the difficulties that arise during its creation are described.
Keywords: The federal project «School of the Ministry of Education of the Russian Federation», the program for the development of a general education organization, the strategic document, the stages of development of the development program, teamwork, automated self–diagnosis, main directions and key conditions, identified deficits, typical difficulties.
Программа развития (далее – Программа) – это управленческий документ, имеющий стратегический характер, направленный на решение важных задач, определяющих пути развития ОО в условиях современного образования. Этот документ всегда направлен на будущее, на реализацию перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей. Он обеспечивает процесс изменений в деятельности ОО, ее устойчивое развитие, характеризующееся совпадением векторов развития государственной политики в сфере образования, социального окружения и самой образовательной организации.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 7 ч. 3 ст. 28) установлено, что «разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития» относятся «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности» [1].
Подчеркнём, что Программа является результатом работы команды, сформированной в ОО, в которую кроме представителей управленческих кадров целесообразно включать педагогов, специалистов служб сопровождения, представителей детской и родительской общественности – членов коллегиальных органов управления учреждением и общественных организаций.
Механизмом реализации государственной политики и управления в сфере общего образования на территории Российской Федерации стал проект «Школа Минпросвещения России» (далее – Проект). Следует отметить, что до его внедрения не существовало нормативно закрепленных федеральных требований к порядку разработки, структуре и содержанию Программы развития ОО.
В городе Новосибирске муниципальным оператором Проекта является МАУ ДПО «НИСО». Реализация Проекта началась в 2022 году. В режиме апробации в Проект вошло 27 ОО нашего города. В текущем 2024-2025 учебном году таких организаций уже 190, что составляет 90 % от их общего количества, из них в 2024 году более 80 учреждений разработали Программу развития по требованиям Проекта, прошли экспертизу в МАУ ДПО «НИСО» и согласовали документ с учредителем – департаментом образования мэрии города Новосибирска.
Актуальность проекта «Школа Минпросвещения России» несомненна, в его основе лежит принцип единства обучения и воспитания, образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Цель Проекта ориентирована на «содействие обеспечению единого образовательного пространства Российской Федерации через формирование благоприятного школьного климата, развитие современной здоровьесберегающей, мотивирующей образовательной и воспитывающей среды в каждой общеобразовательной организации, активизацию учебной, интеллектуальной, творческой, профориентационной и социальной деятельностей, направленных на получение качественного образования каждым обучающимся, формирование национальной идентичности, традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение образовательного суверенитета страны» [2].
В Концепции Проекта сформулирована его миссия, согласно которой он должен «способствовать созданию равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса и доходов родителей (законных представителей) на основе единого образовательного пространства Российской Федерации, укрепления образовательного суверенитета страны, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, использования достижений отечественной науки и технологий». При этом Проект «не предполагает унификацию всех общеобразовательных организаций, он направлен на обеспечение инфраструктуры обучения, содержания образования и воспитания», а также «ориентирован на обеспечение высоких образовательных результатов и формирование российской гражданской идентичности обучающихся на основе применения передовых отечественных практик в системе образования» [2].
В рамках данного Проекта были разработаны «Типовая программа развития общеобразовательной организации-участника проекта «Школа Минпросвещения России» и «Методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций». Данные документы, на наш взгляд, облегчают организациям-участникам процесс разработки Программы, который имеет свои этапы:
- Подготовительный (организационный):
- издание приказа «О разработке программы развития ОО»;
- формирование рабочей группы, издание приказа;
- изучение нормативных документов, применяемых при разработке Программы;
- сбор информации о состоянии ОО.
- Основной (реализационный):
- прохождение автоматизированной самодиагностики в Проекте;
- формулирование цели, задач Программы, планируемых результатов;
- оценка потенциала, ресурсов ОО, необходимых для реализации Программы;
- проведение проблемно-ориентированного анализа состояния ОО, описание выявленных дефицитов по всем магистральным направлениям и по ключевым условиям;
- интерпретация дефицитов, возможных причины и факторов их возникновения (внешних и внутренних);
- указание основных направлений и этапов развития организации в соответствии с выявленными дефицитами по магистральным направлениям и ключевым условиям;
- формулирование управленческих действий/решений, направленных на устранение причин возникновения дефицитов (конкретные проекты, подпрограммы с указанием сроков);
- описание механизмов реализации Программы по каждому магистральному направлению и ключевому условию;
- указание критериев и показателей оценки реализации программы развития;
- представление дорожной карты реализации Программы.
- Заключительный (завершающий):
- проведение внешней экспертизы Программы;
- согласование Программы с учредителем.
В Проекте важное внимание уделяется процессу стандартизированной автоматизированной самодиагностики – процедуре определения уровня соответствия ОО статусу «Школа Минпросвещения России». При прохождении самодиагностики важно оставаться объективными к деятельности своего учреждения и полезно пользоваться «Методическими рекомендациями по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций». Процедура самодиагностики охватывает критерии и показатели по всем магистральным направлениям: «Знание», «Воспитание», «Здоровье», «Профориентация», «Творчество» и ключевым условиям: «Учитель. Школьная команда», «Школьный климат», «Образовательная среда». Эти направления и условия выявлены в результате изучения эффективных управленческих и педагогических практик в системе образования и профессионально-общественного обсуждения педагогами, руководителями образовательных организаций, а также членами Всероссийского экспертного педагогического совета в сфере общего образования.
С целью реализации выше перечисленных магистральных направлений и обеспечения ключевых условий Проекта разработан перечень критериев и показателей, отражающих пути совершенствования образовательной деятельности и достижения более высоких результатов ОО. Как показывает практика проведения экспертизы Программ, при прохождении самодиагностики следует обращать внимание на соответствие вербальных ответов по каждому критерию (показателю) их балльному оцениванию.
Самодиагностика является инструментом выявления:
– сильных и слабых сторон в деятельности ОО;
– направлений ее развития;
– факторов, влияющих на принятие эффективных управленческих решений.
В ходе самодиагностики не только определяется общий уровень соответствия школы статусу участника проекта, но осуществляется оценка состояния ОО, выявляются дефициты организации и ее ресурсы, результаты самодиагностики ложатся в основу проблемно-ориентированного анализа.
Анализ результатов школ города по всем магистральным направлениям и ключевым условиям, полученных в ходе процедуры самодиагностики в ноябре 2024 года, показал, что, во-первых, 100 % участников проекта прошли данную процедуру, во-вторых, в подавляющем большинстве их результаты соответствуют среднему уровню статуса «Школа Минпросвещения России» (таблица 1).
Таблица 1
Уровень соответствия участников проекта – общеобразовательных организаций города Новосибирска – статусу «Школа Минпросвещения России» (ноябрь, 2024)
Количество баллов |
Уровень соответствия статусу |
Количество ОО/доля ОО |
71-122 баллов |
Базовый уровень |
6/3 % |
123-173 баллов |
Средний уровень |
111/59 % |
174-123 баллов |
Высокий уровень |
73/38 % |
По мере реализации Проекта процедура самодиагностики была доработана в целях учета реализуемых в учреждении образовательных программ, наличия (отсутствия) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, иной специфики.
Самодиагностика осуществляется периодически (два раза в год), что позволяет ОО систематически отслеживать и оценивать свои изменения, степень решения поставленных задач, ликвидации дефицитов. Это помогает продвигаться от одного уровня соответствия статусу «Школа Минпросвещения России» к следующему или сохранять и совершенствовать достигнутый высокий уровень, постепенно приближаясь к модели «Школа полного дня». По мере изменения (уменьшения) выявленных дефицитов, а также в случае необходимости ОО может вносить корректировки в управленческие решения, планируемые результаты, дорожную карту реализации Программы.
В настоящее время среди участников проекта в городе Новосибирске зафиксирована положительная динамика школ с высоким уровнем соответствия статусу «Школа Минпросвещения России» в сравнении результатами самодиагностики июня 2024 года (+13 %) [7].
Распределение школ города по уровням соответствия в Проекте по магистральным направлениям и ключевым условиям свидетельствует об уменьшении доли школ с уровнем соответствия «ниже базового» по магистральному направлению «Творчество», «Воспитание» и ключевому условию «Школьный климат». Отметим, что стабильно нет школ города с уровнем соответствия «ниже базового» только по магистральному направлению «Профориентация». При сопоставлении результатов школ города с результатами ОО Новосибирской области наблюдаются высокие значения по всем направлениям и условиям, кроме магистральных направлений «Здоровье», «Воспитание» и ключевых условий «Учитель. Школьная команда», «Образовательная среда» (таблица 2, рисунок 1, 2).
Необходимо детально проанализировать результаты и продолжить работу по повышению показателей по указанным позициям.
Таблица 2
Уровень соответствия ОО г. Новосибирска и Новосибирской области статусу «Школа Минпросвещения России» по результатам двух процедур самодиагностики
Магистральное направление (МН), ключевое условие (КУ) |
Уровень соответствия статусу, % |
|||
высокий |
ниже базового |
|||
июнь, 2024 |
ноябрь, 2024 |
июнь, 2024 |
ноябрь, 2024 |
|
МН «Знание», НСО |
28,9 |
33,1 |
4,6 |
2,9 |
МН «Знание», г. Новосибирск |
35,6 |
43,7 |
2,1 |
2,1 |
МН «Здоровье», НСО |
15,8 |
17,8 |
0,6 |
0,3 |
МН «Здоровье», г. Новосибирск |
11,7 |
14,7 |
0,5 |
0,5 |
МН «Творчество», НСО |
21,1 |
26,4 |
0,8 |
0,0 |
МН «Творчество», г. Новосибирск |
27,7 |
36,8 |
1,1 |
0,0 |
МН «Воспитание», НСО |
24,1 |
29,6 |
0,3 |
0,3 |
МН «Воспитание», г. Новосибирск |
19,7 |
28,4 |
0,5 |
0,0 |
МН Профориентация, НСО |
35,0 |
39,7 |
0,3 |
0,0 |
МН «Профориентация», г. Новосибирск |
62,2 |
68,9 |
0,0 |
0,0 |
КУ «Учитель. Школьная команда», НСО |
20,4 |
25,7 |
2,4 |
1,8 |
КУ «Учитель. Школьная команда», г. Новосибирск |
20,7 |
26,8 |
2,1 |
2,1 |
КУ «Школьный климат», НСО |
34,8 |
42,6 |
3,2 |
2,3 |
КУ «Школьный климат», г. Новосибирск |
59,6 |
68,9 |
1,1 |
0,5 |
КУ «Образовательная среда», НСО |
64,7 |
67,9 |
0,6 |
0,7 |
КУ «Образовательная среда», г. Новосибирск |
62,2 |
68,4 |
1,1 |
1,1 |
Рисунок 1. Уровень соответствия ОО г. Новосибирска и Новосибирской области статусу «Школа Минпросвещения России» по магистральным направлениям по результатам двух процедур самодиагностики
Рисунок 2. Уровень соответствия ОО г. Новосибирска и Новосибирской области статусу «Школа Минпросвещения России» по ключевым условиям по результатам двух процедур самодиагностики
На основе детализированной информации, полученной по результатам самодиагностики, формируется программа развития конкретной образовательной организации.
Следует отметить, что табличные формы и шаблоны, предложенные в проекте «Школа Минпросвещения России», являются удобным инструментом, позволяющим любой организации системно и комплексно подойти к анализу и планированию своей деятельности. Благодаря этому разработчики Программы могут сосредоточиться на фактическом наполнении и содержании, а не на форме подачи материала.
В ходе проведения экспертизы Программ развития нами были выявлены типичные затруднения, которые испытывают в ОО при написании данного документа. Нередко он не отражает специфику и индивидуальность организации, в нем присутствует теоретическая перегруженность в ущерб практической значимости (особенно в информационной справке и в концептуальной части).
В паспорте Программы недостаточно четко сформулирована цель, задачи не вытекают из выявленных в результате самодиагностики дефицитов, а планируемые результаты абстрактны и слабо связаны с поставленными задачами.
В ряде Программ дорожная карта не всегда разрабатывается с учетом реальных возможностей ОО по ликвидации выявленных дефицитов, в ней не определены конкретные мероприятия по всем магистральным направлениям и ключевым условиям деятельности, их сроки и ответственные за реализацию.
При работе с предлагаемым шаблоном Программы отмечаются следующие недочеты: его копирование без корректировки под конкретную ОО; отступления от шаблона Программы не в пользу ее содержания.
Специалистами Центра мониторинга и развития образования МАУ ДПО «НИСО» осуществляется методическое сопровождение ОО при разработке программы развития: проводятся консультации, методические часы, занятия на курсах повышения квалификации.
Наиболее успешные образовательные организации, достигшие высокого уровня в проекте «Школа Минпросвещения России», в целях организации адресного сопровождения школьных управленческих команд вошли в региональную (5 ОО из 10) и муниципальную (12 ОО) наставнические лиги (таблица 3).
Таблица 3
Перечень ОО г. Новосибирска, выполняющих функции наставников в региональной и муниципальной наставнических лигах
Магистральное направление, ключевое условие |
Региональная наставническая лига [5] |
Муниципальная наставническая лига [6] |
---|---|---|
МН «Знание» |
МАОУ «Гимназия № 3 в Академгородке» |
МАОУ «Гимназия № 1», МАОУ Вторая гимназия |
МН «Здоровье» |
– |
МБОУ СОШ № 29 |
МН «Творчество» |
МБОУ «Лицей № 136» |
МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», МАОУ ЦО «Развитие» |
МН «Воспитание» |
– |
МАОУ «Гимназия № 13 имени Э. А. Быкова» |
МН «Профориентация» |
– |
МАОУ Гимназия № 14 – образовательный центр «Универсарий» |
КУ «Учитель. Школьная команда» |
МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» |
МАОУ «Лицей № 159», МАОУ «Лицей № 9», МБОУ СОШ № 160 |
КУ «Образовательная среда» |
МАОУ СОШ № 220 имени К. Д. Ушинского |
МАОУ «Лицей № 176» |
КУ «Школьный климат» |
- |
МАОУ Лицей № 126 |
Сопровождение коррекционных школ |
МБОУ С(К)Ш № 1 |
– |
Сопровождение позволит продолжать внедрение Проекта в новом формате, в котором организация-наставник (лидер) по конкретному магистральному направлению или ключевому условию взаимодействует с организацией-участником с целью повышения уровня ее результатов, путем передачи своего опыта и передовых управленческих и педагогических практик.
С введением проекта «Школа Минпросвещения России» появился единый подход к разработке программы развития учреждения, который, не смотря на стандартизацию, позволяет каждой ОО реализовывать в этом документе индивидуальный подход к решению именно ее проблем и поиска путей достижений.
Программа развития – важный документ стратегического управления организацией, продукт труда управленческой команды и сформированной для этого рабочей группы. Разработанная при реализации неформального подхода и слаженной коллективной работе Программа становится основой для принятия тактических и стратегических управленческих решений в деятельности учреждения.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.02.2025).
2. Анализ результатов самодиагностики школ Новосибирской области, участвующих в проекте «Школа Минпросвещения России» (ноябрь 2024 года). ГКУ НСО НИМРО, 2025 – URL: https://nimro.ru/download/6589/?t=1739169369 (дата обращения: 19.02.2025).
3. Концепция проекта «Школа Минпросвещения России». – Электронный ресурс. – URL: https://smp.edu.ru/concept (дата обращения: 12.02.2025).
4. Методические рекомендации по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций. Проект «Школа Минпросвещения России». – Электронный ресурс. – URL: https://smp.edu.ru/methodologicalrecommendations (дата обращения: 12.02.2025).
5. Молчанов С. Г. Теоретические и нормативные основания феномена «Программа развития» / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. – 2017. – № 4 (16). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-normativnye-osnovaniya-fenomena-programma-razvitiya/viewer (дата обращения: 06.02.2025).
6. Петрова А. М. Общие вопросы разработки программы развития и ее роль в реализации деятельности образовательной организации // Гуманитарный научный журнал. – 2024. – № 3 (ч. 1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-voprosy-razrabotki-programmy-razvitiya-i-ee-rol-v-realizatsii-deyatelnosti-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer (дата обращения: 06.02.2025).
7. Приказ Минобразования НСО от 21.08.2024 № 1246 «О Наставнической лиге в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России». – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/proekty/Nastavnicheskayaliga/Prikaz%20Minobrazovaniya%20NSO_%20iskh%201246_21.08.2024.pdf (дата обращения: 13.02.2024).
8. Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 21.10.2024 № 1029-од «О муниципальной Наставнической лиге». – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/proekty/Nastavnicheskayaliga/Prikaz%20Departamenta%20Obrazovaniya%20_iskh%201029-od_21.10.2024.pdf (дата обращения: 13.02.2025).
9. Типовая программа развития общеобразовательной организации-участника проекта «Школа Минпросвещения России» (проект). – М: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», 2022. – URL: https://bskuo.nso.ru/page/8067 (дата обращения: 12.02.2025).
Количество просмотров: 144 |
Добавить комментарий