Гудова Ильмира Рамильевна,заместитель директора МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Ilmira R. Gudova, deputy director of MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation
|
Степущенко Ольга Александровна,начальник отдела аналитики и прогнозирования МАУ ДПО «НИСО», Новосибирск, Российская Федерация Olga А. Stepushchenko, head of analytics and forecasting department, MAU DPO «NISO», Novosibirsk, Russian Federation
|
Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов
Статья посвящена вопросам эффективности управления качеством образования, его оценке на муниципальном уровне. Представлен комплексный подход к оценке и проведению мероприятий по повышению образовательных результатов школ города Новосибирска с учетом факторов риска и выявленных дефицитов. Описаны формы индивидуальной и групповой работы с участниками отношений в сфере образования, дана оценка эффективности реализованного комплекса мер.
Ключевые слова: повышение качества образования, факторы риска, дефициты, муниципальная система оценки качества образования, муниципальные мониторинги, дорожные карты, информационно-методическое и консалтинговое сопровождение, объективность образовательных результатов, профилактика учебной неуспешности, оценка деятельности.
The article is devoted to the issues of the effectiveness of education quality management and its assessment at the municipal level. An integrated approach to assessing and implementing measures to improve the educational results of Novosibirsk schools is presented, taking into account risk factors and identified deficiencies. The forms of individual and group work with participants in relations in the field of education are described, and the effectiveness of the implemented set of measures is assessed.
Keywords: improving the quality of education, risk factors, deficiencies, municipal system for assessing the quality of education, municipal monitoring, roadmaps, information, methodological and consulting support, objectivity of educational results, prevention of academic failure, performance assessment.
Одним из приоритетов федеральной и региональной образовательной политики определено повышение качества и доступности образования. Система оценки качества подготовки обучающихся города Новосибирска формируется и развивается в соответствии с утвержденной Концепцией управления качеством образования города Новосибирска с 2022 по 2027 годы [2] и обеспечивает нацеленность региона на соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС, повышение образовательных результатов учеников, сбалансированность и объективность оценки их достижений.
В рамках решения задач, поставленных перед муниципальными органами управления образованием, разработан целый ряд документов. Наиболее важным, краткосрочным стратегическим документом по достижению значений целевых показателей муниципалитета является План мероприятий («дорожная карта») по повышению качества образования в общеобразовательных организациях города Новосибирска в 2023-2024 гг., утвержденный министром образования Новосибирской области и начальником департамента образования мэрии города Новосибирска (далее – План).
Уже в начале 2024 года департаментом образования мэрии города Новосибирска была организована и проведена индивидуальная (точечная) работа с руководителями общеобразовательных организаций по разработке школьных планов («дорожных карт») повышения качества образования. По итогам 2023/2024 учебного года проведен промежуточный анализ степени реализации основных треков Плана, позволивший сделать вывод о достижении установленных значений большинства целевых показателей.
Именно индивидуальный, в полной мере учитывающий контекстные данные, подход стал действенным механизмом повышения аналитических и прогностических управленческих компетенций административных команд общеобразовательных организаций.
По результатам внешних оценочных процедур на основании приказов министерства образования Новосибирской области формируется список школ группы риска, с низкими образовательными результатами (ШНОР).
Ежегодно определяются учреждения, входящие в группу необъективных по результатам всероссийских проверочных работ (ВПР).
В 2024 году в муниципалитете определены 53 ШНОР. Анализ перечня школ показал, что из этой группы предшествующего периода вышли 26 учреждений (44 %) и впервые вошли – 14. В целом по городу их стало меньше на 10 в сравнении с 2023 годом. Вместе с этим, в группе ШНОР на 2024 год остались более 50 % общеобразовательных организаций, уже входивших в неё ранее.
В последние годы в работе с такими учреждениями определены наиболее важные направления по обеспечению их перехода в эффективный режим:
1. Разработка системы мероприятий, направленных на повышение эффективности управления.
2. Обеспечение развития профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров в современных и эффективных формах с учетом выявленных профессиональных дефицитов.
3. Разработка комплекса адресных мер по совершенствованию материально-технических и информационно-методических условий, учитывающих потребности школ.
4. Совершенствование системы взаимодействия образовательных организаций с родительской общественностью и социумом, обеспечение поддержки участия учреждений в конкурсах, проектах, грантах различных уровней, инновационной деятельности.
На протяжении ряда лет департаментом образования утверждается муниципальный план мероприятий (дорожная карта) по повышению качества образовательной деятельности и поддержке муниципальных общеобразовательных организаций, показывающих низкие образовательные результаты. На повышение результатов ШНОР направлена деятельность всей муниципальной инфраструктуры: Совета руководителей ОО, муниципальных методических объединений, муниципальных учреждений дополнительного профессионального образования, профессиональных сообществ, в том числе сетевых, управленческих команд и методических служб ОО.
Выявление запросов на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов осуществляется на основе анкеты изучения факторов риска, разработанной специалистами МАУ ДПО «НИСО». Дальнейшее планирование и реализация школьных дорожных карт по повышению образовательных результатов и их объективности осуществляется с учетом индивидуального сочетания факторов риска.
В 2023/2024 учебном году анкетирование ШНОР показало, что в 83 % учреждений имеются затруднения в организации образовательного процесса в классах с высокой наполняемостью, при этом только 8,5 % учреждений работают в одну смену. Отмечено также, что доля обучающихся с ОВЗ в среднем составляет 5 % от общего числа обучающихся, однако есть школы, где доля таких обучающихся достигает 17 %. В ряде учреждений более 25 % обучающихся из неполных семей, из них в 3 школах такие дети составляют треть обучающихся, в одной – 44 %, еще в одной – 63 %.
Особое внимание уделяется учреждениям с обучающимися, для которых русский язык не является родным. В 19 % образовательных организаций доля таких обучающихся составляет от 10 % до 70 %. В связи с этим в текущем году особое внимание было уделено проекту «Формирование и апробация комплексно-педагогической модели социокультурной интеграции школьников, не владеющих русским языком, в образовательную среду школы». Базовыми площадками проекта стали 15 школ города. Свыше 400 обучающихся с миграционной историей участвовали в диагностической процедуре по языковой подготовке, результаты которой показали, что менее одного процента не достигают элементарного уровня подготовки, еще 25 % демонстрируют подготовку только на элементарном уровне. Запланирован комплекс мер по реализации технологий адаптации детей-мигрантов в образовательных организациях.
Еще один важный аспект – кадровый. В современных условиях от персонала требуется динамизм, гибкость, инновационность и активность. В то же время в любой организации существуют функции, требующие опыта работы, социальной зрелости, консерватизма. Всё вышесказанное дает основание согласиться с тем, что оптимальная возрастная структура должна соответствовать пропорциям: 30 % – молодежь, за счет которой обеспечивается динамизм, активность и инициативность; 45 % – персонал среднего возраста, отличающийся профессионализмом, творчеством, современным опытом; 20 % – персонал старшего возраста – носитель взвешенного консерватизма, специализированного опыта и знаний; 5 % – работники предпенсионного и пенсионного возраста – источник передачи опыта, преемственности [1, с. 195].
Анализ возрастного состава педагогов образовательных организаций показал, что долю молодых учителей в целом по городу Новосибирску в составе педагогических коллективов ШНОР можно считать недостаточной (24 %). Долю учителей предпенсионного и пенсионного возраста – критической (25 %), в ШНОР Первомайского района она наибольшая (33 %).
Несмотря на высокую среднюю педагогическую нагрузку (более 60 % учителей русского языка, литературы, истории, обществознания, математики имеют нагрузку свыше 27 часов в неделю; более трети учителей начальных классов и физики имеют нагрузку от 1,5 ставок, из них 15 % учителей физики работают на 2 и более ставки), администрация образовательных учреждений не отмечает, что имеется дефицит учителей по отдельным предметам. Предположительно, это делается исходя из имеющейся информации об увольнении сотрудников после окончания учебного года.
Кроме того, чрезмерная учебная нагрузка заместителей руководителей (27 %) и дополнительные функции, не связанные с ведением предметов (69 %), в таких учреждениях препятствует качественному исполнению ими должностных обязанностей.
С учетом контекстных данных можно констатировать, что для каждой отдельной школы характерна своя комбинация факторов, обуславливающих низкие образовательные результаты: неэффективность ВСОКО; низкое качество управленческих действий и неэффективность управленческих решений по итогам анализа результатов самообследования, внешних оценочных процедур, внешних мониторинговых исследований; недостаточно эффективная система методической работы с кадрами; недостаточное использование имеющихся ресурсов; отсутствие системы выявления профессиональных дефицитов учителей и дальнейшей адресной помощи; отсутствие эффективной системы наставничества; отсутствие активных форм работы с обучающимися и их родителями (законными представителями) по повышению заинтересованности в результативности обучения.
Влияние того или иного фактора на текущую ситуацию в конкретной школе может быть выявлено только путем глубокого изучения ситуации. Кроме анкетирования, проводятся муниципальные мониторинги по оценке качества образования, позволяющие более глубоко изучить деятельность школ, в том числе из группы ШНОР, группы необъективных, по вопросам оценки достижения планируемых предметных результатов освоения ООП соответствующего уровня; выявления динамики образовательных результатов; сформированности системы работы с кадрами в ОО; соответствия ООП требованиям ФГОС и ФОП, организации и качества подготовки обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, организации дополнительного образования и др.
Так, в текущем году по итогам трех мониторингов соответствия ООП требованиям ФГОС и ФОП 73 представителя административных команд 47 учреждений, демонстрирующих необъективные и низкие образовательные результаты, стали участниками серии практико-ориентированных семинаров, получили индивидуальные консультации по вопросам совершенствования описания системы оценки образовательных результатов, разработке и реализации рабочих программ по предметам и курсам, программ воспитания и др.
Не менее важными являются результаты МСОКО, проводимой ежегодно на основании утвержденного департаментом образования Положения о муниципальной системе оценки качества образования.
Оценка результатов образовательной деятельности школ, реализующих ООП на уровне НОО, ООО, СОО, организована по 56 показателям и 6 критериям, определяющим приоритеты системы образования города: качество подготовки обучающихся; работа со ШНОР и профилактика учебной неуспешности; выявление, поддержка и развитие способностей и талантов школьников; самоопределение и профессиональная ориентация; профессиональное развитие педагогических работников; эффективность организации воспитания в ОО.
Эта процедура, проводимая без запросов в учреждения, осуществляется на основе данных ФСН ОО-1, ФИС ОКО, электронного сервиса ГКУ НСО «НИМРО», отчетов о результатах самообследования, баз и систем муниципальных операторов и позволяет увидеть динамику образовательной деятельности всех школ города за календарный год. Наряду с результатами региональных и муниципальных мониторингов является основой для формирования мероприятий по повышению эффективности управления качеством образования, повышению образовательных достижений обучающихся и конкурентоспособности выпускников.
Полученные результаты учреждений маркируются по условным зонам риска, помогают увидеть вероятные векторы развития образовательной организации, как положительные, так и отрицательные, а также предвидеть возникновение возможных проблем в отдельной организации, и тенденции в муниципальной системе образования в целом (рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение ОО по условным зонам риска в 2022, 2023 г.г.
Обсуждение результатов МСОКО осуществляется руководителем департамента с начальниками отделов образования, директорами общеобразовательных организаций в рамках коллегий, совещаний, выездных сессий в районах, индивидуальных собеседований с руководителями. Кроме того, каждое учреждение из числа участников МСОКО (88 %) получает индивидуальные результаты, позволяющие проанализировать свое место в зонах риска, оценить вклад учреждения в развитие муниципальной системы образования города. Таким образом, для административных команд ОО полученные результаты выступают, прежде всего, средством опережающей рефлексии и должны помочь им уточнить приоритеты в развитии учреждения, спрогнозировать задачи на новый учебный период, минимизировать риски в управлении качеством образования.
Анализ данных МСОКО за 2 года позволяет сделать выводы по городу Новосибирску о положительной динамике среднего значения баллов по всем показателям (+2,1).
По итогам 2023 года в 15 % ОО зафиксирована отрицательная динамика результатов по показателям МСОКО. Среди причин:
– у административных команд ряда образовательных учреждений не в полной мере сформированы представления о том, что такое управление качеством образования на основе данных и каковы целевые установки, приоритетные направления, показатели качества образования региональной и муниципальной системы УКО;
– отсутствие системы комплексного, всестороннего и объективного анализа деятельности учреждения в рамках процедуры самообследования с учетом показателей муниципалитета;
– несформированность ВСОКО в учреждении.
С учетом сочетания факторов риска, выявленных дефицитов определяются формы индивидуальной и групповой работы с конкретными учреждениями на муниципальном уровне. В арсенале имеются различные формы организационно-управленческой работы: семинары-совещания для начальников отделов образований, руководителей, заместителей руководителей школ; разработка дорожных карт, согласование целевых показателей по повышению качества образования, собеседования с директорами, подготовка резерва управленческих кадров, аттестация руководителей.
Широк спектр и методических форм сотрудничества. Для учреждений обеспечено информационно-методическое и консалтинговое сопровождение. Лидирующие позиции в этом направлении занимает МАУ ДПО «НИСО».
Выстроена система целевых аудитов ШНОР с целью оказания адресной методической помощи. По выявленным проблемным аспектам деятельности проводятся консультации с административными командами ШНОР по совершенствованию нормативной правовой базы, разработке (корректировке) программ развития, образовательных программ, по формированию ВСОКО, внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности, разработке индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся, обучающихся с ОВЗ.
Для проведения целевых семинаров (круглых столов) с административными командами и педагогами ШНОР, школами группы риска по практическим аспектам деятельности привлекаются руководители, заместители руководителей учреждений – лидеров в вопросах сопровождения профессионального роста педагогов, формирования системы педагогического наставничества, организации эффективного взаимодействия с родительской общественностью, организации работы с одаренными детьми, развития управленческой культуры административной команды ОО и пр.
В рамках повышения квалификации педагогических работников и руководителей разработаны целевые программы повышения квалификации для руководителей учреждений, показавших низкие индексы эффективности управленческой деятельности, «Основы менеджмента. Управление общеобразовательной организацией в современных условиях». Реализуются также целевые курсы повышения квалификации для педагогов «Психологические условия реализации профессионального стандарта «Педагог»», «Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательных организаций в рамках профилактики девиантного поведения».
В текущем году для педагогов ШНОР проведен цикл адресных методических интенсивов. Так, в рамках 67 методических интенсивов методическую поддержку получил 1831 педагог из 30 ОО.
В ходе методических интенсивов педагоги познакомились с современными практиками, методиками и педагогическими технологиями, повышающими личную и профессиональную эффективность, актуализировали знания в вопросах организации образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, получили представление об особенностях формирующего и критериального оценивания, подходах к проектной деятельности, способах организации работы с обучающимися с ОВЗ, получили разъяснения и закрепили на практике умения применять нормативные акты, формы и процедуры аттестации педагогических работников, а также проектировать методическую работу в учреждении с учетом потребностей педагогических коллективов.
Обратная связь с участниками методических интенсивов показала, что программа соответствовала профессиональным потребностям педагогов (94,8 %), материал был новым (86,3 %), практичным и полезным (82,1 %), побудил к дальнейшему профессиональному совершенствованию (87,3 %).
Особое внимание в муниципалитете уделяется вопросам объективности образовательных результатов, являющейся одним из принципов построения единой системы оценки качества образования Российской Федерации.
Доля школ с признаками необъективности оценки образовательных результатов в 2024 году составила 17 % от общего числа. Из 36 учреждений с признаками необъективности 4 школы находятся в данном кластере 3 года, 8 организаций – 2 года, оставшиеся 24 – первый год.
С целью выявления объективности оценивания образовательных результатов в ОО данной группы используются различные формы проведения ВПР с контролем объективности:
– выход специалистов департамента образования мэрии города Новосибирска и МАУ ДПО «НИСО» в ОО для независимого наблюдения за ходом проведения ВПР;
– муниципальная перепроверка ВПР;
– муниципальная проверка ВПР.
В 2024 году количество работ по русскому языку и математике учеников 4 и 5 классов, проверенных на муниципальном уровне, составило 3653. В ряде ОО была выявлена необъективность текущего оценивания как в сторону завышения, так и в сторону занижения отметок. Дополнительно на уровне муниципалитета проведен методический час «Внешние оценочные процедуры: эффективная подготовка и анализ результатов». Продолжена работа с администрациями школ по обновлению локальных актов о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Одним из важных направлений работы общеобразовательных организаций является формирование внутришкольной системы профилактики учебной неуспешности. Работа с учреждениями в этом ключе ориентирована на определение способов преодоления школьной неуспешности, создание условий для максимально успешного обучения всех учащихся вне зависимости от их способностей и стартовых возможностей. Один из приоритетов – выявление и распространение успешных практик по использованию педагогами инструментов для преодоления учебной неуспешности, поддержки мотивации обучающихся. Свой опыт педагоги представляют в изданиях муниципального уровня: информационном вестнике «Педагогическое обозрение», электронной газете «Интерактивное образование», сетевом издании «Управление развитием образования».
Департаментом образования мэрии города Новосибирска принимаются меры по стимулированию участия управленческих кадров, педагогических работников и обучающихся ШНОР и школ группы риска в конкурсах, проектах различного уровня. Так, в федеральном проекте «Школа Минпросвещения России» участвуют все школы данной категории, в региональных проектах – 5 учреждений, в муниципальных – 17.
В результате совместной работы департамента образования и образовательных организаций в целом по городу Новосибирску за три последних года в подведомственных ОО увеличилась доля участников ЕГЭ, набравших не ниже минимального количества баллов по двум обязательным предметам (+7,7 %), доля участников ОГЭ, достигших предметных результатов на базовом уровне по предмету «Математика» (+9,3 %), достигших предметных результатов выше базового уровня по предмету «Русский язык» (+3,4 %). Зафиксировано снижение доли обучающихся, не справившихся с заданиями по ВПР в 4, 5, 6 классах как по русскому языку, так и по математике.
В современных условиях для системы образования города Новосибирска стратегически важным направлением является комплексная и планомерная работа муниципалитета по повышению качества образовательных результатов обучающихся. Это неслучайно. Высокое качество образования проявляется не только в высоких достижениях отдельных образовательных организаций, но и в отсутствии большого разброса в результатах между «слабыми» и «сильными» школами. Чем меньше такой разброс, тем в большей степени можно говорить о преодолении факторов неравенства в предоставлении образовательных возможностей. Поэтому в муниципальной системе образования особое внимание уделяется созданию условий, обеспечивающих преодоление разрыва в образовательных возможностях и достижениях детей; переход школ, показывающих низкие образовательные результаты обучающихся, в режим эффективного функционирования – повышение резильентности школ. Ключевыми направлениями в дальнейшем определены следующие:
– усовершенствование системы мероприятий, направленных на повышение эффективности управления образовательными учреждениями;
– наращивание методического сопровождения развития профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций;
– активизация методического сопровождения участия ОО в конкурсах, проектах, грантах различных уровней, инновационной деятельности;
– актуализация комплекса адресных мер по совершенствованию материально-технических, информационно-методических условий, учитывающих потребности школ.
Показатели, индикаторы МСОКО оперативно уточняются в соответствии с целевыми установками федерального и регионального уровней.
Литература
- Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация / Под науч. ред. Ю. Г. Одегова, М.: Информ-Знание, 2002. – 484 с.
- Приказ Минобразования НСО «Об утверждении Концепции управления качеством образования в Новосибирской области на период с 2022 по 2027 год». – Электронный ресурс. – URL: https://edunso.ru/node/7981 (дата обращения: 05.09.2024).
Количество просмотров: 214 |
Добавить комментарий