Орлова Ольга Викторовна,старший методист МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация senior methodologist of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation |
Муниципальная оценка качества дошкольного образования: актуальные подходы и нормативные документы
Статья посвящена вопросам качества дошкольного образования на основе результатов апробации муниципальной оценки деятельности дошкольных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска.
Ключевые слова: качество дошкольного образования, управление, муниципальная оценка качества, мониторинг.
The article is devoted to the quality of preschool education based on the results of the municipal assessment of the activities of preschool educational organizations subordinate to the Department of Education of the Novosibirsk City Administration.
Keywords: quality of preschool education, management, municipal quality assessment, and monitoring.
Качество дошкольного образования является ключевым фактором для успешного становления личности ребенка и его дальнейшей адаптации в социуме. В законе «Об образовании в Российской Федерации» [1] за дошкольным образованием закреплён статус первого уровня общего образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [2] сформулированы основные принципы и требования к образовательной программе, заданы целевые ориентиры развития ребенка, сконцентрировано внимание на необходимости создания условий, позволяющих каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.
С целью создания единого федерального образовательного пространства для воспитания и обучения детей с рождения и до поступления в школу, в 2022 году приказом Министерства просвещения РФ была принята федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) [3]. Ее задача – обеспечить всем детям и их родителям равный доступ к качественному дошкольному образованию, независимо от того, где они проживают.
Современная нормативно-правовая база стала фундаментом для создания актуальной системы управления качеством образования. В соответствии со стратегическими приоритетами государственной и региональной политики в образовании, а также с учетом особенностей и трендов развития муниципальной системы образования, определенных в Концепции управления качеством образования города Новосибирска на 2022-2027 годы, происходит развитие муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) [13]. Муниципальная оценка качества дошкольного образования является важным инструментом для повышения эффективности образовательной системы муниципалитета. Она позволяет не только выявлять проблемы, но и разрабатывать стратегии их решения, обеспечивая тем самым устойчивое развитие дошкольного образования в городе Новосибирске. Важно отметить, что повышение результативности требует активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, руководителей дошкольных образовательных организаций и органов управления образованием.
Положение о муниципальной системе оценки качества образования [14] определяет оператором муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Новосибирский Институт Современного Образования» (МАУ ДПО «НИСО») и закрепляет за ним следующие функции: разработка и утверждение регламента проведения мониторингов в соответствии с показателями федерального, регионального и муниципального уровней, рейтингование, маркирование и информирование о результатах, а также участие в планировании и проведении мониторингов, независимой оценки качества образования и самообследовании образовательных организаций. Таким образом, МАУ ДПО «НИСО», как оператор муниципальной системы оценки качества образования, играет ключевую роль в обеспечении функционирования и развития этой системы. В рамках возложенных на учреждение обязанностей особое внимание уделяется сбору и анализу данных МСОКО. Эти данные позволяют выявлять сильные и слабые стороны в работе дошкольных учреждений, определять области, требующие особого внимания и поддержки, а также отслеживать динамику изменений в качестве образования.
Так, с целью создания единой системы диагностики и мониторинга деятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО), в рамках реализации Концепции управления качеством образования города Новосибирска были разработаны критерии, показатели и индикаторы для оценки качества образования.
В период с мая по август 2025 года был организован сбор данных о деятельности 71 дошкольной образовательной организации за предшествующий 2024 год. Апробация была направлена на уточнение перечня показателей, источников данных, методики расчета оценки деятельности организаций в рамках муниципальной системы оценки качества образования. Процесс сбора осуществлялся в строгом соответствии с разработанным перечнем (6 критериев и 20 показателей), что позволило обеспечить сопоставимость и достоверность полученной информации.
Индивидуальные результаты детских садов формировались на основе данных без дополнительных запросов в учреждения. Источником для получения информации служили официальные сайты, отчеты о результатах самообследования, результаты мониторингов. В результате апробации была собрана, обработана и проанализирована информация, а полученные данные стали основой для дальнейшего анализа, выявления тенденций и закономерностей в развитии дошкольного образования в муниципалитете.
Обратимся к результатам, полученным в ходе проведения МСОКО.
По первому критерию «Соответствие деятельности ДОО требованиям действующего законодательства в сфере образования в части открытости и доступности информации» оценивалось наличие и доступность информации на официальном сайте ДОО в сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства. Принцип открытости информации в образовательных организациях регламентируется законодательством. Статья 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] устанавливает обязанность образовательных организаций формировать и обеспечивать доступ к открытым информационным ресурсам о своей деятельности посредством размещения их в сети «Интернет», в том числе на официальных сайтах. Порядок размещения и обновления такой информации, включая ее содержание и форму, детализирован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 [7]. Требования к структуре официальных сайтов и формату представления информации установлены приказом Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493 [5]. Проведенный анализ структуры и содержания сайтов дошкольных образовательных организаций показал, что более половины из них выполняют требования указанных выше нормативных регуляторов.
Второй критерий «Сформированность внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)» включал в себя анализ наличия в отчете о результатах самообследования раздела «Оценка функционирования ВСОКО». В соответствии с законом «Об образовании в РФ» (пункт 13 статьи 28), образовательные организации самостоятельно отвечают за функционирование своей внутренней системы оценки качества образования [1]. Созданная внутри учреждения система оценки качества образования, служит для анализа и диагностики образовательного процесса. Требование включать данную оценку в отчет о самообследовании закреплено в пункте 6 Порядка проведения самообследования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 [6]. Изучение отчетов о результатах самообследования дошкольных организаций показало, что необходимый раздел в наличии практически во всех отчетах. Вместе с тем, требуется более детальный анализ качества содержания представляемой в рамках ВСОКО информации.
Третий критерий направлен на оценку качества образовательных программ дошкольных образовательных организаций города Новосибирска. Согласно ст. 28 закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], разработка и утверждение образовательных программ является ответственностью образовательных организаций. В ходе апробации проводился мониторинг соответствия структуры и содержания программы, требованиям ФГОС ДО [2] и ФОП ДО [3]; направленности программы на развитие личности каждого ребенка, учитывая его возраст и индивидуальные особенности (по компонентам); реализации парциальных программ, направленных на развитие дошкольников по естественно-научному и инженерно-технологическому направлениям. Оценка качества образовательных программ дошкольного образования важна для определения их соответствия требованиям законодательства, определения направлений для совершенствования программ и обеспечения учёта образовательных потребностей детей и родителей.
Установлено, что во всех учреждениях, принимавших участие в апробации, предусмотрено развитие личности воспитанников не менее чем по 2 компонентам, в более половине из них – по 4 и 5 компонентам. Парциальные программы по естественно-научному и инженерно-технологическому направлениям представлены более чем в 60 % детских садов.
Качество кадровых условий в дошкольных образовательных организациях – следующий критерий, являющийся важной составляющей общей оценки качества образования. Он позволяет разработать мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, с целью обеспечения высокого уровня образования и развития детей.
Качество кадровых условий в детских садах оценивалось по пяти показателям в соответствии с установленными требованиями в федеральном законе «Об образовании в РФ», приказе «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог», приказе «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации», ФГОС ДО, ФОП ДО и др. В ходе мониторинга проводился анализ соответствия уровня профессиональной подготовки руководителя нормативным требованиям. Оценивалось наличие педагогических работников, аттестованных на высшую или первую квалификационную категорию, а также количество педагогов с высшим педагогическим образованием. Отмечался охват педагогических работников программами повышения квалификации за последние три года и отсутствие вакантных должностей по педагогическим специальностям.
В ходе анализа, направленного на оценку качества кадровых условий, было установлено, что в большинстве дошкольных образовательных организаций высшее педагогическое образование имеют менее 70 % педагогов; в половине – доля педагогов с установленной высшей или первой квалификационной категорией составляет около 70 % от общего числа педагогических работников. В значительной части детских садов курсы повышения квалификации за последние 5 лет прошли свыше 70 % педагогов и административно-хозяйственных работников. Наблюдается дефицит педагогов: имеются вакансии по педагогическим специальностям. Таким образом, результаты апробации подчеркивают необходимость улучшения кадровых условий в дошкольных образовательных организациях для повышения их соответствия современным требованиям и стандартам.
В рамках апробации оценивалось и качество условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 5.1 статьи 5) [1] устанавливает, что для обеспечения права каждого человека на образование, для лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. В ходе сбора информации проводился анализ соответствия адаптированных образовательных программ дошкольного образования требованиям стандарта и федеральной адаптированной образовательной программе [4]; наличие программ по адаптивной физической культуре. Оценивалась обеспеченность дошкольной организации соответствующими педагогическими кадрами (воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор и др.), прошедшими курсы повышения квалификации для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и (или) инвалидами.
Хотелось бы отметить необходимость регулярного повышения квалификации педагогов для проведения работы с детьми с ОВЗ. Однако, как показали результаты МСОКО, в дошкольных учреждениях города уделяется недостаточное внимание к данному вопросу. Отсутствие систематической подготовки и переподготовки педагогов негативно сказывается на качестве предоставляемых образовательных услуг. При этом очевиден дефицит педагогических кадров, обеспечивающих реализацию коррекционно-развивающих программ. Отсутствие в дошкольных организациях педагогов-психологов, инструкторов по физической культуре и учителей-дефектологов создает серьезные трудности в организации индивидуального подхода и создании оптимальных условий для развития каждого ребенка.
Обращает на себя внимание тот факт, что в дошкольных организациях увеличивается численность детей с ОВЗ, для которых необходимо создать соответствующие условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Однако в ряде учреждений выявлены факторы, не позволяющие в полной мере обеспечить высокое качество условий для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Ещё один критерий, рассматриваемый в рамках МСОКО ДОО – качество образовательной среды, в том числе электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Качество образовательной среды является важным фактором, влияющим на полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Создание условий, которые одновременно поддерживают, мотивируют и обеспечивают безопасность, является фундаментом для успешной социализации, формирования личности и достижения образовательных целей.
Значительная часть ДОО на высоком уровне обеспечивает функционирование образовательной среды. Это подтверждают и результаты независимой оценки условий образовательной деятельности, проведенные в 2024 году в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Новосибирска. Так, во всех дошкольных организациях города показатель удовлетворенности родителей качеством условий оценивается как отличный и варьирует от 86 до 99 баллов [15].
В рамках указанного выше критерия рассматривалась динамика среднего показателя пропущенных по болезни дней на одного воспитанника за два года. Анализ данных о посещаемости детских садов выявил тенденцию: в большинстве ДОО, принимавших участие в апробации, уровень заболеваемости воспитанников за 2 года не увеличился, а в половине – снизился. Это свидетельствует об эффективности мер, направленных на поддержание здоровья детей и создание благоприятной среды для их развития. Полученные результаты подчеркивают важность системного подхода к обеспечению здоровья воспитанников и служат стимулом для дальнейшего совершенствования работы дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность электронной информационно-образовательной среды связана с развитием информационных технологий. Внедрение новых технологий управления и организации образовательной деятельности – ещё одна задача дошкольного образования. Указом Президента Российской Федерации утверждена стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Использование информационных технологий в ДОО позволяет повысить эффективность образовательного процесса, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Результаты оценки ЭИОС показали, например, что 100 % дошкольных организаций ведут официальные страницы в социальной сети ВКонтакте, где размещают информацию о планируемых и проведённых совместных мероприятиях с детьми и их родителями.
На основе полученных в ходе апробации МСОКО данных сформированы индивидуальные результаты каждого учреждения, они направлены в дошкольные образовательные организации для дальнейшей работы. Итоговые данные выступают, прежде всего, средством опережающей рефлексии и должны помочь административным командам уточнить приоритеты в развитии учреждения, скорректировать задачи на новый учебный период, минимизировать риски в управлении качеством образования. Оценка, основанная на анализе результатов, является эффективным инструментом для управления качеством образования.
В ходе МСОКО систематически отслеживаются изменения в результатах дошкольного образования, условия образовательной деятельности, состав воспитанников и их успехи, а также состояние сети муниципальных дошкольных учреждений. Анализ информации, полученной в рамках муниципальной системы оценки качества образования дошкольных образовательных организаций служит основой для разработки стратегий управления образованием, позволяет определить перспективные направления развития, выявить успешные практики и распространить их, формируя среду для профессионального роста.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). – Электронный ресурс. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.10.2025).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями). – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/?ysclid=m7ahv3l8u4996199374 (дата обращения: 23.10.2025).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/?ysclid=m7aho1zfe572459053 (дата обращения: 25.10.2025).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». – Электронный ресурс. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/?ysclid=mhylbdi529435822652 (дата обращения: 25.10.2025).
- Приказ Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» (с изменениями и дополнениями). – Электронный ресурс. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=502294 (дата обращения: 12.11.2025).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (с изменениями и дополнениями). – Электронный ресурс. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=310664 (дата обращения: 12.11.2025).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) – Электронный ресурс. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=457031 (дата обращения: 12.11.2025).
- Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 № 450). – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=432028&ysclid=mh048kxnis727428925 (дата обращения: 25.10.2025).
- Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 22 сентября 2017 г. № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования». – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=301559 (дата обращения: 25.10.2025).
Региональный уровень
- Приказ Министерства образования Новосибирской области от 25 ноября 2019 г. № 2977 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Новосибирской области» (последняя редакция от 13 июля 2021 г. № 1718). – URL: https://maslyanino.nso.ru/sites/maslyanino.nso.ru/wodby_files/files/document/2021/07/documents/prikaz_ministerstva_obrazovaniya_novosibirskoy_oblasti_ot_25.11.2019_g._no_2977_ob_utverzhdenii_polozheniya_o_regionalnoy_sisteme_ocenki_kachestva_obrazovaniya_nso_.pdf (дата обращения: 25.10.2025).
- Приказ Министерства образования Новосибирской области от 24 мая 2022 г. № 1041 «Об утверждении Концепции управления качеством образования в Новосибирской области на период с 2022 по 2027 год». – Электронный ресурс. – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/esoko/Prikaz%20MO%20NSO%2024.05.22_1041_Koncepciya%20upravleniya%20kachestvom%20obrazovaniya%20NSO.pdf (дата обращения: 24.10.2025).
- Приказ Министерства образования Новосибирской области от 15 марта 2023 г. № 533 «О внесении изменений в приказ министерства образования Новосибирской области от 24.05.2022 № 1041». – URL: https://edunso.ru/sites/default/files/533_0.pdf (дата обращения: 23.10.2025).
Муниципальный уровень
- Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28 июня 2022 г. № 0545-од «Об утверждении Концепции управления качеством образования на период с 2022 по 2027 год». – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/msoko/Prikaz%20DO%2028.06.22_0545%20Ob%20utverzhdenii%20Koncepcii%20UKO%20Novosibirska%2022-27_0.pdf (дата обращения: 21.10.2025).
- Приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 28 июля 2023 г. № 0838-од «Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования города Новосибирска». – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/msoko/Prikaz%20do%20goroda%20Novosibirska%2ot%2028%20iyulya%202023%20g.%20№%200838-od.pdf (дата обращения: 23.10.2025).
- О результатах независимой оценки качества условий образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций города Новосибирска в 2024 году. Презентационные материалы методического часа МАУ ДПО «НИСО». – URL: https://niso54.ru/sites/default/files/docs/noko/NOKO%20DOO%2008.11.2024.pdf (дата обращения: 23.10.2025).
| Количество просмотров: 7 |
Добавить комментарий