Проект «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» – специфика, принципы и подходы в реализацииОберемок Светлана МихайловнаВ статье раскрыты базовые принципы и подходы в реализации муниципального практико-ориентированного проекта, направленного на повышение качества дошкольного образования Ключевые слова: «НовоСибСад», проект, принципы, развитие. The article reveals the basic principles and approaches in the implementation of a municipal practice-oriented project aimed at improving the quality of preschool education Keywords: project, principles, development. |
Инженерная лаборатория для дошкольников: воспитываем будущих новаторов с раннего возрастаТимофеева Виктория Викторовна, Дрокина Елена СергеевнаСтатья посвящена актуальной теме раннего развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста. В ней рассматривается опыт МАДОУ д/с № 14 по созданию инновационной образовательной среды, направленной на развитие технического творчества у дошкольников. Авторы подчеркивают важность инженерного образования для формирования будущего поколения специалистов в условиях современного технологического прогресса. В статье описаны ключевые этапы развития инженерного творчества в детском саду – от создания инженерной лаборатории до участия в конкурсах и фестивалях. |
Управление ресурсными возможностями стажировочной площадки как одно из направлений развития дошкольной образовательной организацииРыжкова Светлана Николаевна, Мелькова Вера АлександровнаВ статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации в рамках городской стажировочной площадки «НовоСибСад» по направлению «ЮныйИнженер». Этот опыт оказался успешным благодаря грамотному управлению ресурсами как самой стажировочной площадки, так и детских садов, участвующих в ней в качестве стажеров. Инновационные методы формирования инженерного мышления у детей дошкольного возраста включают использование современных технологий в образовании, а также объединение существующих методик, их систематизацию и распространение. |
Стажировочная площадка «НовоСибСадЮныйИнженер»: первые шаги реализации проектаШаерман Татьяна Викторовна, Гросс Яна АлексеевнаВ статье представлен промежуточный опыт функционирования стажировочной площадки по развитию раннего инженерного мышления у дошкольников. Содержится описание системы функционирования площадки, а также разнообразные формы организации деятельности с педагогическими работниками. Ключевые слова: «НовоСибСад», стажировочная площадка, стажеры, конструирование, робототехника, инженерное мышление, интерактивность, практико-ориентированность.
|
Среда как условие успешной социальной адаптации детей иностранных граждан в ДОО с сохранением пространства культурной идентичности всех участников образовательного процессаГусельникова Юлия Анатольевна, Гичкина Елена Валентиновна, Фокина Ольга ЕвгеньевнаВ статье представлен опыт участия дошкольной образовательной организации в муниципальном проекте «НовоСибСад» в направлении создания этнокультурной образовательной среды, которая является эффективным средством успешной социальной адаптации детей иностранных граждан. Ключевые слова: «НовоСибСад», проект, дошкольная образовательная организация, дети иностранных граждан, этнокультурная образовательная среда.
|
Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанниковКлимова Лариса Юрьевна, Попова Анна Вадимовна, Береговая Инна ЮрьевнаВ статье рассматриваются современные активные формы разноплановой работы детского сада с семьями воспитанников. Представлен опыт реализации эффективной практики взаимодействия и просвещения родителей (законных представителей) обучающихся, основанный на принципах единства и партнёрства в рамках муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования». Представленные принципы партнёрских отношений определяют содержание, организацию и методику совместной работы. |
Успешный школьный старт. Проблемы, решения, перспективыВабищевич Светлана Геннадьевна, Игольникова Анна ВладимировнаАвторы статьи ставят перед собой цель привлечь внимание педагогического сообщества к проблематике обеспечения готовности детей к школе, обусловленную отсутствием системы взаимодействия представителей дошкольного и начального общего образования. Актуализируют необходимость объединения усилий педагогического сообщества в вопросах обеспечения преемственности и раскрывают возможные направления и способы взаимодействия педагогов ДОУ и школы. |
Процесс формирования сюжетной игры в детском саду «Кроха»Зонова Надежда Николаевна, Оберемок Светлана МихайловнаВ статье раскрыт процесс осмысления и проживания педагогами личного детского игрового опыта, который стал отправной точкой в развитии сюжетно-ролевой игры в детском саду. Ключевые слова: «НовоСибСад», сюжетно-ролевая игра, технологическая карта, игровая среда, детский игровой опыт. This article describes the experience of a kindergarten of comprehending and living a personal children's gaming experience, which became the impetus for the development of the plot-role-playing game of preschoolers. |
«НовоСибСад» – модель успешного инновационного развития дошкольной образовательной организацииСержанова Людмила Николаевна, Михайлова Оксана Николаевна, Калашникова Елена ВитальевнаВ статье описан опыт использования инновационных форм и методов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 473 «Мир» в рамках реализации муниципального проекта «НовоСибСад – территория развития дошкольного образования» в направлении «Юный патриот». Ключевые слова: «НовоСибСад», нравственно-патриотическое воспитание, инновационные технологии, единое образовательное пространство, стажировочная площадка.
|
Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольниковСударева Татьяна Алексеевна, Климова Марина Витальевна, Сержанова Людмила НиколаевнаВ статье актуализируется проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Описан опыт реализации проекта «Музей народного быта как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников», включающего создание музея «Русская горница». Ключевые слова: «НовоСибСад», музейная педагогика, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольники, музей.
|
Развивающая предметно-пространственная среда как фактор разностороннего развития личности дошкольникаГазизова Анна Михайловна, Малова Ася Александровна, Самойлова Ольга АлександровнаСтатья посвящена организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Авторы описывают организацию РППС групп с помощью центров активности. Ключевые слова: Развивающая предметно-пространственная среда, ФГОС ДО, ФОП ДО, центры активности.
|
Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речиКриулина Елена ПетровнаВ статье представлен опыт работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по использованию нейропсихологических игр и упражнений для активизации речевой деятельности. Ключевым направлением коррекционной работы учителя-логопеда является развитие двигательной сферы ребёнка. Представленный комплекс нейропсихологических игр и упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи оказывает существенную помощь в овладении детьми речевыми навыками. |
Особенности развития младших школьников с задержкой психического развитияАльшаева Олеся АлександровнаСтатья посвящена исследованию особенностей развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Изучение особенностей развития таких школьников актуально из-за роста числа детей с этой проблемой. Анализ факторов, влияющих на развитие эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, внимания, речи и поведения у детей с задержкой психического развития, связан с риском формирования девиантного поведения у этой группы детей. |
Конкурсное движение в рамках курса ОРКСЭ как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся и профессионального роста педагоговБобинова Светлана Вячеславовна, Королькова Ольга ОлеговнаВ статье представлен опыт реализации конкурсного движения в рамках курса ОРКСЭ. Охарактеризованы основные формы конкурсного движения в ММО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР, приведены примеры олимпиадных заданий. Ключевые слова: конкурсное движение, курс ОРКСЭ, духовно-нравственное воспитание, педагогический профессионализм.
|
Потенциал использования авторского пособия «Галечный конструктор» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возрастаБаландина Антонина Владимировна, Завьялова Татьяна ВалериевнаВ статье раскрывается потенциал использования авторского пособия в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности. Уникальность пособия состоит в гармоничном сочетании традиционных дидактических подходов к личностному развитию дошкольников и элементы арт-терапии, благотворно влияющие на психоэмоциональное состояние детей. Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, дети с ОВЗ, арт-терапия, составляющие конструктора, варианты игр, педагогическая ценность.
|
«Тьюторство сверстников» как ресурс инклюзивного подхода в дошкольной педагогикеКаночкина Ольга ЕвгеньевнаВ статье представлен опыт комбинирования инклюзивной работы в компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, методик программы дошкольного образования «ПРОдетей» под редакцией Е. Г. Юдиной, Е. В. Бодровой и новаторских идей Президента АНО «Центр проблем аутизма: образование, исследования, защита прав» Екатерины Мень. Работа представляет интерес для педагогов всех уровней образования и разных степеней вовлечения в инклюзивную педагогику, а также для родительской аудитории. |
Формирование связного высказывания в ходе логопедической работы по подготовке к школьному обучению дошкольников с общим недоразвитием речиМаксименко Марина АлександровнаСтатья посвящена изучению формирования связного высказывания в процессе логопедической подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к школьному обучению. Описаны возможные методы, используемые для развития речи в рамках логопедической работы. Ключевые слова: связное высказывание, подготовка, дошкольник с общим недоразвитием речи.
|
Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в процессе уроков по изобразительной деятельностиЧерепова Вера ЮрьевнаВ статье описаны особенности связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Рассматривается развитие связной речи у данной категории детей в процессе уроков по изобразительной деятельности. Ключевые слова: связная речь, дети младшего школьного возраста, нарушение слуха.
|
Индивидуальная проектная деятельность по искусству как способ формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях общеобразовательной школы на примере МБОУ ПГО «СОШ № 20» г. ПолевскогоЗапольская Оксана АвролидовнаВ статье рассматривается роль индивидуальной проектной деятельности в школьном образовании; особенности формирования и развития компетенций при использовании метода проектов образовательной области «Искусство» в общеобразовательном учреждении, подчеркивается важность использования потенциала искусства для решения главной задачи: развития умений и навыков, позволяющих каждому ученику в будущем самореализоваться и стать активным членом общества; описываются условия организации проектной деятельности в рамках предметной области «Искусство», а также проанализирован опыт развития ключевых компет |
Развитие читательской грамотности на уроках изобразительного искусства: применение цифровых технологий и методов активного обученияСметанникова Людмила ПетровнаВ статье рассматривается вопрос использования цифровых технологий для повышения читательской грамотности на уроках ИЗО. Представлены примеры применения различных методов и подходов, направленных на развитие навыков чтения и понимания текстов, связанных с изобразительным искусством. Ключевые слова: читательская грамотность, цифровые технологии, изобразительное искусство, компетенции.
|
Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста с использованием игровой модели (из опыта работы)Киприянова Ксения ВалериевнаВ статье описана игровая модель «Собирайся на пикник», применяемая на занятиях сольфеджио в младших классах для работы над развитием чувства ритма. Чувство ритма необходимо для успешных занятий музыкой, у детей оно воспитывается во время специально организованной деятельности. Ключевые слова: сольфеджио, младший школьный возраст, чувство ритма, игровая модель. |
Лингвистический анализ текста как прием подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языкуМельник Ирина ИвановнаСтатья посвящена описанию опыта работы учителя по использованию приема лингвистического анализа текста. Автор представил результаты практической деятельности учащихся по классификации тропов, стилистических фигур, лексических и синтаксических средств выразительности и их роли в художественном произведении на примере анализа эпизода «Сон Гринева» из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». |
Образовательные и социальные дефициты детей мигрантов. Пути их преодоленияМартасова Оксана ВикторовнаСтатья посвящена теме интеграции и адаптации детей мигрантов. Особое внимание уделяется образовательным и социальным дефицитам учащихся, препятствующим аккультурации иностранных граждан. Целью работы явилось исследование проблемы адаптации детей мигрантов с опорой на менталитет нации и блокировку смыслов русского языка в результате существования языкового барьера. |
Урочная и внеурочная деятельность в специализированных медицинских классахЖукова Алла ГеоргиевнаВ статье рассматриваются особенности урочной и внеурочной деятельности в специализированных медицинских классах, подчеркивается важность кооперации между общеобразовательными учреждениями, высшими учебными заведениями и медицинскими организациями. Описаны инициативы Образовательного центра «Горностай», включая проведение лекций ученых в рамках проекта «Академический час» по медицине, химии и биологии, а также экскурсии в научно-исследовательские институты, которые знакомят учащихся с современными направлениями науки. |
Повышение уровня функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятияхТиунова Ольга ВасильевнаСтатья посвящена проблеме повышения уровня естественно-научной грамотности обучающихся с использованием учебно-методических материалов во время уроков и во внеурочной деятельности при подготовке проекта. Рассмотрены используемые методики и представлены результаты работы. Ключевые слова: естественно-научная грамотность, химия, деятельностный подход, учебно-методические материалы.
|
Интеграция школьных предметов «Информатика» и «Труд (технология)» в свете требований ФОПДемьянова Людмила Васильевна, Коваль Светлана Николаевна, Соседкина Наталия ВалерьевнаВ статье анализируется содержание курсов ФОП по предметам «Информатика» и «Труд (технология)», обосновывается необходимость разных форм интеграции этих предметов. Предлагаются возможные пути формирования межпредметных связей для достижения образовательных результатов, обозначенных ФГОС ООО. Ключевые слова: информатика, технология, труд, ФОП, ФГОС, интеграция, материальная база, содержание образования.
|
Формирование культуры здоровья обучающихся посредством школьного спортивного клубаБиллингер Иван ЮрьевичВ статье представлен опыт работы МБОУ СОШ № 45 по формированию культуры здоровья обучающихся посредством организации систематической деятельности школьного спортивного клуба «45 Легенд». Выявлены и описаны эффективные педагогические условия, обеспечивающие достижение желаемых результатов в формировании у обучающихся культуры здоровья. Представлено интегративное учебно-методическое обеспечение деятельности школьного спортивного клуба. |
Теоретические основы интеграции робототехники в дополнительное образованиеБыкова Евгения Сергеевна, Колдин Павел СергеевичВ статье рассмотрены теоретические основы интеграции робототехники в систему дополнительного образования. В частности, описаны методы, применение которых в обучении робототехнике позволяет повысить эффективность занятий. Отмечены преимущества интеграции робототехники в дополнительное образование. Ключевые слова: дополнительное образование, робототехника, методы обучения.
|
№31/2024 Новосибирск
Статей в выпуске: 39 |