Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности

 

Ануфриева Татьяна Викторовна,

директор, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 113», Новосибирск, Российская Федерация

 

 

Tatyana V. Anufrieva,

director, municipal state-funded educational institution Lyceum No. 113, Novosibirsk, Russian Federation

 

Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности

Experience of the Lyceum No. 113 of Novosibirsk in implementing pre-profile and profile education within the framework of the regional project «Specialised Class» as the formation of conscious motivation to choose a professional activity

В статье представлен опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированный класс». Рассматриваются особенности организации образовательного процесса, внеурочной деятельности и работа по профориентации, направленная на осознанный выбор профессии в рамках профильного обучения.

Ключевые слова: специализированный класс, профильное обучение, естественнонаучное направление, инженерно-технологическое направление, медицинское направление, внеурочная деятельность, исследовательская деятельность, мотивация к выбору профессиональной деятельности, сотрудничество, социальные партнеры, профильная смена.

 

The article presents the experience of the Municipal State-Funded Educational Institution Lyceum No. 113 of Novosibirsk in implementing the regional project «Specialized Class». It considers the particularities of the organization of the educational process, extracurricular activities and vocational guidance work, with a view to facilitating a considered choice of profession within the framework of profile education.

Keywords: specialized class, profile education, natural science direction, engineering and technology direction, medical direction, extracurricular activities, research activities, motivation to choose a professional activity, cooperation, social partners, profile shift.

 

МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска с момента своего основания особое внимание уделяет политехническому образованию обучающихся, их профессиональной ориентации в соответствии с потребностями рынка труда.

С 2012 года МБОУ «Лицей № 113» является участником регионального проекта «Специализированные классы». За эти годы на базе образовательного учреждения открывались специализированные классы естественно-научного и/или инженерно-технологического направления. Развитие естественно-научного профильного обучения медицинской направленности в лицее выбрано неслучайно. Многолетний опыт преподавания предметов естественно-научного цикла (математика, биология, химия) с 8-го класса на углубленном уровне, профильное обучение с 10-го класса, достаточно высокие предметные результаты обучающихся позволили лицею в 2019 году включиться в проект «Медицинский класс», целью которого было формирование у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли.

Инициаторами создания данного проекта выступили главный врач ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 2» Л. А. Шпагина и проректор по воспитательной работе НГМУ К. А. Бакулина. Было заключено трехстороннее соглашение между лицеем, ГБУЗ НСО «ГКБ № 2», НГМУ.

В 2021 году лицей прошел конкурсный отбор в региональном проекте на открытие специализированных классов медицинской направленности.

Школа – первая ступень в подготовке специалиста будущего. Предпрофессиональное образование медицинской направленности предполагает сочетание профильного обучения и освоение практико-ориентированных внеурочных курсов, связанных с современными направлениями медицины. Медицинский класс позволяет создать условия для профессионального самоопределения обучающихся, повышения их образовательного уровня, привлечения интереса к науке и научным исследованиям в различных отраслях медицины и т.п. Для всех нас важно, чтобы в медицину шел не случайный абитуриент, а человек, уже имеющий представление о работе врача.

В этой связи хочется привести слова немецкого философа, экономиста, общественного деятеля Карла Маркса (1818–1883), характеризующие важность верного выбора своего жизненного пути: «Профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту».

Безусловно, «Медицинский класс» стал тем инновационным проектом, который позволил образовательному учреждению, ведущим ВУЗам нашего города, учреждениям здравоохранения различного уровня, иным организациям объединить усилия по популяризации медицинских профессий.

 

Учебный план специализированных классов предусматривает получение углубленных знаний по профильным предметам: математике, физике, информатике, химии и биологии. Для инженерного направления обязательным для изучения является черчение и компьютерная графика, аддитивные технологии.

Участие в практикумах, выполнение лабораторных работ, подготовка исследовательских индивидуальных проектов позволяют расширить запас теоретических знаний и помогают обучающимся выработать необходимые навыки. Изучение дополнительных учебных предметов, курсов из части, формируемой участниками образовательных отношений, направлено на расширение знаний в областях по направлениям специализированных классов.

Важной составляющей образовательной программы медицинского специализированного класса является дополнительная предпрофессиональная подготовка на базе ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» по программе «Сестринское дело» на уровне среднего общего образования. По результатам обучения выпускникам вручаются удостоверения.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью реализации основной образовательной программы. Она объединяет все виды деятельности обучающихся, в которых возможна реализация задач по их воспитанию и социализации. Каждый ребенок имеет возможность осуществить «социальные пробы» по каждому из направлений.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором в различных форматах:

– профориентационные встречи;

– экскурсионные мероприятия в профильные организации, а также в организации, являющиеся социальными партнерами;

–  профильные образовательные смены;

– профессиональные пробы моделирующего и практического уровней, проводимые на специализированных площадках с участием наставников (очный и онлайн форматы)

– участие в олимпиадах, чемпионатах, конференциях, турнирах и др.

В рамках образовательной программы у обучающихся специализированных классов есть возможность заниматься олимпиадной подготовкой по профильным предметам, изучать работу в программах САПР и аддитивные технологии; учиться управлять беспилотными авиационными системами на спецкурсе «Управление беспилотными авиационными системами»; использовать исследовательские цифровые лаборатории для решения экспериментальных задач, осваивая курс «Цифровые лаборатории в физическом эксперименте»; принимать участие в Турнире юных физиков, Турнире юных естествоиспытателей и Медицинском Турнире Школьников; решать сложные задачи в рамках спецкурса «Олимпиадная физика», программа которого основана на курсе олимпиадной подготовки проекта «Физтех – регионам».

Кроме того, обучающиеся лицея занимаются журналистикой, ведут новостной канал образовательного учреждения, изучают особенности английского языка в текстах научной и технической направленности на спецкурсе «Английский язык для физиков».

Учителями физики разработана программа для дистанционного обучения «Цифровые лаборатории PASCO для физиков». Обучение по этой программе на базе Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей одаренных детей «Альтаир» с 2020 года проходят обучающиеся Новосибирска и Новосибирской области.

В рамках внеурочной деятельности медицинских специализированных классов разработаны и реализуются следующие спецкурсы:

  • «Атлас медицинских профессий» (предполагает знакомство с Атласом новых профессий в медицине, перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет);
  • курс «Медицина – мой выбор» (помогает обучающимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширяет представление учащихся о научно-обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, способствует формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях);
  • курс «История медицины» (призван показать на материалах исторического развития неразрывную связь медицины с явлениями общественной жизни, с общей культурой человечества, передовой естественнонаучной философской мыслью, ознакомить будущих врачей с историей мировой и отечественной медицины);
  • спецкурс «Этика и психология медицинского работника; «Медицинская генетика».

Интерес у наших учеников вызывают курсы «Эволюция органов и их систем», «Практикум по микробиологии» (сотрудничество с НГПУ), «Решение расчетных задач по химии с медико-биологическим содержанием» и другие.

Каждый обучающийся специализированного класса выстраивает для себя индивидуальный образовательный маршрут, в который включаются все направления работы в соответствии с учебным планом и планом внеурочной деятельности, а также дополнительным образованием обучающегося. Внеурочная деятельность включает не менее 10 часов.

Для успешной реализации проекта, программы специализированных классов образовательное учреждение располагает всеми ресурсами:

– высококвалифицированные педагогические работники, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию;

– специалисты из числа профессорско-преподавательского состава ВУЗов, СПО, имеющие опыт работы в классах естественно-научного, инженерно-технологического и медицинского профилей;

– современное учебно-лабораторное оборудование по профилям, обеспечивающим организацию исследовательской и проектной деятельности;

– условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности;

– условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся и работников общеобразовательной организации.

В Концепции профильного обучения заявлено, что профильное обучение в старших классах общеобразовательных школ предполагает разнообразие интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению [1, 2]. Одно из главных преимуществ профильного обучения – возможность учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования. Формирование профессиональных интересов-сложный диалектический процесс. Процесс выполняет свои функции успешно, если осуществляются не отдельные профориентационные взаимодействия, а их система, представляющая взаимодействие факторов и условия развития профессиональной мотивации.

Решение этой задачи предполагает внедрение разнообразных форм, методов и средств (медицинские классы, профильные медицинские смены, олимпиады по медицине, конкурсы по оказанию первой доврачебной помощи, участие в акциях, волонтерском движении, социальной практике и проектировании, мастер-классах), обеспечение взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Реализация такого масштабного проекта невозможна без грамотно выстроенного сотрудничества с образовательными организациями высшего и среднего образования, с учреждениями здравоохранения.

В МБОУ «Лицей № 113» выстроены партнерские отношения с рядом организаций. Цель - организация исследовательской, просветительской и научно-методической работы в рамках реализации совместных проектов. Среди ФГБОУ ВО: НГТУ, СГУГиТ, НГПУ, НГАСУ, НГМУ, НГАУ, а также ИЦиГ СО РАН, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Информационно-методический центр Новосибирского района, ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж», ГБУЗ НСО «ГКП» №№ 2,7,17, «Областной комплексный центр социальной реабилитации «Надежда», Всероссийское общественное движение добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики» и другие.

Продолжается сотрудничество образовательного учреждения с ФГАОУ ВО Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет). Обучающиеся специализированных классов принимают активное участие в олимпиаде «Физтех».

Важную роль в организации обучения играет психолого-педагогическое сопровождение обучающихся специализированных классов. Педагог-психолог совместно с участниками образовательных отношений решает задачи по созданию условий для снижения уровня тревожности обучающихся, содействует преодолению возможных психологических трудностей обучающихся, формирует психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам закономерностей возрастного развития и особенностей обучения детей в специализированных классах.

Ежегодно на базе образовательного учреждения реализуется программа летней профильной смены для обучающихся специализированных классов с целью поддержки и сопровождения профильного обучения. Участие школьников в профильном лагере – хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности, возможность общаться с теми, кто разделяет увлечения ребят, обмениваться с ними опытом, пополнять свои знания, а также получить представления о различных профессиях.

Рабочая программа профильной смены «Внуки Гиппократа» относится к медико-биологической направленности с элементами научно-исследовательской деятельности и является модифицированной и адаптированной к среднему и старшему школьному возрасту. Профильная смена проходит под девизом: «Мы учимся не для школы, мы учимся для жизни!» («Non scholae, sed vitae discimus»).

Программа посвящена изучению системы научных знаний и практической деятельности, позволяет связать изучаемый теоретический материал с жизнью, применить полученные знания на практике. Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений в повседневной жизни и сочетании тренировочных занятий (под руководством квалифицированных преподавателей) и различных игровых познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения и знания из различных областей науки.

Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников негативного отношения к вредным привычкам. Программа предусматривает последовательное расширение знаний в области медицины для детей, увлекающихся её изучением. Это поможет юным медикам углубить знания о взаимосвязи организма с окружающей средой. Программа имеет ярко выраженную профориентационную направленность и предусматривает знакомство с профессиями врача и медсестры, а также ознакомление детей с методиками медицинских и физиологических исследований, приёмами оказания первой доврачебной помощи, народной медициной. Ежедневные занятия выстроены таким образом, что необходимые задачи в обучении имеют понятную структуру, увлекательны, создают мотивацию для получения новых знаний.

Программа профильной смены «Проектная» для обучающихся специализированных классов естественно-научного и инженерно-технологического направления имеет образовательный акцент, но это все же неформальное образование. Ведь в течение очень непродолжительного времени у каждого участника смены есть возможность сменить направление своей деятельности, попробовать себя в коммуникации в разных группах, а большая экскурсионная программа направлена на формирование осознанного выбора будущей профессии. Выполняемые в течение смены проекты могут быть коллективными, краткосрочными, и в тоже время, осваивая исследовательские компетенции, ребёнок получает возможность в продвижении собственного проекта. В информационно и культурно насыщенной среде ребенок имеет возможность выстраивать собственную образовательную траекторию в соответствии со своими склонностями, способностями, интересами.

Особенностью летней профильной смены, реализованной в июне 2024 года, стала подготовка к заключительному этапу Турнира юных естествоиспытателей. На занятиях участники смены имели возможность организовывать собственные эксперименты, проводили исследования по проблемам задач Турнира юных естествоиспытателей, в том числе активно использовались возможности Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Альтаир». Состоялись учебные бои между командами по правилам турнира. Итогом летней профильной смены стало успешное участие команды лицея во всероссийском Турнире юных испытателей в Москве.

В образовательном учреждении реализуется Программа профессионального самоопределения обучающихся «#ПРОФориентир_113». В рамках данной программы среди профориентационных форм работы выделяется участие обучающихся специализированных классов в Межрегиональном творческом конкурсе «Российская школа фармацевтов». Российская Школа Фармацевтов – это профессионально-интеллектуальное состязание для учеников 10-х классов общеобразовательных школ и студентов 1 курсов средне-специальных учебных заведений. Организаторы конкурса – СПХФУ и МБНПК «Цитомед». Конкурс помогает разнообразить учебный процесс и еще больше увлечь старшеклассников естественными науками, а также выявить талантливых и мотивированных ребят, дать им шанс на бесплатное обучение и именную стипендию в одном из лучших отраслевых вузов страны.

В отечественных медицинских вузах трансформируется система профориентационной работы, активно внедряются современные технологии профориентации, поэтому участие обучающихся лицея стало традиционным в Медицинском Турнире Школьников (далее - МТШ) на базе института медицины и психологии им. В. Зельмана при НГУ.

МТШ – командное соревнование школьников, в котором учащиеся, кроме фундаментальных знаний по химии, биологии и медицине, показывают своё умение решать научные проблемы, доказывают свою правоту в форме дискуссии с другими школьниками, а также получают компетентную оценку со стороны экспертов. Турнир нацелен на развитие у учащихся среднего и старшего звена интереса к выбранной в будущем профессии врача, а также навыков грамотного и структурированного изложения своих мыслей, аргументированного доказательства своей точки зрения, независимой и взвешенной оценки.

Часть школьников прошли дополнительное обучение через Проектную смену «Охотники за бактериями», научно-образовательную программу «Школа системной биологии», образовательную программу по генетике на базе Образовательного центра «Сириус».

В рамках сотрудничества с ВУЗами, СПО, производственными предприятиями, а также научными организациями проведены различные профориентационные мероприятия:

- НГАУ: экскурсии в лаборатории инженерно-технологического факультета, выполнение индивидуальных исследовательских проектов под руководством преподавателей ВУЗа, День открытых дверей;

- НГМУ: организованы и проведены экскурсии в Историко-просветительский центр НГМУ, анатомический музей, аттестационно-симуляционный центр, День открытых дверей, встреча со студентами различных факультетов;

- ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»: проведение медицинских практикумов, экскурсии в лабораторию клинического анализа, стоматологии и ортопедии, участие в акции «День анестезиолога и реаниматолога», проведение мастер-классов по оказанию первой медицинской помощи при остановке сердцебиения и дыхания, «Дни медицинских праздников»; классные часы для учащихся 8-9 классов «Всемирный день отказа от курения», «Всемирный День борьбы со СПИДом», организован видео-мост с медицинским колледжем по профориентации;

- ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница № 2»: практическое знакомство с работой различных отделений больницы и поликлиники, практические занятия в отделениях во время профильной смены, присутствовали на операциях;

- ГБУЗ НСО «Городская поликлиника № 7»: знакомство с направлениями деятельности поликлиники и работой персонала, с правилами целевого набора и дальнейшего обучения;

- ГАУ СО НСО ОКЦСР «Надежда»: знакомство с уникальным оборудованием центра, позволяющим пациентам эффективно восстанавливаться и проходить программы реабилитации после инсульта.

Ведущими врачами ООО «МЕДИЦИНА» были организованы лектории: «Детская травматология и ортопедия», «Пластическая хирургия», «Кардиология и кардиохирургия», «Гинекология» и др.

НИИТПМ-филиал ИЦиГ СО РАН организовал проведение практикумов: «Наука и медицина. Особенности проведения исследований», «Разработка врачом-диетологом рекомендаций по здоровому образу жизни с использованием дневника питания и показателей состава тела», «Правила взятия и определение группы крови», «Физическая активность и методы ее оценки», «Введение в лабораторную диагностику. Работа с биологическим материалом. Методика определения группы крови и резус-фактора».

Сотрудничество с широким спектром организаций и предприятий позволяет привлекать кадровые и материально-технические ресурсы указанных выше организаций, использовать научное оборудование, развивать систему дуального образования.

Нельзя не сказать о научно-исследовательской деятельности обучающихся специализированных классов. Работа с одаренными детьми осуществляется при помощи организованного более 20 лет назад Научного общества учащихся. Оно появилось в целях создания условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности, организации творческой деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных отраслях науки и техники, для ранней профориентации обучающихся, обучения учеников навыкам самостоятельной исследовательской деятельности, популяризации современных достижений науки, техники, искусства.

Школьники, увлеченные изучением отдельных предметов, активно участвуют в научно-практических конференциях и интеллектуальных конкурсах различного уровня. При работе учащихся над исследованиями особое внимание уделяется их самостоятельности, использованию оборудования, соблюдению основных этапов исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, теоретическое описание явления). При невозможности провести эксперимент в стенах образовательной организации привлекается материально-техническая база ВУЗов, больниц или поликлиник.

Такая работа приносит свои результаты. Обучающиеся специализированных классов являются победителями и призерами многочисленных олимпиад, чемпионатов, проектов, турниров. Среди них:

  • международная конференция молодых ученых (участники), г. Измир, Турция;
  • международный форум технологического развития «Технопром» (дважды обладатели Кубка губернатора НСО);
  • Национальная технологическая олимпиада (компетенция «Решение комплексных инженерных задач»);
  • всероссийские олимпиады (РНИМУ им. Пирогова, Сеченовская олимпиада по химии и биологии);
  • всероссийские междисциплинарные технологические соревнования для обучающихся «Техно-вызов: инженеры будущего» (призеры в номинации «Аддитивные технологии»), г. Санкт-Петербург;
  • всероссийская олимпиада по 3D-технологиям (победители), г. Санкт-Петербург;
  • всероссийский проект «Атлас почвенных микроорганизмов»;
  • всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Д. И. Менделеева;
  • всероссийский финал конкурса исследовательских работ школьников им. В. И. Вернадского;
  • региональные: НПК «Шаг в науку», чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» (в компетенции «Изготовление прототипов», «Инженерный дизайн САПР»), победители регионального этапа всероссийской олимпиады школьников;
  • Сибирский Турнир юных физиков и другие.

Летом 2024 года команда учащихся специализированных классов стала победителем (ГРАН-ПРИ Аддитивная фабрика БАС) регионального проектно-образовательного интенсива «Остров 2024: Новосибирск», продемонстрировав свои умения в изготовлении, сборке и управлении беспилотными летательными аппаратами.

В Москве состоялся финал Всероссийского Турнира юных естествоиспытателей, по результатам которого команда наших лицеистов стала абсолютным победителем.

Очень важным и интересным направлением для обучающихся и педагогов стало участие и обучение в профильных программах Образовательного центра «Сириус», Регионального центра «Альтаир», в том числе, в дистанционном формате.

В образовательной организации стало доброй традицией в конце учебного года подводить итоги деятельности всех участников образовательных отношений на общешкольной конференции «Ассамблея достижений “Грани успеха”». Этому ежегодному мероприятию мы придаём особое значение, потому что «Грани Успеха» – это результат позитивных процессов в лицее, это инновационные точки роста педагогического коллектива, это высокие достижения наших обучающихся, в том числе и специализированных классов, это неоценимая роль родительской общественности в укреплении позиций учреждения на разных уровнях, повышении конкурентоспособности наших выпускников в будущем, а, в конечном счете, – их востребованности и успешности во взрослой жизни.

Отрадно, что выпускники лицея уже не один десяток лет становятся студентами инженерных, технических и медицинских специальностей таких высших учебных заведений, как НГТУ, НГАСУ, НГУ, НГМУ, а также высших учебных заведений других городов России.

 

Литература

 

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – Электронный ресурс. – URL: https://base.garant.ru/184895/#block_1000 (дата обращения 28.08. 2024).
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 2783 Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. –Электронный ресурс. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения 28.08.2024).
Количество просмотров: 107  

Добавить комментарий

Target Image
1. Опыт работы МБОУ «Лицей № 136» города Новосибирска по реализации регионального проекта «Специализированные классы» №31/2024 Новосибирск
2. Опыт работы МБОУ «Лицей № 113» города Новосибирска по реализации предпрофильного и профильного обучения в рамках реализации регионального проекта «Специализированный класс» как формирование осознанной мотивации к выбору профессиональной деятельности №31/2024 Новосибирск
3. Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации: опыт работы стажировочной площадки «Среда – третий педагог» №31/2024 Новосибирск
4. Система сопровождения образовательных организаций города Новосибирска в вопросах повышения качества образования с учетом факторов риска и выявленных дефицитов №31/2024 Новосибирск
5. Взаимодействие педагогических работников общеобразовательного и дошкольного учреждения в рамках преемственности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ №30/2024 Новосибирск
6. Модель «Школа – навигатор будущего» – среда возможностей и личностного развития учащихся в координатах XXI века №30/2024 Новосибирск
7. Полиэтническая школа – пространство для диалога №29/2024 Новосибирск
8. Эффективные методы и технологии в организации работы с педагогами как одно из условий повышения качества дошкольного образования №29/2024 Новосибирск
9. Молодежь и ее отношение к традиционной народной культуре №29/2024 Новосибирск
10. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОТКРЫТЫЙ ВЗГЛЯД НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА №28/2023 Новосибирск
11. ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ №28/2023 Новосибирск
13. О СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ШКОЛ С РИСКАМИ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ №28/2023 Новосибирск
14. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ВОПРОСАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (опыт реализации кураторской методики в муниципалитете в работе со ШНОР) №28/2023 Новосибирск