Курбасова Татьяна Павловна,старший методист, МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Tatyana P. Kurbasova, senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Корнечук Ирина Викторовна,старший воспитатель МБДОУ д/с № 465, Новосибирск, Российская Федерация
Irina V. Kornechuk, senior kindergarten teacher of MBDOU d/s No. 465, Novosibirsk, Russian Federation |
Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог»
В статье представлен взгляд на организацию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с точки зрения современных тенденций развития образования. Описан опыт работы стажировочной площадки «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «Среда – третий педагог».
Ключевые слова: инновационный подход, качество образования развивающая предметно-пространственная среда, профессиональная компетентность, проектирование РППС, индивидуализация, стажировочные площадки.
The article presents a view on the organization of the developing subject-spatial environment in preschool educational institutions from the point of view of modern trends in the development of education. The experience of the internship site «NovoSybSad – territory of preschool education development» in the field of «Environment – the third teacher» is described.
Keywords: innovative approach, quality of education, developing subject-spatial environment, professional competence, design of RPPS, individualization, internship sites.
Одним из приоритетных направлений в развитии современного дошкольного образовательного учреждения является повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС).
В детском саду она проектируется с учетом требований к условиям реализации основной программы дошкольного образования. РППС является и частью образовательной среды, и фактором, обогащающим развитие детей, и основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности. В настоящее время разработаны рекомендации по проектированию РППС, формированию инфраструктуры дошкольной образовательной организации [5], а также модели проектирования РППС с учетом принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [7].
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) не выдвигает жестких требований к организации такой среды и оставляет за дошкольным учреждением право самостоятельного её проектирования. В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета многих факторов (п.31.3. ФОП ДО) [7].
Вместе с тем, сформированная в ДОО развивающая предметно-пространственная среда, учитывающая особенности и потребности детей, отвечающая требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Учет особенностей современных детей – одна из важнейших концептуальных позиций современных образования, поскольку формируемая развивающая предметно-пространственная среда позволяет ребенку быть в ее центре. Вслед за идеями А. Г. Асмолова, детоцентризм становится одним из основных подходов к формированию современной РППС [1]. Детоцентризм РППС проявляется в том, что среда предоставляет ребенку роль субъекта образовательного процесса: он может сам выбирать игрушки и материалы, виды деятельности, партнеров, продолжительность и интенсивность игр и занятий.
В 2023-2024 учебном году на базе МБДОУ д/c № 465 начала работу муниципальная стажировочная площадка «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «Среда – третий педагог». Идея и название направления стажировочной площадки связаны с использованием концепции педагогики Reggio Emilia, в которой подчеркивается важнейшая роль предметно-пространственной среды в развитии детей, среда рассматривается в качестве «третьего педагога». Разработчиком методики Reggio Emilia approach является психолог Лорис Малагуцци [4]. В основу методики были положены идеи знаменитых психологов и педагогов: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. Reggio Emilia approach призывает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования [2]. Педагог внимательно и с уважением относится к воспитанникам, создает ситуации, в которых ребенок учится задавать вопросы, при этом взрослый не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать, поощряет исследование различных тем, помогает в работе над детскими проектами, поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.
Основные концептуальные идеи педагогической системы Reggio Emilia созвучны современным тенденциям дошкольного образования. Ребенок воспринимается как полноценная самостоятельная личность, способная к изучению и исследованию мира на основе своего врожденного интереса к миру. Педагог – соавтор, главная задача которого увидеть детские интересы и потребности и на их основе выстраивать занятия, предлагая актуальные темы, материалы и инструменты познания. Образовательный процесс выстраивается по принципам проектной деятельности, педагог вместе с детьми изучает волнующую их тему, всесторонне и глубоко исследуя ее, опираясь на потребности и интересы детей. Развивающая предметно-пространственная среда доступная, насыщенная материалами и играми, которые подталкивают детей к самостоятельным исследованиям.
Цель стажировочной площадки «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» по направлению «Среда – третий педагог»: создание условий для стажировки педагогов ДОО и повышения их компетенций в вопросах проектирования РППС как фактора, обогащающего развитие ребенка.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
– организовать систему мероприятий по повышению компетенции педагогов в контексте проектирования РППС ДОО как единого образовательного пространства;
– организовать опыт совместного проектирования и презентации РППС для городского педагогического сообщества;
– организовать сетевое взаимодействие ДОО по обмену опытом и формированию РППС.
Детские сады, являющиеся стажировочными площадками, работают в рамках разработанного плана мероприятий, в соответствии с концепцией обучения взрослых «Школы тренерских компетенций», которая проводится МАУ ДПО «НИСО» (куратор – эксперт МАУ ДПО «НИСО» С. М. Оберемок). Организована командная работа участников образовательного процесса с объединением и координацией усилий всех педагогов, вовлеченных в проект. ДОО были разработаны учебно-методические ресурсы: проект «Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОО как фактор развития ребенка дошкольного возраста», памятки по основным принципам проектирования РППС в групповом пространстве ДОО, памятки по наполнению центров активности, экспертный лист оценки РППС, конспекты мастер-классов, семинаров, деловой игры по проектированию РППС.
На первом этапе был разработан план работы, чек-лист оценки РППС, проведена оценка развивающей предметно-пространственной среды с точки зрения наполнения, расположения, использования в образовательной деятельности, доступности, оснащения, центры (уголки, зоны) в группах, работающих стендов, отражающих индивидуальность ребенка. Анализ результатов заполнения чек-листов выявил профессиональные дефициты педагогов в вопросах организации группового пространства. В связи с этим были поставлены задачи обогащения развивающей предметно-пространственной среды, ее наполнения в соответствии с образовательными задачами доступности и многофункциональности. Отметим, что в процессе работы в мы столкнулись с рядом проблем, таких как недостаточная осведомленность педагогов в области создания развивающей предметно-пространственной среды, неготовность педагогов к трансформации РППС, непонимание, что именно необходимо изменить в среде детского сада для того, чтобы она работала на полную мощность, развивала ребенка и помогала решать образовательные задачи. Данные проблемы мы решаем, оказывая адресную помощь каждому стажеру в обогащении РППС, организуя выездные семинары-практикумы в ДОО, являющиеся стажировочными площадками. На основе проведенной работы и постоянного анализа деятельности вносятся корректировки в план работы.
В процессе обучения на практических семинарах педагоги ДОО-стажеров пришли к выводу, что умение планировать свою деятельность, визуализация процесса и его результатов имеет большое значение. Когда ребенок фиксирует свои мысли, правила, идеи или достижения, это усиливает его понимание и помогает ему систематизировать информацию, способствует эффективному взрослению и формированию жизненных навыков, которые будут необходимы во взрослой жизни. Следовательно, необходимо расширить функционал среды, насытить ее полифункциональным неструктурированным материалом, который сформирует умение полностью спланировать свою деятельность от начала и до конца, умение приобрести и добыть из среды все необходимые ресурсы, зафиксировать и рассказать об этом.
Возник вопрос – почему не у всех взрослых получается спроектировать среду именно таким образом? В процессе обсуждения мы пришли к выводу, что среди педагогов сильны традиционные стереотипные представления о том, как «красиво», как «правильно». Зачастую взрослые стараются насытить среду чем-то новым, красивым и часто переполняют ее, а это ведет к угасанию интереса детей. Дети начинают воспринимать привычные вещи как неинтересные. С другой стороны, среда, созданная руками детей, может казаться взрослым менее эстетичной, однако именно она отражает индивидуальность и креативность детей. Важно помнить, что ценность такой среды заключается не в ее внешнем виде, но в процессе создания, который развивает у детей навыки сотрудничества, творчества и самовыражения. Для того, чтобы гармонизировать эти два подхода, необходимо использовать стратегии, направленные на интеграцию интересов детей и эстетических требований взрослых, где среда «говорит» с ребенком и «разговаривает со взрослым» голосом ребенка. Например, можно организовать проекты, где дети сами создают элементы среды или среду целиком. Это позволит ребятам почувствовать свою значимость и вовлеченность, а взрослым увидеть результаты труда детей, услышать их «голос» [3].
Работая в инновационном режиме и осваивая новые технологии и методики организации образовательной деятельности, ДОО-стажеры должны были приступить к проектированию РППС, которая:
- дает возможность ребенку самому планировать свою деятельность;
- предоставляет право свободного выбора предметов и оборудования;
- отражает и учитывает интересы ребенка, особые образовательные потребности и темп развития;
- формирует представления о себе, как субъекте деятельности, отражает их индивидуальность;
- реализует право на разные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
- предусматривает возможность участия самих детей в планировании среды.
В процессе работы были сделаны первые совместные шаги к преобразованию РППС:
- намечены новые стендовые решения;
- запланировано разделение групповых помещений в ДОО-стажерах на центры детской активности, которые станут трансформируемыми и мобильными;
- у педагогов появилось понимание индивидуализации в РППС, в оформлении среды наблюдаются проявления детской инициативы, есть обратная связь;
- организовано и развивается сетевое взаимодействие ДОО по обмену опытом и формированию РППС в контексте направления «Среда – третий педагог».
В дальнейшем запланирована разработка критериев оценки качества РППС, промежуточных и итоговых результатов реализации проекта. Важно понимать, что качество работы детского сада оценивается не по результатам детского развития, а по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития, анализа того, насколько среда создает условия для стимулирования любознательности, мышления и творчества детей. Будет проведен ряд мероприятий (мастер-классы, семинары, тренинги) по повышению компетенции педагогов в проектировании РППС ДОО как единого образовательного пространства. Участники стажировочной площадки освоят навыки проектирования и презентации РППС, в том числе для городского педагогического и родительского сообществ. В РППС дошкольных учреждений из числа участников стажировочной площадки произойдут изменения, отражающие специфику реализации программы ДОО с учетом требований к развивающей предметно-пространственной среде с точки зрения современных тенденций дошкольного образования.
Литература
- Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. – М.: Юрайт, 2019. – 150 с.
- Колокольникова З. У. История дошкольной педагогики: учеб. пособие / З.У. Колокольникова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2020. – 144 с.
- ПРОдетей и не только... (опыт освоения программы «ПРОдетей» в ДОУ). Вып. 2 / авт.-сост. С. М. Оберемок, Д. С. Вощинин. — Новосибирск, 2022. – 122 с.
- Реджио Чилдрен. Дети, пространства, отношения. Метапроект по созданию предметно-пространственной среды для детей раннего и дошкольного возраста. Национальное образование. – 2022. – 160 с.
- Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 26 декабря 2022 г.) –Электронный ресурс. – URL: https://minobr.tverreg.ru/ (дата обращения: 02.09.2024).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования дошкольного образования. – Электронный ресурс. –URL: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (дата обращения: 02.09.2024).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Электронный ресурс. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 02.09.2024).
Количество просмотров: 189 |
Добавить комментарий