Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение

 

Крючкова Елена Александровна ,

старший методист, МАУ ДПО «НИСО», г. Новосибирск, Российская Федерация

Elena A. Kryuchkova,

senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation

 

Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение

Organization of monitoring procedures in an educational organization: types, directions, purpose

В статье рассматривается мониторинг системы управления качеством образования в образовательной организации.

Ключевые слова: мониторинг, качество образования, управление качеством образования, образовательный процесс, управленческие решения.

The article discusses the monitoring of the quality management system of education in an educational organization.

Keywords: monitoring, quality of education, quality management of education, educational process, management decisions.

 

Главной задачей современного российского образования является кардинальное улучшение уровня его качества.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ качество образования рассматривается «как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Одним из ключевых инструментов повышения качества образования в образовательных организациях являются мониторинговые исследования, которые позволяют анализировать, диагностировать и прогнозировать тенденции и направления развития системы образования, а также дают возможность для корректировки образовательной системы конкретной образовательной организации.

Исторический экскурс показывает, что понятие «мониторинг» прочно укрепилось в переходный период XVIII–XIX веков, когда слово «монитор» в педагогике имело особое значение, ассоциируясь с функцией надзора и наставления. В то время в Великобритании, США, Франции, Бельгии и России данное понятие применяли к старшим ученикам-«наставникам», работающим по системе взаимного обучения (Белл-Ланкастерская модель). В рамках этой системы опытные учащиеся взрослых классов брали на себя роль учителей для младших, распределяясь в группы и осуществляя контроль за их учебным процессом. Выбор «мониторов» обычно падал на учеников старшего возраста с уже сформированными базовыми навыками чтения, письма или арифметики.

С середины XX века термин «мониторинг» (заимствование из английского, означающее «наблюдение» или «слежение») получил признание среди ученых и стал применяться в различных отраслях науки и практики, включая образование, но глубокие исследования проблемы мониторинга и предпосылки его становления появились в отечественной педагогике в 90-х годах XX века (В. И. Андреев, В. П. Беспалько, В. А. Кальней, A. Н. Майоров, С. Е. Шишов и др.).

Осуществление мониторингов в системе образования определяется нормативными регуляторами на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и локальными актами образовательной организации.

Внутренний мониторинг образовательных достижений как часть процедуры внутренней оценки системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ зафиксирован в Федеральных образовательных программах всех уровней образования.

В образовании мониторинг представляет собой комплекс мер, включающий сбор, обработку, хранение и распространение полученной информации, а также системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе полученной информации.

Его основная задача – обеспечивать информационную поддержку управления, позволяя в любой момент оценить текущее состояние системы образования, спрогнозировать тенденции ее развития, и в случае необходимости скорректировать возможные негативные последствия.

В основе любого мониторинга лежат следующие принципы:

– принцип экологичности (проведение мониторинговых исследований не должно нарушать существующий процесс и причинять вред участникам мониторинга);

– принцип конструктивности (применение мониторинга направлено на нахождение и исправление ошибок в системе с целью повышения эффективности деятельности, а не с целью наказания); 

– принцип сотрудничества (участники мониторинга должны действовать гласно и открыто, в атмосфере доверия, партнёрства и сотрудничества); 

– принцип компетентности (организаторы проведения мониторинга должны обладать соответствующими знаниями, быть компетентными в изучаемой области);

– принцип конфиденциальности (полученные в ходе мониторинга результаты должны быть обезличены или могут оглашаться только с согласия конкретного человека); 

– принцип целенаправленности (мониторинг подчиняется заранее поставленным целям, с ориентацией на них определяется главная линия мониторинга, строится его содержание); 

– принцип непрерывности (направлен на получение полной и разносторонней информации о наблюдаемом объекте в течение длительного времени);

– принцип целостности и разносторонности подхода к предмету изучения (при организации и осуществлении мониторинга нужно исходить из образовательного процесса в целом, всесторонне охватывать все его структурные компоненты и связи между ними, использовать методы смежных с педагогикой наук, фиксировать все относящиеся к изучаемому явлению факты). 

Следует отметить, что мониторинговые исследования в образовательных организациях выполняют несколько сразу функций:

– информационную;

– аналитико-оценочную;

– контролирующую;

– стимулирующе-мотивационную;

– прогностическую;

–  корректирующую.

Субъектами мониторинга могут выступать все участники образовательных отношений. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители (законные представители), и общественность) получают и анализируют информацию, полученную в ходе проведения мониторинга.

К основным составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации и программно-инструментальные средства обработки данных.

Вид мониторинга определяется его целями.

Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, внутри каждой образовательной организации выстраивается самостоятельно и как правило включает в себя администрацию образовательной организации, педагогический и методический советы, методические объединения преподавателей-предметников, а также временные структуры (педагогический консилиум, комиссии) и т. д.

Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является план функционирования и развития внутренней системы оценки качества образования образовательной организации и циклограмма, в которой определяются форма, направления, сроки и порядок проведения мониторинга и ответственные исполнители. 

Образовательный мониторинг проводится в сроки, определенные администрацией образовательного учреждения.

Проведение мониторинговых процедур в образовательной организации (ОО) включает в себя несколько этапов:

1. Организация и подготовка к проведению мониторинга (издание приказа и назначение ответственного лица за проведение мониторинга, разработку и утверждение плана проведения мониторинга; формирование перечня критериев и показателей, отобранных для мониторинга; анализ нормативно-правовой базы при проведении оценочных процедур; адаптацию методик сбора первичной информации к целям мониторинга, подготовку инструкций для ответственного за проведение мониторинга; определение методов обработки и анализа информации для мониторинга).

2. Выявление объективности проведения оценочных процедур (проверка правильности выполнения всех административных процедур, выполнение требований по осуществлению объективности результатов оценочных процедур, соблюдение порядка).

3. Анализ и оценка полученной информации (разработка методических рекомендаций, принятие управленческих решений, осуществление перспективного планирования и прогнозирования развития ОО). 

Интерпретация мониторинговой информации — это своего рода диагноз реального состояния дел, сложившегося в школе на изучаемый момент времени. Она предполагает глубокое осмысление и разносторонний анализ хода и результатов работы, вскрытие причин и возникших ошибок, а в случае необходимости активного вмешательства в проектирование и ход образовательного процесса, не дожидаясь, когда он окажется малоэффективным и приведет к нежелательным последствиям.

Система образования – сложная многоуровневая система, поэтому очень важно выделять основные направления проведения мониторинга. Это могут быть: качество обученности и обучения, уровень учебных достижений, состояние здоровья обучающихся, профессионализм педагогов, эффективность воспитательной системы, психологический климат в образовательном учреждении и другие.

Функции мониторинга связаны между собой, прежде всего, логической связью, определяемой этапами осуществления мониторингового исследования: собранная информация тщательным образом анализируется, оцениваются вскрытые в ходе анализа факты и тенденции, которые, с одной стороны, позволяют контролировать образовательный, процесс, а с другой стороны, являются мощным стимулом для дальнейшей деятельности; это, в свою очередь, позволяет сделать прогноз развития образовательной системы и провести необходимую коррекционную работу. Только в единстве выполняемых им функций мониторинг может в полной мере реализовать свое назначение: существенно повысить эффективность управленческой деятельности, наполнив содержанием основные управленческие функции, тем самым, обеспечив их взаимосвязь.

Обратим внимание на цикл принятия управленческих решений, который непосредственно связан с самим мониторингом.

Управленческий цикл – система поэтапно выполняемых действий, закрепленных в соответствующих документах, направленная на выявление дефицитов при помощи конкретных инструментов, а также их устранение при помощи конкретных мер.

Полный управленческий цикл включает:

– цели, показатели, методы сбора и обработки информации;

– мониторинг показателей,

– анализ результатов мониторинга,

– адресные рекомендации по результатам анализа,

– меры и мероприятия,

– управленческие решения,

– анализ эффективности принятых мер.

Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть тщательно организован.

Таким образом, для достижения намеченных результатов необходимо организовать мониторинг так, чтобы он помог не только зафиксировать показатели, но и своевременно отреагировать на каждый случай сбоя в образовательном процессе.

При грамотной организации мониторинги помогут каждому участнику образовательных отношений осмыслить собственную деятельность; увидеть, насколько рациональны педагогические и дидактические средства, используемые в процессе обучения; понять, насколько они соответствуют целям образовательного процесса и возрастным особенностям обучающихся.

Мониторинг, как всякая система, должен развиваться, быть результативным и эффективным, а таковым он способен стать тогда, когда дает полную информацию для принятия управленческих решений, когда благодаря ему появляется возможность не только провести диагностику, но и разобраться в причинах тех или иных показателей и предпринять действия для улучшения системы, обозначив возможные направления использования полученных результатов. Одним словом, сделать все то, что в дальнейшем будет способствовать повышению качества образования как в отдельно взятой образовательной организации, так и образования в целом.

 

Литература

1.  Абакумова Н. Н. Система мониторингов в образовательной организации // учебное пособие // Издательский дом Томского государственного университета, Томск. – 2018. – 140 с.

2. Коломиец Е. Л. Мониторинг образовательных результатов как условие эффективного управления качеством образования Коломиец Е.Л., /официальный портал Екатеринбург.рф. – Электронный ресурс. – URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/file/b286a9f8702f29324bf845d961f99930 (дата обращения: 18.03.2025).

3. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. — М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.

4. Петрова, Н. В. Мониторинг как средство управления качеством образования // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). – Электронный ресурс. – URL: https://moluch.ru/archive/298/67404/ (дата обращения: 27.02.2025).

Количество просмотров: 160  

Добавить комментарий

Target Image
1. Возможности муниципальной системы оценки качества образования в развитии образовательных организаций города Новосибирска
2. Аналитика в работе административной команды образовательной организации
3. Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО: содержание и структурные компоненты
4. Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение
5. Программа развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: особенности разработки, анализ типичных затруднений
6. Ключевые аспекты и перспективы развития дошкольного образования: обзор нормативных правовых документов
7. Интеграция дополнительного образования в систему общего образования гимназии как эффективный механизм повышения качества и успешности школы по актуальным показателям современного образования
8. Управление инновациями в образовательной организации
9. Система работы МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов школьников
1. Система работы МАОУ СОШ № 217 г. Новосибирска по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов школьников № 33 (1), март 2025
2. Управление инновациями в образовательной организации № 33 (1), март 2025
3. Интеграция дополнительного образования в систему общего образования гимназии как эффективный механизм повышения качества и успешности школы по актуальным показателям современного образования № 33 (1), март 2025
4. Ключевые аспекты и перспективы развития дошкольного образования: обзор нормативных правовых документов № 33 (1), март 2025
5. Программа развития общеобразовательной организации – участника Федерального проекта «Школа Минпросвещения России»: особенности разработки, анализ типичных затруднений № 33 (1), март 2025
6. Организация мониторинговых процедур в образовательной организации: виды, направления, назначение № 33 (1), март 2025
7. Система оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ВСОКО: содержание и структурные компоненты № 33 (1), март 2025
8. Аналитика в работе административной команды образовательной организации № 33 (1), март 2025
9. Возможности муниципальной системы оценки качества образования в развитии образовательных организаций города Новосибирска № 33 (1), март 2025
10. Технология «ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ВУЗ» как предиктор успешности профессиональной навигации молодежи № 32 (4), декабрь 2024
11. Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» как современный цифровой инструмент коммуникации в образовании № 32 (4), декабрь 2024
12. Проведение профильных смен с целью популяризации биотехнологического образования среди школьников города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
13. Роль профильных центров и модели управления Сант-Галлена в модернизации образовательных процессов в России № 32 (4), декабрь 2024
14. От командного проектирования к развитию лидерской позиции учителя № 32 (4), декабрь 2024
15. О механизмах формирования психологической безопасности в муниципальной системе образования города Новосибирска № 32 (4), декабрь 2024
16. Методические ресурсы мегаполиса в обеспечении доступной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями № 32 (4), декабрь 2024
17. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
18. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
19. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
20. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск

Страницы