Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы»

 

Марущак Светлана Владимировна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 136 имени Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича», Новосибирск, Российская Федерация

Svetlana V. Marushchak,

deputy director for educational and upbringing work, municipal budgetary general educational institution of the city of Novosibirsk «Lyceum No. 136 named after Hero of the Russian Federation Roman Viktorovich Sidorov», Novosibirsk, The Russian Federation

 

 

Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы»

The experience of «Lyceum No. 136» cities of Novosibirsk in implementing the regional project «Specialized Classes»

В статье представлен опыт работы МБОУ «Лицей № 136» по реализации регионального проекта «Специализированные классы». Рассмотрены вопросы организации и сопровождения образовательного процесса. 

Ключевые слова: опыт работы, проект «Специализированные классы», углубленное изучение физики и математики.

The article presents the experience of «Lyceum No. 136» in implementing the regional project «Specialized Classes». The issues of organizing and supporting the educational process are considered.

Keywords: experience, project «Specialized Classes», in-depth of physic and mathematics. 

 

МБОУ «Лицей № 136» (ранее средняя школа № 136) осуществляет образовательную деятельность с 1961 года. Соседство с ведущими вузами города определило приоритеты образовательной деятельности и способствовало созданию интеллектуальной и творческой атмосферы. В образовательном учреждении сформирована своя культура, сложившаяся из системы отношений, традиций и ценностей.

Обучение проводится в соответствии с Программой развития лицея, в которой определена миссия МБОУ «Лицей № 136»: сохранение и приумножение нравственных, культурных и интеллектуальных ценностей общества через развитие личности всех участников образовательных отношений, компетентностную подготовку будущих выпускников лицея к участию в наращивании технического потенциала региона, а также стратегические цели развития общеобразовательного учреждения:

  • развитие лицея как площадки с современной инфраструктурой для получения специализированного физико-математического и инженерно-технологического образования, способствующего поступлению выпускников лицея в профильные вузы;
  • повышение конкурентоспособности лицея путём совершенствования образовательных программ за счёт ориентации на социально-экономические изменения, ранней предпрофильной подготовки, научно-исследовательской деятельности на всех уровнях образования, использования новейших образовательных технологий и современных учебных материалов;
  • удовлетворение потребностей личности в нравственном, интеллектуальном, культурном и физическом развитии; запросов общества и государства в социально активных и грамотных в правовом отношении граждан, ведущих здоровый образ жизни и готовых к непрерывному и постоянному образованию на протяжении всей жизни;
  • стимулирование личностного роста всех участников образовательного процесса посредством формирования имиджа образовательного учреждения как «Школы достижений» – достижений в плане личностного роста, достижений в различных областях предметных знаний, достижений в социальной сфере, в приобретении деятельностного и коммуникативного опыта.

С 2001 года в учреждении функционируют классы с углубленным изучением физики и математики. С 2003 года в учреждении складывается многолетний и успешный опыт сотрудничества с НГТУ по подготовке обучающихся в физико-математическом направлении, который позволил еще в 2009-2010 учебном году участвовать в конкурсе на открытие первого специализированного класса естественно-научного направления.

Приоритетная задача специализированных классов – формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ математического, естественно-научного, иных профилей с учетом склонностей и сложившихся интересов.

В настоящее время в лицее функционируют пять специализированных классов, из которых 11С – IT направления, 7С, 8С, 9С и 10С – инженерно-технологические. Во всех специализированных классах предметы «Физика» и «Математика» изучаются углубленно, а предмет «Информатика» является предметом сопровождения.

Такой приоритет неслучаен. В современных условиях наблюдается нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, тормозящим рост экономики нашей страны. В связи с было принято решение о повышении уровня технологического образования школьников, восстановлении необходимых объёмов технологической подготовки обучающихся во всех классах средней общеобразовательной школы; углубленной довузовской подготовки учащихся по предметам естественно-научного и технологического цикла посредством развития профильных (физико-технических) классов.

Педагогический коллектив лицея целенаправленно работает над созданием образовательной среды, направленной на развитие инженерного и научно-технического образования.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • включение в образовательную деятельность современных образовательных технологий, IT-решений и технологий;
  • разработка и реализация интегрированных программ основного и дополнительного образования с увеличением уровня индивидуализации и дифференциации образовательного процесса с переходом на проектное обучение;
  • совершенствование сложившейся системы сотрудничества с высшими и средними специальными учебными заведениями по организации и содержанию инженерно-технологического обучения и дальнейшего профессионального самоопределения обучающихся;
  • создание условий для участия лицеистов во всероссийских олимпиадах, конференциях, фестивалях и других интеллектуально-творческих конкурсах.
  • сохранение физического, психологического и социального здоровья одаренных детей в ходе процесса обучения.

Для решения вышеперечисленных важных задач в лицее работает высокопрофессиональный коллектив педагогов в количестве 50-ти человек, из них:

  • 48 человек / 96 % имеют высшее профессиональное образование;
  • 34 человека / 68 % аттестовано на высшую квалификационную категорию, 11 / 22 % – на первую (22 %), что в целом составляет 90 %;
  • 34 педагога / 68 % имеют стаж педагогической работы более 20 лет;
  • средний возраст педагогического коллектива – 48 лет. Это опытные и способные к творчеству педагоги, знающие и компетентные сотрудники.

В команде профессионалов один учитель награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, двум учителям присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 12 педагогов награждены нагрудными знаками Почетных работников и Отличников, 14 учителей –отраслевыми Почетными грамотами на уровне федерации.

Двенадцать учителей являются лауреатами и победителями городского и областного этапов конкурса «Учитель года», 6 -  победителями конкурса «Лучший педагогический работник Новосибирской области», 7 – лауреатами премии мэра города Новосибирска, 9 – победителями конкурса «На присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности на территории Новосибирской области», 18 учителей - победителями городского конкурса на получение бюджетного образовательного сертификата, 1 педагог -  лауреат премии губернатора Новосибирской области.

Только в 2023-2024 учебном году педагоги лицея опубликовали 34 статьи с обобщением инновационного опыта работы, получили 48 дипломов высшего образца конкурсов профессионального мастерства разных уровней (от муниципального до международного). Восемнадцать педагогов / 36 % - это эксперты ОГЭ, ЕГЭ, JS, НПК, олимпиад, члены жюри муниципального и выше уровней.

Отметим также, что на протяжении десяти лет лицей является базовой площадкой при проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, организатором проведения летней загородной профильной смены для обучающихся специализированных классов естественнонаучной направленности города Новосибирска «Летняя академия достижений (ЛАД), а с 2023 года - площадкой проведения регионального этапа Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д. И. Менделеева.

В реализации ООП в специализированных классах работают 30 педагогов лицея, что составляет 60 %. Сто процентов учителей физики, математики, химии, биологии и информатики, работающих в специализированных классах, имеют высшую квалификационную категорию.

В рамках реализации проекта в лицее разработаны следующие нормативно-правовые и программно-методические документы: положение о специализированном классе, положение о тьюторском сопровождении специализированного класса, образовательная программа, программа психолого-педагогического сопровождения.

Для реализации индивидуального образовательного маршрута обучающимся предлагаются специальные курсы, которые ведутся как учителями лицея, так и преподавателями вузов.

В соответствии с Положением о специализированных классах в Новосибирской области во второй половине дня в рамках часов внеурочной занятости обучающиеся посещают спецкурсы. Обучающимся инженерно-технологического класса предложены следующие очные и дистанционные спецкурсы: «Физика вокруг нас. Мои первые эксперименты», «Моделирование явлений и процессов природы с помощью ИКТ», «ТРИЗ», «Программирование на языке “Питон”», «Основы инженерной графики», «Основы конструктивного общения», «Робототехника», «Математический лабиринт», «Основы финансовой грамотности», «Физика в мире техники», «Школьное телевидение», «Прототипирование», «Решение олимпиадных задач по физике и математике», «Конструирование CUBORO», «Электроника».

Соглашение, подписанное в сентябре 2021 года с Домом научной коллаборации имени Ю. В. Кондратюка, позволило расширить перечень курсов для дополнительного образования (спецкурсов) учащихся специализированных классов. Каждый спецкурс направлен на удовлетворение личностных потребностей учеников и их родителей (законных представителей). Количество спецкурсов (не менее 2) предлагается на выбор. Планируется, что в обязательные занятия по выбору дополнительно 2 часа в неделю обучающиеся включат занятия по направлению «физическая культура», так как процесс обучения должен быть здоровьесберегающим, а также 1-2 часа иностранного языка, обеспечивающего развитие интеллектуальной, социокультурной компетенции будущих выпускников, которым в условиях глобализации необходимо уметь поддерживать профессиональную коммуникацию.

В связи с особенностями учебного плана большое внимание уделено созданию особого расписания на продленный день обучения: основное расписание и внеурочная занятость во второй половине дня (воспитательная и внеклассная работа, посещение практико-ориентированных и элективных курсов, индивидуальные занятия и подготовки, участие в работе НОУ, активный отдых, релаксация, экскурсии на предприятия, экспериментально-исследовательские лаборатории, знакомство с инновационным производством).

В ходе реализации проекта большое значение уделяется сопровождению специализированных классов: организационно-административному, кадровому, научно-методическому, информационному, финансовому, психолого-педагогическому.

Для отслеживания личностной траектории развития и формирования портфеля достижений обучающегося в рамках психолого-педагогического сопровождения учителя, работающие в данных классах, выполняют и роль тьюторов (1 специалист на 5-6 обучающихся). Для активной работы с классом привлекаются педагог-психолог и социальный педагог.

Таким образом, реализуя сформированную образовательную программу, лицей расширяет возможности социализации обучающихся, обеспечивая преемственность между общим и профессиональным образованием.

Педагоги вузов работают в тесном контакте с учителями лицея (тьюторами и классными руководителями специализированных классов), обеспечивая личностно-ориентированный и системно-деятельный подходы в организации обучения с учетом интересов детей и запросов родителей (законных представителей). А также выстраивая индивидуальную траекторию развития на основе планируемых результатов освоения образовательных программ.

Лицей поощряет развитие обучающихся не только в профильном направлении специализированных классов, но и в области иностранных языков, информатики, истории, технологии, физической культуры и спорта, биологии, литературы и других учебных предметов. Обучающиеся специализированных классов не только имеют возможность развиваться в интересных им предметных областях, но и успешно участвуют во всероссийских олимпиадах школьников, научно-практических конференциях и конкурсах проектов, побеждают в Национальной Технологической Олимпиаде.

Обучающиеся специализированных классов охотно участвуют в олимпиадах и состязаниях по физической культуре, становятся лауреатами и победителями, входят в спортивную команду лицея, выступают на соревнованиях различного уровня, становятся победителями и призерами Президентских состязаний и Президентских спортивных игр. Большое внимание уделяется и творческому развитию обучающихся. Они занимаются журналистикой, волонтерством, литературным творчеством, вокалом, игрой на музыкальных инструментах и другими видами творчества.

На ГИА большинство выпускников специализированных классов выбирают предметы, соответствующие направлению специализированного класса. Так, например, за последние 3 года в лицее выпускались классы инженерно-технологического направления, в которых профильную математику сдавали 85-90% выпускников, информатику – 75-80 %, физику – 50-60 %. Результаты ГИА позволяют выпускникам лицея поступать на бюджетные места в ведущие ВУЗы города Новосибирска и страны в целом.

В 2023 году 100 % выпускников специализированного класса (25 человек) поступили на бюджетные места и успешно обучаются.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска в реализации регионального проекта «Специализированные классы» результативно и работа в этом ключе будет продолжена.

Количество просмотров: 126  

Добавить комментарий

Target Image
1. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
3. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
4. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
6. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
7. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
8. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
9. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
11. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
14. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск